Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деловая игра




Предлагаем вам провести деловую игру в форме судебного процесса, на котором рассматривается уголовное дело.

Фабула (т. е. суть) дела:

Девятиклассник Саша Климов принес в школу газовый баллончик. На перемене он решил его продемонстрировать одноклассникам. В каче­стве «объекта» он выбрал Колю Шарова, низкорослого, тщедушного маль­чика, над которым в классе всегда подшучивали. Подозвав его, он неожи­данно для Коли направил на него струю из баллончика, от которой тот не успел увернуться. Коля схватился за глаза и закричал от боли. Одно­классники засмеялись.

Колю Шарова доставили в больницу. Через несколько дней врачи сооб­щили, что он навсегда потерял зрение.

Было возбуждено и расследовано уголовное дело по ч. 1 ст. 111 УК РФ. Подсудимыми стали Саша Климов и его одноклассники, участвовавшие в «демонстрации» газового баллончика.

Участники уголовного процесса:

Судья: ведет уголовный процесс (зачитывает фабулу дела, определяет порядок допроса подсудимых, задает им вопросы сам, дает возможность по очереди задавать вопросы подсудимым другим участникам процесса, предоставляет слово для выступлений прокурорам и адвокатам, зачиты­вает приговор).

Основной подсудимый: Саша Климов. Его роль может взять на себя любой ученик класса. Подсудимый рассказывает о происшедшем так, как он это видит, не забывая при этом свои интересы. Он может признать или не признать вину, может обосновывать свои действия, защищая себя, может глубоко раскаиваться и т. д.

Соучастники (3 человека): их роль аналогична роли основного подсу­димого.

Потерпевший: Коля Шаров со своей стороны поясняет суть дела, а также рассказывает о своем теперешнем самочувствии.

Прокуроры (главный прокурор и его помощник): они могут распреде­лить свои функции, допустим, так — один обвиняет основного подсудимо­го, а другой — соучастников, действия которых однотипны. Их речи стро­ятся по следующей схеме: а) общественная опасность деяния; б) вина подсудимых; в) квалификация деяния (указать статьи УК РФ); г) отягча­ющие обстоятельства; д) отрицательные черты личности подсудимого, если имеются; е) мера наказания.

Адвокаты (защитники): их количество должно совпадать с количе­ством подсудимых. В уголовном процессе они могут задавать вопросы всем подсудимым, преследуя цель обелить своего подзащитного. Их речи стро­ятся по такой схеме: а) виновен ли их подзащитный; б) причины соверше­ния им преступления (если он виновен); в) квалификация его деяния; г) смягчающие обстоятельства; д) положительные черты личности подза­щитного; е) внесение предложения о мере наказания или об оправдании своего подзащитного.

Остальные ученики класса будут присяжными. Они в уголовном про­цессе также могут задавать вопросу по существу дела.

Секретарь: объявляет появление и удаление суда в совещательную комнату.

Порядок ведения уголовного процесса:

1-я стадия. Подготовительная (3 мин).

Секретарь объявляет появление суда: «Встать! Суд идет!»

Судья просит всех присутствующих сесть.

Зачитывает фабулу дела.

Судья объявляет порядок выступления лиц, участвующих в заседании.

2-я стадия. Судебное следствие (16 мин).

Допрос основного подсудимого. Он в виде монолога поясняет суть дела (3 мин). Затем он отвечает на вопросы, которые может с разрешения су­дьи задать любой участник процесса (2 мин).

Допрос остальных подсудимых по очереди (схема допроса та же). Все­го не более 9 мин (2мин3 чел. = 6 мин + 3 мин на вопросы).

Допрос потерпевшего (2 мин).

Затем суд переходит к судебным прениям.

3-я стадия. Судебные прения (21 мин).

Выступление обвинительной стороны: а) главного прокурора (3 мин); б) помощника прокурора (3 мин).

Выступление защитников (3 мин • 4 чел. = 12 мин). Они произносят речи поочередно.

Последнее слово подсудимых (3 мин).

4-я стадия. Вынесение приговора (5 мин).

Все уходят из класса. Остаются только присяжные. Они должны про­голосовать за то, виновны подсудимые или нет (голосование по каждому подсудимому).

Свой ответ они объявляют судье, которого приглашают в класс.

Судья единолично выносит меру наказания, руководствуясь УК РФ и принимая во внимание все обстоятельства дела.

Секретарь приглашает всех участников процесса в класс.

Стоя все выслушивают приговор, зачитываемый судьей.

Игра окончена.

Задачи и задания

1. Подполковник Самохин, служивший на Тихоокеанском флоте, стал собирать информацию об ущербе, нанесенном Дальнему Востоку срывом программы утилизации ядерных подводных лодок, снятых с эксплуатации и брошенных в дальневосточных бухтах. Против него было возбуждено уголовное дело и проведено расследование. Судья, принимая дело к слушанию, вынес постановление о закрытом судебном разбирательстве, поскольку оно связано с государственной тайной.

Законно ли постановление судьи?

2. На уроке по праву учитель дал задание: ознакомиться на практике с судебной процедурой. Для этого всем велел сходить в суд и послушать, как там идет разбирательство. Дима Перепелкин и его друзья после шко­лы пришли в здание суда. Посмотрев на доске объявлений, в каких залах рассматриваются интересующие их гражданские дела, они тихонько вош­ли в один из залов судебного заседания. Увидев их, судья прервала ход судебного заседания и спросила, зачем они пришли. Получив искренний ответ, она заметила, что суд — это не театр и что смотреть здесь нечего. Затем судья попросила их покинуть зал.

Законны ли действия судьи?

3. Судье Давиденко, много лет проработавшему в Норильске, врачи по состоянию здоровья рекомендовали переселиться в какой-нибудь южный город, например Сочи. Давиденко так и сделал: уволился в Норильске и, приехав в Сочи, обратился в отдел юстиции с просьбой подобрать ему су­
дейскую должность и представить его к назначению. Узнав, что работу ему предоставить не могут, поскольку свободных судейских должностей нет, он был крайне возмущен и воскликнул: «А вам что, неизвестно, что судьи несменяемы?»

Кто прав в данной ситуации: бывший судья Давиденко или сочинские работники отдела юстиции?

4. Рассмотрение арбитражного дела закончилось, и судьи удалились в совещательную комнату. Адвокат Сизикова, представитель организации-истца, ждала вынесения решения недалеко от совещательной комнаты. Вдруг она услышала через дверь, как в совещательной комнате зазвонил
телефон. Был слышен голос одного из судей, ответившего на звонок. Недоуменно Сизикова переглянулась с другими участниками процесса и произнесла: «Не понимаю, а как же тайна совещательной комнаты?..»

Через некоторое время судьи вышли из совещательной комнаты и огласили решение. Оно было не в пользу организации-истца. Адвокат Сизикова подала на вынесенное решение кассационную жалобу в выше­стоящий суд. В ней она указала, что был нарушен принцип независимо­сти судей, поскольку решение было вынесено с нарушением тайны сове­щательной комнаты.

Как вы думаете, является ли это основанием для отмены решения? Если да, то какой суд будет рассматривать кассационную жалобу?

5. Бизнесмен Назарцев был привлечен к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов. Для обеспечения своего права на защиту он нанял трех адвокатов. Присутствующий прокурор, защищая интересы государства, в самом начале судебного заседания обратил внимание суда, что ведение защиты подсудимого тремя адвокатами вместе нарушает принцип равноправия сторон. Он просил судебное заседание прекратить и возобновить его только после удаления из процесса двух адвокатов (по вы­бору подсудимого).

Законно ли требование прокурора?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.