КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учет затрат на малом предприятии
Факт План Показатель Форма 12.3. Смета накладных расходов предприятия на__ квартал Форма 12.2. Смета прямых затрат производствен ного участка на__ квартал
Форма 12.4. План образования и распределения
1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) 2. Затраты на производство и реализацию продукции В том числе:. материальные затраты заработная плата рабочих начисления на заработную плату отчисления на социальные нужды амортизация прочие расходы 3. Коммерческие расходы 4. Управленческие расходы 5. Прибыль (убыток) от реализации 6. Проценты к получению (к уплате) 7. Доходы от участия в других организациях 8. Прочие операционные доходы (расходы) 9. Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной
10. Прочие внереализационные доходы (расходы) 11. Прибыль планируемого периода 12. Налог на прибыль__________________________ Расчеты выполняют с разной периодичностью (месяц, квартал, год, по мере необходимости) по прямым и полным затратам (прямые затраты исчисляют чаще полных). При планировании затрат на предстоящий период необходимо учесть изменение условий производства: номенклатуры и ассортимента продукции, состава оборудования, технологии и организации производства. Планировать прямые затраты можно и на основе технических норм. Сметы затрат, как прямых, так и косвенных, допустимо разрабатывать на основе анализа фактических затрат за прошлый период. При этом фактические показатели прошлого периода «очищают» от разных потерь. Затраты и прибыли от производства и реализации продукции нередко планируют по сокращенной номенклатуре показателей. Исчисление себестоимости только по прямым переменным затратам позволяет сократить трудоемкость расчетов и сроки их выполнения, что очень важно для малого предприятия. В то же время результаты такого расчета служат обоснованием цены продукции и обеспечивают выбор наиболее эффективных работ. Классификация затрат на малых предприятиях. Затраты малого предприятия, как и любого другого, можно разделить на две большие группы: • производственные затраты, непосредственно связанные с изготовлением той или иной продукции (работ, услуг) и зависящие от загрузки производственных мощностей; • затраты на организацию и подготовку производства. •по характеру затрат — производственные и внепроизводственные; •по видам — элементы расходов и статьи калькуляции; •по назначению — основные и накладные; •по отношению к объему производства — постоянные и переменные; •по способу отнесения на себестоимость отдельных изделий — прямые и косвенные. На малых предприятиях при планировании и учете общепроизводственные расходы, как правило, не разделяют на расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и цеховые расходы. Примерное представление о структуре общепроизводственных накладных (цеховых) расходов малого предприятия дает следующий перечень статей, принятый в ЗАО «Нева-кабель»: •оплата труда администраций цеха; •отчисления в Пенсионный фонд; •отчисления в Фонд социального страхования; •отчисления в Фонд медицинского страхования; •отчисления в Фонд занятости •материалы прочие; •техобслуживание и ремонт оборудования; •электроэнергия; •вода; •газ; •тепло; •связь; * •прочие услуги; •аренда помещений; •содержание помещений; •необязательное страхование; •амортизация малоценных и быстроизнашивающихся •содержание зданий и сооружений; •содержание и эксплуатация цеховых машин и оборудования; •содержание и эксплуатация инструмента и хозяйственного инвентаря; •содержание и эксплуатация вычислительной техники; •содержание мебели; • содержание прочих основных средств. расходов группирует затраты на осуществление функций подготовки производства, организационных функций и непосредственно функций управления: • оплата труда администрации предприятия; • отчисления в Пенсионный фонд; • отчисления в Фонд социального страхования; • отчисления в Фонд медицинского страхования; • отчисления в Фонд занятости; • электроэнергия; • вода; • тепло; • запчасти; • материалы прочие; • представительские расходы; • обучение сотрудников; • подписка; •юридические консультации; •аренда помещении; •содержание автотранспорта; •связь; •содержание охраны; •проценты к уплате; •банковские услуги; •прочие расходы; •здания и сооружения; •транспортные средства и ГСМ; •офисное оборудование; •вычислительная техника; •офисная мебель; •прочие основные средства; •лицензии, ноу-хау; •программное обеспечение. Размеры предприятия и решения руководства влияют не только на организацию системы управления затратами но и на классификацию видов затрат. Международные стандарты по производственному учету и практика его организации в странах с развитой рыночной экономикой предусматривают разные классификации затрат в зависимости от целевой установки их учета. Если исходить из посылки, что в системе управления затратами на малом предприятии на первом месте стоит причинно-следственная связь, то и виды затрат предприятия должны группироваться таким образом, чтобы четко была видна зависимость уровня расходов от принятия определенных решений. На малых предприятиях целесообразно выделять места возникновения затрат и центры ответственности. Центр ответственности может быть определен как сегмент предприятия, за работу которого менеджер (управляющий) несет персональную ответственность. Учет по центрам ответственности позволяет отнести ^отклонения от сметы на ответственное лицо. • Организация учета затрат и формирование себестоимости продукции на малом предприятии. Действующими нормативными документами для отечественных предприятий предусмотрено два варианта учета затрат. Традиционный для российской практики так называемый калькуляционный учет предполагает, что с кредита счетов учета израсходованных ресурсов собирают затраты отчетного периода с подразделением на прямые, относимые в дебет счетов 20 и 23, т.е. непосредственно связанные с производством данного конкретного вида продукции, оказанием услуги или выполнением работы, и косвенные (накладные), относимые в дебет собирательно-распределительных счетов 25 и 26, не связанные непосредственно с конкретным продуктом (работой, услугой), а обусловленные процессами организации, обслуживания производства и управления им. Расходы, собранные на счетах 25 и 26, подлежат списанию в конце периода в дебет счетов 20 и 23 по принадлежности с одновременным их распределением между объектами калькулирования, в разрезе которых организуется аналитический учет (счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.), пропорционально той или иной базе. Счета 25 и 26 закрывают и калькулируют производственную фактическую себестоимость готовой продукции. При списании затрат на реализованную продукцию (работы, услуги) их относят в дебет счета 46 «Реализация» с отражением в графе 16 «Реализовано». При определении затрат на законченную производством продукцию (работы, услуги) выявляют фактическую их себестоимость, которую списывают с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет соответствующих счетов по направлениям использования продукции (работ, услуг) — на склад (счет 41 «Товары»), реализацию (счет 46 «Реализация») и др. Затраты, приходящиеся на незаконченную продукцию, числятся на счете 20 в разрезе производств (видов продукции) как незавершенное производство. Другой принципиально новый для отечественной теории и практики вариант предусматривает разделение всех затрат за отчетный период на производственные (иногда их называют периодическими), обусловленные протеканием производственного процесса, и непроизводственные, более связанные с длительностью отчетного периода. Прямые производственные затраты собирают по дебету счетов 20 и 23, косвенные затраты — по дебету счета 25 с кредита счетов учета производственных и финансовых ресурсов. В конце отчетного периода в расчет себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) помимо прямых производственных затрат включают и косвенные производственные затраты, учтенные в течение отчетного периода на счете 25, что отражается записью по дебету счетов 20 или 23 и кредиту счета 25. Периодические же затраты, собираемые на счете 26, при этом варианте не включают в себестоимость объектов калькулирования, а списывают в конце отчетного периода непосредственно на уменьшение выручки от реализации продукции в дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», кредит счета 26 (см. пояснения к счету 26 «Общехозяйственные расходы» Инструкции Минфина от 26.12.94 №173 по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий). Изучение опыта работы малых предприятий, литературы и инструктивных материалов показывают, что в сфере малого бизнеса бухгалтерский учет следует вести в соответствии с общими методологическими основами, устанавливаемыми Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкцией по его применению. Вместе с тем применение всех счетов малыми предприятиями, учитывая их относительно простую организационную структуру производства и управления, нецелесообразно. Достаточно ограничиться ведением учета по счетам 20 «Основное производство» (предназначен для отражения затрат, связанных с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг) и 26 «Общехозяйственные расходы» (на нем объединяют общехозяйственные затраты и расходы по сбыту продукции). Учет затрат на производство на малых предприятиях независимо от отраслевой принадлежности ведется на одном счете 20 с выделением на нем затрат на управление и общехозяйственное обслуживание (табл. 12.6). Указанный порядок приемлем в силу следующих соображений: Таблица 12.6. Расшифровка балансового счета 20 «Основное производство» ЗАО «Нева-кабель»
•для малых предприятий характерны простая технология производства, специализация на выпуске однородной продукции (работ, услуг) и, как следствие, отсутствие собственных вспомогательных производств и обслуживающих хозяйств; •расходы на ремонт основных средств и другие единовременные (разовые) затраты незначительны, в связи с чем малые предприятия не формируют ремонтного фонда и различных резервов средств, а также не используют счет 31; •затраты на производство продукции (работ, услуг) на малых предприятиях всех отраслей народного хозяйства учитываются только на счете 20, а расходы на содержание управленческого персонала в основном относят непосредственно на объекты учета по мере их возникновения; в случае необходимости эти расходы легко подсчитать на основе данных из соответствующих регистров: заработная плата и отчисления на социальное страхование (ведомость В-8), амортизация (В-1) и др. Малое предприятие может отдельно учитывать (по утвержденной смете расходов) затраты на содержание управленческого персонала, а затем распределять их общую сумму по видам производств (продукции, услуг) в соответствии с принятой на предприятии методикой бухгалтерского учета. Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета предусмотрена возможность разделения общего (финансового) и управленческого (производственного) учета Группировку затрат по местам возникновения, центрам ответственности и другим признакам, а также калькуляционный учет допустимо осуществлять в рамках отдельной системы счетов, состав и методика использования которой устанавливается руководителем малого предприятия исходя из особенностей производственной деятельности, структуры, организации управления. Для малых предприятий целесообразно применение единой системы счетов и организация аналитического учета затрат по местам возникновения, центрам ответственности. Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета по разделу «Затраты на производство» предусматриваются различные варианты организации учета затрат и формирования себестоимости продукции. При этом предлагаются два подхода. Первый, традиционный предполагает отражение полной производственной себестоимости выпущенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Второй сводится к учету сокращенной себестоимости, определяемой по прямым затратам, и предусматривает применение на практике основной идеи системы «директ-костинг» — разделение общих издержек производства и реализации по признаку их взаимосвязи с производством на производственные и непроизводственные. На этой основе и калькулируется неполная себестоимость по носителям затрат. Впервые в истории отечественного учета официально с 1992 по 1994 г. был разрешен нетрадиционный подход к формированию себестоимости продукции (работ, услуг). Правда, применение его временно приостановлено начиная с 1995 г. из-за отсутствия соответствующих нормативных актов (см. пояснения к счету 26 Инструкции в редакции приказа Минфина России от 28 декабря 1994 г. № 173). Несмотря на то что в литературе принято говорить о двух вариантах учета затрат на производство, применение второго варианта практически не вносило принципиальных изменений в систему учета. Между тем он мог бы кардинально преобразовать отечественную концепцию калькулирования, учета и расчета финансовых результатов, в частности основного — прибыли от реализации продукции (работ, услуг). Другим важным с точки зрения обозначенного выше критерия элементом при принятии учетной политики на малом предприятии является возможность использования в учете для отражения выпуска готовой продукции (работ, услуг) счета 37 «Выпуск продукции (работ, услуг)» (см. «Инструкцию о годовой отчетности», п.3.2, приказ Минфина № 97 от 12.11.96г.). Применять счет 37 имеет смысл ни тех малых предприятиях, где организуется текущий учет готовой продукции (работ, услуг) по плановой или нормативной себестоимости. В течение отчетного периода в учете делают записи по кредиту счета 37 и дебету счета 40 «Готовая продукция», если выпускается продукция, или по дебету счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», если выполняются работы или оказываются услуги, — по нормативной либо плановой себестоимости. В конце отчетного периода после определения объема и оценки незавершенного производства исчисляют фактическую себестоимость сданной на склад готовой продукции или выполненных работ, оказанных услуг, которые отражают по дебету счета 37 и кредиту счетов 20 или 23. Таким образом, и по дебету, и по кредиту счета 37 фиксируют один и тот же объем продукции (работ, услуг), но в разной оценке: на дебете — по фактической себестоимости, на кредите — по нормативной (плановой) себестоимости. Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов на счете 37 выявляют отклонения фактической себестоимости от нормативной (плановой), которые списывают со счета 37 в дебет счета 46 дополнительной либо сторнировочной записью в зависимости от характера отклонений. Счет 37 можно применять при обоих вариантах учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (по полной и неполной себестоимости). Как элемент нормативного учета, аналогичного западной системе «стандарт-костс», ведение счета 37 в комбинации с раздельным учетом производственных и периодических затрат могло бы уже сегодня открыть реальные возможности интеграции в отечественном учете нормативного метода, разработанного нашими учеными и практиками, и элементов системы «директ-костинг». Главная особенность счета 37 заключается не столько в выявлении отклонений фактической себестоимости готовой продукции от ее нормативной себестоимости (эти отклонения и ранее выделяли, не выводя их на уровень синтетического учета), а в том, что отклонения списывают сразу на счет учета и исчисления производственного результата, и, как следствие, готовую продукцию на складе (счет 40) и товары отгруженные (счет 45) оценивают в балансе по нормативной (плановой) себестоимости. Следует отметить, что в конце 1998 г. вышел приказ Минфина № 64 «Об указаниях по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства». Данные Указания вступили в силу с 01.01.1999 г. Они разработаны в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» и предназначены для всех субъектов малого предпринимательства. Указания устанавливают различные формы бухгалтерского учета и отчетности, порядок применения планов счетов. Малым предприятиям, имеющим на балансе собственные основные средства, определенные запасы материалов, ведущим расчеты с покупателями и поставщиками с предварительной или последующей оплатой счетов, рекомендуется применять для учета финансово-хозяйственных операций следующие регистры бухгалтерского учета: •ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (износа) — форма В-1; •ведомость учета производственных запасов и готовой продукции, а также НДС, уплаченного по ценностям, — форма В-2; •ведомость учета затрат на производство — форма В-3; •ведомость учета денежных средств и фондов — форма В-4; •ведомость учета расчетов и прочих операций — форма В-5; •ведомость учета реализации — форма В-б; •ведомость учета расчетов с поставщиками — форма В-7; •ведомость учета оплаты труда — форма В-8; •сводная ведомость (шахматная) — форма В-9. Ведомость В-3 применяют для аналитического и синтетического учета затрат на производство продукции (работ, услуг) и капитальных вложений, отражаемых соответственно на счетах 20 «Основное производство» и 08 «Капитальные вложения» (для учета капитальных вложений открывают отдельную ведомость по форме В-3). Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) организуется по производствам в разрезе выпускаемой продукции (работ, услуг). Затраты по дебету счета 20 «Основное производство» собирают с кредита разных счетов на основании данных, содержащихся в других ведомостях (В-2, В-4, В-5 и т.д.), и непосредственно из отдельных первичных документов. Остатки незавершенного производства на начало месяца показывают в ведомости согласно соответствующим данным ведомости В-3 за прошлый месяц, а остаток на конец месяца определяют по актам инвентаризации незавершенного производства или учетным данным. К незавершенному производству относят продукцию (работы, услуги), не прошедшую всех стадий (фаз, переделов), которые предусмотрены технологическим процессом, а также изделия, не укомплектованные, не прошедшие испытаний и технической приемки. Незавершенное производство при массовом и серийном выпуске; можно отражать в балансе по нормативной (плановой; производственной себестоимости или по прямым статьям расходов, а также по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов. При единичном выпуске продукции незавершенное производство отражают в учете и балансе по фактически производственным затратам. В одной ведомости допустимо вести раздельный учет затрат на производство продукции (работ, услуг) по их видам и на управление производством (накладные расходы). По окончании месяца и подсчета всех затрат (по графе 11) итоговую сумму затрат на управление распределяют по видам произведенной продукции или полностью списывают на затраты по реализации продукции (работ, услуг). В первом случае делают записи в графе И — сторно по строке «Всего затрат на управление (накладные расходы)» и черным по строкам (объектам) учета затрат произведенной продукции (работ, услуг). При использовании малым предприятием простой формы учета затраты на производство и их списание на реализованную продукцию отражают в Книге учета хозяйственных операций (форма 12.5). Книгу открывают записями сумм остатков на начало года (начало деятельности малого предприятия) по каждому виду средств и источников. Записи за месяц производят на основании первичных или сводных документов (отчетов, группировок) в хронологическом порядке, с соблюдением двойной записи — по дебету одного и кредиту другого счета. По окончании месяца по каждому счету подсчитывают итоги оборотов, выводят сальдо на конец месяца. По сводным данным учета хозяйственных операций составляют оборотную ведомость по счетам синтетического учета, которая является основанием для составления баланса.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 4693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |