Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 2 - 2 часа




З А Н Я Т И Е 1 -- 2 часа

ТЕМА – Общая теория права и государства.

Доклады (10-12 мин.):

1.Сущность права: основные теории.

2. Теории возникновения государства.

3. Типы государства.

4. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі (да 1795 г.)

5. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі (з 1795 г.)


ТЕМА – Основы конституционного права.

Предмет конституционного права как отрасли права. Конституционное право следует рассматривать в трех аспектах: как отрасль права государства, как науку и как учебную дисциплину. Самостоятельность конституционного права обусловливается предметом правового регулирования и методом правового регулирования. Уяснение предмета, прежде всего, необходимо для того, чтобы составить понятие о содержании, назначении и целях данной отрасли права, ее отличия от других отраслей. Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти. Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:

· охрана прав и свобод человека (отношения между государством и человеком);

· устройство государства и государственной власти (властные отношения).

Регулирование отношений, связанных с признанием свободы человека как естественного состояния, предполагает закрепление не только прав, но и обязанностей человека – по отношению к другим людям и к государству. Именно через права человека складывается определенный общественный порядок: формы собственности, организация экономики, политическая система и т.д. Устройство государства и государственной власти (властные отношения) предполагает не только учреждение органов государственной власти и управления, но и определение отношений между ними. Под осуществлением государственной власти понимается не вся деятельность государства, а только особая его форма, регулируемая именно государственно-правовыми нормами. Нельзя отождествлять понятия – государственная власть и властные полномочия. Все государственные органы обладают властными полномочиями (в этом их отличие от других органов), но не все государственные органы осуществляют государственную власть. Осуществление государственной власти – специфическая особенность деятельности органов государственной власти. Под осуществлением государственной власти следует понимать: непосредственное выражение народом его государственной власти и придание ей общеобязательного характера; создание органов государственной власти; принятие органами государственной власти актов и принятие органами государственной власти мер, обеспечивающих осуществление их актов.

Конституционное право – это система правовых норм государства, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности системы государственных органов, а также органов самоуправления.

Место и значение конституционного права в системе права. Конституционное право занимает особое место в системе юридических наук. Например, оно изучает и анализирует принципы построения органов государственного управления, показывает их место в системе государственных органов, следовательно, оно определяет исходные положения науки административного права. Наука конституционного права изучает экономическую систему Республики Беларусь, основу которой составляет право собственности, таким образом она определяет положения гражданского права. В науке конституционного права отображены вопросы семьи и брака, это указывает на связь с семейным правом, регулируются вопросы труда и отдыха и они являются исходными для трудового права. Можно сказать, что конституционное право является основополагающей отраслью права государства.

Источники конституционного права. Первая группа источников – нормативные правовые акты. Они подразделяются на законы, нормативные правовые акты исполнительной власти, нормативные правовые акты органов конституционного контроля, парламентские регламенты, акты местного самоуправления.

Первый вид законов – Конституция – это Основной закон, имеющий особую форму и содержание. Второй вид – конституционные законы, которые вносят изменения в текст конституции либо существенно дополняют его. Третий вид законов – органические законы. Это особый источник конституционного права, который имеет ряд специфических особенностей, во-первых, их издание прямо предусмотрено в конституции; во-вторых, они дополняют конституцию не изменяя ее основных принципов. Например, органическими законами являются законы о гражданстве, о выборах (в Беларуси – Избирательный кодекс). Четвертый вид законов – это акты исполнительной власти, имеющие силу закона на основе делегированного законодательства. Например, декреты Президента в Республике Беларусь. Пятый вид законов – обычные законы, т.е. законы, принимаемые парламентом по текущим вопросам, которые предусмотрены в конституции.

К нормативным правовым актам исполнительной власти относятся акты главы государства (указы, декреты) и нормативные правовые акты правительства, а иногда и ведомств (министерств). Указанные акты служат источником права лишь в той части, в какой содержат его нормы. Кроме того, нормативные правовые акты нижестоящих органов не должны противоречить актам вышестоящих.

К нормативным правовым актам органов конституционного контроля относятся решения Конституционного Совета во Франции, Конституционного трибунала в Польше, Конституционного Суда в Беларуси. Нормативно-правовой характер имеют такие решения этих органов, которые содержат конституционно-правовые нормы – о конституционности законов, о компетенции государственных органов, о толковании Конституции и законов. Регламенты палат парламента представляют собой источник права т.к. определяют организационную структуру и порядок деятельности парламента. Решения местных органов служат источником только в том случае, если регулируют общественные отношения, связанные с осуществлением публичной (государственной власти).

Вторая группа источников – судебные прецеденты.

Третья группа источников – конституционные обычаи, т.е. правила поведения, которые сложились исторически и поддерживаются государством. Конституционные обычаи обычно носят не политический, а обрядовый характер.

Четвертая группа источников – доктринальные источники.

Пятая группа источников – религиозное право. В мире существует как минимум три группы религиозного права: мусульманское право, индусское и иудейское право, которое применяется в Израиле (тора – Пятикнижие и Талмуд). Составными частями мусульманского права являются: шариат – нормы, заключенные в Коране. С точки зрения формы это писаное право, суры Корана регулируют отношения между человеком и Богом, между людьми, между людьми и государством. Вторая часть мусульманского права – это сунна. Это предания о поступках пророка, записанные после его смерти, т.е. исламская традиция. Этих преданий записано несколько тысяч, они используются при решении конкретных дел. Третья часть – иджма. Это общее мнение теологов, включающее в себя акты первых четырех праведных халифов, принятые после консультации с теологами. Иджма – это меняющийся источник т.к. мнение теологов меняется. Четвертая часть – фикх – правовая доктрина, т.е. наука о праве. Далее частью мусульманского права является кияс – умозаключения по аналогии, правовой прецедент. Последняя часть права – это фетва. Это решения, сконструированные на основании разрешения конкретных дел, они принимаются авторитетными лидерами в исламе и являются обязательными для всех мусульман.

Шестая группа источников – это международные договоры. Они служат источником права в случае, если регулируют конституционные проблемы и предусмотрено их непосредственное применение. Большинство современных конституций закрепляют такое положение, что международное право имеет приоритет над правом внутригосударственным и это заставляет учитывать международные договоры в качестве источника. Источники конституционного права Республики Беларусь:

1. Конституция Республики Беларусь – Основной закон;

2. Законы;

3. Международно-правовые акты (договоры и соглашения);

4. Декларации (например, Декларация о государственном суверенитете БССР);

5. Регламенты палат парламента Республики Беларусь;

6. Декреты, указы и распоряжения Президента;

7. Постановления и распоряжения Правительства;

8. Акты местных органов власти.

Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь. С латинского Конституция – это учреждение – в самом общем смысле – это система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством, - с другой, а также основы организации самого государства. Первым актом конституционного типа считают акт английской революции (1640-1658) – «Форма правления государством Англии, Шотландии и Ирландии и владениями, им принадлежащими». Этот кратковременно существующий акт устанавливал основы построения высших органов государства, их компетенцию, начала избирательного права и основы законодательства и о религии. В 1787 году была принята Конституция США, которая действует до настоящего времени. Первыми европейскими конституциями были Конституция Речи Посполитой 1791 года и Конституция Франции того же года.

В материальном смысле Конституция представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые, прежде всего, провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.

В формальном смысле Конституция – это закон или группа законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. В правовом плане определение Конституции может звучать следующим образом: это нормативный правовой акт (приведенная в систему совокупность норм), закрепляющий главные устои государственной и общественной жизни в интересах большинства данной страны и являющийся стержнем ее правовой системы.

