Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самоподготовки. 1. Что понимается под зоной экологического бедствия?




1. Что понимается под зоной экологического бедствия?

2. Каков порядок объявления территории зоной экологического бедствия?

3. Дайте характеристику зоне чрезвычайной ситуации.

4. Как объявление территории зоной чрезвычайной ситуации или зоной экологического бедствия влияет на правовой статус проживающих на данной территории граждан и на режим хозяйственной деятельности?

 

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

 

Глава 31

МЕЖДУНАРОДНО­ПРАВОВАЯ ОХРАНА

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

 

§ 31.1. Понятие и принципы международно­правовой

охраны окружающей среды

Экологические проблемы, как отмечалось в главе 1, выходят далеко за рамки конкретных государств и уже сравнительно давно приобрели глобальное значение, которое с каждым годом становится все более отчетливым. Это, в свою очередь, ставит государства — члены мирового сообщества перед необходимостью выработки и осуществления совместных мероприятий, направленных на минимизацию негативного вмешательства в природные комплексы, имеющие трансграничное значение (воды Мирового океана, атмосферный воздух, озоновый слой Земли), а также на ликвидацию последствий антропогенной деятельности и стихийных бедствий.

Таким образом, сущность международно­правовой охраны окружающей среды сводится к осуществлению субъектами международного права совместных мероприятий на основе подписанных и ратифицированных актов международного права, отражающих совокупность прав и обязанностей, а также степень ответственности каждого из участников договора, пакта, конвенции или соглашения.

В ст. 81 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплено, что Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Вместе с тем данная норма носит отсылочный характер и не позволяет иметь представление о соответствующих принципах.

К слову, в ст. 92 утратившего силу Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» перечислялись следующие принципы международного сотрудничества:

каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;

каждое государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для целей развития
и обеспечения нужд своих граждан;

экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;

хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;

недопустимы любые виды хозяйственной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы;

должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов на основе международно признанных критериев и параметров;

должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный международный обмен научно­технической информацией по проблемам окружающей природной среды и передовых ресурсосберегающих технологий;

государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях;

все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны разрешаться только мирными средствами.

Впервые специальные принципы охраны окружающей челове­
ка среды были разработаны и приняты в Декларации Стокгольмс­
кой конференции ООН по проблемам окружающей человека среды в 1972 г. 28 октября 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила Всемирную хартию природы, в которой стокгольмские
принципы были подтверждены. Наряду с другими заслуживают внимания положения, адресованные индивидуумам, в частности:

каждый человек в соответствии с законодательством своей страны должен иметь возможность участвовать индивидуально или коллективно в процессе разработки решений, непосредственно касающихся окружающей его природной среды, а в случае нанесения ей ущерба или ухудшения ее состояния должен иметь право использовать все средства для ее восстановления;

каждый человек призван действовать в соответствии с положениями Хартии; каждый человек, действующий индивидуально, коллективно или участвующий в политической деятельности, должен стремиться обеспечить достижение целей и выполнение положений Хартии.

Безусловно, участники международно­правовых отношений в экологической сфере руководствуются и общими принципами международного права, к числу которых относятся принципы:

суверенного равенства всех государств;

уважения государственного суверенитета;

невмешательства во внутренние дела другого государства;

добросовестного выполнения международных обязательств;

мирного разрешения споров и др.

 

 

§ 31.2. Направления международно­правового
сотрудничества в сфере охраны окружающей среды

 

Мировое сообщество в настоящее время озабочено целой группой проблем, формирующих направления международно­правового сотрудничества. Среди таких направлений следует выделить:

защиту Мирового океана от загрязнения;

сохранение биологического разнообразия;

охрану озонового слоя атмосферы;

охрану атмосферного воздуха от загрязнения;

защиту космического пространства от загрязнения;

нераспространение ядерного оружия;

предотвращение трансграничного перемещения опасных отходов и веществ и др.

Всю совокупность действующих в настоящее время международно­правовых актов в сфере охраны окружающей среды можно разделить на базовые, отраслевые, региональные, двухсторонние.

К числу базовых актов международного права окружающей среды относятся:

Стокгольмская декларация по проблемам окружающей человека среды (Стокгольм, 16 июня 1972 г.);

Всемирная хартия природы (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 37/7 от 28 октября 1982 г.);

Декларация по окружающей среде и развитию (Рио­де­Жа­
нейро, 14 июня 1992 г.).

Отраслевыми актами международного права окружающей среды являются:

Конвенция о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха (Женева, 13 ноября 1979 г.);

Венская конвенция об охране озонового слоя (Вена, 22 марта 1985 г.);

Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 22 марта, 1989 г.);

Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду
в трансграничном контексте (Эспо, 25 февраля 1991 г.);

Рамочная конвенция ООН об изменении климата (Нью­Йорк, 9 мая 1992 г.);

Конвенция о биологическом разнообразии (Рио­де­Жанейро, 5 июня 1992 г.).

К р егиональным актам международного права окружающей среды можно отнести:

Декларацию министров по вопросам окружающей среды региона Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (София, 25 октября 1995 г.);

Экологическую программу для Европы (София, 23–25 октября 1995 г.);

Конвенцию о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхус, 25 июня 1998 г.).

Двусторонними актами международного права окружающей среды являются заключаемые между двумя субъектами между­
народного права договоры и соглашения. Применительно к Рос­
сийской Федерации необходимо отметить, что двусторонние сог­
лашения по вопросам сотрудничества в области охраны окружающей среды Россия заключила с Беларусью, Болгарией, Венгрией, Испанией, Канадой, КНР, Францией и некоторыми другими государствами. Существуют также соглашения с некоторыми государствами о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных водных объектов (Монголия, Украина, Эстония и др.), рыболовства (Марокко, Финляндией, Швеция и др.) и по ряду иных вопросов.

 

 

§ 31.3. Международные организации в сфере
охраны окружающей среды

 

Международно­правовое сотрудничество в экологической сфе­
ре выражается не только в подписании и реализации государствами международно­правовых документов, но и в деятельности постоянно действующих, специально созданных для решения конкретных задач международных органов и организаций.

Среди наиболее значимых организаций мирового масштаба можно выделить:

Конференцию ООН по окружающей среде и развитию;

Программу ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП);

Программу ЮНЕСКО «Человек и биосфера»;

Комиссию ООН по устойчивому развитию;

Комитет ООН по природным ресурсам;

Комитет по окружающей среде и устойчивому развитию Межпарламентского союза;

Глобальный экологический фонд;

Всемирную комиссию по окружающей среде и развитию;

Международный (Всемирный) союз охраны природы;

Всемирный фонд дикой природы и некоторые другие организации.

На европейском уровне в рамках созданных специальных структур также осуществляется тесное сотрудничество в экологической сфере. К числу наиболее важных европейских организаций относятся:

Координационная информационная система по окружающей среде;

Европейское агентство окружающей среды;

Европейская федерация по охране природы и животных;

Региональный экологический центр для Центральной и Вос­
точной Европы;

Европейский фонд окружающей среды;

Европейский ЭкоФорум.

Созданы и функционируют экологические структуры на уровне стран — участников Содружества Независимых Государств (СНГ), в том числе:

Межгосударственный экологический совет;

Межгосударственный совет по гидрометеорологии.

Особую известность благодаря своим громким акциям приобрела организация «Гринпис», российское отделение которой функционирует с 1992 г. Основные направления деятельности этой организации в Российской Федерации связаны с сохранением лесов, сохранением озера Байкал, а также недопущением радиационного и химического загрязнения окружающей среды.

Таким образом, можно констатировать, что международное экологическое движение, консолидируя в своих рядах большие силы и средства, представляет собой наряду с эффективной внутригосударственной политикой серьезную составляющую успеха
в деле охраны окружающей среды.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.