Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самоподготовки. 1. Перечислите требования по учету экологических факторов в градостроительной деятельности




1. Перечислите требования по учету экологических факторов в градостроительной деятельности.

2. Какие требования по охране атмосферного воздуха в населенных пунктах содержит законодательство?

3. Сформулируйте меры по охране водных объектов в населенных пунктах.

4. Как законодательство охраняет зеленые насаждения в населенных пунктах?

5. Поясните, какие существуют требования по обращению
с отходами в населенных пунктах.

 

 

Глава 27

ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

§ 27.1. Общие требования по охране окружающей
среды при осуществлении хозяйственной
и иной деятельности

 

Учитывая необходимость обеспечения экологической безопасности при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, сопряженных нередко с использованием опасных для здоровья населения и окружающей среды технологий и производств, веществ и материалов, законодатель установил в главе VII Федерального закона «Об охране окружающей среды» перечень важнейших экологических требований применительно к различным сферам хозяйственной и иной деятельности.

Статья 34 названного закона определяет общие требования
в области охраны окружающей среды, которые сводятся к тому, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

 

 

§ 27.2. Требования по охране окружающей среды
при размещении, проектировании, строительстве,
реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации
и выводе из эксплуатации зданий, строений,
сооружений и иных объектов

 

Согласно ст. 35 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований по охране окружающей среды с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

При этом выбор мест размещения таких объектов должен осуществляться с соблюдением требований законодательства при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Кроме того, если размещение объектов затрагивает законные интересы граждан, решение должно приниматься с учетом результатов референдумов, проводимых на соответствующих территориях.

Статья 36 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Закон запрещает изменять стоимость проектных работ и утвер­
жденных проектов за счет исключения из таких работ и проектов планируемых мероприятий по охране окружающей среды при проектировании строительства, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации зданий, строений, сооруже­
ний и иных объектов. Проекты, не имеющие положительного заключения государственной экологической экспертизы, утверждению не подлежат, и работы по их реализации финансировать запрещено.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительные заключения государственной экологической экспертизы, с соблюдением экологических требований, а также санитарных и строительных требований, норм и правил.

Запрещается строительство и реконструкция до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре, а также изменение утвержденных проектов в ущерб экологическим требованиям. При строительстве и реконструкции должны приниматься меры по рекультивации земель и благоустройству территорий.

Ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов согласно ст. 38 Федерального закона «Об охране окружающей среды» осуществляется при условии выполнения в полном объеме экологических требований и в соответствии с актами комиссий по приемке в эксплуатацию таких объектов, в состав которых должны включаться представители специально уполномоченных государственных органов по охране окружающей среды.

Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими соблюдение экологических требований. Также запрещается вводить в эксплуатацию объекты, не оснащенные средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель и благоустройству территорий.

На основании ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица при эксплуатации объектов должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств
и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель и благоустройству территорий.

Вывод из эксплуатации объектов осуществляется с соблюдением экологических требований и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации. При этом должны быть разработаны и реализованы мероприятия по обеспечению благоприятной окружающей среды.

 

 

§ 27.3. Требования по охране окружающей среды
в энергетике

 

Статья 40 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает общие экологические требования для объектов энергетики. Так, при проектировании и строительстве тепловых электростанций должны предусматриваться их оснащение высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, использование экологически безопасных видов топлива и безопасное размещение отходов производства.

При размещении гидроэлектростанций необходимо:

предусматривать меры по сохранению водных объектов, водосборных площадей, водных биологических ресурсов, земель, почв, лесов и иной растительности, биологического разнообразия;

обеспечивать устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий и памятников природы;

принимать меры по своевременной утилизации древесины и пло­
дородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилищ.

Статья 46 Водного кодекса РФ определяет, что использование водных объектов для гидроэнергетики осуществляется с учетом интересов других водопользователей и соблюдением требований рационального использования и охраны водных объектов. На организации, эксплуатирующие гидроэнергетические сооружения на водохранилищах и других водоемах, возлагается обязанность обеспечить режим наполнения и сработки водохранилищ, соблюдая при этом приоритет питьевого и водохозяйственного водоснабжения, а также потребности рыбного хозяйства на участках рек и водохранилищ, имеющих важное значение для сохранения и воспроизводства рыбных запасов.

Использование и охрана водохранилищ должны осуществляться в соответствии с требованиями, определяемыми Федеральным агентством водных ресурсов для каждого водохранилища, каскада или системы водохранилищ. Общие требования по эксплуатации водохранилищ определены в постановлении Правительства РФ
от 20.06.1997 № 62 «О порядке эксплуатации водохранилищ» [88].

Согласно ст. 62 Водного кодекса РФ водопользователи, использующие водные объекты для обеспечения технологических нужд теплоэнергетики и атомной энергетики, обязаны соблюдать температурный режим водных объектов.

Использование водных объектов для целей производства электрической энергии гидроэнергетическими объектами осуществля­
ется с учетом интересов других водопользователей, соблюдения требований к использованию и охране водных объектов, требований к сохранению водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, требований о предотвращении негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

Подземные водные объекты используются для нужд энергетики с соблюдением требований рационального использования и охраны подземных вод.

Размещение, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатация ядерных установок должны сопровождаться принятием мер по охране окружающей среды от радиационного воздействия и с соблюдением порядка и нормативов осуществления технологического процесса. При этом размещение ядер­
ных установок, в том числе атомных станций, осуществляется при наличии по проектам или иным обосновывающим материалам положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных государственных экспертиз, подтверждающих экологическую и радиационную безопасность ядерных установок. Кроме того, ст. 28 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» в качестве обязательного условия для принятия решения о размещении таких объектов предусматривает учет выводов экспертиз, проводившихся общественными организациями.

Названный закон допускает, что решение о сооружении ядерной установки может быть отменено, а сооружение объекта прекращено либо приостановлено в случае выявления дополнительных факторов, приводящих в том числе к ухудшению состояния окружающей среды. При этом инициаторами пересмотра принятого решения помимо государственных и муниципальных органов власти могут выступать и общественные организации.

Поскольку ядерная энергетика представляет повышенную угрозу, важное значение имеет требование законодательства об обязанности эксплуатирующих организаций при возникновении аварии на ядерной установке, приведшей к выбросу радиоактивных веществ сверх установленных пределов в окружающую среду, обеспечивать оперативной информацией о радиационной обстановке соответствующие государственные и муниципальные органы,
а также население наиболее угрожаемых участков территории.

В соответствии сост. 46Федерального закона «Об охране окружающей среды» при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по:

очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды;

рекультивации нарушенных и загрязненных земель;

снижению негативного воздействия на окружающую среду;

возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

Строительство и эксплуатация таких объектов допускается при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного отвода земель, положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных государственных экспертиз, финансовых гарантий таких проектов.

Законодательные положения о соблюдении приведенных и дру­
гих экологических требований находят свою конкретизацию на подзаконном, как правило, ведомственном уровне. В качестве примера можно привести приказы Минэнерго России от 24.03.2003
№ 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок»[109] и от 19.06.2003 № 229 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации»[110], в которых презюмируется необходимость соблюдения экологических требований и отражены основные меры природоохранного характера.

 

 

§ 27.4. Требования по охране окружающей среды
на транспорте

 

Экологические требования к объектам транспорта содержатся как в экологическом законодательстве, так и в специальных законодательных актах.

Согласно ст. 45Федерального закона «Об охране окружающей среды» производство автомобильных и иных транспортных средств должно осуществляться в соответствии с экологическими требованиями. В свою очередь, при эксплуатации транспортных средств, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, необходимо соблюдать нормативы допустимых выбросов
и сбросов веществ и микроорганизмов, а также принимать меры по обезвреживанию загрязняющих веществ, в том числе их нейтрализации, снижению уровня шума и иного негативного воздействия на окружающую среду.

В силу ст. 102 Лесного кодекса РФ защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, относятся к защитным лесам, в связи с чем на них распространяется особый режим охраны и использования.

Государственный контроль за использованием, охраной и защитой таких лесов осуществляется органами Росприроднадзора. Прика­
зом Минтранса России от 20.05.1994 утверждены Экологические требования к предприятиям транспортно­дорожного комплекса
РД 152­001­94[111].

Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Феде­
рации [11] установлено, что судно считается годным к плаванию, если оно удовлетворяет требованиям обеспечения в том числе экологической и санитарной безопасности. В обязанность судовладельцев ст. 39 названного законодательного акта вменяет:

обеспечение экологической безопасности при эксплуатации судов;

предотвращение загрязнения с судов хозяйственно­бытовыми, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими вредными для здоровья людей и водных биологических ресурсов веществами.

Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» не допускается сброс ядерных материалов и радиоактивных веществ в воды океанов, морей и внутренних водоемов с судов
и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками в количествах, превышающие пределы, установленные нормами и правилами в области использования атомной энергии. При производстве ремонтных работ на таких судах и плавсредствах, а также после остановки ядерных установок и радиационных источников и до вывода их из эксплуатации должны предусматриваться меры по предотвращению радиоактивного загрязнения вод.

Конкретные требования обеспечения экологической безопасности при эксплуатации судов устанавливаются правилами предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами внутренних водных путей, которые утверждаются Минтрансом России.

Нормы и стандарты экологического характера, предъявляемые к эксплуатации морских судов, выработаны на международном уровне, и ими призваны руководствоваться все судовладельцы
и капитаны судов независимо от страны, в которой зарегистрировано судно. В то же время Российская Федерация обладает определенной компетенцией в этой сфере, что выразилось в отдельных законодательных требованиях.

Например, в развитие ст. 30 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» постановлениями Правительства РФ от 24.03.2000 № 251 и от 03.10.2000
№ 748 утверждены соответственно Перечень вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен [99], и Пределы допустимых концентраций вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации разрешен только в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, и условия сброса вредных веществ в исключительной экономической зоне Российской Федерации в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений [104]. Эти документы, будучи опубликованными в специальном издании «Извещения мореплавателям», приобретают обязательный характер не только для российских, но и для зарубежных судов.

Воздушным кодексом Российской Федерации [8] установлено, что требования к охране окружающей среде от воздействия деятельности в области авиации, определяемые федеральными авиационными правилами, обязательны для соблюдения органами власти, а также юридическими и физическими лицами, участвующими в разработке, испытаниях, серийном производстве, приемке, эксплуатации и ремонте гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов. Соответствие воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов экологическим требованиям подтверждается путем сертификации.

Командиру воздушного судна Кодексом предоставляется право принимать решение о прекращении полета и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в целях предотвращения нанесения ущерба окружающей среде.

Согласно ст. 74 Воздушного кодекса РФ полет воздушного судна со сверхзвуковой скоростью допускается на высоте, на которой исключается опасное воздействие звукового удара на окружающую среду. В свою очередь, ст. 114 наделяет органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации правом устанавливать условия выполнения авиационных работ
и ограничения на их выполнение, связанные с экологическими особенностями соответствующей территории.

Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации [57] в отдельных нормах определяет необходимость соответствия тре­
бованиям экологического законодательства условий перевозок грузов. Согласно ст. 6 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» [56] железнодорожный подвижной состав и специальный железнодорожный подвижной состав, их составные части, контейнеры, специали­
зированное оборудование и элементы инфраструктуры, элементы верхнего строения железнодорожного пути необщего пользования, примыкающие к железнодорожным путям общего пользования, и сооружения, расположенные на них, специальные программные средства, используемые для организации перевозочного процесса, а также услуги, оказываемые при перевозках пассажиров и грузов, должны соответствовать установленным требованиям экологической безопасности, санитарно­эпидемиологическим правилам и нормативам и подлежат обязательной сертификации на соответствие указанным требованиям, правилам и нормативам.

Обеспечение экологической безопасности возлагается на владельцев инфраструктур, перевозчиков, грузоотправителей (отправителей) и других участников перевозочного процесса. При этом осуществление государственного контроля (надзора) за обеспечением экологической безопасности, а также за обеспечением санитарно­эпидемиологического благополучия населения на железнодорожном транспорте общего пользования возлагается на федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Приказом МПС России от 15.05.1999 № 26Ц [156] утверждено Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, которым установлена обязанность эксплуатирующих служб железных дорог:

содержать земельные участки в пределах полосы отвода способами, которые не должны наносить ущерб земле как природному объекту;

не допускать загрязнения окружающей среды производственными стоками и другими отходами производственной деятельности железных дорог, захламления и заболачивания земель;

принимать меры по защите земли от эрозии и дефляции, осуществлять агролесомелиоративные, противопожарные и иные не­
обходимые мероприятия по охране земель от неблагоприятных природных явлений.

 

 

§ 27.5. Требования по охране окружающей среды
в сельском хозяйстве

 

При эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения в силу ст. 42 Федерального закона «Об охране окружающей среды» должны соблюдаться экологические требования, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно­защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей
и атмосферного воздуха.

В свою очередь, ст. 43названногозаконодательного акта «Об охране окружающей среды» устанавливает, что мелиорация земель, также имеющая отношение к сельскохозяйственной деятельности, не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем.

Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» на собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков возлагается обязанность:

осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду;

соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий;

представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;

содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого­токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;

информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся
в их владении или пользовании.

Статья 49 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определяет, что юридические и физические лица обязаны:

выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве, экологические требования;

принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем
и сохранения природных ландшафтов.

В соответствии с Федеральным законом «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» [36] оборот пестицидов ограниченного использования, которые имеют устанавливающуюся в результате регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов повышенную вероятность негативного воздействия на здоровье людей и окружающую среду, осуществляется на основании специального разрешения. Закон также устанавливает необходимость соблюдения при хранении пестицидов и агрохимикатов требований, исключающих причинение вреда здоровью людей и окружающей среде.

В ст. 56 Водного кодекса РФ установлено, что содержание пестицидов, агрохимикатов в водных объектах не должно превышать установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы. При этом запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых названных веществ превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

 

§ 27.6. Требования по охране окружающей среды
в оборонной сфере

 

Согласност. 41 Федерального закона «Об охране окружающей среды»все экологические требования, предъявляемые приразмещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе
в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты, вооружение и военную технику, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению таких требований.

Следует отметить, что специальное законодательство, и прежде всего Федеральный закон «Об обороне» [35], практически не содержит каких­либо экологических требований применительно к оборонной деятельности. Можно лишь отметить приведенные в ст. 1 названного законодательного акта положения о том, что земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. При этом названные природные ресурсы, находящиеся в региональной, муниципальной или частной собственнос­
ти, могут быть изъяты для оборонных нужд в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Леса, расположенные на землях обороны, используются исключительно для обеспечения нужд обороны и передаются в ведение Министерства обороны Российской Федерации в соответствии
с постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 № 135 «О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны» [91].

Оборонная сфера, по мнению специалистов, представляет собой серьезную угрозу окружающей среде. Принимая во внимание данное обстоятельство, Минобороны России как, наверное, ни одно другое специальное ведомство, достаточно много внимания уделяет закреплению на ведомственном уровне обязанностей личного состава Вооруженных сил Российской Федерации по выполнению экологических требований. Среди многочисленных документов оборонного ведомства в первую очередь можно выделить приказ от 11.03.2004 № 70, утвердивший Концепцию воспитания
военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, в которой отдельное место уделено экологическому воспитанию военнослужащих, то есть воздействию на них в целях формирования у них экологического мышления, необходимых экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу, роль и место человека в обеспечении охраны окружающей среды. Основными направлениями экологического воспитания являются:

разъяснение причин негативных экологических последствий воинской деятельности и возможностей их предотвращения;

вовлечение военнослужащих в практические мероприятия по охране природы;

осуществление экологического обучения военнослужащих.

Важное место в системе обеспечения экологических требований занимают созданные на основании приказа Министра обороны РФ
от 20.08.2007 № 340 органы экологической безопасности Вооружен­
ных сил Российской Федерации, система которых состоит из:

Управления начальника экологической службы;

Экологического центра Минобороны России;

экологических служб военных округов (флотов) и объединений;

экологических служб (должностных лиц) соединений, воинских частей и организаций Вооруженных сил.

К кругу основных задач названных органов отнесены:

• разработка мероприятий по снижению (предотвращению) негативного воздействия деятельности воинских формирований на окружающую среду и ликвидации ее последствий;

• организация контроля за выполнением в воинских формированиях требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров и соглашений Российской Федерации, правовых актов Минобороны России по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

• организация экологического обучения, воспитания и формирования экологической культуры личного состава воинских формирований;

• планирование и организация в пределах своей компетенции обеспечения воинских формирований техническими средствами экологической безопасности.

Вместе с тем наличие специализированных экологических подразделений не снимает ответственность за соблюдение требований экологической безопасности с командования воинских частей
и подразделений. Например, в соответствии с Руководством по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных силах Российс­
кой Федерации, утвержденным приказом Минобороны России от 23.07.2004 № 222[112], в воинских частях и соединениях ежегодно должны разрабатываться планы обеспечения экологической безопасности деятельности, соблюдение которых проверяется в обязательном порядке начальником экологической службы соединения.

Наряду с ведомственным контролем соблюдение экологических требований в оборонной сфере проверяется силами и средствами государственного экологического контроля.

 

 

§ 27.7. Ответственность за нарушения требований
в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности

 

Законодательством предусмотрен достаточно широкий спектр мер, применяемых к нарушителям экологических требований при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Так, в ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплено, что нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

В свою очередь, прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию,
эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении экологических требований осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.

Согласно ст. 38 названого закона руководители и члены комиссий по приемке в эксплуатацию объектов несут в соответствии
с федеральным законодательством административную и иную ответственность за приемку в эксплуатацию объектов, не соответствующих экологическим требованиям.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наступление административной ответственности за нарушение экологических требований при осуществлении хозяйственной и иной деятельности за:

несоблюдение экологических требований при планировании, технико­экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1);

нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3);

нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4).

Субъекты Российской Федерации также могут устанавливать административную ответственность за нарушения экологических требований при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за совершение преступлений, предусмотренных:

ст. 246 (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ);

ст. 248 (нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами);

ст. 249 (нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений).

Возмещение вреда, причиненного окружающей среде или здоровью человека вследствие хозяйственной и иной деятельности, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством, о чем подробно изложено в параграфе 8 главы 13 учебника.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.