Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поддержка детства педагогическими и информационными технологиями




Праблемы выхавання 5/2008



________ ПАЗАШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОПКА

вовнешкольномучреждении

(в контексте работы с одаренными детьми)


Н. Н. Захожая,

старший преподаватель кафедры содержания и методов воспитания Академии последипломного образования


В

оспитание и поддержка — два ком­понента педагогического процесса, которые можно вычленить при дифферен­циации социального и индивидуального в развитии личности. Внешкольное образова­ние и воспитание призвано помочь ребен­ку усвоить и расширить знания об окру­жающем мире и способах его познания. Дети при поддержке педагога усваивают правовые нормы, нормы общения, приня­тые ценности, т.е. все то, что позволит человеку социализироваться, легко интег­рироваться в социум, в меняющиеся усло­вия жизни и самосовершенствоваться. Если рассматривать внешкольное воспита­ние как часть социализирующегося обра­зования, то его можно определить как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ка­честв личности и образцов поведения, т.е. приобщение каждого к общему и к дол­жному. В этом контексте мы затрагиваем еще один важный аспект внешкольного образования — индивидуализацию как си­стему средств, способствующую осознанию растущим человеком своего отличия от других. Педагог-внешкольник призван по­мочь ребенку в личностном самоопределе­нии и самодвижении (по О. Газману).

Рассматривая такие ведущие принципы внешкольного педагогического процесса, как добросовестность, эмоциональная при­влекательность, личностная направленность и индивидуализация с учетом природных наклонностей и интеллектуальных способ­ностей каждого ребенка, можно выделить

Праблемы выхавання 5/2005 ' <



особый педагогический процесс, обеспечи­вающий индивидуализацию. Это — педа­гогическая помощь и поддержка в инди­видуальном развитии или саморазвитии.

В силу своей уникальности и неповто­римости ребенок вместе с педагогом раз­вивает полученные знания и опыт, допол­няет и совершенствует его. Именно в этом заключается закон творческого пове­дения, который противостоит функцио­нальному подходу к личности ребенка. Саморазвитие имеет две взаимозависимые части: самосознание и самодеятельность субъекта. Поддержка органично входит в деятельность педагога-внешкольника, так как- он помогает ребенку совершать каче­ственно новый акт — формирование соб­ственных смыслов и целей, активных действий по внутреннему побуждению. Педагог-профессионал помогает становле­нию личности. Этот процесс протекает по трем направлениям: деятельность, обще­ние, самопознание. От педагога внешколь­ного заведения зависит преображение со­знания подрастающего поколения, поэто­му его подготовка должна быть не толь­ко профессионально, но и личностно ори­ентированной, развивающей глубокий ин­терес к вопросам самопознания и самосо­вершенствования, раскрывающей механиз­мы этого процесса, формирующей целос­тную личность, способную реализовать свой потенциал. Педагог своими действи­ями, оценками, собственным миропонима­нием открывает для воспитанников суще­ствование социальной жизни и духовной


ПАЗАШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОПКА


как особой сферы, реализуемой содержа­нием идей о цели и смысле жизни, о возможностях человека, его свойствах и качествах, об отношениях между людьми. В этих образованиях выявляются особен­ности самопознания — процесс самопоз­нания и самоанализа. От содержательных характеристик концепции жизни и Я-концепции педагога зависят его воз­можности в оказании помощи учащимся, стремящимся к самоопределению.

Культура жизненного самоопределе­ния рассматривается в современных кон­цепциях воспитания и образования как центральное звено культуры личности, как условие реализации человеком своих сил и способностей. Цель воспитания и образования — помочь человеку научить­ся жить, т.е. понять себя, определить отношение к себе и к окружающему миру, найти свое место в жизни.

Формирование позитивного самосозна­ния (адекватная самооценка, уверенность в себе, обретение чувства собственного достоинства, положительного самоотноше­ния и самоуважения) — основное усло­вие успешной самореализации личности. В процессе самореализации важна внут­ренняя активность, которая определяется мировоззрением, ценностными ориента-циями, способностями, потребностями, интересами — всем субъективным миром личности.

Реализация потенциальных возможно­стей происходит в процессе творческой деятельности. Творчество — это самосо­творение себя и своего мира. Для успеш­ного процесса самореализации личности необходимо создание соответствующих ус­ловий. Культурно-досуговая деятельность должна рассматриваться как выполняю­щая функцию посредника между соци­альной средой и микромиром личности, способствовать преодолению внутренних конфликтов и осуществлению творческих замыслов. Для успешного процесса само­реализации нужны условия и адекватный уровень самосознания личности: удовлет­воренность собой и своей жизнью; нали­чие удовлетворенности в себе и своих силах, в будущем; отсутствие страха и тревожности; положительная оценка окружающих (одобрение); круг значимых других или референтная группа; успех в деятельности. Однако в процессе саморе­ализации молодые люди могут столк­нуться с некоторыми трудностями:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.