КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Праблемы выхавання 3/2006
Новое положение ребенка в формирующемся гражданском обществе Беларуси характеризуется тем, что он действительно становится субъектом своего развития. Уважение к его личности, достоинству, принятие личностных целей, запросов, интересов, создание условий для его самодвижения и развития — непременное условие гуманистического подхода к образованию. Педагогическаяподдержка — основа гуманистической педагогики В. Ф. Жидков, начальник отдела охраны прав детства и специального образования Могилевского государственного областного института повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования
асширение и углубление личностно ориентированных и развивающих парадигм психологии влияют на развитие педагогических теорий и создают основу для совершенно новой педагогической практики, вырастающей, по утверждению Н. Б. Крыловой, на иной культуре воспитания, основой которой является внутренняя свобода, творчество, действительный (а не мнимый) демократизм и гуманизм взаимоотношений взрослого и ребенка, подростка, юноши [5]. Социально-педагогические модели развития личности традиционно описывались в виде извне задаваемых образцов и нормативов. Личностно ориентированная педагогика, в основе которой лежит гуманистическая педагогика, нацелена на приоритеты индивидуальности, самобытности, самоценности индивида. Учитывая воззрения представителей этого направления, где ученик (воспитанник) изначально является носителем уникального субъектного опыта и в «образовании происходит «встреча» данного и задаваемого опыта, в координатах которых выстраиваются индивидуальные трассы развития» [5]. В настоящее время в контексте гуманистической педагогики разрабатывается теория и практика педагогической поддержки детей, в которой многие ученые и педагоги видят альтернативу авторитарному воспитанию. По нашему мнению, данное понятие используется широко и многозначно. Анализ литературных источников позволяет выделить следующие подходы: во-первыху под «педагогической поддержкой» следует понимать систему разноплановых мероприятий, используемых в целях дифференциации по жизненным устремлениям, склонностям, интересам и направленных на их выявление и поддержку (И. С. Якиманская) [2]; во-вторых, под этим термином понимается сложное образование, которое воспринимается как переживание положительно окрашенного чувства уверенности в себе, собственной нужности, возникающее при сопереживании и получении помощи (И. В. Воронкова, И. Д. Фрумин, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков) [2]; в-третьих, педагогическую поддержку связывают с деятельностью различных служб общества, которые занимаются охраной и защитой социальных прав детей (К. Маклафлин, К. Валстром, Л. Я. Оли-ференко) [2; 4]; в-четвертых, если рассматривать этот термин в контексте личностно ориентированного подхода к образованию, где педагогическая деятельность обеспечивает процессы индивидуализации человека в любом возрасте, то под педагогическои поддержкой понимается система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, который включает в себя: помощь ученикам, педагогам, родителям в преодолении личностных, психологических и социальныхтрудностей (В. П. Бедерханова, Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин) [1]; в-пятых, «педагогическую поддержку» рассматривают как «элемент любого сотрудничества и взаимодействия» (Н. Б. Крылова) [7], поскольку она является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации, а это предполагает товарищеские отношения. Такое многообразное толкование понятия «педагогическая поддержка» вызывает необходимость более глубокого анализа. Слово «поддержка» С. И. Ожегов определяет как «1. Поддержать — оказать кому-нибудь помощь, содействие. 2. Помощь, содействие — оказать поддержку кому-нибудь». В Толковом словаре В. Даля данное слово связано со значением глагола «поддержать», т.е. поддерживать — служить подпорой для крепости (опорной точкой, надеждой, убежищем); подставкой всему, что поддерживает тяжесть; укрепой всем, что придает крепость, прочность, силу. Иначе говоря, поддержать — это действие, которое не дает прекратиться, нарушиться тому, что движется — т.е. находится в динамике. В Словаре синонимов слово «поддержать» обозначает: помочь, прийти на выручку, пособить. Таким образом, семантически слова «поддержка», «поддерживать» подразумевают помощь, содействие, стремление поддержать, т.е. «не дать упасть», «оказать помощь», «выступить в защиту», «не дать нарушиться чему-либо». Это, в свою очередь, позволяет присвоить им определенные педагогические смыслы: помочь другому обрести уверенность; подкрепить то положительное, что есть в личности; удержать от того, что мешает развитию, является тяжестью, грузом. Иначе говоря, это означает поддерживать саморазвитие, развитие самости, самостоятельности человека. Отсюда — главный закон направленности поддержки и способов ее осуществления — саморазвитие личности. Термин «педагогическая поддержка» для образования стран постсоветского пространства является относительно новым. Хотя именно это понятие «рейа^о-&1са1 зиррог!» (педагогическая поддержка) при характеристике индивидуального развития ребенка довольно. часто и широко используют исследователи и педагоги Англии (Коллин Маклафлин), Голландии (Пит Звал), США (Кайла Вал-стром, Джон Романо) [2]. Зарубежные исследователи под данным термином понимают систему совместной деятельности педагога и ученика, направленную на сохранение самости последнего, с целью поддержания его в процессах «само» педагогом. На современном этапе развития образования большинство ученых и педагогов для обозначения многообразия педагогических действий придерживаются и применяют термин «педагогическая поддержка», который был введен в современную российскую и отечественную педагогику О. С. Газманом в 1995 г. В связи с тем, что именно он является основоположником теории педагогической поддержки, необходимо обратиться к анализу его педагогического наследия по данной проблеме. Под этим термином О. С. Газман понимал «совместное с ребенком определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни» [2, с. 15; 5, с. 59]. Причем, основной смысл понятия вкладывался им в «ключевые слова педагогической поддержки — проблема ребенка» [2, с. 15; 4, с. 29]. По его мнению, педагогический смысл «педагогической поддержки заключается в том, чтобы развивать то, что уже есть у ребенка, а не создавать новые образования». Иначе говоря, поддерживать, развивать «самость» воспитанника, его самостоятельность. Поддержка должна осуществляться педагогами в процессе как основного, так и дополнительного образования. Если же рассматривать понятие «образование», то, по всей видимости, оно представляется наиболее широким и как одна из форм социализации средством «встроить растущего человека в общее для всех жизненное пространство» [4, с. 28]. По О. С. Газману, образование в этом смыс-
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |