КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Естественно-правовое сознание
ФИЛОСОФИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА Существует совершенно очевидная теоретическая целесообразность выделения двух ипостасей правосознания — естественно-правовой и позитивно-правовой. Она позволяет сгладить остроту многих научных споров и ликвидировать ряд недоразумений, возникающих исключительно на почве отсутствия такого разграничения. Важнейшей чертой естественного права является его универсальная нормативность, проявляющаяся в предписательной, дол-женствовательной, императивной форме его суждений. Эта универсальная предписательность носит безлично-авторитарный характер. Нормы естественного права, имея максимально широкое, универсальное значение, адресованы ко всем, без исключения, правоспособным субъектам и призывают следовать сформулированным в них предписаниям, потому что те отвечают требованиям высшей, абсолютной справедливости. Эти требования категоричны в том смысле, что не оставляют возможности для сомнений и колебаний. Они гарантируют индивидуальному правосознанию высшую правоту, если его обладатель будет действовать в должном направлении. Повеления естественно-правовых императивов далеко не всегда соответствуют житейским интересам, конъюнктурным соображениям социальных субъектов. Между теми и другими постоянно возникают различные противоречия. Эмпирическая действительность чаще всего с большим трудом находит общие точки соприкосновения и пункты обоюдного согласия между своими потребностями и требованиями высшей справедливости. На почве этих расхождений возникают практические и духовные коллизии, составляющие содержание мировой религиозно-этической и фило-софско-правовой мысли на протяжении вот уже двух с половиной тысячелетий: Естественно-правовое сознание мыслит нормативными категориями долженствования: «человек (я, ты, он) должен поступать таким-то образом». Фокусируя в суждениях такого рода требования некой сверхличной воли, ориентированной на организацию, укрепление и поддержание твердого социального порядка, естественное право ждет от адресатов ответных волевых усилий по исполнению сформулированных предписаний. Если естественно-правовое требование универсально, то ответные формы субъективных реагирований на него бесконечно разнообразны по характеру, содержанию, степени адекватности. То есть возможно множество типов отношений между всеобщим императивом и конкретной формой его практического воплощения. Более того, между этими эмпирическими формами возможны столь значительные различия и расхождения, что это способно затруднить взаимопонимание социальными субъектами друг друга и послужить основанием для возникновения проблемы относительности правовых требований, а следовательно, сомнений в их всеобщности и обязательности. Естественное право оценивает соблюдение субъектами своих предписаний как социальное благо, а нарушения их — как социальное зло. При этом сами эти оценки уже в своем собственном содержании несут регулятивный потенциал. Одобряющие и осуждающие суждения отнюдь не индифферентны, а насыщенны значительной эмоциональной энергией, подвигающей индивидов на те или иные действия и поступки. В естественно-правовой норме универсальная императивность всегда сфокусирована таким образом, что она не «растекается» по социальному пространству, а устремляется со всей своей силой, максимальной энергией в каждую конкретную социальную точку, где пребывает субъект — носитель индивидуального естественно-правового сознания. Это, во-первых, сообщает субъекту ощущение непосредственной обращенности универсального императива к нему лично. Во-вторых, возникающий эффект «фокусировки» существенно повышает энергетический потенциал естественно-правовой нормы. Естественно-правовые императивы имеют сверхличный характер. Но их сверхличность не носит явно выраженного социогенного характера, как, например, в нормах позитивного права со стоящим за ними надличным авторитетом государства. Она сверх-физична, метафизична, то есть апеллирует к высшим первоначалам бытия и в них черпает уверенность в собственной правоте, в необходимости ее отстаивать, а также энергию и волю для соответствующих усилий.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |