Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 3 - 2 часа




З А Н Я Т И Е 2 -- 2 часа

ТЕМА – Основы конституционного права.

Тест на знание Конституции Республики Беларусь (30 мин.; 40 вопросов). Рассмотрение теста. Дискуссия о правах человека, Конституции Республики Беларусь, гражданстве, избирательной системе.


ТЕМА – Основы административного права.

Понятие и сущность административного права. Административное право – это право преимущественно исполнительной власти. Как отрасль права административное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются в процессе государственного управления. Нормы административного права определяют взаимоотношения органов управления (по вертикали и по горизонтали), регулируют внутриорганизационную деятельность в государственном аппарате и внешнюю деятельность в системах исполнительной власти.

Государственное управление как объект административного права. Административное право и государственное управление тесно связанные явления. Первое регулирует отношения, складывающиеся в процессе государственного управления, определяет принципы управления и его функции, т.е. государственное управление есть объект административного права. Государственное управление является одним из видов деятельности государства наравне с законодательной, судебной деятельностью, прокурорским надзором. Государственное управление осуществляется государственными органами и, прежде всего, органами исполнительной власти. Государственное управление имеет

1) государственно-властный характер, т.е. в процессе его осуществления возможно применение мер государственного принуждения

2) правовой характер, т.е. оно осуществляется на основании права и в его рамках.

Основные принципы, функции государственного управления. Среди принципов государственного управления выделяют основные и специальные. К основным относят принципы, закрепленные в Конституции Республики Беларусь и иных основополагающих нормативных правовых актах. Это принципы:

1) социальной направленности

2) приоритета человека, его прав и свобод

3) законности

4) гласности (граждане должны быть информированы об управленческой деятельности)

5) народности (народ источник государственной власти и он должен участвовать в осуществлении государственного управления)

6) сочетания централизации и децентрализации (централизация проявляется в осуществлении управления вышестоящими органами по отношению к нижестоящим; децентрализация – передача полномочий из центра органам местного управления и самоуправления)

7) ответственности (за неправомерные решения, действия и бездействия должностные лица могут нести дисциплинарную, административную или уголовную ответственность)

8) профессионализма.

Специальные принципы подразделяют на две группы: принципы построения системы управления (отраслевой, функциональный, территориальный) и принципы деятельности аппарата управления (разделение труда и его нормирование, дисциплина, единство руководства, вознаграждение труда, иерархия и др.)

Административные (управленческие) акты: понятие, классификация, формы, действие. Государственное управление по существу не мыслимо без правовых актов, так как в них выражаются конкретные решения управленческих вопросов и проявляются действия органов государственного управления. Эти же акты регулируют общественные отношения и определяют права и обязанности их участников. В принципе управленческие акты всегда являются правовыми, так как с их помощью осуществляется установление, изменение или отмена правовых норм, возникновение, изменение или прекращение определенных правоотношений либо то и другое одновременно. Юридическое значение актов различно. Можно выделить:

1) акты, издание которых влечет возникновение, изменение или прекращение административных правовых отношений; они выступают как юридические факты (приказ ректора БГУ о назначении на должность начальника управления кадров);

2) акты, которые устанавливают, изменяют или отменяют нормы права (Положение о нотариате и нотариальной деятельности в Республике Беларусь);

3) акты, служащие основанием для издания других правовых и неправовых актов управления (на основании положения о министерстве министр издает приказы);

4) акты, выступающие условием действительности других актов, например, гражданско-правовых или трудовых (разрешение на изготовление печати есть условия для заключения договора на изготовление печати; постановление ОВД о лишения права на управление транспортным средством есть основание для издания приказа о переводе водителя на иную работу);

5) акты, выступающие в качестве доказательства при рассмотрении дел в судах или органах государственного управления (решение о предоставление жилого помещения при рассмотрении гражданско-правового спора).

Следует отметить, что выделяются и акты государственного управления, не имеющие юридического значения, - акты информационно-технического характера (СТБ, правила техники безопасности, формы статистической отчетности).

Административные (управленческие) акты можно классифицировать по различным основаниям:

а. по юридическим свойствам (нормативные и индивидуальные)

б. по органам, их издающим

в. по времени действия (постоянного и временного действия)

г. по порядку издания (коллегиальные и единоличные).

Управленческие акты могут издаваться в следующих формах: письменной, устной, конклюдентной и в форме молчания. Наиболее часто применяется письменная форма – закрепление информации документально с соблюдением определенных реквизитов. Устные управленческие акты наиболее оперативны. В такой форме акты могут издаваться любым руководителем: от Президента Республики Беларусь до руководителя самого низкого управленческого звена. Конклюдентный акт выражает волю лица в поведении. К таким актам можно отнести знаки регулировщика. К актам, принятым в форме молчания, исследователи относят, например, отсутствие подписи Президента Республики Беларусь под принятым Палатой представителей и одобренным Советом Республики Законом Республики Беларусь в течение двух недель, если последний не был возвращен в Парламент Республики Беларусь.

Действие правовых актов управления выражается в порождении ими юридических последствий. Такое действие начинается с момента их вступления в силу: со дня принятия (акты ненормативного характера), через 10 дней после официального опубликования (декреты Президента Республики Беларусь и Законы Республики Беларусь), со дня включения в Национальный реестр правовых актов (указы Президента Республики Беларусь, постановления Правительства Республики Беларусь), со дня официального опубликования (нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан). В самом управленческом акте может быть оговорен иной срок вступления в силу. Вступившие в силу акты действуют, как правило, постоянно пока не будут отменены. Но бывают и временные акты управления. Кроме того, действие акта может быть приостановлено.

Действие управленческих актов имеет и пространственные пределы. Акты республиканских органов распространяются на территорию всей Республики Беларусь. Акты местного управления – на территорию соответствующей административно-территориальной единицы. Говорят также о действии управленческих актов по лицам.

Субъекты административного права. Кроме объекта, административное право, конечно же, имеет своих субъектов. Субъект административного права, являясь конкретным участников административно-правовых отношений, может вступать в них как по собственному желанию, так и по предписанию правовой нормы. Считается что для того, чтобы стать субъектом административного права необходимо обладать административной правосубъектностью (правоспособностью и дееспособностью).

Можно объединить все субъекты административного права в две следующие группы: носители исполнительной власти (органы, осуществляющие государственное управление, их руководители, иные государственные служащие) и носители субъективных прав и обязанностей (граждане Республики Беларусь, иностранцы, юридические лица, общественные объединения).

Граждане как субъекты административного права. Как и у иных субъектов административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером административной правосубъектности. Административной правоспособностью граждане наделяются с момента рождения до момента наступления смерти. Ограниченную административную дееспособность граждане приобретают в 16 лет (право на получение паспорта, возможность привлечения к административной ответственности), а при совершении некоторых видов административных правонарушений (мелкое хищение, жестокое обращение с животными, умышленное причинение телесного повреждения и др.) – с 14 лет. Полную – в 18 лет. С этим моментом связано, например, право поступления на военную службу. Но не только возраст определяет дееспособность. Недееспособными независимо от возраста являются душевнобольные. Права и обязанность недееспособных в административно-правовых отношениях реализуют родители, усыновители, опекуны, полномочные государственные органы. Административные права и обязанности граждан связаны с конституционными. Можно выделить следующие виды административно-правовых отношений, в которые вовлекаются граждане:

- реализация прав и выполнение возложенных обязанностей в сфере управления;

- реализация принадлежащих на основании закона прав (на образование, на социальное обеспечение и др.);

- выполнение обязанностей (воинской, охраны окружающей среды и др.);

- нарушение органами государственного управления либо местного самоуправления прав и законных интересов граждан;

- нарушение гражданами административно-правовых обязанностей.

Понятие органов государственного управления. Органом государственного управления (исполнительной власти) следует считать политическую организацию (учреждение), призванное практически обеспечивать повседневное руководство в сфере хозяйственной, социально-культурной и административно-политической деятельности. Органы государственного управления осуществляют свою деятельность на основе и во исполнение закона и как часть государственного аппарата наделяются государственно-властными полномочиями, выступают от имени государства.

Административно-правовой статус Президента Республики Беларусь. В системе государственного управления особая рол принадлежит Президенту Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь не является главой исполнительной власти, как в России, однако ему принадлежит широкий круг полномочий в области государственного управления.

Правовой статус органов исполнительной власти (Совета Министров, министерств, ведомств, исполнительных комитетов, их отделов и управлений). Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь. Это центральный орган государственного управления, подотчетный Президенту Республики Беларусь и ответственный перед Парламентом Республики Беларусь. Правительство Республики Беларусь – коллегиальный орган, в состав которого входят по должности Премьер-министр Республики Беларусь и его заместители, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь, Председатель Президиума Национальной академии наук Республики Беларусь, министры, председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, председатели государственных комитетов, председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ. Правительство осуществляет многообразные функции и наделено широкими полномочиями во всех сферах жизни государства. Исполнительная власть реализуется также посредством руководства системой подчиненных Совету Министров Республики Беларусь республиканских органов государственного управления.

Понятие государственной службы. Государственная служба представляет собой вид трудовой деятельности – профессиональную деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и обеспечения выполнения функций государственных органов.

Государственные служащие и их виды. Под государственными служащими понимается гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования. К государственным служащим относятся лица, в установленном порядке занимающие должности в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь и их секретариатах, Правительстве Республики Беларусь и его Аппарате, Конституционном Суде Республики Беларусь и его Секретариате, Верховном Суде Республики Беларусь, Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь, иных общих и хозяйственных судах и их аппаратах, Администрации Президента Республики Беларусь, Государственном секретариате Совета Безопасности Республики Беларусь, Управлении делами Президента Республики Беларусь, иных государственных органах, непосредственно обеспечивающих деятельность Президента Республики Беларусь, органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах Прокуратуры Республики Беларусь, Национальном банке Республики Беларусь, Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и ее аппарате, министерствах, иных республиканских органах государственного управления, их территориальных подразделениях, дипломатических представительствах, консульских учреждениях и миссиях Республики Беларусь, местных Советах депутатов и их аппаратах, исполнительных и распорядительных органах и их аппаратах, государственных нотариальных конторах, таможенных органах, иных государственных органах и приравненных к ним в соответствии с законодательством государственных организациях.

К государственным служащим не относятся лица, осуществляющие техническое обслуживание и обеспечивающие функционирование государственного аппарата (например, работники архива, хозяйственной части).

Государственные служащие в зависимости от характера полномочий делятся на должностных лиц и оперативный состав. Должностными лицами называются государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, совершать регистрационные действия и т.д.) К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномоченные предъявлять к ним обязательные к исполнению требования. Среди должностных лиц особый статус занимают представители административной власти. Это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении.

Оперативный состав (функциональные работники) – это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов (экономисты, юристы и т.п.)

Поступление и прохождение государственной службы. Право на поступление на государственную службу имеют граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным законодательными актами о государственной службе. Поступление на государственную службу осуществляется путем назначения. Утверждения или избрания. Поступлению на государственную службу может предшествовать проведение конкурса на занятие государственной должности, а также устанавливаться предварительное испытание на срок от 3 до 6 месяцев.

Принятые на государственную службу лица занимают государственную должность, каждой из которых соответствует определенный класс государственных служащих. Для государственных служащих устанавливается высший и 12 классов. При прохождении государственной службы осуществляется повышение квалификации и переподготовка государственных служащих. Аттестация государственных служащих проводится периодически каждые три года.

Обязанности и права государственных служащих.

Поощрение и ответственность государственных служащих.

Контроль за субъектами административного права.

Меры административного принуждения. Административное принуждение является особым видом государственного принуждения, имеющим своей целью охрану регулируемых, как правило, нормами административного права общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Основанием применения административного принуждения является административное правонарушение или особые условия, предусмотренные правовой нормой. Административное принуждение состоит в понуждении к исполнению гражданами и должностными лицами юридических обязанностей, установленных правовыми нормами. Оно применяется для прекращения противоправных действий, наказания нарушителей в административном порядке, обеспечения общественной безопасности.

Таким образом, административное принуждение – это система мер морального, материального, физического и психического воздействия уполномоченных органов на сознание и волю людей в целях достижения определенного поведения, строгого соблюдения дисциплины и законности в сфере управления. Меры административного принуждения весьма разнообразны. В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка меры административного принуждения могут быть подразделены на:

- меры административной ответственности;

- меры административного пресечения;

- административно-предупредительные меры.

Административное правонарушение как основание административной ответственности. Понятие административного правонарушения содержится в ст. 2.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях 2003 г., который вступил в силу с 1 марта 2007 года. Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность. Административная ответственность наступает в том случае, если правонарушение по своему характеру не влечет уголовную ответственность.

Всем административным правонарушениям свойственны общие признаки: общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость деяния. По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, когда оно представляет опасность для общества, государства, создает угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняет вред интересам граждан. Степень общественной опасности деяния является критерием подразделения всех правонарушений на преступления и проступки. Законодательство определяет, какое деяние и в какой степени является антиобщественным. Юридическим выражением признака общественной опасности административного правонарушения является его противоправность, которая заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного и ряда других отраслей права. Действие или бездействие, не запрещенное нормами права, не может быть противоправным и не может составлять состав административного правонарушения. Но противоправное деяние только тогда образует административное правонарушение, когда оно является виновным, то есть совершено умышленно или по неосторожности. Безусловным признаком административного правонарушения является административная ответственность, которая должна быть предусмотрена за его совершение.

Понятие и виды административной ответственности. Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Административной ответственности присущи следующие черты:

- она имеет собственную нормативно-правовую базу – со вступлением в силу нового КоАП – Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь;

- основанием административной ответственности является административное правонарушение;

- субъектами административной ответственности являются юридические и физические лица;

- за совершение административного правонарушения предусмотрено административное взыскание;

- административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц, предусмотренных в ст. 3.1 Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь 2006 г. Их 27.

Мерой административной ответственности является административное взыскание. Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами. КоАП предусматривает следующие административные взыскания:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) исправительные работы;

4) административный арест;

5) лишение специального права;

6) лишение права заниматься определенной деятельностью;

7) конфискация;

8) депортация;

9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

Все эти взыскания применяются к физическим лицам. К юридическим лицам могут быть применены штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация или взыскание стоимости предмета административного правонарушения. Только суд может наложить на лицо административное взыскание в виде исправительных работ, административного ареста, лишения права заниматься определенной деятельностью, конфискации или взыскания стоимости предмета административного правонарушения.

Следует помнить, что административное взыскание может быть наложено ограниченный период времени:

1) правило: за совершение административного правонарушения – не позднее двух месяцев со дня его совершения;

2) исключения: за совершение длящегося административного правонарушения – не позднее двух месяцев со дня его обнаружения;

3) за совершение административного правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования – не позднее шести месяцев со дня его совершения;

4) за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования, а также иных административных правонарушений, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении актов законодательства, регулирующих экономические отношения, – не позднее трех лет со дня его совершения и шести месяцев со дня его обнаружения;

5) за нарушение авторских, смежных и патентных прав, – не позднее одного года со дня его совершения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в деяниях признаков совершенного административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Освобождение от административной ответственности. Следует отметить, что антиобщественное противоправное деяние, содержащее признаки административного правонарушения не всегда влечет административную ответственность.

Не подлежат административной ответственности физические лица достигшее возраста административной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), лицо во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность либо которое во время совершения деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного психического заболевания. То есть в случаях отсутствия субъекта административного правонарушения.

КоАП предусматривает также обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением:

- необходимая оборона, то есть причинение вреда лицу, посягающему на жизнь, здоровье, права обороняющегося или третьих лиц, интересы общества, государства или юридического лица;

- причинение вреда при задержание физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение;

- крайняя необходимость, то есть если административное правонарушение совершено для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам совершающего лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный;

- обоснованный риск, то есть если совершенное деяние соответствует современным научно-техническим знаниям и опыту, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями и физическое или юридическое лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвращения вредных последствий.

Основаниями освобождения от административной ответственности в соответствии с КоАП могут быть: малозначительность правонарушения; наличие следующих обстоятельств смягчающих ответственность: предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения, добровольное возмещение или устранение причиненного вреда, совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; в связи с примирением с потерпевшим (при совершении правонарушения, влекущего ответственность по требованию); вследствие психической или иной тяжелой болезни и др.

Административно-предупредительные меры, меры пресечения, восстановительные меры. Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений, а применяются с целью предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, предотвращения иных вредных для общественного порядка явлений. Например, они применяются при стихийных бедствиях, несчастных случаях, массовых беспорядков и других чрезвычайных ситуациях. Среди административно-предупредительных мер выделяют:

1) меры, применяемые в целях предупреждения угрозы общественной и личной безопасности граждан, предотвращения наступления возможных нежелательных или вредных последствий (введение карантина, таможенный досмотр, досмотр транспортных средств, принудительное медицинское освидетельствование физического состояния лица, принудительное выселение из домов, находящихся в аварийном состоянии, реквизиция имущества, то есть его временное возмездное изъятие в силу государственной необходимости, досмотр ручной клади, пожарный надзор, административный надзор, регистрация транспортных средств, оружия и др.);

2) меры, применяемые для предупреждения правонарушения (проверка документов, удостоверяющих личность, контрольные и надзорные проверки, досмотр вещей и личный досмотр граждан, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения и др.).

Меры административного пресечения – это способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния, предотвращения его общественно опасных последствий, а также обеспечивающие возможность последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности. Фактическим основанием пресечения является правонарушение или преступление. Но меры пресечения могут использоваться и для прекращения противоправных действий, совершаемых недееспособными лицами. Перечень мер пресечения нельзя назвать исчерпывающим, в отличие от мер административного взыскания.

Выделяют три группы мер административного пресечения:

1) общие меры (требование прекратить противоправные действия, превентивное задержание, принудительное лечение страдающих опасными для окружающих заболеваниями, запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям, приостановление работы предприятия в случае грубого нарушения правил охраны труда и техники безопасности, правил пожарной безопасности и др.);

2) специальные средства, применяемые сотрудниками силовых ведомств (наручники, резиновые палки, устройства для вскрытия помещений и принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины, служебные животные, огнестрельное оружие);

3) процессуальные меры пресечения (доставление, привод, задержание, личный досмотр, досмотр вещей и документов, отстранение от управления транспортными средствами, арест имущества).

Применяя меры пресечения, субъекты власти обязаны строго руководствоваться принципами законности и целесообразности: избирать в соответствии с законодательством такие средства, которые действительно необходимы для предотвращения вредных последствий.

Административная ответственность за отдельные виды правонарушений. Рассмотрим состав одного из административных правонарушений.

Мелкое хулиганство (ст. 17.1 КоАП). В составе административного правонарушения выделяют:

1. Объект, то есть охраняемые правом общественные отношения, на которые посягает правонарушение. В рассматриваемом случае непосредственным объектом является общественный порядок, то есть порядок общественных отношений, складывающийся в процессе сознательного и добровольного соблюдения гражданами правил поведения в области общения, правил, установленных правовыми и иными социальными нормами, правил, которые обеспечивают слаженную и устойчивую совместную жизнь людей. Факультативным объектом может быть неприкосновенность личности, здоровья, собственности.

2. Объективную сторону, выражающуюся в действии или бездействии, запрещенном законодательством. Запрещенные действия, являющиеся мелким хулиганством, есть нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу.

3. Субъект, то есть лицо совершающее административное правонарушение. Мелкое хулиганство может быть совершено физическим лицом, достигшим 14 лет.

3. Субъективную сторону – психическое отношение субъекта к противоправному деянию и последствиям, представляет умысел или неосторожность. При мелком хулиганстве необходимо доказать наличие прямого умысла лица.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.