Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Линейная перспектива




Задачи линейной и воздушной перспектив.

 

Формы окружающих нас предметов и их величины зрительно изменяются в зависимости от положения в пространстве и расстоянии по отношению кзрителю. Эти изменения форм и величин происходят по определенным законам, которые изложены в системе перспективы.

Перспектива- это наука об изображении предметов в том виде,в каком они представляются зрителю в натуре. Таким образом, перспектива призвана устанавливать законы и правила изображения предметов с учетом кажущихся изменений формы, размеров и цвето-тоновых отношений окружающих тел,освещения,воздушной среды и т. П.

Подобно тому, ка различают тоновой и контурный рисунки, так и вперспективе определяют 2 основных вида: воздушную и линейную.

Задачей воздушной перспективы является решение вопросов, связанных с изображением видимых цветовых и тоновых изменений предметов при из различном освещении и местоположении относительно зрителя. Для решения этих вопросов необходимо знание многих законов физики, раскрывающих сущность оптических явлений, а так же психологии и физиологии зрительного восприятия человеком окружающего пространства.

Задача линейной перспективы-построение очертаний или контуров изображения различных тел так, чтобы вечатления об очерке предметов при наблюдении и х в пррироде и на рисунке были бы тождественны.

Знание законов и правил перспективы в преподавании рисования в школе имеет первостепенное значение.

 

В художественном опыте восприя тие пространства играе важную роль. Перед художниками стояла очень трудна язадача –изобразить на двух мерной плоскости рисунка трехмерное пространство. В этом помогает линейная перспектива.

В зависимости от способа установления одних и тех же правил построения перспективных изображений.,линейная перспектива подразделяется на две.: 1) собственно линейная или геометрическая, перспектива, для выведения законов которой привлекаются физика и геометрия. Для построения изображения в линейной перспективе, ка правило применяютс ячертежные инструменты, а иногда специальные приборы, вычерчивающие изображение по исходным данным;

2) наблюдательная перспектива. В отличие от линейной правила наблюдательной перспективы устанавливаются не на основе точных геометрических построений, а путем анализа наблюдений и явлений природы. Поскольку основой всякого изображения является рисунок, контур, то правила наблюдатель­ной перспективы служат тем фундаментом, на котором зиждется практика создания реалистических изображений. Не случайно, по- видимому, выдающийся художник и педагог П. П. Чистяков (1832—1919), воспитавший целую плеяду таких замечательных художников, как Поленов, Суриков, Репин, Серов, Врубель и дру­гих, называл наблюдательную перспективу еще и практической.

Однако построение изображений сложных, например, техниче­ских объектов только на основе правил наблюдательной перспек­тивы, во-первых, весьма затруднительно, а во-вторых, может при­вести к неточностям в передаче видимой формы и размеров предметов; построение же рисунков по известным размерам таких объектов вообще невозможно. Подобные задачи с успехом реша­ются путем использования научно обоснованных законов и правил линейной, или геометрической, перспективы и применения чертеж­ных инструментов.

4.1. Сущность теории линейной перспективы и её основные понятия.

 

Линейная перспектива - точная наука, которая учит нас изображать на плоскости предметы видимого мира в соответствии с кажущимся изменением их величины, очертаний и четкости, обусловленных степенью отдаленности от точки наблюдения.

Чтобы лучше понять значение теории, попробуем рассмотреть с определенной точки зрения закономерности перспективного изменения формы одного или группы предметов, видимых через прозрачное стекло, поставленное на некотором расстоянии. Назовем это стекло картинной плоскостью, т. К. на ней будет располагаться наше изображение - картина. Для наглядности очертания предметов нужно обвести жировым карандашом, тушью или другими изобразительными средствами, которые дадут правильное перспективное отображение на картинной плоскости. Подобным методом довольно часто пользовались художники и архитекторы Ренессанса.

Об изучении перспективных явлений художниками эпохи Возрождения свидетельствует одна из гравюр А. Дюрера. Он сделал изображение особого аппарата для точной передачи перспективных явлений при рисовании с натуры. Мы видим на этой гравюре художника, рисующего музыкальный инструмент — лютню, который наблюдает ее одним глазом, сквозь очко и через раму с сеткой из квадратных ячеек. Рама с сеткой удалена от очка настолько, чтобы и раму и лютню можно было увидеть целиком, не поворачивая головы, значит, не перемещая точки зрения. На столе перед художником изображен лист бумаги, также с размеченной на нем сеткой из квадратов, куда, рисуя по клеткам, художник и переносит увиденное через очко.

Гравюра Дюрера изображает процесс получения перспективного изображения на плоской прозрачной картине в том виде, как его представляли себе художники эпохи Возрождения. Точно так этот процесс излагается и в современной теории перспективы. Эта теория предполагает единую и неподвижную точку зрения (глаз) и прозрачную плоскость картины, через которую мы наблюдаем пространство, расположенное за картиной.

Такой опыт можно проделать через оконное стекло, для чего предварительно выбрать какой либо объект. Проведя линии, мы заметим, что избранный нами предмет изменяется по мере удаления от нас. Все наблюдаемые предметы и явления мира в силу особенности восприятия человеческого глаза предстают перед нами в измененном виде. Наиболее наглядно это можно пронаблюдать на примере железной дороги со столбами, стоящими вдоль неё.

Железная дорога по мере её удаления воспринимается нами в сокращенном виде, на линии горизонта сходится в точку или совсем исчезает. Так же и столбы удаляясь выглядят все меньше и меньше, постепенно исчезая из поля зрения. При этом мы знаем, что в действительности перед нами параллельные линии, которые никогда не сходятся. Аналогичному кажущемуся сокращению подлежит все, что мы видим: предметы, вещи и явления. Обратив внимание на это, мы понимаем, что все подчинено одному закону, который называется перспективным сокращением форм в пространстве.

В примере с железной дорогой рельсы и линии электропроводов на столбах стремятся сойтись в одной точке на линии горизонта.

Горизонтом называют и линию, по которой небо кажется граничащим с поверхностью Земли, и пространство неба над этой границей, и видимую наблюдателем поверхность Земли, и всё видимое вокруг наблюдателя пространство, до конечных пределов его.

Условно можно принять, что знакомый нам географический горизонт и перспективный горизонт совпадают. И если мы вообразим бесконечно большую плоскость, горизонтальную и находящуюся на высоте наших глаз, нетрудно представить себе, что вся эта плоскость будет нам видна в виде бесконечной линии.

Плоскость горизонтальная, бесконечная, находящаяся на высоте глаз наблюдателя и видимая как прямая горизонтальная линия, называется в перспективе горизонтом. Перспективный горизонт – это воображаемая горизонтальная линия которую принято называть линией горизонта.

Определить, где находиться линия перспективного горизонта легко. Достаточно взять карандаш и горизонтально приложить его к глазам таким образом, чтобы он оказался в углублении переносицы. А затем медленно, четким движением руки вытянуть карандаш перед собой. В том месте, где линия карандаша будет пересекать пространство, и находиться линия перспективного горизонта.

Место нахождения перспективного горизонта зависит от местоположения наблюдателя, так как всегда находится на уровне его глаз. Если рисующий встанет на стул, то линия горизонта сместиться выше вместе и человеком и будет на уровне его глаз, если рисующий сядет на пол, то перспективный горизонт так же опустится вместе с ним. Все предметы находящиеся ниже этой линии, ниже горизонта, мы видим сверху; все предметы,, находящиеся выше горизонта,-видим снизу. У всякой горизонтальной плоскости, находящейся ниже горизонта мы видим верхнюю поверхность; у плоскости, находящейся выше заданной линии, мы видим нижнюю поверхность.

Уровень линии горизонта так же определяется высотой точки зрения. Точкой зрения принято называть условное расположение взгляда художника относительно изображаемого объекта.

Выбор точки зрения.

Вернемся к примеру с железной дорогой. Пронаблюдав закон перспективного сокращения форм в пространстве, мы выяснили, что рельсы и линии электропроводов на столбах стремятся сойтись в одной точке на линии горизонта. Точки, где сходятся удаляющиеся от нас параллельные линии, называются в перспективе точками схода. Таким образом, все параллельные линии форм стремятся к точкам схода линий.

В перспективе существует понятие главная точка схода. Это точка является проекцией точки зрения на линию перспективного горизонта и находится всегда против наших глаз. В эту точку стремятся линии, расположенные под прямым углом к горизонту.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 2606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.