Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исполнительная власть




Во Франции существует дуализм исполнительной власти. Ее осуществляют Президент республики и правительство (Совет мини­стров), причем правительство в качестве Совета министров заседает под председательством Президента, а в качестве кабинета — под председательством Премьер-министра. Роль этих органов неодинакова, она зависит и от расстановки политических сил в парламенте. Президент может принадлежать к одной партии, а правительство — к другой, поскольку оно может зависеть от партии (партий) большинства в нижней | палате (так было, например, в 1986—1988 гг., 1993—1995 гг. и после выборов парламента в 1997 г.). В этих условиях взаимоотношения между правительством и Президентом могут осложняться, а роль пра­вительства иногда снижается, а иногда, напротив, возрастает (с 1997 г.).

Президент республики занимает главное место в системе органов государства. Даже разделы Конституции, посвященные высшим органам государства, начинаются не с законодательной власти, а с 1 (рези­дента). Президент следит за соблюдением Конституции, является гаран­том национальной независимости, территориальной целостности, со­блюдения международных договоров. Он обеспечивает своим арбитра­жем нормальное функционирование публичных властей, а также пре­емственность государства.

Президент обладает большими полномочиями, которые можно раз­делить на две группы: осуществляемые им самостоятельно (личные полномочия) и требующие контрасигнатуры Премьер-министра (иног­да также отдельных министров, ответственных за выполнение данного акта Президента).

К первой группе полномочий, осуществляемых президентом само­стоятельно, относятся:

1) право роспуска Национального собрания по своему усмотрению (для этого Президент должен лишь проконсультироваться с председа­телями палат Парламента и Премьер-министром, но такая консульта­ция его ни к чему не обязывает). Президент не может использовать это право чаще, чем раз в год, а также во время чрезвычайного положения;

2) право вводить в стране исключительное (чрезвычайное) положе­ние, во время которого может быть установлено, по существу, прези­дентское единовластие: по Конституции Президент может принять любые меры, которые диктуются обстановкой. До введения чрезвычай­ного положения он предварительно должен провести такие же консуль­тации, как и при роспуске нижней палаты Парламента. Парламент во время чрезвычайного положения не может быть распущен, напротив, если он не заседает, то созывается, но он не может отменять акты Пре­зидента, хотя и может передать дело о его государственной измене в Высокий суд правосудия (ст. 16 Конституции об исключительном по­ложении применялась один раз в 1961 г. во время событий в Алжире, являвшемся тогда французской колонией);

3) право назначать Премьер-министра, министров, высших граж­данских и военных должностных лиц и смещать их (по заявлениям об отставке). Назначение правительства Президентом требует последую­щего (но не обязательно при назначении) одобрения правительствен­ной программы нижней палатой Парламента;

4) право передавать на референдум законопроекты по перечислен­ным выше вопросам (предложение Президента о референдуме предва­рительно обсуждается в обеих палатах Парламента, но не голосуется: Парламент выступает в качестве совещательного органа);

5) право обращаться с посланиями к палатам на их раздельных заседаниях; эти послания не подлежат обсуждению;

6) право председательствовать в Совете министров по своему ус­мотрению;

7) право обращаться в Конституционный совет с запросами и назна­чать треть его членов;

8) Президент — глава вооруженных сил, он председательствует в различных советах и комитетах обороны;

9) Президент ратифицирует международные договоры (обычно это делает Сенат, но если ратификацию осуществляет Президент, то тре­буется контрасигнатура правительства);

10) Президенту принадлежит право помилования. Полномочия Президента, требующие контрасигнатуры членов

правительства, немногочисленны: созыв Парламента на чрезвычайную сессию; подписание декретов и ордонансов, принятых Советом мини­стров; назначение на гражданские и военные должности; назначение дипломатических представителей. Большинство полномочий — это личные полномочия Президента, они не требуют контрасигнатуры.

В осуществлении полномочий президенту помогает его собствен­ный аппарат — несколько сот личных сотрудников. Часть из них-обра-зуют кабинет Президента, часть — президенсткий генеральный штаб (Президент сосредоточивает в своих руках руководящие военные пол­номочия), другие являются советниками Президента. Все они назнача­ются Президентом. Он использует также огромный аппарат правитель­ства.

Президент несет ответственность перед особым судом, о котором уже говорилось выше.

Правительство. Правительство Франции — Совет министров со­стоит из Премьер-министра и министров (в 1999 г. — 32 министра, в том числе 4 женщины). Их назначает Президент (министров — по представлению Премьер-министра). Вице-премьера во Франции нет. Президент может назначать министров по своему усмотрению, но при этом должен учитывать расстановку сил в парламенте: правительство должно пользоваться доверием Парламента, когда будет поставлен этот вопрос, иначе оно должно будет уйти в отставку (Президент может также распустить Парламент по своему усмотрению). Доверие не обя­зательно должно быть получено после формирования правительства:' само правительство может поставить вопрос о доверии в любое время, точно так же как в любое время может быть внесена депутатами нижней палаты резолюция порицания. Но по традиции после формирования правительства обычно голосуется вопрос о доверии ему. Должность члена правительства несовместима с парламентским мандатом, госу- 4 дарственной службой, профессиональной оплачиваемой деятельностью. Но ее можно совмещать с членством в местном совете и даже с постом председателя местного совета на любом уровне.

Как и в Великобритании, во Франции существует различие между правительством и кабинетом министров (советом кабинета), но это различие иного рода. Совет министров — это заседание правительства под председательством Президента, на котором Президент осущест­вляет полномочия, принадлежащие правительству. Акты, принятые на таком заседании, подписываются Президентом. Кабинет министров со­зывается Премьер-министром по специальному поручению Президен­та и по указанным им вопросам. Председательствует на таких заседа­ниях Премьер-министр. Заседания кабинета созываются редко, а Сове­та министров (правительства) — еженедельно (по средам). Акты пра­вительства при осуществлении регламентарной власти — ордонансы, при осущестлении исполнительной власти — декреты. Все они подпи­сываются Президентом.

Полномочия правительства делятся на две группы. Наиболее важ­ные из них правительство осуществляет коллегиально, на заседании Совета министров, и в этом случае решающая роль в направлении деятельности правительства принадлежит президенту. Другие полно­мочия осуществляются на заседаниях кабинета правительства.

На практике многие полномочия реализуются от имени правитель­ства Премьер-министром, который во Франции, как И во многих дру­гих странах, занимает особое положение в правительстве. Он коорди­нирует работу министерств, контролирует их, председательствует в различных межминистерских комитетах, объединяющих группы ми­нистерств, сходных по профилю работы, несет личную ответственность за оборону страны (хотя назначениями на высшие военные должности ведает Президент), «обеспечивает исполнение законов» (по Конститу­ции это его личная обязанность), может созвать Парламент на допол­нительные заседания (свыше 120 дней, правда, после консультации с нижней палатой), практически он от имени правительства устанавли­вает повестку дня работы Парламента, может требовать принятия за­кона при разногласиях палат, осуществляет регламентарную власть и вправе издавать декреты без рассмотрения в Совете министров (прав­да, это акты более низкого уровня по сравнению с актами, принятыми коллегиально, и они подлежат контрасигнатуре министров). Премьер-министр вправе создавать смешанную паритетную комиссию при раз­ногласиях палат Парламента (членов в нее назначают палаты, но в требовании создать комиссию премьеру не может быть отказано); он может по своему усмотрению ставить вопрос о доверии правительству, у него есть личное право обращаться в Конституционный совет с запро­сом о конституционности законопроекта (предложения депутатов), с требованием принять решение о разграничении законодательной и регламентарной власти — при определении профиля законопроекта или акта правительства. Премьер-министр обладает правом отменять дей­ствие некоторых законов, если они вторгаются в сферу регламентарной власти, но только после заключения Koнституционного совета и при некоторых других условиях. Премьер-министру помогает генеральный секретарь правительства. У него есть также собственные службы — ка­бинет Премьер-министра, генеральный секретариат правительства (он координирует работ министров) генеральные секретариаты планиро­вания, обороны и др. Каждый министр имеет свой кабинет (не более 10 человек), а на местах (в департаментах) учреждаются службы ми­нистерств (для осуществления общегосударственных полномочий), которые возглавляются департаментскими директорами. Многие из этих служб подчинены префекту департамента.

Высшие контрольные и консультативные органы. Во Франции су­ществует множество контрольных и консультативных органов, оказы­вающих помощь Парламенту и правительству. Некоторые из таких органов занимают особое место. К их числу относятся Конституцион­ный совет, Государственный совет, Счетная палата (счетный суд),.Выс-ший совет магистратуры, который ведает судебным управлением — на­значением судей, их смещением и перемещением, решает вопрос об их дисциплинарной ответственности и др. (его председатель — Прези­дент, но фактический руководитель — министр юстиции).

Консультативную роль при правительстве выполняет Экономичес­кий и социальный совет, основанный на принципе партнерства государ­ства, труда и капитала. Он состоит из представителей предпринима­тельских союзов, профсоюзов и лиц, назначенных правительством. Этот Совет в обязательном порядке дает заключения о проектах про­граммных законов и планов экономического и социального развития, об исполнении таких актов; он может назначить делегата для изложе­ния своего мнения перед парламентом.

Государственный совет, во главе которого стоит Премьер-министр (на деле руководит Советом замещающий Премьера министр юсти­ции), не только осуществляет конституционный контроль в отношении актов исполнительной власти, но и выступает еще в двух качествах: как консультативный орган правительства и как высший орган особого звена правосудия — административной юстиции.

Счетная палата оказывает помощь правительству и Парламенту в контроле за исполнением бюджета и финансового законодательства, но ее полномочия распространяются только на государствейные органи­зации и предприятия. Есть и иные контрольные и консультативные органы: Центральный совет по изучению стоимости и рентабельности государственных служб, наблюдающий за их эффективностью, Нало­говый совет, следящий за справедливым налогообложением, и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.