КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Поддержка детства педагогическими и информационными технологиями
Праблемы выхавання 5/2008 ________ ПАЗАШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОПКА вовнешкольномучреждении (в контексте работы с одаренными детьми) Н. Н. Захожая, старший преподаватель кафедры содержания и методов воспитания Академии последипломного образования
оспитание и поддержка — два компонента педагогического процесса, которые можно вычленить при дифференциации социального и индивидуального в развитии личности. Внешкольное образование и воспитание призвано помочь ребенку усвоить и расширить знания об окружающем мире и способах его познания. Дети при поддержке педагога усваивают правовые нормы, нормы общения, принятые ценности, т.е. все то, что позволит человеку социализироваться, легко интегрироваться в социум, в меняющиеся условия жизни и самосовершенствоваться. Если рассматривать внешкольное воспитание как часть социализирующегося образования, то его можно определить как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых качеств личности и образцов поведения, т.е. приобщение каждого к общему и к должному. В этом контексте мы затрагиваем еще один важный аспект внешкольного образования — индивидуализацию как систему средств, способствующую осознанию растущим человеком своего отличия от других. Педагог-внешкольник призван помочь ребенку в личностном самоопределении и самодвижении (по О. Газману). Рассматривая такие ведущие принципы внешкольного педагогического процесса, как добросовестность, эмоциональная привлекательность, личностная направленность и индивидуализация с учетом природных наклонностей и интеллектуальных способностей каждого ребенка, можно выделить Праблемы выхавання 5/2005 особый педагогический процесс, обеспечивающий индивидуализацию. Это — педагогическая помощь и поддержка в индивидуальном развитии или саморазвитии. В силу своей уникальности и неповторимости ребенок вместе с педагогом развивает полученные знания и опыт, дополняет и совершенствует его. Именно в этом заключается закон творческого поведения, который противостоит функциональному подходу к личности ребенка. Саморазвитие имеет две взаимозависимые части: самосознание и самодеятельность субъекта. Поддержка органично входит в деятельность педагога-внешкольника, так как- он помогает ребенку совершать качественно новый акт — формирование собственных смыслов и целей, активных действий по внутреннему побуждению. Педагог-профессионал помогает становлению личности. Этот процесс протекает по трем направлениям: деятельность, общение, самопознание. От педагога внешкольного заведения зависит преображение сознания подрастающего поколения, поэтому его подготовка должна быть не только профессионально, но и личностно ориентированной, развивающей глубокий интерес к вопросам самопознания и самосовершенствования, раскрывающей механизмы этого процесса, формирующей целостную личность, способную реализовать свой потенциал. Педагог своими действиями, оценками, собственным миропониманием открывает для воспитанников существование социальной жизни и духовной ПАЗАШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОПКА как особой сферы, реализуемой содержанием идей о цели и смысле жизни, о возможностях человека, его свойствах и качествах, об отношениях между людьми. В этих образованиях выявляются особенности самопознания — процесс самопознания и самоанализа. От содержательных характеристик концепции жизни и Я-концепции педагога зависят его возможности в оказании помощи учащимся, стремящимся к самоопределению. Культура жизненного самоопределения рассматривается в современных концепциях воспитания и образования как центральное звено культуры личности, как условие реализации человеком своих сил и способностей. Цель воспитания и образования — помочь человеку научиться жить, т.е. понять себя, определить отношение к себе и к окружающему миру, найти свое место в жизни. Формирование позитивного самосознания (адекватная самооценка, уверенность в себе, обретение чувства собственного достоинства, положительного самоотношения и самоуважения) — основное условие успешной самореализации личности. В процессе самореализации важна внутренняя активность, которая определяется мировоззрением, ценностными ориента-циями, способностями, потребностями, интересами — всем субъективным миром личности. Реализация потенциальных возможностей происходит в процессе творческой деятельности. Творчество — это самосотворение себя и своего мира. Для успешного процесса самореализации личности необходимо создание соответствующих условий. Культурно-досуговая деятельность должна рассматриваться как выполняющая функцию посредника между социальной средой и микромиром личности, способствовать преодолению внутренних конфликтов и осуществлению творческих замыслов. Для успешного процесса самореализации нужны условия и адекватный уровень самосознания личности: удовлетворенность собой и своей жизнью; наличие удовлетворенности в себе и своих силах, в будущем; отсутствие страха и тревожности; положительная оценка окружающих (одобрение); круг значимых других или референтная группа; успех в деятельности. Однако в процессе самореализации молодые люди могут столкнуться с некоторыми трудностями:
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |