Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспериментально-психологические исследования возрастных кризисов




Вопросы для самостоятельной работы

1. Каково происхождение современных периодов детства?

2. Каково современное состояние социокультурной периодизации детства?

3. Кризис и проблема трудновоспитуемое™: каково соотношение этих яв­лений?

4. «Культурный возраст» - как можно определить это понятие?

 

 

Рекомендуемая литература

1. Венгер А. Л., Слободчикое В. И., Эльконин Б. Д. Проблемы детской пси­хологии и научное творчество Д. Б. Эльконина // Вопросы психологии. - 1988. -№ 3. - С. 20 - 29.

2. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка // Избр. психол. произв.: В 2 т. -М., 1983.-Т. 1.-С. 281-303.

3. Особенности психического развития детей 6 - 7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. - М., 1988.

4. Эльконин Д. Б. Введение в детскую психологию // Избр. психол. тр. - М., 1989.

Дополнительная литература

5. БожовичЛ. И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. тр. -М.; Воронеж, 1995.

6. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. - М., 1967.

7. Гинзбург М. Р. Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет // Особенности психического развития детей 6 - 7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Элько­нина и А. Л. Венгера. - М., 1988. - С. 36 - 45.

8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избр. психол. про­изв.: В 2 т. - М., 1983. - Т. 2. - С. 94 - 232.

9. Мид М. Культура и мир детства // Избр. произв. - М., 1988.

10. Нежнова Т. А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от до­школьного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ. - Сер. 14: Пси­хология. - 1988. -№ 1. - С. 21 -28.

11. Слободчикое В. И. Категория возраста в психологии и педагогике раз­вития // Вопросы психологии. - 1991. - № 2. - С. 37-49.

12. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в дет­ском возрасте // Вопросы психологии. -1971.- № 4. - С. 39-51.

13. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.

14. Эльконин Д. Б. Послесловие // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984.-Т. 4.-С. 386-404.

 

 

Глава 5

Общим контекстом исследования возрастных кризисов являет­ся представление о развитии в онтогенезе, конкретизированное в различных периодизациях психического развития в детстве или на протяжении всей жизни человека.

Экспериментально-психологические исследования кризисов воз­растного развития в отечественной психологии велись в несколь­ких научных школах, продолжающих традиции культурно-исторической теории Л.С.Выготского.

В этой логике можно описать возрастные кризисы от новоро­жденное™ до семи лет. Именно этот отрезок онтогенеза пред­ставлен в работах Выготского по проблемам возрастных кризи­сов. Представления Выготского позже развивались и уточнялись в работах других авторов, но в целом исходные позиции Выготско­го сохранялись.

Возрастные кризисы отрочества труднее представить в единой логике. Здесь весьма разнятся взгляды авторов даже внутри одной научной парадигмы - культурно-исторической теории.

И, наконец, наиболее противоречивый объект психологическо­го анализа - кризисы взрослости. Их не рассматривает отечест­венная психология (за исключением теоретической работы В.И.Слободчикова), а в западной традиции взгляды на кризисы взрослости весьма разноречивы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.