КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Война и некоторые аспекты ее международно-правового регулирования 1 страница
III Гаагская конференция об открытии военных действий 1907 г. устанавливает, что началу боевых действий должно предшествовать предварительное предупреждение. Это может быть мотивированное объявление или ультиматум. Вопрсо 33 Под международной ответственностью понимается обязанность субъекта международного права устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить ущерб в результате правомерных действий, если это предусмотрено договором. Международно-правовая ответственность наступает при наличии определенных оснований, которые понимаются в двух значениях - на основе чего и за что возникает ответственность. Исходя из этого, различаются юридические и фактические основания ответственности. Юридические основания ответственности - это совокупность юридически обязательных международно-правовых актов, на основе которых определенное поведение квалифицируется как международное правонарушение. Вопрос 34 Вопрос 35 Под населением в международном праве понимают совокупность всех физических лиц, находящихся на территории государства и подчиняющихся его юрисдикции. В категорию населения входят граждане данного государства, иностранцы и лица без гражданства. Наибольшее число физических лиц принадлежит к категории граждан государства, которые составляют подавляющее большинство любого государства. Вопрос 36 Договоры заключаются для того, чтобы конкретно и четко определить взаимные права и обязанности сторон договора. Договорная форма закрепления международных отношений обусловливает стабильность международного правопорядка. Значение договоров определяется также и тем, что нет ни одной отрасли международного права, становление и развитие которой не связаны с договорами. Договоры как существенный элемент и залог стабильности правопорядка, как внутригосударственного, так и международного, образуют правовую основу отношений между государствами. Под правом международного договора понимается отрасль международного права, определяющая порядок заключения, действия и прекращения международных договоров. Право международных договоров необходимо отличать от международного договорного права. Международное договорное право - это совокупность международно-правовых норм, содержащихся в международных договорах. Субъектами права международных договоров являются только классические субъекты международного права: государства, нации и народы, борющиеся за национальную независимость, международные межправительственные организации, государствоподобные образования. Стороны - важнейший элемент договорных правоотношений. От состава и характера сторон зависит роль и содержание договора. С изменением состава сторон может меняться реальное содержание и значение договора. Венские конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986 г.г. предусматривают более детальное разграничение участников международных договоров с учетом стадий заключения договора. Участники договоров делятся: - участник переговоров - субъект, который принимал участие в составлении и принятии текста договора; - договаривающийся субъект - субъект, который согласился на обязательность для него договора, независимо от того, вступил ли он в силу; - участник договора - субъект, который согласился на обязательность для него договора и для которого договор находится в силе; - подписавшие договор - субъекты, которые не обязательно участвовали в принятии договора, но подписали его; - необходимые участники - субъекты, которые должны обязательно участвовать в договоре, в противном случае он теряет силу. Специфика участника договора указывает на роль и положение стороны в том или ином договоре. Договоры могут классифицироваться по кругу участников: По объекту регулирования: Виды МД. Договоры могут классифицироваться по кругу участников и по объекту. По кругу участников договоры подразделяются на двусторонние и многосторонние. В свою очередь, многосторонние договоры подразделяются на договоры универсальные (общие) и договоры с ограниченным числом участников. К универсальным договорам относятся договоры, в которых участвуют или могут участвовать все субъекты международного права. Иными словами, объект таких договоров представляет интерес для всех субъектов международного права. Договоры с ограниченным числом участников, которые называются региональными, или партикулярными, это такие договоры, число участников которых ограничено. Договоры могут классифицироваться и по объекту регулирования. С этой точки зрения договоры подразделяются на договоры по политическим, экономическим, правовым вопросам, по вопросам транспорта и связи и т.д. Договоры могут быть закрытыми либо открытыми. К закрытым договорам относятся, как правило, уставы международных организаций, двусторонние договоры. Участие в таких договорах для третьих государств предполагает согласие их участников (Римский договор о создании Европейского Экономического Сообщества 1957 г.). В открытых договорах может участвовать любое государство, и такое участие не зависит от согласия сторон договора. Открытыми договорами являются, например, Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 года, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года, Венская конвенция о праве договоров 1986 года и др. Закон «О международных договорах Российской Федерации» 1995 года предусматривает классификацию договоров на межгосударственные договоры, заключаемые от имени России, межправительственные, заключаемые от имени Правительства РФ, и межведомственные, заключаемые ведомствами России в пределах своих полномочий. Несмотря на такую классификацию, все эти договоры являются договорами России, и, независимо от того, какой государственный орган заключил договор, он создает права и налагает обязанности на Россию в целом.
Вопрос 37 Всеобъемлющий характер МБ предполагает взаимосвязь и взаимозависимость самых различных аспектов — политических, военных, экономических, гуманитарных, экологических, финансовых, информационных, продовольственных и др. Такой комплексный подход требует развития и укрепления всей системы международного права, социальное назначение которого заключается прежде всего в содействии международному миру и обеспечении МБ и мирных отношений между государствами. Такое понимание позволяет говорить о праве МБ в широком и узком смысле. Право МБ в шир смысле — совокупность международно-правовых принципов и норм, направленных на поддержание междунар мира и обеспечение безопасности в самых различных областях — военной, политической, экономической, финансовой, гуманитарной, экологической и др. Говоря о праве МБ в узком смысле, можно выделить принципы и нормы, которые непосредственно связаны с поддержанием международного мира и безопасности в военной и политической областях. К основным принципам этой отрасли права относятся принцип неприменения силы и угрозы силой, принципы территориальной целостности и нерушимости границ, принцип невмешательства во внутренние дела, принцип мирного разрешения международных споров, принцип разоружения, принцип ответственности государств за агрессию, принцип поддержания международного мира и безопасности, принцип неделимости безопасности и принцип равной безопасности. Принцип неделимости безопасности означает, что в силу взаимосвяз-ти и взаимозавис-ти государств безопасность должна быть одна для всех и одинакова для всех: нельзя строить безопасность одних государств за счет других. Принцип равной безопасности (некоторые авторы называют его принципом ненанесения ущерба безопасности) предполагает право каждого государства на безопасность и обеспечение безопасности для всех в равной мере без получения каких-либо односторонних преимуществ. Международно-правовые средства обеспечения МБ весьма разнообразны. К ним относятся мирные средства разрешения международных споров и конфликтов, меры по разоружению, механизмы безопасности на универсальном и региональном уровнях, меры доверия. МП известен обширный арсенал конкретных средств обеспечения МБ. К ним относятся: коллективная безопасность (всеобщая и региональная), разоружение; мирные средства разрешения споров; меры по ослаблению межд. напряженности и прекращению гонки вооружений; меры по предотвращению ядерной войны, неприсоединение и нейтралитет; меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы миру; самооборона; действия межд. организаций, нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий, ликвидация иностранных военных баз, создание зон мира в различных регионах земного шара; меры по укреплению доверия между государствами. В ряду вышеперечисленных средств обеспечения МБ самое главное место отводится первым трем. Все средства обеспечения МБ можно подразделить на ср-ва укрепления мира, средства поддержания мира и средства восстановления мира. К наиболее важным средствам укрепления мира относятся разоружение, меры доверия, создание безъядерных зон. Среди средств поддержания мира надо назвать мирные ср-ва разрешения конфликтов и операции по поддержанию мира. Ср-вом восстановления мира являются принудительные действия ООН. Система МБ - совокупность средств, обеспечивающих поддержание МБ, в ней различают два момента: первый: коллективные меры - широкое межд. сотрудничество; второй: превентивная дипломатия, направленная на предотвращение угрозы миру и на мирное урегулирование межд споров. Главная цель МБ сформулирована в Уставе ООН - «поддерживать мир и МБ» путем «принятия эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира». К источникам права МБ относятся универсальные договоры (Устав ООН, соглашения в области разоружения), региональные договоры (уставы региональных организаций безопасности, соглашения в области разоружения, установления мер доверия и создания безъядерных зон) и двусторонние соглашения (о мире и дружбе, о разоружении и др.). Основным источником, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является Устав ООН (гл. I, VI, VII). Поддержание международного мира и безопасности и принятие для этого эффективных коллективных мер — главные из целей ООН (ст. 1). Составными частями права МБ являются всеобщая безопасность, региональная безопасность, разоружение и меры доверия. Принятые в рамках ООН резолюции ГА, содержащие принципиально новые нормативные положения и ориентированные на конкретизацию предписаний Устава, также могут быть отнесены к категории источников права МБ, например «О неприменении силы в междунар отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия» (1972 г.) или «Определение агрессии» (1974 г.). Важное место в комплексе источников права МБ занимают взаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира. Эти договоры условно можно разделить на 4 группы: 1. Договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном отношении. К ним относятся Договор об Антарктике (1959 г.), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Договор о принципах деятельности гос-в по (исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.), Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах яд оружия и др видов оружия массового уничтожения (1971 г.), Договор о запрещении яд оружия в Лат Америке (Договор Тлателолко, 1967 г.), Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (Договор Раратон-П1, 1985 г.) и др. 2. Договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношениях. Это Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 г.), Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия (1996 г.), Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.), Договор между Российской Федерацией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (1993 г.). 3. Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие их уничтожение. Таковы Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 г.), Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и его уничтожении (1993 г.), Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности (1987 г.). 4. Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны. Это Соглашение о линиях прямой связи между СССР и США (1963, 1971 гг.) (аналогичные соглашения были заключены СССР с Вбр в 1967г, Фр в 1966 г., ФРГ в 1986 г.), Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения яд войны между СССР и США (1971 г.), обмен письмами между СССР и Фр о предупреждении случайного или несанкционированного применения яд оружия (1976 г), Соглашение между Правительством СССР и Правительством Вбр о предотвращении случайного возникновения яд войны (1977 г.), Соглашение между СССР и США об уведомлении о пуске межконтинентальных ракет подводных лодок (1988 г.) и некоторые другие. Важное место среди источников права международной безопасности занимают документы СБСЕ—ОБСЕ. Хотя по своей сути они являются политико-правовыми, тем не менее обеспечивают международную безопасность в Европе. Открытость экономики может создавать угрозы национальной экономической безопасности – совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость нац эк-ки. Это такое состояние эк-ки, при котором обеспечивается устойчивый эк рост, эффективное удовлетворение общественных потребностей, высокое качество управления, защита экономических интересов на национальном и международном уровне. Россия в н.в. вышла на достаточно высокий уровень открытости. По доле экспортной квоты Р стоит в одном ряду с ведущими европейскими государствами (доля экспорта в ВВП). Угрозы эк безопасности Р: 1. Лавинообразное нарастание импортной зависимости. 2. Превращение Р в нетто экспортера природных ресурсов. По доле топлива Р занимает промежуточную ступень между ближним востоком и Африкой, по доле цветных металлов – превосходит. 3. Утечка валютных ресурсов. 1992-2001 из Р вывезено около $ 300 млрд, т.о. Р явл донором мировой финансовой системы. 4. Низкая конкурентоспособность российских товаров – около 10% отвечают мировым стандартам. 5. Демографическая ситуация. Вопрос 38 в тетради Вопрос 37 Понятие международной безопасности и классификацияправовых средств ее обеспечения Социальная роль современного международного права заключается, прежде всего, в том, чтобы исключить возникновение войны между государствами, “избавить грядущие поколения от ужасов новой мировой войны” (преамбула Устава ООН), обеспечить международную безопасность, под которой следует понимать такое состояние международных отношений, при котором исключаются угрозы миру, нарушения мира и акты агрессии в какой бы то ни было форме, а отношения между государствами строятся исключительно на общепризнанных принципах международного права. Средства обеспечения международной безопасности носят международно-правовой характер, так как их претворение в жизнь и функционирование регламентируются соответствующими международными договорами, соглашениями и конвенциями. Международно-правовые средства различны: а) по своему содержанию (одни из них предполагают исключительно мирные средства, другие — принудительные меры, вплоть до использования вооруженных сил ООН); б) по их роли в обеспечении международной безопасности (например, от предотвращения внезапного нападения до уничтожения материальных средств ведения войны); в) по сфере применения (как в пределах территории одного государства, например, при проведении политики нейтралитета, так и в глобальных масштабах, например, при создании всемирной системы коллективной безопасности). Определяющую роль в обеспечении международной безопасности призвана сыграть Организация Объединенных Наций, принявшая в декабре 1988 г. резолюцию “Всеобъемлющий подход к укреплению международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН” и вновь подчеркнувшая, что главное звено международной безопасности — это соблюдение между государствами основополагающих принципов современного международного права. Важное место в обеспечении международной безопасности занимают такие специальные принципы, как принцип равной безопасности, принцип ненанесения ущерба безопасности государств, принцип равенства и одинаковой безопасности. Современное международное право предусматривает две организационные формы создания систем международной безопасности: а) всемирная организация безопасности (например, в рамках ООН); б) региональные организации безопасности (например, ОАЕ, ОАГ, ЛАГ). Объем прав и полномочий каждой из этих систем различный. Всемирная система международной безопасности, предусмотренная Уставом ООН, исходит из признания того факта, что мир неделим, что агрессия против одного какого-либо государства может привести к мировой войне. Система коллективных мероприятий, предусмотренных Уставом ООН, охватывает: · меры, направленные на запрещение применения силы и угрозы силой в отношениях между государствами (ст.2, п.4); · меры, предусматривающие мирное разрешение международных споров (гл.VI Устава ООН); · меры по сокращению вооруженных сил, вооружений и разоружению (ст.ст.11,26,47); · меры по использованию региональных организаций безопасности (гл.VIII Устава ООН); · временные меры по пресечению нарушений мира (ст.40); · принудительные меры без использования вооруженных сил (ст.41); · принудительные меры с использованием вооруженных сил (ст.42). Средствами обеспечения коллективной безопасности по Уставу ООН являются: разоружение, разрешение спорных вопросов мирным путем и создание системы принудительных мер против агрессора. Главная ответственность за функционирование всемирной системы коллективной безопасности возложена на Совет Безопасности, решения которого носят обязательный характер для всех государств-членов ООН. В принятой 5 декабря 1986 г. резолюции Генеральной Ассамблеи ООН подчеркивается, что система коллективной безопасности, воплощенная в Уставе ООН, “по-прежнему является фундаментальным и незаменимым инструментом для сохранения международного мира и безопасности” (п.1).
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 931; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |