Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 1 - 2 часа 1 страница. ТЕМА – Общая теория права и государства




Уч. год

ТЕМА – Общая теория права и государства.

Предмет общей теории права и государства. В принципе предмет науки есть то, что она изучает. Исходя из названия, предметом общей теории права и государства являются государственные и правовые явления, закономерности их возникновения, развития и прекращения. Если говорить более конкретно, то предмет данной науки и учебной дисциплины составляют правовые и государственно-властные отношения, государственные и правовые явления, категории и понятия, которые позволяют познать сущность, содержание и формы права и государства. Кроме того, в предмет входят и представления людей о вышеозначенном.

Традиционно в предмет теории права и государства входят вопросы общей характеристики данной учебной дисциплины (предмет и метод, место ее в системе других юридических и общественных наук), вопросы, связанные с происхождением и периодизацией права и государства.

Место общей теории права и государства в системе общественных и юридических наук. Значение общей теории права и государства. Теория права и государства существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Право регулирует общественные отношения в самых различных областях человеческой деятельности. В центре внимания обществоведения находятся общественное бытие и сознание. Многие общественные науки тесно связаны между собой, особенно если есть общий объект исследования – право и государство.

Например, философия изучает наиболее общие закономерности общественного развития, включая те, которые относятся к праву и государству. Но цель философии определить место государственно-правовой надстройки в развитии общества в целом. То есть философия служит теоретической базой и методологическим ориентиром для всех юридических наук. На основе философии разрабатываются основные категории юридических наук. Социология – наука об обществе как целостной системе – рассматривает социальную основу государства и социальную ценность права, оставляя в стороне юридические аспекты проблемы, например такие, как правовые формы организации государственной власти или правовые методы регулирования общественных отношений. Аналогичным образом, складываются отношения между теорией права и государства и политологией, историей, политической экономией.

Сложность таких явлений, как государство и право, приводит к тому, что они изучаются многими юридическими науками. Весь комплекс юридических наук можно разделить на три большие группы: фундаментальные историко-теоретические, отраслевые и специальные юридические науки. Отраслевые и специальные юридические науки занимаются исследованием, как правило, какой-либо одной области, направления или сферы государственной правовой жизни. В отличие от них теория права и государства занимается общими специфическими закономерностями развития права и государства. Теория права и государства является необходимым фундаментом для изучения всех иных юридических дисциплин, имеет для них обобщающее, руководящее, методологическое значение. Если отраслевые науки делают упор на современную государственную практику, то общая теория права и государства не ограничена в пространстве и во времени.

Методология теории права и государства. Научную методологию права и государства можно представить как применение обусловленной философским мировоззрением совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования государственно-правовых явлений. Прежде всего, следует отметить общенаучный метод – диалектический. Основными законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные (изменение объема социальных гарантий меняет сущность государства), единство и борьба противоположностей (в законах необходимо соединять интересы общественные и отдельной личности, а, следовательно, все они пронизаны единством и в тоже время борьбой интересов), отрицание отрицания (правовая система находится в постоянном развитии и, как правило, новая правовая норма считается более совершенной и она отрицает действующую). Общая теория права и государства также использует частные методы: социологический, сравнительно-правовой, формально-юридический, правового моделирования, статистический.

Специальные методы исследования нацелены на разработку оптимальных вариантов решений, создание научной базы для обоснования прогнозов. Среди них выделяют: наблюдение, анализ, описание и др.

Общая теория права и государства как наука и учебная дисциплина.

Право в системе социального регулирования. Правопонимание в современной юридической литературе. Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. С течением времени понятие права изменялось. Для Аристотеля – это политическая справедливость, для средневековых ученых – божественное установление, для Жан Жака Руссо – общая воля, для Петражицкого – императивно-атрибутивные эмоции, для представителей позитивизма – приказ государства.

Каждый исследователь в состоянии доказать даваемое им определение права. Сущность права – это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой поведения и деятельности людей.

Проблема правопонимания сложна. Ведь в праве находят выражение самые разнообразные отношения и интересы людей, оно имеет различные формы проявления в зависимости от характера экономического развития общества, его социальной структуры, уровня культуры, исторических традиций. Право напрямую связано с природой человека, его жизнедеятельностью, оно непосредственным образом вторгается в сферу поведения и поступков человека, дозирует объем его свободы. Право выступает в форме 1) идей, представлений, 2) юридических предписаний (велений и установлений), исходящих от государств, 3) действий или отношений, в которых реализуются идеи, принципы и предписания.

К признакам права можно отнести:

1. Право есть система нормативного регулирования, основанная на учете интересов различных слоев общества, на их согласии и компромиссах.

2. Право есть мера, масштаб свободы и поведения человека.

3. Право обеспечивается государственной властью.

4. Нормативность есть исходное и основополагающее свойство права, придающее ему качество специфического регулятора, координатора деятельности людей.

5. Право есть реально действующая система нормативной регуляции.

6. Право не тождественно закону!

Понятие норм права, их структура и виды. Норма права - общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников, реализация которого обеспечивается компетентными государственными органами. Норма права является первичным элементом права. Правовыми можно считать нормы, которые:

· исторически сложились и дожили до наших дней в виде обычаев, традиций, прецедентов, и признаны государством;

· исходят непосредственно от общества (страны), территориального образования и выражают волю всего населения или его большинства, т. е. нормы, принятые путем всенародного голосования (референдума), предусмотренного конституцией;

· изданы легитимными органами государства, избранными или назначенными в соответствии с конституцией;

· закреплены в договорах, заключенных между субъектами права в соответствии с действующим законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права.

Структура правовой нормы есть логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах. Преобладающим является мнение, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза – это часть правовой нормы, указывающая на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция – это часть правовой нормы, содержащая само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.

Санкция – это часть правовой нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).

Логическую структуру правовой нормы можно сформулировать так: если имеют место определенные обстоятельства, то субъект обязан (имеет право) совершать или не совершать определенные действия, иначе для правонарушителя могут наступить установленные неблагоприятные последствия (если-то-иначе).

В науке имеется и иной подход к структуре правовой нормы. Существуют нормы регулятивные нормы (нормы позитивного регулирования) и правоохранительные нормы. Регулятивные нормы содержат положительные веления и соответствующие права и обязанности субъектов права. Правоохранительные нормы выражают отрицательное отношение государства к противоправному поведению и предусматривают меры ответственности за правонарушения. В соответствии с этим нормы позитивного регулирования состоят из двух элементов: гипотезы и диспозиции, а правоохранительные нормы из гипотезы и санкции, где гипотеза определяет состав правонарушения, его признаки, а санкция предусматривает меры юридической ответственности. Двухэлементная структура соответствует формуле «если – то», где если это гипотеза, а то – либо диспозиция, либо санкция.

Правовые нормы могут быть классифицированы по различным основаниям.

1. В зависимости от принадлежности к определенной отрасли права, т.е. по предмету правового регулирования, выделяют: нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

2. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум).

3. В зависимости от функций права (от социального назначения и роли) выделяют регулятивные и охранительные нормы. Регулятивные нормы направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания.

4. По методу правового регулирования выделяются императивные и диспозитивные нормы. Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Они не оставляют места усмотрению сторон. Диспозитивные нормы регулирую т отношения сторон постольку, поскольку иное не установлено соглашением сторон.

5. По сфере действия выделяют нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы. Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства. Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Локальные нормы действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

В системе права выделяется группа специальных норм, которые сами непосредственно не регулируют поведение, но помогают в этом другим нормам:

А) учредительные нормы (служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития; это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах);

Б) дефинитивные нормы (формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий);

В) оперативные нормы (устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.);

Г) декларативные нормы (включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений);

Д) коллизионные нормы (призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями, регулировать выбор между нормами);

Е) обеспечительные нормы (содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования).

Понятие правоотношения. Право регулирует общественные отношения. Общественные отношения — это связи между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной деятельности. В результате регулирования общественных отношений правом они приобретают правовую форму, т. е. становятся правовыми отношениями. Правовое отношение — это возникающая на основе норм права и определенных жизненных обстоятельств общественная связь, участники которой имеют субъективные права и обязанности, обеспеченные государством.

