Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Произведения Вильфредо Парето 8 страница




Такого рода дискуссии, предметом которых были лич­ность, философия, политические взгляды Вебера, показыва­ют, с моей точки зрения, многочисленные стороны его твор­чества, дающие право сказать, что Макс Вебер — наш со­временник. Он является им прежде всего потому, что его творчество, как и всех великих мыслителей, настолько бога­то и двусмысленно, что каждое новое поколение прочитыва­ет его, изучает и истолковывает по-разному. Его труд, воз­можно, уже превзойден, но остается актуальным. Идет ли речь о понимающей социологии, об идеальном типе, о раз­личении между ценностным суждением и отнесением к цен­ностям, о субъективном смысле поведения как самостоятель­ном объекте научного интереса социолога, о противопостав­лении понимания своего поведения субъектами и социологом — по этому поводу можно задавать много вопросов или выска­зывать возражения. Практика Вебера не обязательно соот-


ветствует его теории. Вызывает сомнение, например, что сам он всегда воздерживался от всякого оценочного суждения. Еще более сомнительно то, что отнесение к ценности и оце­ночное суждение могут быть полностью разделены. Соц­иология Вебера была бы, возможно, более научна и, мне кажется, менее увлекательна, если бы она не принадлежала человеку, который беспрестанно задавался важнейшими воп­росами: о взаимоотношении знания и веры, о науке и прак­тической деятельности, о Церкви и пророчестве, о бюрокра­тии и харизматическом вожде, о рационализации и личной свободе; который благодаря своей исторической, можно ска­зать чудовищной, эрудиции искал в наследии всех цивилиза­ций ответы на свои собственные вопросы и оказывался в результате такого рода поисков (а они по своему характеру не могли быть завершенными в одиночестве) разрываемым сомнениями относительно выбора своей собственной судьбы.

Биографические данные

1864 г., 21 апреля. В г. Эрфурт, в Тюрингии, родился Макс Вебер. Отец его — юрист, выходец из семьи промышленников и купцов, зани­мавшихся текстильным делом, из Вестфалии. В 1869 г. Вебер с семьей переселяется в Берлин, где позже будет избран в муници­пальный сейм, затем в сейм Пруссии и в рейхстаг. Он принадлежал к группе правых либералов, лидером которых был Беннингсен. Его мать, Элен Валленштайн-Вебер, была женщиной высокой культуры, серьезно занималась проблемами религии и социальными вопроса­ми. До самой смерти, в 1919 г., она была в тесном интеллектуальном контакте со своим сыном, в котором оживляла потребность в религи­озной вере. В салоне своих родителей молодой Вебер встречал мно­гих известных представителей интеллигенции и политических кру­гов того времени: Дильтея, Моммзена, Зибеля, Трейчке, Каппа...

1882 г. Поступление в Гейдельбергский университет. Принятый на фа­
культет права, Вебер изучает также историю, экономику, филосо»
фию и теологию. Принимает участие в жизни студенческой корпо­
рации.

1883 г. После трех семестров учебы в университете в течение года нахо­
дится на военной службе в Страсбурге, сначала в качестве простого
солдата, а затем офицера имперской армии, чем всегда будет очень
гордиться.

1884 г. Возобновление учебы в Берлинском и в Геттингенском универ­
ситетах.

 

1886 г. Сдача первых университетских экзаменов по юриспруденции.

1887 — 1888 гг. Принимает участие в военных маневрах в Эльзасе и Во­
сточной Пруссии. Вступает в Союз социальной политики, куда вхо­
дит группа представителей университетской интеллигенции самых

, разных убеждений, интересующихся социальными проблемами. Со-


юз был основан в 1872 г. Г.Шмоллером; главенствующую роль в нем играли «катедер-социалисты».

1886 г. Защита в Берлине диссертации на тему «К истории торговых об­ществ в средние века». Изучает итальянский и испанский языки. Вступает в адвокатский корпус Берлина.

1800 г. Сдает очередные экзамены по праву. По просьбе Союза начинает
проводить опрос о положении крестьян в Восточной Пруссии.

1801 г. Пишет диссертацию «Римская аграрная история и ее значение
для государственного и частного права». Собеседование во время ее
защиты с профессором Моммзеном послужило поводом для пригла­
шения Вебера на должность профессора кафедры факультета права
Берлинского университета.

