Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Местное самоуправление и управление




Франция делится на регионы, департаменты и коммуны, которые считаются территориальными коллективами, и потому в них есть вы­борные органы самоуправления. Наряду с этим существуют админи­стративные округа, где выборных органов самоуправления нет и управ­ляет назначенный сверху супрефект. Есть историко-географические единицы — кантоны, которые не имеют собственных органов самоуп­равления и управления, а используются как избирательные округа для выборов в советы департаментов, иногда в них создаются судебные органы — трибуналы малой инстанции. Особое положение занимает являющаяся формой политической автономии Корсика — остров в Средиземном море (там есть местный законодательный парламент (Собрание) с ограниченной компетенцией, избираемый им более узкий коллегиальный орган, но исполнительную власть единолично осущест­вляет избираемый советом его председатель). Кроме того, при Парла­менте создаются еще три совета с правом совещательного голоса: эко­номический, социальный, культурный. Правительство Франции имеет право распустить парламент Корсики. На референдуме, проведенном в Новой Каледонии в 1998 г., одобрен ее договор с Францией, в соответ­ствии с чем внесена поправка в Конституцию 1958 г. Новая Каледония (бывщая колония) имеет теперь своеобразный статус ассоциированного штата с Францией. У нее есть местный парламент и избираемый им исполнительный орган.

Низовой административно-территориальной единицей является коммуна (община). Крупные города тоже имеют статус общин, но с более широкими полномочиями (самоуправление крупных городов идет еще от прошлых веков). В общине избирается совет сроком на 6 лет (9—69 человек) по мажоритарной системе. В выборах участвуют лица, живущие в коммуне 6 месяцев и 4 года уплачивающие налоги. Совет в свою очередь тайным голосованием избирает на 6 лет мэра и его заместителей, ведающих управлением. Мэр одновременно является председателем совета и по должности — представителем государствен­ной власти в коммуне.

Каждая коммуна имеет свой устав, который составляется на основе типового устава, утвержденного в 1984 г. К ведению общин относятся: водоснабжение, рынки, муниципальные библиотеки ц музеи, кладбища и др. Коммунальный (муниципальный) совет принимает бюджет, уста­навливает местные налоги, распоряжается имуществом коммуны, ут­верждает служащих, принимает программы развития, занимается рын­ками, санитарией, местными дорогами и т.д. Местные дороги принад­лежат коммуне (общине) на праве публичной собственности, предприятия, леса — на праве частной собственности (расположение первыми осуществляется на основании административного права, вторыми — гражданского права). Муниципальный совет может быть досрочно рас­пущен декретом Президента, принятым на заседании Совета мини­стров, но только по одной причине: если он не способен управлять коммуной. Этот декрет может быть оспорен в административном суде.

В департаментах (их 96 во Франции и 3 заморских департамента) избирается генеральный (департаментский) совет тоже на 6 лет по мажоритарной системе и с 1998 г. обновляется целиком (а не по час­тям). Он ведает примерно теми же вопросами, что и коммунальный совет, но его полномочия гораздо шире. Исполнительным органом со­вета с 1982 г. является не назначаемый префект (позже он получил название комиссара республики, но теперь опять используется преж­ний термин), а избираемый им председатель совета. Тем не менее совет департамента менее самостоятелен в своих действиях, чем совет общи­ны, он более жестко контролируется центром, префекту подчинены также некоторые местные службы министерств.

В регионах, объединяющих 3—8 департаментов (22 в метрополии и 4 заморских региона — Гваделупа, Гвиана, Мартиника, Реюньон), также избирается региональный совет (с 1986 г. — прямыми выбора­ми). Он имеет более разветвленную систему служб, ряд комитетов, которые выполняют не распорядительные, а консультативные функ­ции. Исполнительным органом совета является избираемый им пред­седатель. Наряду с ним совет региона избирает бюро. Некоторые депар­таменты метрополии (это крупные города, в том числе Париж, Лион) разделены на внутригородские районы (округа) с избираемыми сове­тами и мэрами.

Наряду с избираемыми органами во Франции в административно-территориальных единицах имеются назначенные сверху чиновники — представители государства. В регионе это региональный префект (им является по совместительству префект самого крупного в регионе де­партамента), в департаменте — префект департамента, в округе, не яв­ляющемся «территориальным коллективом» и не имеющем своего со­вета, есть супрефект. Префект назначается Советом министров. Он представляет в своей административно-территориальной единице пра­вительство и каждого министра, руководит деятельностью государст­венных служб (ему подчинены, однако, не все службы министерств на местах), несет ответственность за соблюдение национальных интере­сов, законов, за поддержание общественного порядка. Он непосредст­венно отвечает за состояние сельского хозяйства, за социальные вопро­сы, санитарию, благоустройство. В его распоряжении находится поли­ция. Аналогичные полномочия осуществляет в округе супрефект.

Префект теперь не осуществляет административную опеку над ор­ганами местного самоуправления, но имеет право контроля за ними с точки зрения соблюдения законности: все решения местных советов должны исполняться с момента представления их префекту независи­мо от его визы на них (ранее требовалась такая виза). Эти решения должны представляться префекту в течение 15 дней, который, если считает их незаконными (и теперь только по этому основанию), может в течение двух месяцев обратиться в местный административный суд с иском об их аннулировании.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.