Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование общественных объединений




Наиболее активное влияние на политическую жизнь оказывают по­литические партии. Во Франции действует несколько десятков поли­тических партий (на выборах в Парламент участвует обычно более 40, включая партии Корсики и заморских регионов). Они постоянно изме­няются: сливаются, разделяются, меняют политическую линию и на­звания. Наиболее крупными из них являются: на левом фланге — Французская социалистическая партия (около 900 тыс. членов), яв­ляющаяся одним из главных отрядов Социалистического интернацио­нала и Французская коммунистическая партия (около 400 тыс. чле­нов), которая в настоящее время во многом пересмотрела прежние догмы. Ближе к правому центру находится Объединение в поддержку республики, основанное в 1958 г. сторонниками генерала де Толля (около 900 тыс. членов), отстаивающее самостоятельность Франции на международной арене, а во внутренней политике — «ассоциацию труда и капитала». На правом фланге находится Республиканская партия (около 160 тыс. членов). Крайне правые позиции занимает Националь­ный фронт (25 тыс. членов), выступающий с расистских позиций, в частности за изгнание из страны иммигрантов из бывших колоний. На выборах партии обычно выступают в блоках, дробное деление на пар­тии все чаще заменяется делением на левых и правых. С 1997 г. дейст­вует левое правительство блока социалистов и коммунистов (3 комму-. ниста из 32 членов правительства).

Основы статуса партий в конституционном праве Франции впер­вые определены Конституцией 1958 г. Она устанавливает:

1) принципы создания и деятельности партий (создаются и деист-, вуют свободно);

2) направление деятельности партий (содействуют выражению мнения народа путем голосования);

3) ограничения, связанные с их структурой и деятельностью (долж­ны уважать принципы национального суверенитета и демократии — -это означает, что внутренняя структура партии, ее деятельность долж­ны соответствовать демократическим принципам).

Все эти положения содержатся в одной довольно краткой статье Конституции.

Специального закона о политических партиях во Франции в отли­чие, например, от Германии нет; их создание и деятельность регулиру­ются законами об ассоциациях 1901 г. и 1971 г. Партии, как и другие ассоциации, создаются без какого-либо разрешения, путем подачи дек­ларации (заявления) в органы министерства внутренних дел. Для по­лучения прав юридического лица они должны быть зарегистрированы в этих же органах.

Законы, принятые в 90-х гг., регулируют финансирование полити­ческих партий со стороны граждан и государства. Для частных лиц установлен определенный предел финансовых пожертвований парти­ям. Государство поддерживает политические партии по двум основа­ниям: поддерживает партии и политические группировки, выдвигаю­щие не менее 75 кандидатов в нижнюю палату парламента; осуществля­ет финансирование партий и политических группировок в зависимости от численности их фракций в парламенте. Партии должны ежегодно публиковать свои финансовые отчеты, в противном случае они лиша­ются государственной поддержки. Контроль осуществляет Националь­ная комиссия за контролем счетов по избирательным кампаниям и выборам.

Предпринимательские союзы во Франции имеют различные формы: национальная и отраслевые ассоциации, торгово-промышленные па­латы, союзы работодателей и др. В отличие от Великобритании член­ство торговых и промышленных предприятий в торгово-промышлен­ных палатах (общегосударственной и местных) во Франции обяза­тельно, поскольку в этой стране они осуществляют некоторые пуб­личные функции.

Профсоюзы во Франции организованы в основном по производст­венному признаку. Действует несколько профсоюзных центров: Всеоб­щая конфедерация труда (600 тыс. членов), Форс увриер (Рабочая сила, 400 тыс. членов), Французская конфедерация христианских тру­дящихся (100 тыс. членов) и др. Профсоюзы играют значительную роль в комитетах предприятий, но профсоюзное движение раздроблено, ру­ководители разных профсоюзных объединений ориентируются и на левые, и на правые силы.

§ 4. Правовое регулирование институтов непосредственной демократии

Во Франции нет права досрочного отзыва депутата (в том числе и в местных советах), не используется народная законодательная инициа­тива. Институтами непосредственной демократии, урегулированными правом, являются выборы и референдум.

Правовое регулирование выборов. Во Франции действует избира­тельный кодекс, инкорпорировавший, а затем кодифицировавший раз­личные акты о выборах с 1852 г. Активным избирательным правом пользуются граждане, обладающие политическими и гражданскими правами, достигшие ко дню выборов 18 лет. Существует ценз оседлос­ти: в избирательные списки вносятся лица, проживающие в коммуне (низовой единице административно-территориального деления), как правило, не менее шести месяцев. Участие в выборах не обязательно, граждане проживающие за границей, могут выдать доверенность на гЪлосование.

Пассивное избирательное право для выборов в Национальное собра­ние (нижнюю палату Парламента) устанавливается с 23 лет, в Сенат (верхнюю палату) — с 35 лет. Для Президента минимальный и макси­мальный возраст не установлен. В доктрине иногда считается, что он совпадает с условиями выборов в нижнюю палату. Кандидат в члены Парламента и в местные органы самоуправления (советы) может быть выдвинут одним избирателем (вследствие этого возможно и самовы­движение), но фактически кандидаты выдвигаются партиями, другими объединениями, только оформляется это как выдвижение избирате­лем. Запрещено выдвигать одного и того же кандидата более чем в Д одном избирательном округе, а также одновременно в обе палаты Пар­ламента. Установлена несовместимость мандата парламентария и должности члена правительства, но можно быть одновременно парла­ментарием и депутатом местного совета, членом правительства и депу--татом в местном органе самоуправления. Для кандидатов существует избирательный залог: 1 тыс франков — для нижней палаты (залог воз­вращается, если кандидат получил не менее 5% голосов), 2 тыс. — для сенаторов, 10 тыс. — для кандидатов на должность Президента. Канди­даты должны представить декларации о своем имущественном положе­нии, избранные лица должны представить такие декларации после ис­течения срока лолномочий.

Округа по выборам в нижнюю палату одномандатные, в Сенат — многомандатные, выборы Президента осуществляются по единому об- I ^негосударственному (национальному) округу. Нижняя палата избира­ется на пять лет в два тура по смешанной мажоритарной системе: в первом туре для избрания необходимо получить абсолютное большин­ство, во втором — относительное большинство, но баллотируются все кандидаты, получившие в первом туре не менее 12,5% голосов избира­телей (если таких нет — два кандидата, набравшие относительное боль­шинство голосов). В первом туре обычно избирается небольшое число депутатов.

Сенаторы избираются на девять лет (с ротацией 1/3 состава через три года) путем косвенных выборов — специальной избирательной кол­легией, состоящей приблизительно из 108 тыс. человек. В избиратель­ную коллегию входят депутаты Национального собрания (около 600), члены региональных и генеральных советов, т.е. члены советов регио­нов и департаментских советов (имеется 26 советов регионов и около 100 советов департаментов). В совокупности в избирательную колле­гию входит около 3 тыс. таких советников. Наконец, в коллегию входят избранные представители муниципальных советов (их приблизитель­но 104 тыс. человек). Именно последние из-за своей численности опре­деляют результаты выборов сенаторов Выборы сенаторов, таким обра­зом, как бы трехстепенные: муниципальные представители участвуют в выборах третий раз — сначала их выбрали, затем из своей среды они выбирают представителей в избирательную коллегию и, наконец, эти представители будут участвовать в избрании сенаторов, оказывая ре­шающее влияние на исход выборов.

Голосование членов избирательной коллегии происходит в главном городе департамента (он же главный город региона); от департамента членами избирательной коллегии избирается 2—3 и более сенаторов (всего сенаторов 321), по пропорциональной системе избираются 69 се­наторов, остальные — по мажоритарной системе абсолютного боль­шинства в два тура. Одновременно с сенаторами избираются их замес­тители.

Президент избирается прямыми выборами (после реформы Консти­туции в 1962 г.). Для выдвижения кандидатуры требуется 500 подпи­сей, но не рядовых избирателей, а лиц, занимающих определенные должности: членов Парламента, советов департаментов, совета Пари­жа, территориальных собраний, мэров. Причем эти подписи под заяв­лением о выдвижении кандидатуры должны представлять по меньшей мере 30 департаментов и заморских территорий из приблизительно 100. Избрание осуществляется по мажоритарной системе абсолютного большинства, во втором туре баллотируются два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре.

Региональные советы избираются по пропорциональной системе по многомандатным округам, панашаж и преференциальный вотум не до­пускаются. Существует пятипроцентный заградительный барьер.

Генеральные советы в департаментах избираются по мажоритар­ной системе, по одномандатным округам (округами служат историчес­кие единицы — кантоны, не имеющие органов самоуправления и адми­нистрации). Они избираются на шесть лет и с 1998 г. переизбираются целиком (ранее обновлялись наполовину каждые три года).

При избрании муниципальных советов (городских, населенных пунктов, групп поселений, которые обобщенно называются коммуна­ми) используются разные системы. В коммунах применяется мажори­тарная система, но в крупных коммунах используются списки партий: каждая партия должна выдвинуть столько кандидатур, сколько членов совета избирается (обычно это число невелико), а избиратель голосует за тот или иной список партии. Во Франции избирается также 81 депу­тат в Европейский парламент по единому (национальному) избира­тельному округу и пропорциональной системе. Каждая партия пред­ставляет свой список кандидатов из 81 человека и вносит избиратель­ный залог 100 тыс. франков.

Результаты выборов Президента могут быть обжалованы в Консти­туционный совет, остальных выборов — в органы административной юстиции.

Референдум. Конституционное право /Франции предусматривает широкое использование этого института.'Предусмотрен конституци­онный референдум о поправках к Конституции! если закон о поправках принят по инициативе депутатов парламента (если по инициативе Президента, то возможен и референдум, и утверждение поправок кон­грессом Парламента, т.е. на совместном заседании его палат).

Референдум может проводиться Президентом по предложению правительства или по совместному предложению обеих палат Парла­мента, но только по определенному кругу проблем, установленному новой редакцией (1995 г.) ст. 11 Конституции. Это организация пуб­личных властей, реформы в экономической и социальной политике и публичных службах, осуществляющих эту политику, ратификация международных договоров, которые могут отразиться на функциони­ровании государственных институтов страны.

Местный референдум возможен в двух случаях:

1) уступка, присоединение, обмен территории государства не могут производиться без согласия ее населения (на основе этой статьи кон­ституции проводились референдумы в Алжире в 1962 г., на Коморских Островах в 1974 г., на острове Майотта в 1976 г.);

2) объединение коммун.

Хотя во Франции к местным референдумам относятся отрицатель­но, они проводятся довольно часто (по статистике, в среднем семь мест­ных референдумов в год).

Большую роль в развитии демократии играет разветвленная сеть средств массовой информации, государственных и частных.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.