1802 г. Завершает работу над положением сельскохозяйственных рабо­
чих восточных областей Германии.

1803 г. Женитьба на Марианне Шнитгер.

 

1894 г. Макс Вебер становится профессором политической экономии
университета Фрибурга. Работа «Тенденции к изменению положе­
ния сельскохозяйственных рабочих Восточной Германии».

1895 г. Поездка в Шотландию и Ирландию. Начинает курс лекций во
Фрибурге темой «Национальное государство и экономическая поли­
тика».

1896 г. Вебер принимает у ушедшего в отставку Книса кафедру в уни­
верситете Гейдельберга. Работа «Социальные причины падения ан­
тичной цивилизации».

1897 г. Тяжелое нервное расстройство заставляет Вебера прервать на че­
тыре года всякую работу. Он путешествует по Италии, едет на Кор­
сику и в Швейцарию, чтобы обрести душевный покой.

1800 г. По собственной воле выходит из Пангерманской лиги.

1002 г. Возобновляет преподавательскую деятельность в Гейдельбергском
университете, но не в состоянии полностью восстановить былую ак­
тивность своей университетской жизни.

1003 г. Вместе с Вернером Зомбартом создает журнал «Архив социаль­
ной науки и социальной политики».

 

1004 г. Поездка в США для участия в конгрессе социальных наук в
г. Сент-Луис, где выступает с лекцией о капитализме и сельском об­
ществе в Германии. Новый Свет производит на него глубокое впе­
чатление. Публикация первой части «Протестантской этики и духа
капитализма» и очерка «"Объективность" социально-научного и со­
циально-политического познания».

1005 г. Русская революция привлекает внимание Вебера, и, чтобы чи­
тать в оригинале, он изучает русский язык. Публикация второй час­
ти «Протестантской этики и духа капитализма».

 

1906 г. Публикация статей «К положению буржуазной демократии в
России», «Переход России к мнимому конституционализму», «Кри­
тические исследования в области логики наук о культуре», «Проте­
стантские секты и дух капитализма».

1907 г. Получение наследства позволяет Веберу полностью посвятить се­
бя науке.

1908 г. Интерес к «индустриальной психологии» приводит к публикации
двух исследований на эту тему. Гейдельбергский салон Вебера посе­
щает большинство немецких ученых того времени: Виндельбанд, Ел-


линек, Трёльч, Науман, Зомбарт, Зиммель, Михельс, Теннис. Он по­могает советом молодым университетским ученым, таким, как Дьёрдь Лукач, Карл Лёвенштейн. Организует Немецкую ассоциа­цию социологов и издает серию работ по социальным наукам.

1909 г. Публикация статьи «Производственные отношения в сельском
хозяйстве античного мира». Начало работы над «Хозяйством и обще­
ством».

1910 г. Участвует в конгрессе Немецкой ассоциации социологов, где за­
нимает четкую позицию против расистской идеологии.

1912 г. Покидает руководящий комитет Немецкой ассоциации социоло­гов из-за расхождения во взглядах по вопросу о «свободе от оценки».

Г913 г. Публикует «О некоторых категориях понимающей социологии».

1914 г. С началом войны Вебер поступает на службу и до конца 1915 г.
руководит группой госпиталей Гейдельбергского района.

1915 г. Публикация «Хозяйственной этики мировых религий» («Введе­
ние», «Конфуцианство и даосизм»).

1916 — 1917 гг. Выполняет различные официальные миссии в Брюссе­
ле, Вене, Будапеште; не жалеет усилий, чтобы убедить германских
руководителей избегать расширения войны, но в то же время наста­
ивает на ведущей роли Германии в мировой политике и видит глав­
ную опасность для нее в России. Публикация в 1916 г. глав работы
«Социология религий» под названием «Индуизм и буддизм» и, в
1917 г., «Античный иудаизм».

 

1918 г., апрель. Поездка в Вену для чтения лекций на летних курсах уни­
верситета, в которых он раскрывает свое понимание социологии
политики и религии в виде «Позитивной критики материалистиче­
ской концепции истории». Зимой читает два доклада в Мюнхенском
университете: «Наука как призвание и профессия» и «Политика как
призвание «профессия». После капитуляции становится экспертом
германской делегации в Версале. Публикует очерк «Смысл «свободы
от оценки» в социологической и экономической науках».

1919 г. Принимает кафедру в Мюнхенском университете, где работает
после ухода Брентано. В 1919 — 1920 гг. читает курс лекций под на­
званием «История хозяйства», который будет опубликован в 1924 г.
Без особого энтузиазма признает Республику, становится свидетелем
революционной диктатуры Курта Эйснера в Мюнхене, входит в со­
став комиссии по подготовке проекта Веймарской конституции. Про­
должает работу над книгой «Хозяйство и общество», первые части
которой отпечатаны к осени 1919 г. Книга останется незавершен­
ной.

1920 г., 14 июня. Макс Вебер скончался в Мюнхене.

1922 г. Публикация его вдовой, Марианной Вебер, книги «Хозяйство и общество». Новые издания этого труда, с сопровождающими текста­ми, появятся в 1925 и 1956 гг.

Примечания

Сборник содержит четыре главных очерка мировоззренческого ха­рактера: «"Объективность" социально-научного и социально-полити­ческого познания», (1904); «Критические исследования в области ло­гики наук о культуре» (1906); «О некоторых категориях понимающей


социологии» (1913); «О смысле «свободы от оценки» в социологиче-. ской и экономической науках» (1917 — 1918), а также знаменитый доклад, прочитанный в 1919 г. в Мюнхене под названием «Наука как призвание и профессия». Сборник содержит еще четыре очерка, ме­нее значительных, которые, кстати, не были переведены на какие-ли­бо языки.

Исследования Вебера, посвященные античной эпохе, весьма много­численны. Напомним, что одним из его первых учителей был круп­ный историк Моммзен, которому он обязан своим образованием в об­ласти права в период, когда в Германии, как и во Франции, изучение римского права на факультете занимало одно из ведущих мест. По­мимо работы «Производственные отношения в сельском хозяйстве античного мира», окончательно завершенной и изданной в 1909 г., Вебер написал книгу «Социальные причины падения античной ци­вилизации» (1896), а темой диссертации его была «Римская аграрная история» (1891). «История хозяйства» — это курс лекций, прочитан­ных в Мюнхене в 1919 г., незадолго до смерти, и опубликованный в

1923 г.

Труды Вебера о политических, экономических и социальных про­блемах Германии и современной Европы многочисленны и разносто-ронни. Они объединены в три сборника: «Собрание политических сочинений», «Собрание сочинений по социальной и хозяйственной истории», «Собрание сочинений по социологии и социальной поли­тике».

Работа о тенденциях к изменению положения сельскохозяйствен­ных рабочих в восточной части Германии была опубликована во вто­ром сборнике. Вебер написал ее в 1890 — 1892 гг. на основе обсле­дования этого региона, порученного ему Союзом социальной полити­ки, и показал, что крупные землевладельцы к востоку от Эльбы ради сокращения расходов на заработную плату не стеснялись ввозить лю­дей славянского происхождения (русских и поляков) в свои поместья, вынуждая таким образом к миграции в индустриальные города Запа­да тружеников немецкой национальности и культуры. Он разоблачал эту капиталистическую позицию юнкеров, дегерманизирующих та­ким путем восточную часть Германии. 3

Социологические исследования религий объединены в трехтомник

«Социология религий». В 1-й том включены две работы о протестант­ской этике и духе капитализма и первая часть «Хозяйственной этики мировых религий» («Введение», «Конфуцианство и даосизм» и «Тео­рия ступеней и направлений религиозного неприятия мира»); том 2-й включает вторую часть «Хозяйственной этики мировых религий» («Индуизм и буддизм»); в 3-м томе опубликована третья часть «Хо­зяйственной этики» («Античный иудаизм»). Перед самой смертью Ве­бер планировал выпустить 4-й том, посвященный исламу. Чтобы иметь полное представление о религиозной социологии Вебера, к тек­стам этого сборника следует добавить главы о религии из книги «Хо­зяйство и общество», в частности 5-ю главу второй части.

См. библиографию.

«Целерациональным мы называем поведение, ориентированное толь­ко на средства (субъективно), представляющиеся адекватными для достижения (субъективно) однозначно воспринятой цели» (М. Вебер, цит. соч., с. 495).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.