Различаются также понятия юридической и фактической конституции. Юридическая конституция – это всегда определенная система правовых норм, регулирующих круг общественных отношений. Это нормативный правовой акт, который имеет определенную форму и принят по установленным правилам. Фактическая – это сами такие отношения, то есть то, что реально существует. Это не нормативный правовой акт, это сложившийся порядок в конкретном государстве. Расхождение между фактической и юридической конституцией свидетельствует, что часть норм юридической конституции стала фиктивной. Самым распространенным является понятие Конституции как закона, обладающего высшей юридической силой. Высшая юридическая сила означает, что во-первых, нормы конституции всегда имеют главенствующее значение по отношению к другим нормам. Во-вторых, законы и подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной ею процедуре.

Под сущностью конституции понимается некий договор между обществом и государством, согласно которому распределяются полномочия между различными частями государства, ветвями власти, приоритеты и соотношения сил различных социальных групп и слоев. Сущность Конституции определяется в ее функциях:

1) юридическая функция проявляется в том, что конституция – это основной закон, главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования общественных отношений;

2) политическая функция: конституция определяет устройство государства, его отношения с отдельными людьми и их группами, служит правовой основой политической системы;

3) идеологическая функция объясняется как функция наивысшего правового авторитета для граждан и организаций.

Признаки Конституции:

1) преемственность - в англосаксонских государствах это понятие определяется через термин «континуитет» т.е. непрерывность, преемственность государственной власти, тем самым подчеркивается незыблемость государственности;

2) народный суверенитет – в конституциях всегда подчеркивается, что они принимаются народом или от имени народа. Народный суверенитет означает, что никто, в том числе и государственная власть, не вправе отнять у народа верховного права самому решать свою судьбу;

3) прямое действие конституции позволяет заинтересованному субъекту требовать защиты своих прав в судебном порядке, ссылаясь только на конституционную формулировку;

4) стабильность конституции;

5) реальность;

6) легитимность конституции означает, что новая Конституция должна быть принята таким способом, который указан в предыдущей конституции.

История конституционализма Беларуси. К первым актам в Беларуси, содержащим нормы конституционного права обычно относят статуты Великого Княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг. Последний Статут действовал на белорусских землях до 30-х годов XIX века. 3 мая 1791 г. первой в Европе нашими предками совместно с поляками была принята Конституция Речи Посполитой. Как известно, российские императоры избегали принятия конституции. Первую конституцию в собственном смысле этого слова приняли только после октябрьской революции. С этого момента белорусский конституционализм прошел в своем развитии те же этапы, что и страна в целом. Можно выделить: 1) конституционные акты и конституции советской республики в период перехода от «капитализма к социализму»; 2) конституции советской республики, закрепившие «победу социализма»; 3) современное развитие конституционализма.

3 февраля 1919 года Временный революционный рабоче-крестьянский съезд принял первую Конституцию ССРБ. Она включала 32 статьи и состояла из Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа Белоруссии и трех разделов: общие положения Конституции, конструкция Советской власти, о гербе и флаге. Верховная власть принадлежала Всебелорусскому съезду, а в период между съездами - Центральному Исполнительному комитету. СНК не образовывалось (о нем в 1920 г. были приняты дополнения).

11 апреля 1927 года 8 Всебелорусский съезд Советов принял новую Конституцию. Она состояла из 13 разделов и 76 статей. БССР объявлялась социалистическим государством диктатуры пролетариата. Конституция предусматривала двойное гражданство (СССР, БССР), равноправие белорусского, еврейского, русского и польского языков, при преобладании белорусского. Главы 2-10 регулировали деятельность Всебелорусского съезда Советов, ЦИК, СНК, окружных и районных съездов Советов, исполкомов. Избирательным правом наделялись трудящиеся граждане с 18 лет. Статья 7 запрещала принимать участие в выборах предпринимателям, частным торговцам, посредникам и служащим полиции, царским чиновникам, осужденным и духовенству.

Из-за принятия в 1936 г. новой Конституции СССР была принята следующая Конституция 19 февраля 1937 г. Она состояла из 122 статей, 11 разделов. БССР обозначалось как социалистическое государство рабочих и крестьян, а не государство диктатуры пролетариата. Впервые введены категории политическая основа БССР и экономическая основа БССР. Первую составляли Советы депутатов трудящихся, а вторую – социалистическая система хозяйствования и социалистическая собственность на производство. Закреплялся факт победы социализма. Высшим органом власти стал Верховный Совет БССР. Существует только два языка – белорусский и русский. Особенностью Основного Закона 1937 года состояла в том, что работа Верховного Совета концентрировалась не на его сессиях, а представлялась Президиуму. Выборы объявлялись равными, прямыми, всеобщими, тайными. Определялись обязанности граждан: исполнять законы, дисциплину труда, беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, нести воинскую повинность. Лица, которые посягали на социалистическую собственность, объявлялись врагами народа.

Последняя «советская» Конституция была принята 14 апреля 1978 г. Экономической основой государства объявлялась социалистическая общенародная собственность, политической – Советы. В Конституции закреплялась «руководящая и направляющая» роль коммунистической партии. Подчеркивалась неразрывная связь прав граждан и обязанностей. Закреплялось право выхода из состава Союза, а также право законодательно инициативы в высших органах власти Союза. Возраст пассивного избирательного права был снижен до 18 лет, за исключением депутатов в Верховного Совета – 21 год.

Развитие конституционализма в данный период можно разбить на следующие этапы:

1. Принятие Декларации о государственном суверенитете и Закона о принципах народовластия;

2. Конституция 1994 года;

3. Изменения и дополнения в Конституцию 1996 года (Конституция в новой редакции; преобразование парламентской республики в президентскую);

4. Внесение изменения в ст. 81 Конституции (исключение второго предложения).

Характерные особенности Конституции Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). В 1996 и 2004 годах по результатам республиканских референдумов были внесены изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь от 15 марта 1994 года. Изменения касались в основном устройства государственной власти. В настоящее время Конституция состоит из 9 разделов и 146 статей. Структура Конституции следующая:

Раздел 1. Основы конституционного строя.

Раздел 2. Личность, общество, государство.

Раздел 3. Избирательная система. Референдум.

глава 1. Избирательная система.

глава 2. Референдум.

Раздел 4. Президент, Парламент, Правительство, Суд.

глава 3. Президент.

глава 4. Парламент.

глава 5. Правительство.

глава 6. Суд.

Раздел 5. Местное управление и самоуправление.

Раздел 6. Прокуратура. Комитет государственного контроля.

глава 7. Прокуратура.

глава 8. Комитет государственного контроля.

Раздел 7. Финансово-кредитная система.

Раздел 8. Действие Конституции и порядок ее изменения.

Раздел 9. Заключительные и переходные положения.

Первые разделы не претерпели существенных изменений. В настоящее время государственными языками признаются белорусский и русский. Право назначения республиканских референдумов принадлежит Президенту Республики Беларусь. Инициирование референдума принадлежит Президенту, Палате представителей и Совету республики, граждан в количестве 450 тысяч, в том числе не менее 30 тысяч от каждой области и города Минска. В иерархии высших государственных органов первое место принадлежит Президенту, который является теперь главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод граждан. Им может быть гражданин Республики Беларусь по рождению и проживающий не менее 10 лет в Беларуси перед выборами. Возрастной ценз и срок полномочий не изменился. Полномочия расширились. Президент может издавать декреты, указы и распоряжения. Введено понятие делегированного законодательства. Парламент называется – Национальным Собранием и состоит из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики. Парламент работает сессионно. Постоянно действующими органами палат являются соответственно Совет и Президиум. Уменьшился количественный состав парламента. Палата представителей включает 110 депутатов, избираемых путем всеобщих, равных, прямых выборов путем тайного голосования. Пассивное избирательное право – 21 год. Совет Республики избирается путем косвенных выборов и состоит из 64 членов, из которых восемь назначаются Президентом. Устанавливается возрастной ценз – 30 лет и ценз оседлости – 5 лет. С введением двухпалатной структуры полномочия распределяются между палатами. Право законодательной инициативы принадлежит: Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству и гражданам в количестве не менее 50 тысяч человек. Правительство – Совет Министров – является центральным органом государственного управления, подотчетно Президенту и несет ответственность перед Парламентом. Судебная система строится теперь на принципах территориальности и специализации, а также назначаемости судей бессрочно. Конституционный Суд отнесен к органам судебной власти. Состоит из 12 судей, шесть назначаются Президентом, шесть избираются Советом Республики. Срок полномочий не изменился, а предельный возраст увеличился до 70 лет. Конституционный Суд Республики Беларусь утратил право по собственной инициативе рассматривать конституционность актов. Инициаторами проверки конституционности актов теперь являются: Президент, Парламент, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд и Совет Министров Республики Беларусь. Контроль только последующий. Контрольная палата была переименована в Комитет государственного контроля, который образуется Президентом.

Место Конституции в системе права.

Формы власти, закрепленные в Конституции Республики Беларусь, их характерные особенности: а) власть народа, б) государственная власть: субъекты, формы проявления, в) общественно-политическая власть: субъекты, формы проявления.

Правовой статус личности в Республике Беларусь. Правовой статус личности в демократическом обществе представляет собой юридическое закрепление фактического положения физических лиц действующим в государстве законодательством. В полном объеме конституционно-правовой статус регулируется всей совокупностью нормативных правовых актов государства. Правовой статус составляют, прежде всего, права, свободы и обязанности. Права и свободы означают юридически признанную возможность человека избирать вид и меру своего поведения. Юридическая обязанность – это установленная государством мера общественно-необходимого поведения лица.

Гражданство Республики Беларусь: понятие, принципы, гражданство детей, приобретение гражданства, прекращение гражданства. Одной из основ правового статуса личности является его связь с конкретным государством, проявляющаяся в гражданстве (в монархиях – подданство). В Республике Беларусь институт гражданства регулируется ст. 10 Конституции Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» от 1 августа 2002 г. Гражданство Республики Беларусь – это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Документом, подтверждающим гражданство Республики Беларусь, является паспорт гражданина Республики Беларусь или иной документ, содержащий указание на гражданство Республики Беларусь. За лицом, являющимся гражданином Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства, если иное не предусмотрено международными договорами. То есть в Беларуси отсутствует двойное гражданство. В противовес гражданству существует категория иностранцев, к которым относят иностранных граждан и лиц без гражданства. Гражданство Республики Беларусь основывается на следующих принципах:

каждый имеет право на гражданство;

гражданство Республики Беларусь является равным для всех граждан Республики Беларусь независимо от оснований его приобретения;

гражданство Республики Беларусь не может быть предоставлено против воли лица;

никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство;

Республика Беларусь стремится к избежанию случаев без гражданства.

Проживание гражданина Республики Беларусь на территории иностранного государства, заключение или расторжение брака гражданином Республики Беларусь с гражданином другого государства или лицом без гражданства само по себе не ведет к утрате гражданства Республики Беларусь.

Граждане БССР были одновременно гражданами СССР, но документа о гражданстве БССР не существовало. В связи с этим закон определил, что лица, родившиеся в пределах современной территории Республики Беларусь, являвшиеся гражданами бывшего СССР по рождению и получившие гражданство Республики Беларусь до вступления в силу Закона признаются гражданами Республики Беларусь по рождению.

Гражданство Республики Беларусь приобретается по рождению, в результате приема в гражданство Республики Беларусь (натурализация), в порядке регистрации, по иным основаниям, предусмотренным Законом или международными договорами.

Существует два принципа приобретения гражданства по рождению: принцип крови и принцип почвы. Принцип крови обозначает, что гражданство ребенка определяется гражданством его родителей; принцип почвы – гражданство определяется территориальным местом рождения ребенка. В настоящий момент, как правило, применяются оба данных принципа. Ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:

хотя бы один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, независимо от места рождения ребенка (принцип крови);

родители ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь;

родители ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.

Независимо от дня рождения находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь (три основания – принцип земли).

Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Республики Беларусь, если оно:

берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь;

знает один из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения;

проживает на территории Республики Беларусь после получения разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь в течение семи лет непрерывно. В исключительных случаях (например, в отношении белорусов) этот срок может быть уменьшен либо не применяется;

имеет законный источник средств существования;

не имеет гражданства, либо утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства Республики Беларусь, либо обратилось в полномочный орган иностранного государства с заявлением о прекращении имеющегося у него гражданства иностранного государства.

Закон определяет категории граждан СССР, которые могут приобрести гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации.

Гражданство Республики Беларусь прекращается вследствие:

1) выхода из гражданства Республики Беларусь;

2) утраты гражданства Республики Беларусь.

Любой гражданин может подать на имя Президента Республики Беларусь заявление о выходе из гражданства. Выход из гражданства есть прекращение гражданства по субъективному волеизъявлению гражданина. Выход родителей из гражданства не обязательно приводит к выходу из гражданства их несовершеннолетний детей. Утрата гражданства Республики Беларусь есть прекращение гражданства независимо от волеизъявления лица. Например, поступление лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства. Прекращающий гражданство не должен иметь задолженности по уплате налогов или иных обязательств перед Республикой Беларусь, не должен является обвиняемым либо осужденным и должен иметь гарантию приобретения иного гражданства (стать лицом без гражданства добровольно нельзя), а выходящий из гражданства должен быть также освобожденным от действительной военной службы.

Основные права, свободы и обязанности граждан. Провозглашенные в Конституции Республики Беларусь права и свободы человека можно разделить на несколько групп: личные, политические и социально-экономические права и свободы.

Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности. Базовым для всех прав и свобод правом человека является право на жизнь. Без человека не может быть и его прав. Некоторые государства считают, что это право может ими ограничиваться и они применяют к осужденным смертную казнь. Возможность применения смертной казни дискуссионный вопрос. В последние десятилетия исследователями поднимается и еще один дискуссионный вопрос о наличии у каждого права на смерть (эвтаназия). Обозначенные дискуссии носят этико-политико-медико-теолого-юридический характер.

К личным правам относится право на неприкосновенность и достоинство личности. Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Неприкосновенность личности как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения. Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания и ареста. Такая формулировка сохраняет практику санкционирования заключения под стражу прокурором. Европейская конвенция о правах человека содержит иную формулировку: никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержание под стражей иначе, как на основании судебного решения. Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права на неприкосновенность жилища (ст. 29), частной жизни (ст. 28), тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 28). Гарантия неприкосновенности жилища означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц. Важной формой свободы личности является свобода передвижения (ст. 30): граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Беларуси, покидать ее и беспрепятственно возвращаться в нее. С 1 января 2008 года данное право не ограничивается в Беларуси институтом прописки и необходимостью получения разрешительной отметки для выезда за пределы страны. К личным правам и свободам относится право сохранять свою национальную принадлежность (ст. 50), которое гарантируется запретом принуждения указывать свою национальную принадлежность, свобода совести и вероисповедания (ст. 31), свобода мысли и слова (ст. 33).

Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в решении государственных дел (ст. 37). Рассматриваемое право осуществляется в различных формах как непосредственно, так и через представителей. Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также путем их воздействия на деятельность представительных органов всех уровней – своих депутатов, а также через отзыв депутата.

Граждане Республики Беларусь имеют равный доступ к должностям в государственных органах (ст. 39) в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. При поступлении на государственную службу и при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы (ст.40). В зависимости от содержания обращения граждан могут быть в виде заявления, жалобы или предложения. Вопросы разрешения обращений граждан регулируются соответствующими Законом Республики Беларусь, Декретом и Указом Президента Республики Беларусь.

Каждый имеет право на свободу объединений (ст. 36). Общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Ограничение данного права закреплено только для судей, прокурорских работников, сотрудников органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности и военнослужащих. Граждане обладают правом собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, пикетирование (ст. 35), но в порядке, определенном Законом Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь». В Республике Беларусь применяется заявительный порядок проведения массовых мероприятий.

Важнейшее место в системе социально-экономических прав и свобод занимает право частной собственности (ст. 13). Государство гарантирует гражданам Республики Беларусь право на труд (ст. 41). Государство запрещает принудительный труд, создает условия для полной занятости населения; признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку; утверждает право на защиту от безработицы. Право на отдых (ст. 43) реализуется путем установления 40-часовой рабочей недели, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска и т.д.

В ст. 32 Конституции закреплена общая норма о том, что брак, семья, материнство и, отцовство и детство находятся под защитой государства. Конституция определяет, что только женщина и мужчина могут вступить в брак. Статья также определяет взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

К числу социально-экономических прав и свобод относится право на социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 47). Конституционно закрепляется право на жилище (ст. 48). Оно включает защиту жилища, поощрение органами государственной власти и местного самоуправления жилищного строительства, бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных жилищных фондов, а также недопущение произвольного лишения жилья. В Конституции закреплено также право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 45), право на благоприятную окружающую среду (ст. 46), право на образование (ст. 49). Реализация последнего дает возможность получить общеобразовательную и профессиональную подготовку. В соответствии со ст. 51 Конституции каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Всем рассмотренным правам корреспондируются определенные обязанности государства. Следовательно, и государства надеется на исполнение лицами, находящимися на его территории, а также гражданами определенных обязанностей в отношении него. Обязанности – это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляют человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан. Важнейшая обязанность каждого, кто находится на территории Республики Беларусь, – соблюдение Конституции и законов (ст. 52). Соблюдение Конституции и законов означает, что своей деятельностью и образом жизни человек должен содействовать практической реализации принципов Конституции и положений действующего законодательства. Согласно ст. 53 каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц. Это одно из основных положений теории общественного договора – право индивида заканчивается там, где оно начинает ограничивать права другого индивида.

В Конституции закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 55).

Конституция закрепила обязанность граждан участвовать в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст.56). Закон устанавливает для граждан дифференцированные ставки налогов, тем самым государство стремится к тому, чтобы сбалансировать доходы различных категорий населения – уменьшить разрыв доходов высоко- и низкооплачиваемых категорий.

Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст. 54).

В ст. 57 Конституции закреплено, что защита Отечества является священным долгом и обязанностью гражданина Республики Беларусь. Гражданин Республики Беларусь несет военную службу в соответствии с законом «О воинской обязанности и воинской службе», который определяет условия прохождения воинской службы в рядах Вооруженных сил Республики Беларусь, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и др.

Ст. 58 говорит о том, что никто не может быть понужден к исполнению иных обязанностей, если иное не предусмотрено в законе.

Ст. 60 гарантирует защиту прав и свобод каждому компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

Избирательная система и избирательное право: их понятия, взаимозависимость и реализация в процессе выборов. Одним из основных прав, обеспечивающих управление гражданами государством, является избирательное право. Говоря о последнем, прежде всего, следует определить избирательную систему, под которой понимают совокупность отношений, регулируемых правовыми нормами, которые определяют а) избирательное право граждан; б) организацию и порядок выбора в представительные органы государства; в) взаимоотношение избирателей и выборных лиц. В узком же смысле это порядок определения результатов голосования (мажоритарная или пропорциональная). Понятия избирательная система и избирательное право в определенной степени соотносятся и зачастую заменяют друг друга. Избирательное право в широком смысле – это совокупность норм, регулирующих весь избирательный процесс. В узком смысле (как субъективное право) – это совокупность норм, регулирующих участие граждан в выборах (активное и пассивное). В Республике Беларусь формирование представительных органов регулируется ст.ст. 64-72 Конституции Республики Беларусь и Избирательным кодексом Республики Беларусь.

Для признания выборов действительными должны быть соблюдены определенные условия, именуемые в теории принципами избирательного права. К ним относят всеобщность выборов (для граждан Республики Беларусь, достигших 18 лет), свободные выборы, равное избирательное право (равные условия избирать и быть избранным, отсутствует имущественный ценз), прямые выборы (непосредственное голосование самими гражданами; изъятие – выборы Совета Республики), тайное голосование (отсутствует контроль за волеизъявлением).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.