Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Малые предприятия и их роль в экономике




УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Сектор малого предпринимательства охватывает раз­личные виды производственной деятельности и типы ра­бот, отвечающих широкому спектру потребностей рынка, что затрудняет сколь-нибудь универсальную систематиза­цию и сравнительный анализ деятельности предприятий. Исследование проблем малого предпринимательства еще более осложняется различиями в официальных определе­ниях субъектов малого бизнеса и широко используемой терминологии. Авторы многих научных исследований дают более или менее произвольные трактовки этого понятия исходя из численности занятых или размера вложенного капитала. Указанными критериями руководствуются неред­ко при разработке стратегии регулирования этого сектора экономики и при обосновании порядка предоставления пра­вительственной помощи. Другие функциональные харак­теристики, как-то: способ управления, вид собственности, специализация, методы производства или даже ориента­ция на тот или иной рынок — используются для измерения производительности. В различных исследованиях сферы малого предпринимательства приводится более 50 различ­ных определений, принятых в 75 странах.

Нижний предел размера малых предприятий никак не обозначают, а вот с верхним возникает проблема: финансисты предлагают лимитировать максимальный объем основных фондов в их чистом виде или с прибавочной стоимостью, специалисты в области труда и занятости — максимальное число работающих, торговцы — максимальный уровень объе­ма продаж, специалисты сферы обслуживания — максималь­ное число клиентов, а производители — максимальное коли­чество энергии, необходимой для производства и т.д.

Подытоживая сказанное, можно выделить следующие основные моменты:

•определения малых предприятий разнятся не только по странам, но и внутри страны, по отраслям и территориям;

•всякое определение дается в зависимости от практических нужд и служит определенным целям;

•большая дифференциация определений отражает реальное положение вещей, показывая, что малые предприя­тия не имеют четких границ.

В зарубежной статистике для определения принадлеж­ности предприятия к сектору малого бизнеса, как правило, используются следующие количественные показатели: чис­ленность персонала, объем выпущенной продукции или оборота капитала (продаж) и объем производственных фондов (табл. 12.1)


Таблица 12.1. Показатели отнесения предприятий к сектору малого бизнеса в различных странах

 

Показатели США Япо­ния Герма­ния Велико­британия Фран­ция Ита­лия
Основные Численность занятых Объем оборота капитала (продаж) + + + + + +
Дополнительные Объем годового дохода Степень участия в капи­тале других фирм + - + - - -
Примечание. Данные взяты из Midlanc^Bank Review (Spring, 1987).

Такой показатель, как численность занятых, использу­ется практически повсеместно, но его численное значение варьирует не только по странам, но и по отраслям той или иной страны.

 

В настоящее время в экономической статистике нашей страны размер предприятий принято определять тремя основными признаками: численностью производственно­го персонала, объемом выпуска продукции и стоимостью основных производственных фондов. В методических до­кументах Госкомстата СССР предлагалось также оцени­вать размер предприятий по четвертому признаку — объе­му их энергетической мощности. Однако на практике, несмотря на высокую оценку этого критерия рядом иссле­дователей, он не нашел применения.

Законом РФ № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. «О государст­венной поддержке малого предпринимательства в Россий­ской Федерации» установлен единый показатель, позволяю­щий относить предприятие к категории малых, — предельный уровень численности персонала, который составляет по от­раслям:

•в промышленности, строительстве и на транспорте —
100 чел.;

•в науке и научном обслуживании — 60 чел.;

•в сельском хозяйстве — 60 чел.;

•в оптовой торговле — 50 чел.;

•в розничной торговле и бытовом обслуживании насе­
ления — 30 чел.;

•в остальных отраслях и при осуществлении других
видов деятельности — 50 чел.

Кроме того, закон оговаривает, что «под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 про­центов, доля, принадлежащая одному или нескольким юри­дическим лицам, не являющимся субъектами малого пред­принимательства, не превышает 25 процентов». Таким образом, чисто финансовый показатель дополняется огра­ничением в отношении вида собственности малого пред­приятия (качественной характеристики).

Как свидетельствует опыт развития малых предприятий, самый большой их удельный вес наблюдается в торговле и общественном питании (43%), промышленности и строитель­стве (по 16%), науке и научном обслуживании (6%). В то же время во многих странах с развитой рыночной экономикой деятельность малых предприятий распространяется на об­щее и точное машиностроение, приборостроение, оптику, электронную, химическую, электрохимическую, электро­техническую промышленность.

Экономика страны — это единое целое, и невозможно отделить малый бизнес от крупного. Именно крупным пред­приятиям мы обязаны высокими стандартами жизни, а большинство малых фирм не смогут работать без сырья, комплектующих и готовых изделий, которые они получа­ют от гигантов индустрии.

Впрочем, и крупные предприятия также зависят от малых. Подсчитано [2], что каждый крупный производи­тель прибегает к услугам приблизительно 500 мелких по­ставщиков и реализаторов и 3000 розничных торговцев.

Особенностью современной развитой рыночной эко­номики является не столько противостояние крупных и малых предприятий, сколько их взаимосвязь и взаимодополняемость. Так, крупные производители поручают ма­лым фирмам ведение отдельных направлений деятельнос­ти на условиях частичного финансирования. Помимо капитала крупные компании предоставляют партнерам из сферы малого бизнеса комплекты конструкторско-технической документации и т. п., оказывают им консультаци­онные услуги.

Давно замечено также, что «сфера малого бизнеса ста­ла своеобразным полигоном разработки и испытания но­вых технических идей, а также быстрого приспособления производства к меняющимся условиям» [23]. Малые пред­приятия имеют преимущества перед крупными в области нововведений, потому что обладают рядом очень важных качеств: способностью быстро адаптироваться к рынкам, гибкостью управления и внутренних коммуникаций. Пре­имущество малых предприятий состоит также в том, что они, как правило, берут на себя в основном начальные эта­пы инновационного процесса, не требующие значитель­ных материальных, кадровых и организационных затрат.

В любом случае малые фирмы добиваются сокращения затрат на инновации, в основном за счет экономии на на­кладных расходах.

В таблице 12.2 приведен типовой бюджет крупного, малого и индивидуального предприятий, отражающий сто­имость различных Э1алов разработки нововведений, где четко прослеживается «разница в затратах малых и круп­ных фирм на первых этапах испытаний.


Таблица 12.2. Типовой бюджет затрат на нововве­дения для различных категорий предприятий США [15]

 

 

Этапы разработки Крупные фирмы Малые фирмы Индивидуальные предприятия
ТЫС.ДОЛ. % тыс. дол. Уо тыс.дол. %
Поиск идей   1.6   0,3   0,1
Проработка   3,2   1,8   0,4
концепции            
Лабораторные   0,8   0,9   1,0
испытания            
Рыночное 1 000 16,0   9.0   0,5
испытание            
Выпуск   78.4   88.0   93,0
Итого:   100.0   100,0   100,0

Если же сопоставлять деятельность малых и крупных предприятий с точки зрения эффективности, то по норме прибыли на капитал, например, малые фирмы опережают крупные компании. По объему прибыли или добавленной стоимости на одного занятого малые предприятия, напро­тив, значительно отстают от крупных. Это объясняется двумя причинами: 1) малые предприятия восполняют не­достаток капитала добавочными трудовыми ресурсами, поскольку трудовые издержки у них низкие; 2) капитал обходится малым фирмам дороже, чем крупным, так как банки, не уверенные в кредитоспособности мелких пред­приятий, устанавливают для них более высокие процент­ные ставки по займам.

Отечественный опыт свидетельствует, что малые пред­приятия частной формы собственности значительно обгоняют крупные по таким показателям, как фондоотдача, уровень загрузки оборудования и т.д. Некоторые мелкие фирмы умудряются даже в сложной экономической ситу­ации накапливать капиталы и расширять производство. Здесь находит себе применение рабочая сила, высвобож­даемая при реорганизации крупных предприятий.

В целом трудно отдать приоритет крупным или мелким фирмам, оценивая степень эффективности их производства. Здесь, видимо, следует согласиться с П. Берднесом, который указывает, что «поскольку капитал и труд используется в раз­ных пропорциях в мелких и крупных фирмах, то и те и другие могут в равной степени считаться технически и экономически эффективными». Об эффективности кооперативов свидетель­ствуют следующие цифры: объем реализованной продукции в 1988 г. составлял 4,3 млн руб., а в 1990 г, — уже 67 млн руб. Объем работ и услуг также вырос с 4,3 млн руб. в 1988 г. до 34 млн руб. в 1989 г. Доля выручки от реализации продукции (работ и услуг) кооперативами в объеме валового националь­ного продукта увеличилась с 0,7% в 1988 г. до 6,1% в 1990 г.

К началу 1999 г. в Российской Федерации насчитыва­лось 850 тыс. малых предприятий.

Треть их общего количества сосредоточена в Центральном районе, при этом в Москве — 22%. Наиболее широко представлены предприятия малого бизнеса в Санкт-Петербурге (11%), в Московской и Тюменской областях (по 4%), в Свердловской области и Краснодарском крае (но 3%), в Татарстане, Кемеровской, Новосибирской, Ростовской, Самарской, Ни­жегородской областях и Красноярском крае (по 2%).

Для создания эффективной конкурентной среды, по мнению экспертов Минэкономики, оптимальным было бы доведение числа субъектов малого предпринимательства по крайней мере 3,5 млн, т. е. увеличение их числа еще почти в четыре раза [13].

По регионам развитие малого предпринимательства про­исходит крайне неравномерно. В 1998 г. на 1000 чел. по­стоянного населения России приходилось в среднем 6 ма­лых предприятий, в Москве — 21, Санкт-Петербурге — 19, Тюменской области — 10, на Алтае — 9. В Дагестане на 1000 чел. постоянного населения действовало лишь одно малое предприятие.

Наибольшее количество малых предприятий в 1998 г. было сосредоточено в отраслях, занятых торговлей и по­средническими услугами в сфере торговли, одна треть пред­приятий приходится на промышленность и строительство.

Распределение действующих малых предприятий по видам собственности характеризует рис. 12.1.

1астный (.метанная Муниципальный Государственный

Рис. 12.1. Распределение малых предприятий по формам собственности

Статистические данные за 2007 г. свидетельствуют, что и в нашей стране большинство малых предприятий при­надлежит частному бизнесу. Эта форма собственности пре­обладает во всех отраслях.

Как видно из данных табл. 12.3, в последние два года наблюдается тенденция замедления роста количества ма­лых предприятий, однако о деградации малого предприни­мательства в России говорить пока рано. Существенно важ­ными становятся качественные аспекты развития малого бизнеса и, в частности, изменение его отраслевой структу­ры. Большая часть учтенных малых предприятий проводи­ла активную экспансию в другие сферы деятельности, не встречая барьеров межотраслевой конкуренции.

Вклад малого предпринимательства в отечественную экономику, по данным Госкомстата России, составляет порядка 10—12% валового внутреннего продукта (ВВП). Следует отметить, что в настоящее время примерно 30% всей прибыли в экономике России приходится на долю малых предприятий.


Таблица 12.3. Динамика развития малых предприя­тий в Российской Федерации

 

Показатель 1991г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1 1996г.
Общая числсиност ь малых 268,0 560.0 865,0   841,7
предприятий, тыс. ед.          
В том числе по отраслям:          
строительство 51,9 72.9 92,2   134,8
промышленность 37.9 60,0 94,7   134.6
торговля и обществен- 124,4 275,5 397,5   361,7
ное питание          
общая коммерческая 7.2 20,6 63,9   40,2
деятельность          
наука и научное обслу- 10,6 35,9 64,8   50,5
живание          
другие 36,0 95,1 151,9   119,7

Помимо чисто экономических малые предприятия вы­полняют и другие функции. Важная социальная роль их связана со способностью в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, высвобождаемую с крупных пред­приятий, снижать социальную напряженность, возникающую в условиях безработицы, экономических кризисов. На отече­ственных малых предприятиях в 1998 г. зарегистрировано около 6,8 млн постоянно занятых, что составляет 10% от чис­ла всех занятых в экономике страны (табл. 12.4). В настоя­щее время в России примерно 20 — 25 млн чел. получают до­ходы от этой деятельности, в том числе и от семейного бизнеса.

Зарубежный опыт, да и опыт России, показывает, что малое предпринимательство очень динамично и не требу­ет больших капиталовложений. Многие крупнейшие кор­порации мира на начальной стадии развития, когда опро­бовалась новая идея, обращались к малым фирмам. Именно малое предпринимательство, как правило, берется реали­зовывать новые рискованные проекты. Очень часто имен­но производитель знания становится участником превра­щения замысла в товар, т.е. в малом предпринимательстве достигается кратчайший инновационный цикл.

Ставка на ускоренное развитие малого предпринима­тельства в науке и инновационной сфере требует пере­смотра научно-технических программ, которые финанси­руются за счет госбюджета и ориентированы на крупную индустрию (основного потребителя нововведений), не готовую пока к их восприятию. Смена ориентиров даст но­вое, более эффективное направление инновационной по­литике государства. Только установив тесную связь меж­ду фундаментальной и прикладной наукой и сферой производства товаров и услуг, можно запустить производ­ство товаров, конкурентоспособных как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

 


Таблица 12.4. Распределение постоянно занятых на малых предприятиях по отраслям и формам собственности

 

 

Показатель Всего В том числе по фор­мам собственности, %
тыс. чел. % частная и сме­шанная государст­венная и муни­ципальная
Общая численность заняты;? на ма- 6869,1      
лых предприятиях        
В том числе но отраслям:        
промышленность 1827,0      
сельское хозяйство 121,4      
транспорт и связь 207,0      
строительство 1912,8      
торговля и общественное питание 1901.4      
общая коммерческая деятельность        
по обеспечению функционирова- 208,9      
ния рынка        
жилищно-коммунальное хозяйст-        
во, непроизводственные виды бы- 105,6      
тового обслуживания населения        
наука и научное обслуживание 166,3      



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.