Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1 Понятие, значение и основные черты




ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Раздел 1 Правовая система Древнего Рима. Правовой статус лиц

римского частного права (2 часа)

Цель занятия: выявить отличительные особенности римского частного права, уяснить причины возникновения и развития римских правовых систем, проанализировать источники римского права, цели, ход и результат кодификации римского права.

Контрольные вопросы:

1. Какое влияние оказали aequitas (справедливость), humanitas (уважение человеческой личности), natura rerum (потребности жизни), ius naturale (естественное право) на становление и развитие римского частного права?

2. Почему дозволено корректировать действие права с помощью «доброй совести» и «справедливости»?

3. Чем отличались ius civile и ius gentium? Когда и по каким причинам происходит слияние этих двух систем права?

4. Можно ли считать претора законодателем? Почему выборность должности претора и кратковременность нахождения у власти не мешали появлению преторского права?

 

5. Почему деятельность юристов рассматривается как один из основных источников римского права? Какое из направлений этой деятельности в большей степени носило правотворческий характер? Объясните, почему.

6. Каковы причины кодификации римского права? Кто осуществил первые кодификационные работы? Почему кодификационные акты, созданные до Юстиниана, не получили большого распространения? В чем заключается отличие подхода Юстиниана к систематизации права?

Письменные задания:

1. Согласны ли вы с предложенным римским юристом Ульпианом определением публичного (ius publicum) и частного (ius privatum) права? Изобразите графически или в виде таблицы основные институты частного и публичного права исходя из: а) представления римских юристов; б) современных правовых концепций.

2. Проанализируйте Законы XII таблиц. Каких норм (частноправовых или публично-правовых) в Законах XII таблиц больше? Подобрать (выписать) из Законов XII таблиц по 2-3 примера частноправовых и публично-правовых норм.

3. В чем состоит различие между гражданским и естественным правом? В чем, по мнению Гая, состоит основание разделения частного права? Законспектировать соответствующие выдержки из Институций Гая (книга 1).

4. Изобразите графически соотношение цивильного и преторского права. Обоснуйте свое мнение.

5. Какие из перечисленных лиц являются юристами классического периода: Юстиниан, Павел, понтифик, Сервий Сульпиций, Цицерон, Прокул, Папиниан, Григориан, Модестин.

6. Подготовьте краткую историческую справку об одном из римских юристов-классиков, указав период римского права, в котором он жил, основные достижения в юриспруденции.

7. Римский юрист Гай разработал оригинальную систематизацию права, воплотив ее в учебнике – «Институциях Гая». Укажите, в чем заключается суть этой систематизации. Использовалась ли она впоследствии в Римской империи, других государствах? В чем ее преимущества? Сравните с систематизацией, используемой в современных кодексах (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ). Какая из существующих систематизаций (институциональная или пандектная) кажется вам более удачной и почему?

8. Приведите примеры контроверз (спорных высказываний) между представителями 2 школ римских юристов – прокулианцев и сабинианцев. Чья позиция представляется Вам более обоснованной?

9. Назовите факторы, обусловившие рецепцию римского права в средние века, в 18-19 вв. Какие из современных кодификаций гражданского права созданы на основе римского права? В чем прослеживается его влияние?

Источники 2; 6

Основная литература 1; 3

Дополнительная литература 2; 4; 6; 14; 17; 18

Тема 2 Субъекты прав (лица)

в римском частном праве (4 часа)

Цель занятия: определить круг субъектов римского права, основные отличия физических и юридических лиц, условия их участия в частноправовых отношениях.

Контрольные вопросы:

1. Известны ли римскому праву такие юридические понятия, как правоспособность и дееспособность лица? Кто признавался субъектом права? Правильно ли утверждение, что всякий человек - субъект права? Почему?

2. Допускался ли отказ от правоспособности? Могли ли правоспособные лица признаваться недееспособными по римскому праву? Могли ли неправоспособные лица признаваться дееспособными по римскому праву? Приведите соответствующие примеры.

3. Какие способы приобретения и утраты правоспособности известны римскому праву?

4. От чего зависело признание физического лица субъектом права? Какие характеристики личности имели значение при решении этого вопроса?

5. Каковы основания умаления гражданской чести? В чем отличия последствий capitis deminutio и infamia?

6. Какая из групп населения Рима обладала наибольшим объемом правоспособности? Чем это можно объяснить?

7. Имеются ли отличия в правовом положении рабов в архаичном, классическом и постклассическом праве? В чем они проявляются?

 

8. В чем состоят существо и признаки юридических лиц по римской теории частного права? В чем римские юристы видели существенное отличие физического лица от юридического, что их сближало?

Письменные задания и казусы:

1. Составите перечень оснований приобретения и утраты римского гражданства по Институциям Гая.

2. Определите со ссылками на Институции Гая статус женщин и малолетних (книга 1).

3. На основе предложенных вариантов дайте развернутый ответ на следующий вопрос: каких прав был лишен перегрин?

- права обладания квиритской собственностью;

- права наследования имущества;

- власти над женой и детьми (манус);

- права торговли (совершения сделок);

- права требовать рассмотрения его иска в легисакционном процессе.

4. «Барбарий Филипп, беглый раб, добивался претуры в Риме и был назначен претором. Помпоний гово­рит, что рабский статус не послужил ему препятст­вием, словно он не являлся претором, и действительно, он исполнял должность претора» (Ульпиан, 38 Sab. D. 1.14.3). Имеют ли эдикты и решения, принятые до обнаружения указанного обстоятельства законную силу? Может ли господин предъявить права на него как на раба?

5. Составите сравнительную таблицу правового положения физического лица (на примере римского гражданина) и юридического лица (на примере профессионального объединения – коллегии купцов) по следующим параметрам:

- возможность обладания имущественными правами;

- возможность обладания неимущественными правами;

- возможность наследовать по завещанию имущество римского гражданина;

- возможность приобретать права собственными действиями;

- возможность нести ответственность за совершенные правонарушения (деликты).

6. Лицо, не достигшее 25 лет, допустило продажу себя в рабство и получило часть денег от сделки. Может ли этот несовершеннолетний просить претора о восстановлении в прежнее положение (restitutio in integrum)?

7. Во время эпидемии погребальная коллегия, оставшись без собственных средств, обратилась к банкиру-трапезиту и получила от него заем, который впоследствии не смогла вернуть в установленный срок. Мог ли трапезит обратить взыскание на имущество отдельных членов данной коллегии?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.