Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественные конвенции в защиту человеческого достоинства




Права человека - это моральные права, призванные защищать человеческое достоинство личности во взаимоотношениях человека с представителями и институтами власти. Права человека призваны защищать человеческое достоинство личности от произвола власти. Права человека побуждают власть ответственно относиться к человеческому достоинству членов сообщества. Права человека являются совокупным общественным благом. Права человека основываются на гуманитарных ценностях и проявляются в обществе как конкретные моральные нормы. Как и любые моральные нормы права человека могут отражаться-опредмечиваться в правовых нормах. Права человека как моральные права - индивидуальны, они не имеют социального, группового измерения. Коллективных прав человека, как и коллективной морали - не бывает.

***

Права человека это моральные нормы. Права человека как любые другие моральные нормы основываются на общественных конвенциях, но права человека - особые моральные нормы. Права человека закладывают моральные возможности для защиты человеческого в человеке ("человеческого достоинства личности") от унижающего, обесчеловечивающего воздействия социальной среды. "Естественные права человека", апеллируя к власти и сообществу, создают для члена сообщества моральные возможности "жить по-человечески" в рамках конкретно-исторических представлений о человеке и достойной человека жизни.

Если нормы традиционной морали призваны защищать человека от произвола другого такого же человека ("не убей", "не прелюбодействуй", "не укради" и др.), то права человека защищают человека от произвола особенного человека - "человека власти" ("не пытай", "не лишай слова", "не лишай свободы" и др.). Права человека - это "второе издание десяти заповедей" для отношений, основанных на "господстве-подчинении". Поэтому на права человека всегда ложится тень некоторой политичности, но это всего лишь тень и тень не от прав человека.

Если нормы традиционной морали защищают "равного" от "равного" - человека от человека, то права человека защищают изначально "слабого" - "простого человека" от изначально "сильного" - "человека власти". Права человека как бы посягают на объективное неравенство людей (лидеры - нелидеры, управляющие - управляемые, эксплуататоры - эксплуатируемые и т.п.) и пытаются посредством специфического морального инструментария уравнять "слабого" человека и "сильную" власть. Но, во-первых, уравнивание это происходит исключительно в сфере морали, а, во-вторых, в очень узком, но в самом критичном (и с точки зрения личного выживания, и с точки зрения выживания сообщества) секторе отношений человека и власти - в секторе произвола. Произвола как ЗЛОупотребления властью.

Права человека предстают уникальной зоной морального равенства в объективно неравных отношениях "простого человека" и "человека власти". При этом права человека не посягают на фундаментальные - экономические и социальные - основы общества (в этом их принципиальное отличие от пафосно близких им левых политических доктрин). Права человека лишь морально подправляют крайние, экстремальные для общества проявления фундаментального социально-экономического неравенства - социальный, экономический и политический произвол.

Направленные на предотвращение произвола власти, права человека опираются на моральную аксиому: власть всегда представляет опасность для человека, обладает "презумпцией угрозы". Права человека как бы изначально предвзяты, они всегда на стороне "слабого". Их миссия - морально ограничивать "сильную власть" в пользу "слабого человека".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.