КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3 Семейно-брачные отношения
Работа в малых группах Студенты делятся на 2 группы: одна образует товарищество (societas), другая - коллегию купцов (collegia). Задача каждой из групп: в течение 10 минут в процессе обсуждения выявить юридические преимущества осуществления гражданином торговой деятельности в рамках образованного ими объединения и оформить свои мысли в сжатой (тезисной) форме. Представитель первой группы объявляет сделанные в ходе обсуждения выводы, а участникам другой группы дается возможность задать уточняющие вопросы. На вопросы может ответить любой участник «выступающей» группы. Затем выступает представитель второй группы. Побеждают участники группы, наиболее убедительно представившие и обосновавшие свою позицию. Источники 1, 2 Основная литература 1, 2 Дополнительная литература 3, 5, 6, 8, 18
в римском частном праве (4 часа) Цель занятия: выявить принципы построения римской семьи, основные исторические формы семьи, условия действительности законного римского брака, уяснить значение института опеки и попечительства в римском праве Контрольные вопросы: 1. Что такое adgnatio (agnatio)? Какие права зависят от наличия этой связи? 3. Каковы способы установления agnatio? Как определяются степени агнатического родства? 4. Как соотносятся понятия agnatio и familia? 5. Каковы причины постепенного снижения юридического значения agnatio? В какой сфере происходило признание когнатического родства? 6. Какие виды личных союзов известны римскому праву? В чем заключается основное отличие законного брака от конкубината? 7. Каковы условия заключения и существования брака? 8. Существовало ли различие в правах матери и отца в отношении детей? От чего зависело правовое положение детей? 9. Можно ли говорить об изменении имущественного положения детей в римской семье? Если да, то какие причины способствовали этому изменению? 10. Каково значение института опеки (tutela) и попечительства (cura) в римском праве? Какие виды опеки существовали? Различаются ли обязанности опекуна и попечителя? Письменные задания и казусы: 1. Изобразите графически: а) состав агнатической и когнатической римской семьи; б) соотношение агнатического и когнатического родства. 2. Пленение отца семейства делало его сына полновластным, но с возвращением отца из плена все возвращалась к прежнему правовому состоянию. Если же отец умрет в плену и это станет известно в Риме, с какого момента сын будет считаться полновластным – с момента смерти или с момента пленения? Как правильнее определить эту ситуацию – как утрату полновластия отца семейства или ее приостановление? Почему? 3. «Римский гражданин, отец семейства, после того как долгое время провел в Испании и женился на испанке, вернулся в Рим, оставив в Испании свою жену беременной. Приехав в Рим, он заключил новый брак с римлянкой, не заботясь о том, чтобы сообщить испанке, что хочет развестись с ней. От испанки у него родился сын, и от римлянки тоже. Когда он умер, не оставив завещания, правоведы подняли вопрос о том, какой из двух его браков является законным и должен ли наследовать ему сын испанки или сын римлянки» (Цицерон, de orat. 1.40.183; 1.56.238). Каков порядок расторжения римского брака? Был ли он соблюден в данном случае? Возможно ли заключение повторного брака? Дайте ответ по указанной проблеме от имени римского юриста. 4. Жена получила от мужа деньги и внесла их за своего кровного родственника в качестве сбора при вступлении его в муниципальный совет. Имеет ли такая сделка законную силу? Обоснуйте ответ. 5. Укажите, в каком из приведенных случаев имеет место дарение между супругами и обоснуйте свой выбор: а) жена израсходовала полученные от мужа деньги на съестные припасы, мази для рабов, находящихся в совместном пользовании супругов; б) жена израсходовала полученные от мужа деньги на своих домашних рабов. 6. Распространяется ли на перечисленные действия запрет дарения между супругами? а) Муж велит своему должнику выплатить жене деньги, чтобы деньги стали ее собственностью и должник был освобожден от обязательства; б) муж велит лицу, которое собирается сделать ему подарок, дать это его жене. 7.При заключении брака между женихом и отцом невесты было достигнуто соглашение, что каким бы образом брак не был расторгнут, приданое в случае наличия детей остается у мужа. Впоследствии муж умер и возник вопрос о судьбе приданого. Должны ли наследники мужа возвратить приданое отцу жены или нет? 8. «Даже если с малолетним заключается условный договор, опекун должен давать утверждение безусловно, ведь, чтобы условный договор вступил в силу, утверждение должно даваться не условно, а безусловно. Если опекуна удерживали силой, акт недействителен: ведь физического присутствия недостаточно для утверждения сделки, как если бы он промолчал из-за того, что заснул или был охвачен эпилептическим припадком» (Ulp., 1 ad Sab., D.26,8,1,1). Исчерпываются ли обязанности опекуна утверждением сделок? Какими качествами должен обладать подопечный или подопечная, чтобы опекун мог ограничиться предоставлением утверждения? 9. Если мальчик–сирота, которому был назначен опекун, впал в безумие, то что произойдет с опекой? Требуется ли в этом случае назначение попечителя? Нужно ли предъявлять иск о назначении попечителя в случае достижения малолетним ребенком 14-летнего возраста? 10. Выберите из перечисленных случаев основания прекращения опеки и аргументируйте выбор: - обращение подопечного в рабство; - обращение опекуна в рабство; - захват в плен подопечного; - захват в плен опекуна; - нахождение опекуна в качестве посла на вражеской территории; - появление у опекуна физического недостатка (глухота); - появление у опекуна психического заболевания (безумие); 11. Умерший назначил в завещании своим детям опекуна с условием, что тот не должен предоставлять отчет об опеке. Могут ли подопечные в случае недобросовестного осуществления обязанностей опекуном потребовать предоставления отчета? Какие меры ответственности могли быть применены к опекуну в случае ненадлежащего исполнения им обязанностей? 12. Что из перечисленного можно рассматривать как недобросовестное осуществление опеки: - установление платы наставникам (воспитателям) подопечного ребенка; - передача денег подопечного с целью получения дохода (проценты за пользование деньгами); - неуплата долга кредитору подопечного; - непредъявление иска к должнику кредитора, который впоследствии стал менее платежеспособен; - отказ от принятия наследства, причитающегося подопечному ребенку. Источники 1, 2, 3 Основная литература 1, 3 Дополнительная литература 2, 3, 6, 7, 8, 16
Раздел 2 Защита частных прав (иски).
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |