КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исполнительная власть
Во Франции существует дуализм исполнительной власти. Ее осуществляют Президент республики и правительство (Совет министров), причем правительство в качестве Совета министров заседает под председательством Президента, а в качестве кабинета — под председательством Премьер-министра. Роль этих органов неодинакова, она зависит и от расстановки политических сил в парламенте. Президент может принадлежать к одной партии, а правительство — к другой, поскольку оно может зависеть от партии (партий) большинства в нижней | палате (так было, например, в 1986—1988 гг., 1993—1995 гг. и после выборов парламента в 1997 г.). В этих условиях взаимоотношения между правительством и Президентом могут осложняться, а роль правительства иногда снижается, а иногда, напротив, возрастает (с 1997 г.). Президент республики занимает главное место в системе органов государства. Даже разделы Конституции, посвященные высшим органам государства, начинаются не с законодательной власти, а с 1 (резидента). Президент следит за соблюдением Конституции, является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения международных договоров. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Президент обладает большими полномочиями, которые можно разделить на две группы: осуществляемые им самостоятельно (личные полномочия) и требующие контрасигнатуры Премьер-министра (иногда также отдельных министров, ответственных за выполнение данного акта Президента). К первой группе полномочий, осуществляемых президентом самостоятельно, относятся: 1) право роспуска Национального собрания по своему усмотрению (для этого Президент должен лишь проконсультироваться с председателями палат Парламента и Премьер-министром, но такая консультация его ни к чему не обязывает). Президент не может использовать это право чаще, чем раз в год, а также во время чрезвычайного положения; 2) право вводить в стране исключительное (чрезвычайное) положение, во время которого может быть установлено, по существу, президентское единовластие: по Конституции Президент может принять любые меры, которые диктуются обстановкой. До введения чрезвычайного положения он предварительно должен провести такие же консультации, как и при роспуске нижней палаты Парламента. Парламент во время чрезвычайного положения не может быть распущен, напротив, если он не заседает, то созывается, но он не может отменять акты Президента, хотя и может передать дело о его государственной измене в Высокий суд правосудия (ст. 16 Конституции об исключительном положении применялась один раз в 1961 г. во время событий в Алжире, являвшемся тогда французской колонией); 3) право назначать Премьер-министра, министров, высших гражданских и военных должностных лиц и смещать их (по заявлениям об отставке). Назначение правительства Президентом требует последующего (но не обязательно при назначении) одобрения правительственной программы нижней палатой Парламента; 4) право передавать на референдум законопроекты по перечисленным выше вопросам (предложение Президента о референдуме предварительно обсуждается в обеих палатах Парламента, но не голосуется: Парламент выступает в качестве совещательного органа); 5) право обращаться с посланиями к палатам на их раздельных заседаниях; эти послания не подлежат обсуждению; 6) право председательствовать в Совете министров по своему усмотрению; 7) право обращаться в Конституционный совет с запросами и назначать треть его членов; 8) Президент — глава вооруженных сил, он председательствует в различных советах и комитетах обороны; 9) Президент ратифицирует международные договоры (обычно это делает Сенат, но если ратификацию осуществляет Президент, то требуется контрасигнатура правительства); 10) Президенту принадлежит право помилования. Полномочия Президента, требующие контрасигнатуры членов правительства, немногочисленны: созыв Парламента на чрезвычайную сессию; подписание декретов и ордонансов, принятых Советом министров; назначение на гражданские и военные должности; назначение дипломатических представителей. Большинство полномочий — это личные полномочия Президента, они не требуют контрасигнатуры. В осуществлении полномочий президенту помогает его собственный аппарат — несколько сот личных сотрудников. Часть из них-обра-зуют кабинет Президента, часть — президенсткий генеральный штаб (Президент сосредоточивает в своих руках руководящие военные полномочия), другие являются советниками Президента. Все они назначаются Президентом. Он использует также огромный аппарат правительства. Президент несет ответственность перед особым судом, о котором уже говорилось выше. Правительство. Правительство Франции — Совет министров состоит из Премьер-министра и министров (в 1999 г. — 32 министра, в том числе 4 женщины). Их назначает Президент (министров — по представлению Премьер-министра). Вице-премьера во Франции нет. Президент может назначать министров по своему усмотрению, но при этом должен учитывать расстановку сил в парламенте: правительство должно пользоваться доверием Парламента, когда будет поставлен этот вопрос, иначе оно должно будет уйти в отставку (Президент может также распустить Парламент по своему усмотрению). Доверие не обязательно должно быть получено после формирования правительства:' само правительство может поставить вопрос о доверии в любое время, точно так же как в любое время может быть внесена депутатами нижней палаты резолюция порицания. Но по традиции после формирования правительства обычно голосуется вопрос о доверии ему. Должность члена правительства несовместима с парламентским мандатом, госу- 4 дарственной службой, профессиональной оплачиваемой деятельностью. Но ее можно совмещать с членством в местном совете и даже с постом председателя местного совета на любом уровне. Как и в Великобритании, во Франции существует различие между правительством и кабинетом министров (советом кабинета), но это различие иного рода. Совет министров — это заседание правительства под председательством Президента, на котором Президент осуществляет полномочия, принадлежащие правительству. Акты, принятые на таком заседании, подписываются Президентом. Кабинет министров созывается Премьер-министром по специальному поручению Президента и по указанным им вопросам. Председательствует на таких заседаниях Премьер-министр. Заседания кабинета созываются редко, а Совета министров (правительства) — еженедельно (по средам). Акты правительства при осуществлении регламентарной власти — ордонансы, при осущестлении исполнительной власти — декреты. Все они подписываются Президентом. Полномочия правительства делятся на две группы. Наиболее важные из них правительство осуществляет коллегиально, на заседании Совета министров, и в этом случае решающая роль в направлении деятельности правительства принадлежит президенту. Другие полномочия осуществляются на заседаниях кабинета правительства. На практике многие полномочия реализуются от имени правительства Премьер-министром, который во Франции, как И во многих других странах, занимает особое положение в правительстве. Он координирует работу министерств, контролирует их, председательствует в различных межминистерских комитетах, объединяющих группы министерств, сходных по профилю работы, несет личную ответственность за оборону страны (хотя назначениями на высшие военные должности ведает Президент), «обеспечивает исполнение законов» (по Конституции это его личная обязанность), может созвать Парламент на дополнительные заседания (свыше 120 дней, правда, после консультации с нижней палатой), практически он от имени правительства устанавливает повестку дня работы Парламента, может требовать принятия закона при разногласиях палат, осуществляет регламентарную власть и вправе издавать декреты без рассмотрения в Совете министров (правда, это акты более низкого уровня по сравнению с актами, принятыми коллегиально, и они подлежат контрасигнатуре министров). Премьер-министр вправе создавать смешанную паритетную комиссию при разногласиях палат Парламента (членов в нее назначают палаты, но в требовании создать комиссию премьеру не может быть отказано); он может по своему усмотрению ставить вопрос о доверии правительству, у него есть личное право обращаться в Конституционный совет с запросом о конституционности законопроекта (предложения депутатов), с требованием принять решение о разграничении законодательной и регламентарной власти — при определении профиля законопроекта или акта правительства. Премьер-министр обладает правом отменять действие некоторых законов, если они вторгаются в сферу регламентарной власти, но только после заключения Koнституционного совета и при некоторых других условиях. Премьер-министру помогает генеральный секретарь правительства. У него есть также собственные службы — кабинет Премьер-министра, генеральный секретариат правительства (он координирует работ министров) генеральные секретариаты планирования, обороны и др. Каждый министр имеет свой кабинет (не более 10 человек), а на местах (в департаментах) учреждаются службы министерств (для осуществления общегосударственных полномочий), которые возглавляются департаментскими директорами. Многие из этих служб подчинены префекту департамента. Высшие контрольные и консультативные органы. Во Франции существует множество контрольных и консультативных органов, оказывающих помощь Парламенту и правительству. Некоторые из таких органов занимают особое место. К их числу относятся Конституционный совет, Государственный совет, Счетная палата (счетный суд),.Выс-ший совет магистратуры, который ведает судебным управлением — назначением судей, их смещением и перемещением, решает вопрос об их дисциплинарной ответственности и др. (его председатель — Президент, но фактический руководитель — министр юстиции). Консультативную роль при правительстве выполняет Экономический и социальный совет, основанный на принципе партнерства государства, труда и капитала. Он состоит из представителей предпринимательских союзов, профсоюзов и лиц, назначенных правительством. Этот Совет в обязательном порядке дает заключения о проектах программных законов и планов экономического и социального развития, об исполнении таких актов; он может назначить делегата для изложения своего мнения перед парламентом. Государственный совет, во главе которого стоит Премьер-министр (на деле руководит Советом замещающий Премьера министр юстиции), не только осуществляет конституционный контроль в отношении актов исполнительной власти, но и выступает еще в двух качествах: как консультативный орган правительства и как высший орган особого звена правосудия — административной юстиции. Счетная палата оказывает помощь правительству и Парламенту в контроле за исполнением бюджета и финансового законодательства, но ее полномочия распространяются только на государствейные организации и предприятия. Есть и иные контрольные и консультативные органы: Центральный совет по изучению стоимости и рентабельности государственных служб, наблюдающий за их эффективностью, Налоговый совет, следящий за справедливым налогообложением, и др.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |