КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для самоподготовки. 1. Что понимается под ядерной безопасностью и какие меры по ее обеспечению предусмотрены?
1. Что понимается под ядерной безопасностью и какие меры по ее обеспечению предусмотрены? 2. Что Вы знаете о радиационной безопасности и мерах по ее обеспечению? 3. В чем заключается государственное управление в сфере обеспечения ядерной и радиационной безопасности? 4. Какая ответственность предусмотрена за нарушения законодательства о ядерной и радиационной безопасности?
Глава 29 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
§ 29.1. Основные понятия и принципы
В разделе «Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды» одобренного Указом Президента РФ от 15.03.2000 Так, в утвержденной Указом Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 Таким образом, правомерна постановка вопроса об освещении отдельных аспектов правового режима обращения с отходами производства и потребления в курсе «Экологическое право», особенно принимая во внимание тот факт, что более чем в десяти статьях Федерального закона «Об охране окружающей среды» так или иначе упоминаются затронутые вопросы, о чем речь пойдет ниже. Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» [39] под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. В свою очередь, понятием обращение с отходами охватывается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению (хранению и захоронению) отходов. К числу основных принципов государственной политики в области обращения с отходами ст. 3 названного закона относит: охрану здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование новейших научнотехнических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий; комплексную переработку материальносырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот; доступ в соответствии с законодательством Российской Феде участие Российской Федерации в международном сотрудничестве в области обращения с отходами. § 29.2. Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления
В регулировании общественных отношений в рассматриваемой сфере ведущее место принадлежит Федеральному закону «Об отходах производства и потребления», который согласно Преамбуле призван определять правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот Данный закон упорядочивает достаточно неоднозначный и в оп Вступление в силу Федерального закона «Об охране окружающей среды» во многом позволило избежать той коллизии Закон об охране окружающей среды, кроме того, запрещает: • сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; • размещение опасных и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебнооздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; • захоронение опасных и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых • ввоз в Российскую Федерацию опасных и радиоактивных отходов в целях их захоронения и обезвреживания. Федеральный закон «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» [45] в ст. 22 закрепляет санитарноэпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления. В частности, декларируется обязательность обеспечения безопасности условий и способов осуществления этих видов деятельности для здоровья населения и среды обитания. Свою конкретизацию нормы названных законодательных актов находят в решениях Правительства РФ и правовых актах федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченных в области обращения с отходами. В частности, постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия [73]. Постановлениями Правительства РФ от 16.06.2000 Среди наиболее значимых ведомственных нормативных правовых актов следует выделить Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР России от 02.12.2002 № 786 [167], и Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.103801, введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16 [164]. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что во многих регионах данная норма активно используется, причем отдельные вопросы регулировались и до вступления в силу названного закона. Например, постановлением Правительства Москвы от 18.11.1997 В настоящее время специальные законодательные акты, регламентирующие на региональном уровне вопросы обращения с отходами производства и потребления, приняты более чем в пятнадцати субъектах Российской Федерации. В качестве примера сотрудничества органов власти нескольких субъектов Российской Федерации можно привести совместное постановление Правительства Москвы и Администрации Московской области от 20.09.1994 № 79014 «О строительстве и эксплуа
§ 29.3. Компетенция Российской Федерации, Статья 5 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к компетенции Российской Федерации в рассматриваемой сфере относит: разработку и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области обращения с отходами; проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами; разработку, утверждение и реализацию федеральных целевых программ в области обращения с отходами; осуществление: надзора за исполнением законодательства Российской Феде государственного контроля и надзора за деятельностью в области обращения с отходами; лицензирования деятельности в области обращения с опасными отходами; мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами; международного сотрудничества Российской Федерации в области обращения с отходами; определение: федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами, их функций и полномочий; порядка ведения государственного кадастра отходов и организации его ведения; установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами; организацию государственного учета и отчетности в области обращения с отходами; обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования и решение ряда других вопросов. Непосредственно в сферу реализации перечисленных правомочий вовлечены Президент РФ, подписывающий в качестве главы государства федеральные законы, Федеральное Собрание Российской Федерации, осуществляющее законотворческий процесс, Правительство РФ, принимающее в установленных законами Российской Федерации рамках постановления, а также специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, на которые ложится основное бремя государственного управления в рассматриваемой сфере общественных отношений. Следует отметить, что круг вопросов, возложенных на региональные органы власти, с 1 января 2005 г. существенно сузился. В настоящее время в ведении субъектов Российской Федерации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами; разработки и реализации региональных программ в области обращения с отходами; участия в разработке и выполнении федеральных целевых программ в области обращения с отходами; иные вопросы в области обращения с отходами, не отнесенные к ведению Российской Федерации. Реализацией перечисленных правомочий на территории субъектов Российской Федерации в соответствии с установленными конституциями (уставами) регионов принципами разграничения полномочий занимаются государственные органы представительной и исполнительной власти, в том числе специально создаваемые для этих целей структуры, которым в оговоренных заключаемыми с федеральными органами исполнительной власти соглашениями случаях могут делегироваться некоторые полномочия федерального центра. В свою очередь, регионы могут передавать часть своих вопросов в рассматриваемой сфере в ведение муниципальных образований при обеспечении финансовоматериальной поддержки в реализации последними таких полномочий. С учетом создания в рамках проводимой в России реформы местного самоуправления трехкомпонентной системы муниципальных • организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора для сельских и городских поселений; • организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов для муниципальных районов; • организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов для городских округов.
§ 29.4. Государственное управление в сфере обращения
Федеральное законодательство относит сферу обращения с отходами производства и потребления в силу ее актуальности к числу подлежащих серьезному государственному администрированию. При этом в качестве наиболее важных рычагов государственного регулирования следует выделить: нормирование в области обращения с отходами; учет и отчетность в области обращения с отходами; лицензирование деятельности по обращению с опасными отхо ведение государственного кадастра отходов; паспортизация опасных отходов; государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами. Согласно ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду устанавливаются органами Ростехнадзора. При этом обязанность разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение возлагается на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами. Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены постановлением Правительства РФ Следует отметить, что нарушение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение соответствующими хозяйствующими субъектами может повлечь за собой ограничение, приостановление или прекращение их деятельности в установленном федеральным законодательством порядке, который предусматривает разрешение подобного рода требований путем проведения судебной процедуры. Статьей 19 Федерального закона «Об отходах производства Важное место в государственном регулировании занимает разрешительная деятельность. Правда, с 2002 г. круг объектов лицензирования в рассматриваемой сфере на законодательном уровне сокращен. Если ранее лицензированию подлежала деятельность по обращению с любыми отходами производства и потребления, что, по нашему мнению, было правильно, то сейчас в соответст На основании ст. 20 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» органами Ростехнадзора ведется государственный кадастр отходов, который включает в себя: • федеральный классификационный каталог отходов; • государственный реестр объектов размещения отходов; • банк данных об отходах и о технологиях использования Государственный кадастр отходов ведется по единой для Рос Для этого закон предусматривает составление паспорта опасных отходов. Эта норма находит развитие в постановлении Правительства РФ от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов», а также в приказе МПР России от 02.12.2002 Согласно ст. 25 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами осуществляется органами Ростехнадзора и органами исполнительной власти субъектов Российской Феде выполнения экологических, санитарных и иных требований соблюдения: требований к трансграничному перемещению отходов; требований пожарной безопасности в области обращения с отходами; условий осуществления деятельности по обращению с опасными отходами на основании соответствующих лицензий; требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших при обращении с отходами; требований и правил транспортирования опасных отходов; выполнения мероприятий по уменьшению количества отходов достоверности предоставляемой информации в области обращения с отходами и отчетности об отходах. На основании Федерального закона «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» и утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 554 [102] Положения о государственной санитарноэпидемиологической службе Рос ведение государственного регистра отходов производства и потребления; разработку санитарноэпидемиологических требований в отношении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов; выдачу санитарноэпидемиологических заключений соискателям лицензии на осуществление деятельности по обращению контроль за выполнением санитарных правил и гигиенических нормативов при обращении с отходами. В развитие ратифицированной Российской Федерацией Ба Федеральное законодательство предусматривает, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, порядок проведения которого определяется самими хозяйствующими субъектами по согласованию с территориальными органами Ростехнадзора В свою очередь, общественный контроль в области обращения
§ 29.5. Требования к обращению с отходами Требования к хозяйствующим субъектам в процессе проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, деятельность которых связана с обращением • соблюдать: экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации, а в случае угрозы таких аварий немедленно информировать об этом специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления; • иметь: техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов; положительное заключение государственной экологической экспертизы; места (площадки) для сбора отходов; • разрабатывать проекты нормативов образования отходов • внедрять малоотходные технологии на основе новейших научнотехнических достижений; • проводить: инвентаризацию отходов и объектов их размещения; мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов; • предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; Учитывая потенциальную экологическую опасность мест размещения отходов как для здоровья человека, так и для объектов окружающей среды, федеральное законодательство устанавливает жесткие требования к их проектированию, созданию и эксплуатации. Согласно ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» выбору места строительства таких объектов должна предшествовать серия различных исследований с целью проверки допустимости негативного их воздействия на природные объекты (водные ресурсы, недра, растительность и т. д.), Свою конкретизацию положения закона находят в правовых актах федеральных органов исполнительной власти. Так, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16 введены в действие санитарные правила «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.103801» [164], которыми установлены гигиенические требования к размещению, эксплуатации и консервации полигонов твердых бытовых отходов, гигиенические требования к отходам, используемым при рекультивации карьеров, гигиенические требования к условиям приема промышленных отходов на полигоны, а также определен порядок осуществления производственного контроля за эксплуатацией полигона. Федеральное законодательство устанавливает обязательность регулярной очистки от отходов территорий городских и других поселений в соответствии с экологическими, санитарными и другими правилами. При этом бремя ответственности по организации такой деятельности несут органы местного самоуправления, которыми определяется порядок сбора на подведомственных им территориях, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, цветные и черные металлы, текстиль, бумага и другие). В настоящее время вопросы, связанные с вывозом отходов, регулируются утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов [87], согласно которым данная деятельность может осуществляться как специально создаваемыми муниципальными структурами, так и коммерческими организациями на основании заключения договоров. Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», кроме того, запрещается: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебнооздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз в Российскую Федерацию опасных и радиоактивных отходов в целях их захоронения и обезвреживания.
§ 29.6. Ответственность за нарушения законодательства об обращении с отходами производства и потребления Согласно ст. 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за: несоблюдение экологических и санитарноэпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2); уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления (ст. 8.6); нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 8.19). Ответственность за отдельные нарушения законодательства об обращении с отходами может наступать и в соответствии с законодательными актами субъектов Российской Федерации. Статьей 247 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, если при этом: была создана угроза причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде; наступили загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовая гибель животных, а равно при совершении деяния в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации; по неосторожности наступили смерть человека или массовое заболевание людей. Гражданскоправовая ответственность за совершение нарушений в сфере обращения с отходами наступает вследствие причинения вреда окружающей среде или здоровью граждан, в том числе в результате совершения преступления или административного проступка.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |