КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Церковь
Армия Проблема свободы передвижения В ходе исследования респондентам был задан «провокативный» вопрос о возможности ограничения выезда из страны лиц, критикующих политику российской власти, находясь за границей (исследование проводилось еще до истории с поездкой в США депутата Дмитрия Гудкова, после которой появилась инициатива о запрете депутатам поездок за границу без разрешения парламентского руководства). С подобным предложением не согласен практически никто из участников исследования. Более того, эта тема вызывает активное несогласие даже у лояльных власти респондентов. Они готовы увидеть в подобных инициативах запрет не только на свободу слова, но и на свободу передвижения. Таким образом, россияне не готовы соглашаться со слишком радикальным, по их мнению, развитием консервативной волны. Тоталитаризм в сегодняшней России невозможен.
Общественный авторитет традиционных институтов В рамках проведения консервативной политики логичным выглядит опора на авторитет традиционных институтов, таких, как церковь и армия. По данным «Левада-Центра» (2012 г.), церковь считают вполне заслуживающей доверия 50% населения, армию – 39%. В нашем исследовании (полевая стадия которого также была исполнена «Левада-Центром») из различных общественных объединений РПЦ также получает самый высокий показатель доверия, однако он составляет всего 34%. Однако при более внимательном рассмотрении ситуация выглядит не столь однозначной.
В 2012 г. увеличение военных расходов в России оказалось равно всему бюджету сферы образования (2,5 трлн. рублей), и этот рост планируется продолжить в следующие годы – судьба же финансирования образования и здравоохранения остается под вопросом. Население, согласно данным социологов, вполне одобряет подобный курс. По данным ВЦИОМ (2011 г.), 72% полагают нужным оснастить Вооруженные силы современным вооружением и техникой. 78% согласны с тем, что армия дает молодому человеку важный и полезный жизненный опыт. 74% опрошенных высказали убеждение, что настоящий мужчина обязательно должен отслужить в армии. Практически в той же степени (74 и 70% соответственно) в этом уверены юноши допризывного возраста. Большинство участников исследования считают целесообразным введение начальной военной подготовки в школьную систему обучения (80%). Аналогичной позиции, кстати, придерживаются и юноши-старшеклассники (67%). Однако между декларируемыми ценностями и реальным поведением граждан существует большой разрыв. Так, по данным Генштаба, официальное количество «уклонистов» во время весеннего призыва 2012 года составило более 7 тысяч человек. Весной–летом 2012 г. около 166,1 тыс. человек убыли к новому месту жительства без снятия с воинского учета или уклонились от получения повестки военкомата (в 2011 г. таковых было больше на 18%) при плане призыва в 155,5 тысяч человек. Эта цифра не учитывает избегающих призыва другими способами, как вполне законными, так и криминальными: от поступления в высшие учебные заведения (без желания работать затем по специальности) до «покупки» справок о состоянии здоровья. Дело дошло до разработки законопроекта о запрете «уклонистам» занимать должности на государственной службе и баллотироваться в органы представительной власти. Однако и эта репрессивная мера выглядит неэффективной, так как может распространяться только на тех лиц, которые официально признаны «уклонистами», то есть на явное меньшинство молодых людей, избегающих военной службы. По данным «Левада-Центра» (декабрь 2012 г.) к последователям православия относят себя 74% опрошенных. 7% составляют мусульмане. А к каждой из других конфессий и религий – католицизму, протестантизму, иудаизму – относят себя не более 1% респондентов. Ужесточение наказания за вандализм и порчу церковного имущества, оскорбление чувств верующих, по данным «Левада-Центра», поддерживают 82% россиян (среди последователей православия – 85%). При этом почти три четверти респондентов ничего не слышали о случаях оскорбления чувств верующих (73%). Характерно, что ограничение прав на свободу вероисповедания чаше ощущали последователи религий, отличных от православия, но именно среди них наибольшее число тех, кто негативно относится к ужесточению наказания за подобные деяния. Это показательно, так как приверженцы неправославных конфессий в меньшей степени верят, что жесткие запретительные меры защитят их интересы. Многие из тех, кто в опросах называет себя православными, чаще всего являются невоцерковленными людьми, игнорирующими предписания своей конфессии. Среди православных россиян доля тех, кто посещает храм, согласно опросу «Левада-Центра», составляет 76%. Однако при этом 33% опрошенных сообщили, что ходят в церковь, чтобы поставить свечку и помолиться, 29% бывали на крестинах, венчании или отпевании – то есть на мероприятиях, носящих семейный характер. И лишь 11% причисляющих себя к православным участвовали в религиозной службе, литургии (отметим, что практикующими верующими считаются те, которые не просто когда-либо участвовали в литургии, но делают это не реже одного раза в месяц). Примечательно, что, по данным ВЦИОМ (опрос 2010 г.) наиболее воцерковленными оказываются последователи неправославных христианских течений: в этой группе большинство помогает при храме (71%), читает духовную литературу и общается с духовником (по 57%). Для сравнения, среди православных эти проявления духовной жизни свойственны лишь 13-16%. Печальная констатация Николая Лескова, утверждавшего в позапрошлом веке, что «Русь была крещена, но не была просвещена», актуальна и поныне. Позитивно относясь к деятельности Церкви вообще, россияне нередко проявляют осторожность, когда речь идет о конкретных действиях, которые могут ущемить их интересы. Характерно, что реакция депутатов муниципальных собраний и жителей Москвы на планы строительства новых храмов «шаговой доступности» (проект, инициированный патриархией для того, чтобы вовлечь пассивную часть верующих в литургическую жизнь) является весьма неоднозначной. Так, в январе-марте 2013 г. депутаты пяти муниципальных собраний (Северное Измайлово, Северное Тушино, Чертаново Центральное, Марьино, Гольяново) отклонили подобные проекты, мотивируя свои решения нарушением норм «уплотнительной застройки» либо уничтожением зеленых насаждений. И это при том, что абсолютное большинство депутатов являются либо членами партии «Единая Россия», либо лояльными ей деятелями. Понятно, что в данных случаях они реагируют на общественное мнение, которое носит куда более противоречивый характер, чем это иногда представляют. Эту же тенденцию подтвердило и качественное социологическое исследование, проведенное во время работы над данным докладом. Влияние Русской православной церкви на общественно-политические процессы большинство респондентов считают достаточным или даже чрезмерным [13]. Респонденты во всех точках обращали внимание на слияние РПЦ с властными структурами, помощь (в том числе материальную) РПЦ со стороны власти и мощную идеологическую поддержку и лояльность власти со стороны РПЦ в ответ. Те респонденты, кто посещает воскресные службы, отмечают, что в последнее время (и особенно это было заметно перед выборами президента) проповеди священников имели отчетливо политизированный характер. Опрошенные также отмечают усилившуюся тенденцию к повышению роли Церкви в общественно-политической жизни страны, что выражается в выступлениях представителей РПЦ по вполне светским поводам. История с автомобильной аварией с участием священнослужителя, неподобающе дорогие автомобили некоторых священников также воспринимаются верующими болезненно. Часть опрошенных обратили внимание и на все более активное вхождение Церкви в светские вопросы и дела. В числе примеров этого респонденты называли участие священников в политических мероприятиях, выступления и публикации представителей Церкви о «налоге на бездетность» и против абортов, закрытие неугодных Церкви художественных выставок, обучение основам православия в школах, появление православных телеканалов и других СМИ, появление самого понятия «права верующих» в правовом поле и т.д. Большинство респондентов не хотят усиления влияния роли РПЦ в жизни российского общества (в особенности молодежь). При этом опрошенные обратили внимание на то, что В.Путин говорил о недостаточности «духовных скреп», что наводит их на мысль, что влияние РПЦ на общественно-политические процессы будет только усиливаться. Исключение представляли некоторые консервативно настроенные представители старшего поколения и националистически настроенные молодые люди. Они полагают, что в условиях падения нравов, тотальной бездуховности населения и роста количества представителей других конфессий в России спасением может стать религия и Церковь.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |