КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конституция Франции
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ФРАНЦИИ Стаття 53 Стаття 52 Стаття 51 Стаття 50
Постанови цього Пакту поширюються на всі частини федеративних
1. Будь-яка держава, що бере участь у цьому Пакті, може 2. Поправки набирають чинності після затвердження їх 3. Коли поправки набирають чинності, вони стають
Незалежно від повідомлень, зроблених згідно з пунктом 5 а) підписання, ратифікації і приєднання згідно з статтею 48; b) дату набрання чинності цим Пактом згідно з статтею 49 і
1. Цей Пакт, англійський, іспанський, китайський, російський 2. Генеральний секретар Організації Об'єднаних Націй
Прийнято 16 грудня 1966 року Генеральною Асамблеєю ООН.
Док. ООН А/RES/2200 А (XXI)
Французская Республика — высокоразвитое капиталистическое государство, ее население равно населению Великобритании (59 млн человек в 1999 г.), но по территории она вдвое больше Великобритании. Франция занимает шестое место в мире по объему ВВП и 15-е — по доле ВВП на душу населения (наряду с Германией). Структура Конституции. Конституцией Франции обычно считается основной закон 1958 г., но точнее, она состоит из трех документов: Декларации прав человека и гражданина 1789 г., принятой во время Великой французской революции (в ней говорится о некоторых аспектах правового статуса личности, в связи с чем в Конституции 1958 г. отсутствует соответствующий раздел); преамбулы Конституции 1946 г., принятой во время подъема демократического движения после Второй мировой войны (в ней говорится о возможности социально-экономических реформ и о некоторых социально-экономических правах личности); Конституции 1958 г., в которой есть ссылки на указанные выше два документа и которая прежде всего регулирует отношения между высшими органами государства. Конституция 1958 г. содержит также ссылки на некоторые международные акты, в которых участвует Франция (теперь — договор о Европейском Союзе 1992 г.), и другие основополагающие законы (например, об ассоциациях 1901 г.), в связи с чем отдельные французские юристы включают принципы этих документов в «конституционный блок». Конституция Франции 1958 г. — 17-я конституция со времени Декларации 1789 г. Она невелика по объему, хотя и пространнее Конституции США. В 1998 г. поправкой к Конституции восстановлен ранее исключенный раздел о французском Сообществе, но теперь в нем идет речь только о статусе Новой Каледонии, которая в чем-то похожа на ассоциированный штат (государство) в США (иногда французские авторы употребляют этот термин). Подготовка и принятие Конституции 1958 г. Конституция была подготовлена и принята в условиях острого внутриполитического и внешнеполитического кризиса, заменив Конституцию 1946 г. Проект новой Конституции разрабатывался правительством под руководством Президента Ш. де Голля, который стремился к сильной государственной (и личной) власти. Делегируя правительству полномочия по разработке проекта новой Конституции, парламент оговорил ряд условий, касающихся подготовки и содержания новой Конституции: парламент участвует в ее разработке, имея 2/3 мест в Консультативном комитете по ее подготовке; сохраняется принцип разделения властей; правительство ответственно перед парламентом; источником власти должно быть всеобщее голосование и др. Проект Конституции был обсужден в Консультативном совете и Совете министров и одобрен на референдуме 28 октября 1958 г. Делегированный способ разработки конституции и ее принятие на референдуме были новым явлением во Франции — все предшествующие конституции принимались парламентами. Основные черты Конституции. Конституция 1958 г. в отличие, например, от итальянской Конституции 1947 г. не содержит положений о социально-экономической структуре общества; в ней почти нет положений о политической системе (кроме статьи о партиях), нет раздела о правовом статусе личности. Отдельные положения социально-экономического характера содержатся в Декларации 1789 г. (о собственности, о равном налогообложении с учетом состояния граждан), более детально некоторые экономические, политические и социальные принципы названы в преамбуле Конституции 1946 г. (обращение в коллективную собственность объектов, которые приобретают характер национальных общественных служб или фактических монополий, участие трудящихся в руководстве предприятиями, свобода труда и обязанность трудиться, право на образование, здравоохранение, профсоюзные свободы, социальное обслуживание населения, отказ от войны с целью завоеваний, возможность ограничения государственного суверенитета для защиты мира и на условиях взаимности). Конституция 1958 г. в основном регулирует взаимоотношения органов государства. Она провозглашает принцип национального суверенитета, который осуществляется народом через его представителей и на референдуме, а также создание французского Сообщества на базе свободного самоопределения народов колоний (Сообщество фактически прекратило свое существование десятки лет назад, а юридически ликвидировано реформой Конституции в 1995 г., но этот раздел Конституции восстановлен, как отмечалось, в 1998 г. в своеобразной форме). Конституция 1958 г. подтвердила девиз республики: «Свобода, равенство и братство», возникший еще в XVIII в. во время революции, провозгласила принцип республики: «Правление народа, по воле народа и для народа» (эта формулировка впервые официально была провозглашена в США в XIX в.), определила основные условия для создания политических партий и их роль, провозгласила, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра. В Конституции определено соотношение внутреннего и международного права: договоры и соглашения, ратифицированные Францией, имеют приоритет над внутренним законодательством при условии взаимности. В соответствии с принципом взаимности в 1992 г. осуществлена интеграция Франции в Европейский Союз. По форме правления Франция — полупрезидентская, полупарламентарная республика, по форме территориально-политического устройства — сложное унитарное государство (Корсика — политическая автономия, Новая Каледония — нечто вроде ассоциированного штата). Во Франции существует демократический государственный режим. Изменение Конституции. Право предлагать поправки к Конституции принадлежит Президенту, который должен делать это по предложению правительства, но на деле действует самостоятельно, а также членам Парламента. Конституция 1958 г. «жесткая», ее изменение проходит две стадии. Сначала проект об изменениях принимается раздельно обеими палатами Парламента абсолютным большинством голосов в идентичной редакции (стадия принятия поправки), а затем такой закон утверждается на референдуме абсолютным большинством или конгрессом Парламента (совместным заседанием палат) большинством в 3/5 общего числа голосов (стадия ратификации, утверждения). На первой стадии законопроект обсуждается, в него вносятся поправки. На второй стадии (независимо от того, референдум это или конгресс) можно лишь голосовать «за», «против» или воздержаться. Вопрос о том, какую форму утверждения применить, решает президент. Применялся и тот, и другой способ. Последние существенные поправки внесены конституционным законом от 4 августа 1995 г. (о перечне вопросов, которые могут быть, вынесены на референдум, и о порядке его проведения, о проведении сессии парламента один раз в год, об отмене принципа депутатской неприкосновенности в случае уголовных преступлений, об отмене разделов Конституции о французском Сообществе и переходных положениях) и в 1998 г. (о положении Новой Каледонии и в связи с этим о восстановлении раздела о французском Сообществе). Конституционный контроль. Конституционный контроль во Франции осуществляет Конституционный совет и в какой-то мере (в виде заключений для правительства в отношении актов регламентарной власти — Государственный совет) Основная часть Конституционного совета назначается тремя высшими должностными лицами: Президентом, председателем сената (верхней палаты Парламента) и председателем Национального собрания (нижней палаты). Каждое из этих должностных лиц назначает треть членов Совета на девять лет; их мандат невозобновляем, быть членом Конституционного совета можно только один раз. Каждые три года обновляется треть членов Совета. Другая часть Конституционного совета — все бывшие президенты республики. Нельзя совмещать должность в Совете с членством в Парламенте, с должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью в государственном или частном секторе экономики и с руководством политической партией. Конституционный совет рассматривает жалобы в связи с выборами в Парламент, по вопросам неизбираемости и несовместимости должностей, принимает решения о конституционности регламентов палат Парламента и тех изменений, которые в них вносят палаты, до их принятия палатами, а также органические законы, участвует в подготовке выборов президента, следит за правильностью избрания депутатов и сенаторов, за тем, чтобы все кандидаты имели равные возможности, наблюдает за проведением референдума и объявляет его результаты. Подсчет голосов по выборам Президента производится под наблюдением Конституционного совета. Он констатирует вакантность поста Президента, с ним должен консультироваться Президент при введении в стране чрезвычайного положения. На Конституционный совет возлагается рассмотрение споров между ветвями власти об их компетенции. В Конституционный совет могут обращаться с запросами Президент республики, председатель правительства, председатели обеих палат Парламента, группы депутатов и сенаторов в обоих случаях численностью не менее 60 человек. Совет рассматривает дело по системе досье: нет состязательного процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из членов Совета готовит письменный доклад по делу, который затем рассматривается. Процесс в Конституционном совете письменный и закрытый. Решение должно быть принято в течение одного месяца, в срочных случаях — в восемь дней. Государственный совет назначается Президентом и дает заключения правительству о соответствии его актов закону, а также оценивает с точки зрения конституционности акты регламентарной власти. Он является также высшим административным судом. Конституционный контроль во Франции является, по существу, предварительным. Последующий конституционный контроль осуществляется лишь по жалобам граждан в Конституционный совет на нарушение законом их конституционных прав (с 1990 г.), но это возможно лишь после рассмотрения таких жалоб Государственным советом или судом. Последующий конституционный контроль осуществляется и при обращении граждан в административные суды (в конечном счете — в Государственный совет), но эти обращения должны быть связаны с актами управления, нарушающими конституционные права граждан.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |