Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самоподготовки. 1. Что понимается под ядерной безопасностью и какие меры по ее обеспечению предусмотрены?




1. Что понимается под ядерной безопасностью и какие меры по ее обеспечению предусмотрены?

2. Что Вы знаете о радиационной безопасности и мерах по ее обеспечению?

3. В чем заключается государственное управление в сфере обеспечения ядерной и радиационной безопасности?

4. Какая ответственность предусмотрена за нарушения законодательства о ядерной и радиационной безопасности?

 

Глава 29

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

 

 

§ 29.1. Основные понятия и принципы

 

В разделе «Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды» одобренного Указом Президента РФ от 15.03.2000
№ 511 Классификатора правовых актов вопросы обращения с от­
ходами производства и потребления, к сожалению, не нашли своего отражения, хотя к настоящему времени сформировался достаточно солидный пласт законодательства, регулирующего различные проблемы общественных отношений в названной сфере. В то же время в разделе «Хозяйственная деятельность» упомянутого документа отражен такой подраздел, как «Отходы промышленности. Вторичное сырье». Сказанное отнюдь не означает, что регулирование вопросов обращения с отходами производства и потребления лежит вне сферы изучения экологического права. В обоснованности высказанного тезиса можно убедиться на основе анализа ряда концептуальных документов, также подписанных главой государства.

Так, в утвержденной Указом Президента РФ от 17.12.1997 № 1300
(в ред. Указа Президента РФ от 10.01.2000 № 24) Концепции национальной безопасности Российской Федерации [68] при перечислении угроз национальной безопасности страны отмечается, что имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ. Этим же документом к числу приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере отнесено в том числе предотвращение загрязнения природной среды за счет степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов. Несколько ранее в одобренных Указом Президента РФ от 04.02.1994 № 236 Основных положениях государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды
и обеспечению устойчивого развития [64] в числе основных напра­
влений деятельности по обеспечению экологически безопасного
устойчивого развития выделены расширенное использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов.

Таким образом, правомерна постановка вопроса об освещении отдельных аспектов правового режима обращения с отходами производства и потребления в курсе «Экологическое право», особенно принимая во внимание тот факт, что более чем в десяти статьях Федерального закона «Об охране окружающей среды» так или иначе упоминаются затронутые вопросы, о чем речь пойдет ниже.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» [39] под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. В свою очередь, понятием обращение с отходами охватывается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению (хранению и захоронению) отходов.

К числу основных принципов государственной политики в области обращения с отходами ст. 3 названного закона относит:

охрану здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия;

научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;

использование новейших научно­технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;

комплексную переработку материально­сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

доступ в соответствии с законодательством Российской Феде­
рации к информации в области обращения с отходами;

участие Российской Федерации в международном сотрудничестве в области обращения с отходами.

§ 29.2. Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления

 

В регулировании общественных отношений в рассматриваемой сфере ведущее место принадлежит Федеральному закону «Об отходах производства и потребления», который согласно Преамбуле призван определять правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот
в качестве дополнительных источников сырья.

Данный закон упорядочивает достаточно неоднозначный и в оп­
ределенной мере противоречивый до его вступления в силу понятийный аппарат, вводит в оборот и раскрывает содержание такого правового института, как право собственности на отходы. В нем подробно разграничены компетенция Российской Федерации и компетенция ее субъектов в области обращения с отходами. В отдельной главе закона закреплены основные требования по обращению с отходами в процессе проектирования, строительства, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий,
строений, сооружений и иных объектов, а также требования к объ­
ектам размещения отходов, к обращению с отходами на террито­
риях городских и других поселений. Особое внимание уделено вопросам обращения с опасными отходами. Закон раскрывает со­
держание таких понятий, как нормирование, учет и отчетность в области обращения с отходами. Должное внимание в нем уделено вопросам экономического регулирования рассматриваемой деятельности, а также различным формам контроля в названной сфере, в первую очередь государственному.

Вступление в силу Федерального закона «Об охране окружающей среды» во многом позволило избежать той коллизии
с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», которая присутствовала ранее в нормах Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды». То есть, признавая приоритет в регулировании рассматриваемых общественных отношений за специализированным Законом об отходах, Закон об охране окружающей среды лишь дополняет его нормы по отдельным вопросам. В частности, в ст. 51 этого закона закрепляется принцип
безопасности для окружающей среды условий и способов сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и за­
хоронения отходов производства и потребления.

Закон об охране окружающей среды, кроме того, запрещает:

• сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

• размещение опасных и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно­оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

• захоронение опасных и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых
в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;

• ввоз в Российскую Федерацию опасных и радиоактивных отходов в целях их захоронения и обезвреживания.

Федеральный закон «О санитарно­эпидемиологическом благополучии населения» [45] в ст. 22 закрепляет санитарно­эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления. В частности, декларируется обязательность обеспечения безопасности условий и способов осуществления этих видов деятельности для здоровья населения и среды обитания.

Свою конкретизацию нормы названных законодательных актов находят в решениях Правительства РФ и правовых актах федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченных в области обращения с отходами. В частности, постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия [73]. Постановлениями Правительства РФ от 16.06.2000
№ 461 и от 26.10.2000 № 818 утверждены соответственно Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение [101] и Порядок ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов [105].

Среди наиболее значимых ведомственных нормативных правовых актов следует выделить Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР России от 02.12.2002 № 786 [167], и Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038­01, введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16 [164].

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что во многих регионах данная норма активно используется, причем отдельные вопросы регулировались и до вступления в силу названного закона.

Например, постановлением Правительства Москвы от 18.11.1997
№ 807 было утверждено Временное положение о системе обращения с нефтеотходами в г. Москве, распоряжением Премьера Правительства Москвы от 03.11.1998 № 1219­РП утверждены Нормы накопления твердых бытовых отходов от предприятий
и организаций г. Москвы.

В настоящее время специальные законодательные акты, регламентирующие на региональном уровне вопросы обращения с отходами производства и потребления, приняты более чем в пятнадцати субъектах Российской Федерации.

В качестве примера сотрудничества органов власти нескольких субъектов Российской Федерации можно привести совместное постановление Правительства Москвы и Администрации Московской области от 20.09.1994 № 790­14 «О строительстве и эксплуа­
тации комплексов переработки ТБО и полигонов на территории Московской области».

 

 

§ 29.3. Компетенция Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований в сфере
обращения с отходами

Статья 5 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к компетенции Российской Федерации в рассматриваемой сфере относит:

разработку и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области обращения с отходами;

проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами;

разработку, утверждение и реализацию федеральных целевых программ в области обращения с отходами;

осуществление:

надзора за исполнением законодательства Российской Феде­
рации в области обращения с отходами;

государственного контроля и надзора за деятельностью в области обращения с отходами;

лицензирования деятельности в области обращения с опасными отходами;

мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;

международного сотрудничества Российской Федерации в области обращения с отходами;

определение:

федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами, их функций и полномочий;

порядка ведения государственного кадастра отходов и организации его ведения;

установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами;

организацию государственного учета и отчетности в области обращения с отходами;

обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования и решение ряда других вопросов.

Непосредственно в сферу реализации перечисленных правомочий вовлечены Президент РФ, подписывающий в качестве главы государства федеральные законы, Федеральное Собрание Российской Федерации, осуществляющее законотворческий процесс, Правительство РФ, принимающее в установленных законами Российской Федерации рамках постановления, а также специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, на которые ложится основное бремя государственного управления в рассматриваемой сфере общественных отношений.

Следует отметить, что круг вопросов, возложенных на региональные органы власти, с 1 января 2005 г. существенно сузился. В настоящее время в ведении субъектов Российской Федерации
в сфере обращения с отходамисогласно ст. 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» находятся вопросы:

проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;

разработки и реализации региональных программ в области обращения с отходами;

участия в разработке и выполнении федеральных целевых программ в области обращения с отходами;

иные вопросы в области обращения с отходами, не отнесенные к ведению Российской Федерации.

Реализацией перечисленных правомочий на территории субъектов Российской Федерации в соответствии с установленными конституциями (уставами) регионов принципами разграничения полномочий занимаются государственные органы представительной и исполнительной власти, в том числе специально создаваемые для этих целей структуры, которым в оговоренных заключаемыми с федеральными органами исполнительной власти соглашениями случаях могут делегироваться некоторые полномочия федерального центра. В свою очередь, регионы могут передавать часть своих вопросов в рассматриваемой сфере в ведение муниципальных образований при обеспечении финансово­материальной поддержки в реализации последними таких полномочий.

С учетом создания в рамках проводимой в России реформы местного самоуправления трехкомпонентной системы муниципальных
образований ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», равно как и ст. 14, 15, 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации», к ведению муниципальных образований в рассматриваемой сфере отнесены следующие вопросы:

организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора для сельских и городских поселений;

организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов для муниципальных районов;

организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов для городских округов.

 

 

§ 29.4. Государственное управление в сфере обращения
с отходами производства и потребления

 

Федеральное законодательство относит сферу обращения с отходами производства и потребления в силу ее актуальности к числу подлежащих серьезному государственному администрированию. При этом в качестве наиболее важных рычагов государственного регулирования следует выделить:

нормирование в области обращения с отходами;

учет и отчетность в области обращения с отходами;

лицензирование деятельности по обращению с опасными отхо­
дами;

ведение государственного кадастра отходов;

паспортизация опасных отходов;

государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами.

