Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Праблемы выхавання 3/2006




Новое положение ребенка в формирующемся гражданском обществе Беларуси характеризуется тем, что он действительно становится субъектом своего развития. Уважение к его личности, достоинству, при­нятие личностных целей, запросов, интересов, создание условий для его самодвижения и развития — непременное условие гуманистического подхода к образованию.

Педагогическаяподдержка — основа гуманистической педагогики

В. Ф. Жидков,

начальник отдела охраны прав детства и специального образования Могилевского государственного областного института повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования


Р

асширение и углубление личностно ориентированных и развиваю­щих парадигм психологии влияют на развитие педагогических теорий и созда­ют основу для совершенно новой педаго­гической практики, вырастающей, по утверждению Н. Б. Крыловой, на иной культуре воспитания, основой которой яв­ляется внутренняя свобода, творчество, действительный (а не мнимый) демокра­тизм и гуманизм взаимоотношений взрос­лого и ребенка, подростка, юноши [5].

Социально-педагогические модели раз­вития личности традиционно описывались в виде извне задаваемых образцов и нор­мативов. Личностно ориентированная педа­гогика, в основе которой лежит гуманис­тическая педагогика, нацелена на приори­теты индивидуальности, самобытности, самоценности индивида. Учитывая воззрения представителей этого направления, где уче­ник (воспитанник) изначально является но­сителем уникального субъектного опыта и в «образовании происходит «встреча» дан­ного и задаваемого опыта, в координатах которых выстраиваются индивидуальные трассы развития» [5].

В настоящее время в контексте гума­нистической педагогики разрабатывается теория и практика педагогической под­держки детей, в которой многие ученые


и педагоги видят альтернативу авторитар­ному воспитанию. По нашему мнению, данное понятие используется широко и многозначно. Анализ литературных источ­ников позволяет выделить следующие подходы: во-первыху под «педагогической поддержкой» следует понимать систему разноплановых мероприятий, используе­мых в целях дифференциации по жиз­ненным устремлениям, склонностям, ин­тересам и направленных на их выявление и поддержку (И. С. Якиманская) [2]; во-вторых, под этим термином понима­ется сложное образование, которое вос­принимается как переживание положи­тельно окрашенного чувства уверенности в себе, собственной нужности, возника­ющее при сопереживании и получении помощи (И. В. Воронкова, И. Д. Фрумин, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков) [2]; в-третьих, педагогическую поддержку связывают с деятельностью различных служб общества, которые занимаются охраной и защитой социальных прав детей (К. Маклафлин, К. Валстром, Л. Я. Оли-ференко) [2; 4]; в-четвертых, если рас­сматривать этот термин в контексте лич­ностно ориентированного подхода к обра­зованию, где педагогическая деятельность обеспечивает процессы индивидуализации человека в любом возрасте, то под педагогическои поддержкой понимается систе­ма педагогической деятельности, раскрыва­ющая личностный потенциал человека, ко­торый включает в себя: помощь ученикам, педагогам, родителям в преодолении лич­ностных, психологических и социальныхтрудностей (В. П. Бедерханова, Н. Н. Ми­хайлова, С. М. Юсфин) [1]; в-пятых, «пе­дагогическую поддержку» рассматривают как «элемент любого сотрудничества и взаимодействия» (Н. Б. Крылова) [7], поскольку она является проявлением по­зитивного отношения к деятельности че­ловека и готовности содействия его на­чинаниям и самореализации, а это пред­полагает товарищеские отношения. Такое многообразное толкование понятия «педа­гогическая поддержка» вызывает необхо­димость более глубокого анализа.

Слово «поддержка» С. И. Ожегов определяет как «1. Поддержать — оказать кому-нибудь помощь, содействие. 2. По­мощь, содействие — оказать поддержку кому-нибудь». В Толковом словаре В. Даля данное слово связано со значением глаго­ла «поддержать», т.е. поддерживать — служить подпорой для крепости (опорной точкой, надеждой, убежищем); подстав­кой всему, что поддерживает тяжесть; укрепой всем, что придает крепость, прочность, силу. Иначе говоря, поддер­жать — это действие, которое не дает прекратиться, нарушиться тому, что дви­жется — т.е. находится в динамике. В Словаре синонимов слово «поддержать» обозначает: помочь, прийти на выручку, пособить. Таким образом, семантически слова «поддержка», «поддерживать» подра­зумевают помощь, содействие, стремление поддержать, т.е. «не дать упасть», «ока­зать помощь», «выступить в защиту», «не дать нарушиться чему-либо». Это, в свою очередь, позволяет присвоить им опреде­ленные педагогические смыслы: помочь другому обрести уверенность; подкрепить то положительное, что есть в личности; удержать от того, что мешает развитию, является тяжестью, грузом. Иначе говоря, это означает поддерживать саморазвитие, развитие самости, самостоятельности чело­века. Отсюда — главный закон направлен­ности поддержки и способов ее осуществ­ления — саморазвитие личности.

Термин «педагогическая поддержка» для образования стран постсоветского


пространства является относительно но­вым. Хотя именно это понятие «рейа^о-&1са1 зиррог!» (педагогическая поддерж­ка) при характеристике индивидуально­го развития ребенка довольно. часто и широко используют исследователи и пе­дагоги Англии (Коллин Маклафлин), Голландии (Пит Звал), США (Кайла Вал-стром, Джон Романо) [2].

Зарубежные исследователи под дан­ным термином понимают систему совме­стной деятельности педагога и ученика, направленную на сохранение самости последнего, с целью поддержания его в процессах «само» педагогом.

На современном этапе развития образо­вания большинство ученых и педагогов для обозначения многообразия педагогичес­ких действий придерживаются и применя­ют термин «педагогическая поддержка», который был введен в современную рос­сийскую и отечественную педагогику О. С. Газманом в 1995 г. В связи с тем, что именно он является основоположником теории педагогической поддержки, необхо­димо обратиться к анализу его педагоги­ческого наследия по данной проблеме. Под этим термином О. С. Газман пони­мал «совместное с ребенком определение его интересов, целей, возможностей и пу­тей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить человеческое до­стоинство и достигать позитивных резуль­татов в обучении, самовоспитании, обще­нии, образе жизни» [2, с. 15; 5, с. 59]. Причем, основной смысл понятия вклады­вался им в «ключевые слова педагогичес­кой поддержки — проблема ребенка» [2, с. 15; 4, с. 29]. По его мнению, педаго­гический смысл «педагогической поддерж­ки заключается в том, чтобы развивать то, что уже есть у ребенка, а не создавать новые образования». Иначе говоря, поддер­живать, развивать «самость» воспитанника, его самостоятельность.

Поддержка должна осуществляться пе­дагогами в процессе как основного, так и дополнительного образования. Если же рассматривать понятие «образование», то, по всей видимости, оно представля­ется наиболее широким и как одна из форм социализации средством «встроить растущего человека в общее для всех жизненное пространство» [4, с. 28]. По О. С. Газману, образование в этом смыс-






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.