Правоотношению присущи следующие признаки:

1. Правоотношения возникают на основе правовых норм при наличии предусмотренных правом определенных жизненных обстоятельств (юридических фактов).

2. Правоотношение выступает в виде конкретной общественной связи, причем степень конкретизации может быть различной. Минимально конкретизируются правоотношения, которые возникают непосредственно из закона. В подобных случаях все адресаты юридической нормы имеют общие (одинаковые) права и свободы и несут равные обязанности независимо от каких-либо условий. Типичный пример — конституционные права и свободы. Средняя степень конкретизации наблюдается, когда индивидуализирован не только субъект, но и объект правоотношения. Например, в правоотношении собственности определены собственник и вещь — объект собственности. Максимальная степень конкретизации наличествует в тех случаях, когда точно известно, какие именно действия должно совершить обязанное лицо в интересах управомоченного. Здесь индивидуально устанавливаются объект, обе стороны и содержание правовой связи между ними.

3. Стороны правоотношения всегда обладают субъективными правами и несут обязанности.

4. Правовое отношение это такое общественное отношение, в котором осуществление субъективного права и исполнение обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения.

5. Правоотношения имеют свою особую структуру, под которой понимается совокупность составляющих ее обязательных элементов (состав правоотношения). К этим элементам относятся:

· субъекты правоотношения;

· объекты правоотношения;

· содержание правоотношения (субъективные права и обязанности сторон правоотношения; фактическое (реальное) поведение субъектов правоотношения).

Юридические факты. Юридический факт – это конкретное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает наступление юридических последствий, возникновение, изменение, прекращение правоотношений.

Следует иметь в виду, что с наличием определенных фактов связано не только участие субъекта права в правоотношениях, но и само приобретение или возникновение правосубъектности. Например, с рождением возникает гражданство, гражданская правоспособность ребенка, для начала хозяйственной деятельности юридического лица требуется его регистрация и т.д. По своей социальной природе юридические факты — это обычные жизненные обстоятельства, которые сами по себе не обладают свойством вызывать юридические последствия. Такое качество придается им юридическими нормами. Указание на юридические факты и их описание содержатся в гипотезах юридических норм.

По характеру связи с индивидуальной волей участников правоотношения юридические факты подразделяют на юридические события и юридические деяния (действия и бездействие). События – это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов права (стихийные бедствия, естественная смерть человека, достижение определенного возраста и т.д.). События могут быть абсолютными и относительными. Абсолютные события не связаны с волей человека и не зависят от их действий (например, стихийное бедствие). Относительными являются события, которые не зависят от воли участников именно данного правоотношения, но зависят от воли других людей и связаны с жизнедеятельностью человека (рождение ребенка; убийство для уголовного правоотношения является юридическим деянием, а для гражданского правоотношения наследования — юридическим событием). Деяния (действия) – акты волевого поведения людей. Они являются выражением их сознательной деятельности. С точки зрения соответствия правовым предписаниям деяния можно поделить на правомерные и неправомерные. Правомерные деяния – это такие действия людей, которые совершаются в соответствии с правовыми предписаниями или не противоречат им. Неправомерные деяния – это действия, противоречащие (полностью или частично) правовым предписаниям.

Правомерные деяния делятся на юридические акты и юридические поступки. Действия (внешне выраженные решения дееспособных лиц), совершаемые с намерением породить юридические последствия, называются юридическими актами. К ним относятся индивидуальные акты административного управления, гражданско-правовые сделки, заявления, жалобы граждан, регистрация актов гражданского состояния, судебные решения и определения и др. Действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица, называются юридическими поступками (например, создание художественного произведения, находка, потребление имущества и некоторые другие действия). В отличие от юридических актов поступки могут совершаться недееспособными лицами и имеют юридическое значение независимо от «пороков воли».

Неправомерные деяния, в свою очередь, делятся на преступления и проступки (по степени общественной опасности). Преступление – правонарушение, отличающееся общественно опасным характером и запрещенное уголовным законодательством. Проступок – действие, носящее общественно вредный характер (административные, дисциплинарные).

Для возникновения, изменения, прекращения правовых отношений часто имеет значение не отдельный факт, а их определенная совокупность, которая называется фактическим составом. Фактический состав может быть определен законом конкретно, с указанием всех его элементов. Например, для получения пенсии по старости имеет значение совокупность юридических фактов, весьма разнородных по своему характеру: достижение пенсионного возраста, наличие необходимого трудового стажа, заявление будущего пенсионера, решение о назначении пенсии. Все эти условия подробно определены законом. Если один из фактов отсутствует, то гражданин не может получать пенсию старости в полном размере.

Существуют отрицательные юридические факты, т.е. факты, представляющие отсутствие каких-либо обстоятельств (неисполнение обязательства, уклонение от алиментов и др.)

Для возникновения юридических последствий в ряде случаев имеют значение не только сами явления действительности, но и предположения о наступивших фактах – юридические презумпции и фикции. Юридическая презумпция – это предусмотренное правовой нормой предположение о наличии или отсутствии юридически значимых явлений, обусловленное практикой правового регулирования и обоснованное научными исследованиями. Например, презумпция невиновности, презумпция знания закона. Правовая фикция – несуществующее положение (явление, событие), признанное в соответствии с законодательством существующим и ставшее в силу этого общеобязательным. Например, признание умершим лица, если в месте его постоянного жительства нет сведений о нем в течение трех лет.

Источники (формы) права. Для того, что бы регулировать общественные отношения право должно получить внешнее выражение. В юридической науке формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обозначаются термином «источники права». Под источниками права понимают:

1) источники права в формальном смысле (формы права);

2) источники права в материальном смысле (объективные условия жизни общества, которые влияют на формирование права, необходимость правового регулирования);

3) источники знаний о праве (тексты законов прошлых эпох, летописи, исторические хроники);

4) источники права в идеологическом смысле (правосознание, идеи, доктрины).

Источники (формы) права – это способы официального выражения, закрепления правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы.

В целом в различных правовых системах существуют следующие источники права: правовой обычай, нормативный правовой акт, юридический (судебный) прецедент, договор нормативного содержания, общие принципы права, идеи и доктрины, религиозные тексты. Каждая правовая система признает одновременно несколько источников права. При этом их значение может варьироваться в зависимости от специфических черт правовой системы (правовой семьи), от особенностей национального права, от отрасли права.

1. Исторически первой формой права (или источником права в формальном смысле) является правовой обычай. Под правовым обычаем понимается правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила. Обычай был основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального строя. Обычное право используется и в современных правовых системах США, Англии, ФРГ, в мусульманском праве. В белорусском праве санкционирование обычая как способа регулирования общественных отношений занимает незначительное место. Можно даже сказать, что обычай в качестве источника права действует лишь в порядке исключения и только в тех случаях, когда возможность его применения оговаривается действующим законодательством. Чаще всего обычаи используются в гражданско-правовых отношениях, в том числе осложненных иностранным элементом, международных отношениях, при правовом регулировании внешней торговле. Например, в ст. 222 Гражданского кодекса Республики Беларусь говорится: «В случаях, когда в соответствии с законодательством, общим разрешением, данным собственником, или в соответствии с местным обычаем в лесах, водоемах или на другой территории допускается сбор ягод, лов рыбы, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу».

2. Во всех правовых системах под нормативным актом понимается акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа и содержащий нормы права. Он рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно. Этими признаками нормативный акт отличается как от актов применения права (где речь идет о приложении нормы к конкретному случаю, конкретному лицу), так и от актов толкования права (где речь идет о разъяснении того, как нужно понимать уже действующую норму). Нормативный акт является наиболее распространенным и, более того, даже классическим и первостепенным источником права для всех стран, объединяемых в систему «континентального права». В этих странах нормативные акты составляют определенную иерархическую систему, на верхней ступени которой стоят конституции и законы (конституционные и обыкновенные). Нормативный акт является источником права и в странах общего права. Нормативный правовой акт является основным источником права в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» предусматривает их иерархию: Конституция Республики Беларусь, решение референдума, программный закон (не принято ни одного), кодекс Республики Беларусь, закон Республики Беларусь, декрет Президента Республики Беларусь, указ Президента Республики Беларусь, постановления палат Парламента, постановление Совета Министров Республики Беларусь, акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального Прокурора Республики Беларусь, постановление государственного органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь, регламент, инструкция, правила, устав или положение, приказ, решения органов местного управления и самоуправления.

Не являются источниками права в нашей стране судебный или административный прецедент, юридическая доктрина, религиозные нормы.

3. Юридический прецедент (судебный или административный) – это решение судебного или административного органа, которое послужило образцом при рассмотрении аналогичных дел и стало юридическим правилом. Суд может создавать прецедент, как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии. Судебный прецедент – один из важнейших источников права в Англии, США, Канаде, Австралии, то есть там, где воспринята система англо-саксонского права. В странах романо-германской и примыкающих к ней систем права судебные решения обладают известным авторитетом. Однако, кроме чрезвычайных случаев, они не рассматриваются как источник права.

4. В некоторых случаях способом установления норм права может быть договор. Он представляет собой содержащее правовые нормы соглашение между различными субъектами права. В Республике Беларусь источниками права также признаются договоры нормативного содержания, среди которых важное место занимают международные договоры. Нормативный договор как источник права используется и в национальном праве. В качестве примера можно назвать коллективный договор, который заключается между нанимателями и коллективами наемных работников для регулирования взаимных обязательств в сфере трудовых и социально-экономических отношений. Такие договоры являются источниками права при регулировании отношений в пределах соответствующих организаций и имеют локальный (местный) характер.

5. В некоторых странах своеобразным источником права признаются общие принципы, то есть исходные начала правовой системы. Например, юристы стран как континентального, так и общего права при отсутствии законодательной нормы, обязательного прецедента или обычая могут ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной направленности права.

6. Идеи и доктрины. Мнения ведущих ученых-юристов в большинстве правовых систем не образуют право в собственном смысле слова. Однако в формировании модели правового регулирования значение научных работ в области права всегда было довольно велико. Законодатель часто учитывал те тенденции, которые фиксировались в доктрине.

6. Религиозные тексты. Такие источники права наиболее характерны для мусульманского права, в целом имеющего религиозную основу.

Система права. Право регулирует взаимосвязанные и вместе с тем разнородные общественные отношения, которые представляют собой сложную систему. Системность права имеет несколько уровней: юридическая норма, правовой институт, отрасли права. Отрасль права – группа норм, которая регулирует определенный комплекс общественных отношений. Деление на отрасли определяют два основных критерия: предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования – общественные отношения, образующие в силу их специфики особые системы связи между юридическими нормами. Например, свойства имущественных отношений отличаются от отношений в сфере образования. Метод правового регулирования – это различные способы воздействия со стороны государства на общественные отношения, которые используются при создании правовых норм и регламентации правовых связей между участниками этих отношений. В теоретическом плане можно выделить метод автономии и авторитарный метод (показать на примере отношений собственности; перечислить основные отрасли права).

Правотворчество. Правотворчество представляет собой специфическую, требующую особых, знаний и умений интеллектуальную деятельность, связанную с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. Правотворчество – это специальная деятельность компетентных государственных органов, непосредственно народа (при референдуме) по установлению норм права, их переработке и отмене. Правотворчество является составной частью процесса правообразования, который включает в себя помимо правотворческого предшествующий ему подготовительный процесс формирования права, в ходе которого осуществляется научный анализ, оценка действительности, выработка концепций будущего правового регулирования и т.д. Правообразование является процессом формирования государственной воли в законе. В теории права выделяют три вида правотворчества в зависимости от субъектов, осуществляющих правотворческую деятельность: 1) правотворчество компетентных государственных органов; 2) «непосредственное правотворчество народа» (референдум); 3) санкционирование норм, при котором процесс их создания проходит вне государственных органов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.