Согласно ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду устанавливаются органами Ростехнадзора. При этом обязанность разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение возлагается на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами. Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены постановлением Правительства РФ
от 16.06.2000 № 461.

Следует отметить, что нарушение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение соответствующими хозяйствующими субъектами может повлечь за собой ограничение, приостановление или прекращение их деятельности в установленном федеральным законодательством порядке, который предусматривает разрешение подобного рода требований путем проведения судебной процедуры.

Статьей 19 Федерального закона «Об отходах производства
и потребления» установлено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц,
а также размещенных отходов. В настоящее время действует форма федерального государственного статистического наблюдения
№ 2­тп (отходы) «Сведения об образовании, обезвреживании и раз­
мещении отходов производства и потребления», порядок заполнения и представления которой в органы статистики утвержден постановлением Федеральной службы государственной статистики (Росстата) от 17.01.2005 № 1[115].

Важное место в государственном регулировании занимает разрешительная деятельность. Правда, с 2002 г. круг объектов лицензирования в рассматриваемой сфере на законодательном уровне сокращен. Если ранее лицензированию подлежала деятельность по обращению с любыми отходами производства и потребления, что, по нашему мнению, было правильно, то сейчас в соответст­
вии со ст. 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» только деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Постановлением Правительства РФ
от 26.08.2006 № 524 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов [132], согласно которому функции лицензирования осуществляются Ростехнадзором и его территориальными органами. Кроме того, в ведение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации передано лицензирование деятельности в сфере заготовки, переработки
и реализации лома цветных и черных металлов, которые руководствуются в своей работе положениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 № 766 [134].

На основании ст. 20 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» органами Ростехнадзора ведется государственный кадастр отходов, который включает в себя:

• федеральный классификационный каталог отходов;

• государственный реестр объектов размещения отходов;

• банк данных об отходах и о технологиях использования
и обезвреживания отходов различных видов.

Государственный кадастр отходов ведется по единой для Рос­
сийской Федерации системе. Порядок его ведения определен пос­
тановлением Правительства РФ от 26.10.2000 № 818 [105]. Феде­
ральный классификационный каталог отходов, в котором перечисляются все известные на сегодняшний день отходы, утвержден приказом МПР России от 02.12.2002 № 786. Важное значение для целей учета и классификации отходов имеет также приказ МПР России от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»[116], согласно которому все опасные отходы делятся на пять классов опасности, начиная от чрезвычайно опасных (I класс) и заканчивая практически неопасными (V класс). Обязанность подтвердить отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности возложена на соответствующие хозяйствующие субъекты.

Для этого закон предусматривает составление паспорта опасных отходов. Эта норма находит развитие в постановлении Правительства РФ от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов», а также в приказе МПР России от 02.12.2002
№ 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода» [166], которым утверждены форма паспорта опасного отхода и инструкция по ее заполнению.

Согласно ст. 25 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами осуществляется органами Ростехнадзора и органами исполнительной власти субъектов Российской Феде­
рации. При этом в сфере внимания названных органов находятся вопросы:

выполнения экологических, санитарных и иных требований
в области обращения с отходами;

соблюдения:

требований к трансграничному перемещению отходов;

требований пожарной безопасности в области обращения с отходами;

условий осуществления деятельности по обращению с опасными отходами на основании соответствующих лицензий;

требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших при обращении с отходами;

требований и правил транспортирования опасных отходов;

выполнения мероприятий по уменьшению количества отходов
и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;

достоверности предоставляемой информации в области обращения с отходами и отчетности об отходах.

На основании Федерального закона «О санитарно­эпидемиологическом благополучии населения» и утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 554 [102] Положения о государственной санитарно­эпидемиологической службе Рос­
сийской Федерации и Положения о государственном санитарно­эпидемиологическом нормировании органы Роспотребнадзора (государственного санитарно­эпидемиологического надзора) осуществляют:

ведение государственного регистра отходов производства и потребления;

разработку санитарно­эпидемиологических требований в отношении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов;

выдачу санитарно­эпидемиологических заключений соискателям лицензии на осуществление деятельности по обращению
с опасными отходами;

контроль за выполнением санитарных правил и гигиенических нормативов при обращении с отходами.

В развитие ратифицированной Российской Федерацией Ба­
зельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и в целях установления механизма ее реализации принято постановление Правительства РФ от 17.07.2003
№ 442 «О трансграничном перемещении отходов» [114], которое определяет компетенцию специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (в том числе Ростехнадзора, Роспотребнадзора, Федеральной таможенной службы), участвующих в реализации обязательств Российской Федерации, вытекающих из названной конвенции. Совместным приказом Госкомэкологии, Минздрава, Госгортехнадзора и ГТК России
от 31.12.1998 № 787 / 396 / 256 / 910 утвержден Порядок контроля
и надзора за трансграничными перевозками опасных отходов [155]. Кроме того, приказом Ростехнадзора от 28.01.2005 № 42 [170] определены основные требования к организации работы в системе Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору в области трансграничного перемещения отходов.

Федеральное законодательство предусматривает, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, порядок проведения которого определяется самими хозяйствующими субъектами по согласованию с территориальными органами Ростехнадзора
и Роспотребнадзора.

В свою очередь, общественный контроль в области обращения
с отходами может осуществляться гражданами или общественными объединениями. При этом названная деятельность общественных объединений должна совпадать с их уставными целями и задачами. Кроме того, лица, осуществляющие общественный контроль, не вправе подменять в своей деятельности органы государственного контроля. При этом в силу ст. 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды» результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также
в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

 

§ 29.5. Требования к обращению с отходами
производства и потребления

Требования к хозяйствующим субъектам в процессе проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, деятельность которых связана с обращением
с отходами согласно ст. 10 и 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»сводятся к необходимости:

соблюдать:

экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации, а в случае угрозы таких аварий немедленно информировать об этом специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;

иметь:

техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов;

положительное заключение государственной экологической экспертизы;

места (площадки) для сбора отходов;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов
и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно­технических достижений;

проводить:

инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;

предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

Учитывая потенциальную экологическую опасность мест размещения отходов как для здоровья человека, так и для объектов окружающей среды, федеральное законодательство устанавливает жесткие требования к их проектированию, созданию и эксплуатации. Согласно ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» выбору места строительства таких объектов должна предшествовать серия различных исследований с целью проверки допустимости негативного их воздействия на природные объекты (водные ресурсы, недра, растительность и т. д.),
а также обязательное проведение государственной экологической экспертизы. В свою очередь, создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных органами Ростехнадзора при наличии санитарно­эпидемиологического заключения. В процессе эксплуатации объектов размещения отходов хозяйствующие субъекты обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды, а по окончании эксплуатации должны осуществлять контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель (рекультивацию). Такого рода объекты вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, который ведется органами Ростехнадзора.

Свою конкретизацию положения закона находят в правовых актах федеральных органов исполнительной власти. Так, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16 введены в действие санитарные правила «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038­01» [164], которыми установлены гигиенические требования к размещению, эксплуатации и консервации полигонов твердых бытовых отходов, гигиенические требования к отходам, используемым при рекультивации карьеров, гигиенические требования к условиям приема промышленных отходов на полигоны, а также определен порядок осуществления производственного контроля за эксплуатацией полигона.

Федеральное законодательство устанавливает обязательность регулярной очистки от отходов территорий городских и других поселений в соответствии с экологическими, санитарными и другими правилами. При этом бремя ответственности по организации такой деятельности несут органы местного самоуправления, которыми определяется порядок сбора на подведомственных им территориях, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, цветные и черные металлы, текстиль, бумага и другие).
К сожалению, в полной мере требование о сортировке отходов во многих регионах не выполняется, и это в первую очередь связано
с недостаточным финансированием рассматриваемой сферы, а так­
же отсутствием должной правовой базы.

В настоящее время вопросы, связанные с вывозом отходов, регулируются утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов [87], согласно которым данная деятельность может осуществляться как специально создаваемыми муниципальными структурами, так и коммерческими организациями на основании заключения договоров.

Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», кроме того, запрещается:

сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

размещение опасных и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно­оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

захоронение опасных и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;

ввоз в Российскую Федерацию опасных и радиоактивных отходов в целях их захоронения и обезвреживания.

 

§ 29.6. Ответственность за нарушения законодательства об обращении с отходами производства и потребления

Согласно ст. 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения
с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско­правовую ответственность.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за:

несоблюдение экологических и санитарно­эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2);

уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления (ст. 8.6);

нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 8.19).

Ответственность за отдельные нарушения законодательства об обращении с отходами может наступать и в соответствии с законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 247 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, если при этом:

была создана угроза причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде;

наступили загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовая гибель животных, а равно при совершении деяния в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;

по неосторожности наступили смерть человека или массовое заболевание людей.

Гражданско­правовая ответственность за совершение нарушений в сфере обращения с отходами наступает вследствие причинения вреда окружающей среде или здоровью граждан, в том числе в результате совершения преступления или административного проступка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.104 сек.