КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Это надо запомнить
ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8. Фемиде без меча чаши в голову бросают. Л. Берне Судебная власть в РФ состоит из трех ветвей — Конституционного, общих и арбитражных судов. Конституционный суд РФ. Конституционный суд РФ представляет собой особую ветвь судебной власти и осуществляет конституционное судопроизводство. Он занимается конституционным контролем, обеспечивает толкование Конституции РФ и не допускает ее нарушения органами государства. Конституционный суд состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьей может быть назначен только крупный специалист в области права. Один человек не может быть конституционным судьей более 12 лет. Дела, которые решает Конституционный суд РФ: 1. Конституционный суд решает дела о соответствии нормативных актов Конституции РФ. 2. Конституционный суд решает споры о компетенции между органами государственной власти на уровне Федерации и в субъектах Федерации. При применении Конституции РФ могут возникать различные неясности. Разрешать их путем толкования Конституции может только Конституционный суд. По вопросам своего ведения Конституционный суд может выступать с законодательной инициативой. Решения Конституционного суда обязательны для всех, в том числе и для любых государственных органов, причем обжалованию и пересмотру они не подлежат. Суды общей юрисдикции. Термин «юрисдикция» (от лат. jus — «право», dico — «говорю») использовали еще древние римляне. Юрисдикция — это право государственных органов разрешать правовые споры, а также дела о правонарушениях и применять санкции к правонарушителям. Суды общей юрисдикции, или общие суды, — это такие судебные органы, которые рассматривают юридические дела между гражданами или между гражданами и организациями. По любым спорным вопросам любой человек (гражданин РФ или иностранный гражданин, лицо без гражданства) вправе обратиться в суд, и ему нельзя отказать в судебном разбирательстве. Споры между гражданами (гражданами и организациями) носят самый разнообразный характер, и закон, конечно, не может предусмотреть все без исключения возможные конфликты. Суд, руководствуясь принципами права, в частности принципом справедливости, а также здравым смыслом, рассматривает и не предусмотренные законом ситуации. Поскольку нет четкого перечисления юридических дел, рассматриваемых судом, эти суды и называют судами общей юрисдикции или общими судами. Виды судопроизводства. Различают следующие их виды. 1. Уголовное судопроизводство. Это деятельность суда по рассмотрению дел о совершении гражданами (иностранцами, лицами без гражданства) преступлений. Поскольку она носит репрессивный характер, понятно, что закон (Уголовно-процессуальный кодекс) еедетально регламентирует. 2. Гражданское судопроизводство. Оно связано с разрешением гражданских дел, т. е. споров между гражданами или между гражданами и организациями. Гражданские дела весьма многочисленны. 1) имущественные споры. Они могут возникать по поводу права собственности, в результате неисполнения договорных обязательств, причинения вреда и др.; 2) семейные дела. В основном это дела о расторжении брака, разделе имущества, а также споры о детях; 3) трудовые дела (об увольнении, о переводах, о взыскании заработной платы, об отпусках, о наложении дисциплинарных взысканий, а также о применении материальной ответственности); 4) жилищные споры (об обмене жилой площади, о ее разделе, о выселении и др.); 5) дела о конституционных правах и свободах (по поводу права на вероисповедание, избирательных прав и др.). 3. Административное судопроизводство. Речь здесь идет о рассмотрении судом жалоб на действия органов исполнительной власти (их иногда еще называют административными органами). Проступки, за которые органы исполнительной власти могут налагать на граждан штрафы, довольно многочисленны (неуплата налогов, проживание без регистрации, мелкое хулиганство и др.). Они предусматриваются Кодексом об административных правонарушениях. Вполне вероятно, что эти органы могут ошибиться при назначении административных санкций. Жалобы на их действия рассматриваются судьей в укороченный срок — 10 дней. Как видим, компетенция судов очень широкая и носит действительно общий характер. Именно на их плечи ложится основное бремя разрешения споров. Система общих судов. Суды общей юрисдикции — это наиболее разветвленная сеть судебных органов. Это и понятно: в стране проживает более сотни миллионов людей, и у каждого есть свои интересы, за которые люди готовы бороться. Варварские или силовые способы их отстаивания («око за око, зуб за зуб») ушли в прошлое. В настоящее время разрешение споров осуществляет специальный государственный орган — суд. Это независимый орган. За ним стоит авторитет государства. Рассматривая конкретные споры и руководствуясь при этом законом, суд выносит по ним решения не от своего имени, а от имени государства. Система общих судов состоит из трех звеньев: ü Верховный суд Российской Федерации ü Суды среднего звена (краевые, областные, республиканские) ü Суды основного звена (городские, районные) Общие суды являются стержнем судебной системы в России. Судами нижнего (основного) звена системы общих судов являются районные (городские) суды. Им подсудны практически все дела, кроме тех, что передаются в ведение вышестоящих судов. Эти суды занимаются исполнением решений всех судов в части имущественных взысканий, контролируют деятельность органов следствия в части обеспечения прав подозреваемого, обвиняемого. В настоящее время принят закон о мировых судьях, которые, как предполагается, возьмут на себя разрешение простейших дел и тем самым разгрузят районные (городские) суды. Они будут составлять четвертое звено судебной власти. Суды среднего звена — это суды субъекта Федерации. В эти суды поступают дела о наиболее тяжких преступлениях. Кроме того, эти суды принимают и рассматривают жалобы на решения районных (городских) судов. Возглавляет систему общих судов Верховный суд Российской Федерации. В этот суд поступают особо сложные и важные дела. Этот суд может проверять законность и обоснованность решений районных (городских) судов и судов субъекта Федерации. Помимо этого, Верховный суд РФ обобщает практику судов всех уровней и на ее основе дает судам руководящие разъяснения закона, отдельных его положений и ошибок в его применении. Арбитражные суды. В нашей стране экономические споры, где спорящими сторонами являются организации, рассматриваются не общими судами, а специальным видом судов — арбитражными судами. Это соответствует общей закономерности: по мере развития общества углубляется специализация во всех сферах человеческой деятельности, будь то преподавание в школе (за исключением начальной школы его ведут учителя-предметники) или судейская деятельность. Арбитражные суды — это суды, разрешающие споры, субъектами которых являются юридические лица, граждане-предприниматели, государственные органы. Система арбитражных судов. Она состоит также из трех звеньев: v Высший арбитражный суд Российской Федерации v Арбитражные суды округов v Арбитражные суды субъектов v Федерации (областные, краевые, республиканские) Основную нагрузку в рассмотрении дел, относящихся к ведению арбитражных судов, несут арбитражные суды субъектов Федерации. Они являются нижним звеном в системе арбитражных судов. Федеральные окружные арбитражные суды (создаются на несколько областей, краев или регион) проверяют законность и обоснованность решений арбитражных судов субъектов Федерации в кассационной инстанции. Высший Арбитражный суд занимается, в основном, рассмотрением дел в порядке надзора. В обязанности Высшего арбитражного суда входят изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов, он может выступать с законодательной инициативой и т. д. Отметим, что судебная власть — это инструмент, посредством которого право воздействует на общественные отношения, инструмент не единственный, но главенствующий в конфликтных ситуациях. Особенности судебной власти подчеркивают ее специфичность в системе государственной власти. К ним относятся следующие: 1. Судебная власть осуществляется только судом. Это означает, что в России, кроме судов, нет и не может быть никаких иных государственных, общественных идругих органов, которые бы рассматривали и разрешали гражданские, административные, уголовные и другие дела. Существующие в нашей стране различные товарищеские, третейские суды, суды чести, информационные суды и прочие, не предусмотренные Конституцией и федеральными законами, не входят в судебную систему, судебной властью не обладают и не могут применять меры государственного принуждения. 2. Исполнять обязанности судьи могут граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Закон предъявляет и дополнительные требования к судьям: они должны избегать действий, ставящих под сомнение независимость судебной власти (не избираться в качестве депутатов, не принадлежать к политическим партиям и движениям, не заниматься предпринимательской деятельностью или другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности). 3. Судьи независимы и подчиняются только закону. Независимость судей позволяет им беспристрастно, объективно, справедливо рассматривать правовые конфликты. Гарантиями независимости судей являются: • исключение постороннего воздействия на судей в момент вынесения судебного решения (тайна совещательной комнаты); • преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; • освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности; • предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу; • особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества; • другие гарантии. 4. Судьи несменяемы. Это означает, что после наделения судьи полномочиями (в установленном 5. Судьи неприкосновенны. Согласно закону, неприкосновенность распространяется на личность судьи, его жилище, служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи. Судья не может быть привлечен к юридической ответственности иначе, чем в особом порядке, установленном федеральным законом. Здесь велика роль квалификационной коллегии судей, которая предварительно разбирается в том, не является ли обвинение против судьи ложным, и выступает заградительным барьером на пути лишения судьи неприкосновенности. 6. Судебная деятельность осуществляется в особой судебной форме. Судебный порядок разрешения дел отнимает много времени именно потому, что судебная процедура очень сложна. Процессуальная форма судебной деятельности — еще один барьер на пути принятия скороспелого и несправедливого решения. Судебное разбирательство не только сложное, длительное, но и дорогое. Государство его оплачивает лишь частично и относит расходы на стороны, участвующие в процессе (судебные пошлины, штрафы и т. п.). Хотя правосудие имеет немалую цену, оно позволяет обществу обрести ценности более высокого порядка (свободу, справедливость и т. д.). 7. Судебное разбирательство является открытым. Любой гражданин может свободно войти в зал судебного заседания и находиться в нем во время слушания дела. Рассмотрение дела в закрытом заседании может допускаться только в случаях необходимости и в строгом соответствии с законом, например, чтобы предотвратить разглашение государственной тайны или сведений об интимной стороне жизни лиц, участвующих в деле, либо по делам об изнасиловании. Но даже по этим делам приговор провозглашается публично. 8. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Оно может быть начато только при наличии заявления истца, обвинительного акта прокурора или жалобы потерпевшего, настаивающих перед судом на удовлетворении своих требований. Но другая сторона (ответчик, подсудимый) вправе приводить аргументы в свою защиту либо самостоятельно, либо используя специалистов в области права (адвокатов). Обе стороны равноправны, т. е. пользуются одинаковыми правами для защиты своих прав. Решение по разбираемому делу выносит суд, который свободен в оценке представленных сторонами доказательств и независим от любых посторонних влияний. В советский период роль судей в нашей стране была крайне незначительной. По существу, они были простыми чиновниками, зачастую выполнявшими указания партийных органов. Хотя в настоящее время суды в России начинают обретать свою самостоятельность, многие исейчас по-прежнему считают суд карательным органом, а лиц, обращающихся в суд за рассмотрением спора, сутяжниками. Для того чтобы наше общество стало по-настоящему цивилизованным, необходимо изменить отношение граждан к судебной власти, приучить их решать споры не силой, а с помощью суда. Отстаивать свои права и свободы — это конституционная прерогатива любого гражданина. 1. Судебная власть состоит из трех ветвей: Конституционный, общие и арбитражные суды.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |