Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие принципы международного права




Принципы права прав человека

 

В праве прав человека отсутствует какой–либо документ, который обобщенно закреплял бы принципы прав человека, поэтому их наличие и содержание будет определяться на основе анализа важнейших международно–правовых документов в области прав человека.

Все принципы права прав человека можно разделить на две категории: общие принципы международного права, применимые к праву прав человека, и специальные принципы в области прав человека.

 

 

К первой категории относятся: принцип права наций (народов) на самоопределение; принцип уважения прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений; принцип справедливости.

Принцип права наций на самоопределение

Право наций на самоопределение впервые получило закрепление в Уставе ООН (ст. 1 п. 2). Причем Устав подчеркивал связь указанного принципа с принципами уважения прав и свобод человека и принципом недискриминации. В нем провозглашалось, что мирные и дружественные отношения между нациями, основанные на уважении принципа равноправия и самоопределения, содействуют уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии (ст. 55).

Содержание этого принципа формировалось постепенно, с учетом потребности международных отношений. На первом этапе применение этого принципа тесно связывалось с национально–освободительной борьбой против колониального угнетения. Поэтому впервые данный принцип получил трактовку в Декларации ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., которая провозгласила, что всем народам несамоуправляющихся и подопечных территорий должна быть предоставлена независимость в соответствии со свободно выраженным желанием без всяких оговорок.23 Содержание термина, самоопределение и конкретизация самого принципа были даны в статье 1, идентичной для обоих Пактов о правах человека 1960 г. В ней указывалось, что право народов на самоопределение есть право, в силу которого они могут свободно устанавливать свое экономическое, социальное и культурное развитие. Указанная трактовка принципа права народов на самоопределение была воспринята в Декларации принципов международного права 1970 г. и Заключительном акте СБСЕ 1975 г. (раздел VIII). Причем в Декларации делался акцент на связь данного принципа с содействием всеобщему соблюдению прав человека в соответствии с Уставом ООН.24

Принцип уважения прав и свобод человека

Этот принцип впервые был закреплен как принцип международного права в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. (раздел VIII). В содержание этого принципа включалась обязанность государств поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав. Особое внимание уделялось таким свободам, как свобода совести; обязанность государств уважать права всех лиц, находящихся на их территории, особенно национальных меньшинств; признавать всеобщее значение прав человека для поддержания мира и развития дружественных отношений между государствами; права всех лиц знать свои права и обязанности. В последующих международных документах, в частности в Венской декларации и Программе действий 1993 г., была подчеркнута особая значимость этого принципа. В ней указывалось, что «уважение прав человека и основных свобод является основополагающей нормой международного права в области прав человека» (п. 15). Обязанность государств поощрять всеобщее уважение и соблюдение всех прав и свобод человека была дополнена защитой прав человека и провозглашена священным долгом всех государств.25

В Декларации тысячелетия ООН 2000 г. акцент делается на связи принципа уважения прав и свобод человека с укреплением демократии и правопорядка.26 Поэтому содержание данного принципа расширяется и углубляется за счет включения таких новых обязанностей государств, как укрепление потенциала всех стран для претворения в жизнь принципов и практики демократии и уважения прав человека, включая права меньшинств; борьба со всеми формами насилия, особенно в отношении женщин; принятие мер для обеспечения безопасности и прав мигрантов и трудящихся мигрантов, борьба с проявлениями расизма и ксенофобией и поощрение большего согласия и терпимости во всех обществах; добиваться большей открытости всех политических процессов и создания условий для участия в них всех граждан государств, обеспечения свободы средствам массовой информации, а также права общественности на доступ к этой информации.

Принцип справедливости

Принцип справедливости базируется на положениях Всеобщей декларации прав человека 1948 г. о том, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах (ст. 1), и принципе недискриминации (право на обладание всеми правами и свободами независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения).

Впервые принцип справедливости в применении к политической системе государства был сформулирован в документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 г. Документ провозглашал, что принцип справедливости является основой правового государства и определял справедливость как «основанную на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности, гарантируемой учреждениями, образующими структуры, обеспечивающие ее наиболее полное выражение» (п. 2).27

В области прав человека наибольшее распространение получила трактовка принципа справедливости в контексте социальной справедливости. Социальная справедливость является достаточно широким понятием и применяется по отношению к тем социально уязвимым группам, которые в силу своих физических характеристик (женщины, дети, раненые, больные, военнопленные, инвалиды) или политического статуса в государстве (национальные меньшинства, беженцы, лица без гражданства, трудящиеся мигранты, заключенные) нуждаются в специальной защите. В статье 25 Всеобщей декларации прав человека характеризуются права социально уязвимых групп таким образом: каждый человек имеет право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или в ином случае утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. В этой же статье Всеобщей декларации указывается, что материнство и младенчество дают право на особое попечительство и помощь.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах расширяет понятие социальной справедливости как «свободы от страха и нужды» (абзац 3 Преамбулы). Всеобщая декларация прав человека использует термин «справедливость» в контексте справедливых требований морали в демократическом обществе (ст. 29).

В Заключительной Декларации Страсбургского совещания на высшем уровне стран Совета Европы в 1997 г. государства обязывались пересмотреть национальные законодательства в социальной области с целью борьбы со всеми формами отторжения обществом его наиболее слабых членов и обеспечения их лучшей защиты.28

О широкой применимости принципа социальной справедливости в области прав человека свидетельствует активный кодификационный процесс в этой сфере. В 1949 г. приняты четыре Женевские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов: раненых, больных, военнопленных, гражданского населения; в 1951 г. принята Конвенция о статусе беженцев, в 1952 г. – Конвенция о политических правах женщин, в 1954 г. – Конвенция о статусе апатридов, в 1989 г. – Конвенция о правах ребенка, в 1990 г. – Конвенция о защите прав всех трудящихся–мигрантов и членов их семей.

Важную роль в реализации принципа социальной справедливости имеют Декларации, несмотря на их рекомендательный характер. Во второй половине XX в. были приняты: Минимальные стандартные правила об обращении с заключенными (1955 г.); Декларация 1971 г. о правах умственно отсталых лиц; Декларация 1975 г. о правах инвалидов; Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (1985 г.); Минимальные стандартные правила ООН об осуществлении правосудия в отношении несовершеннолетних (1985 г.); Декларация прав лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам.29

Значительное внимание вопросам реализации принципа социальной справедливости уделяют Венская декларация и Программа действий 1993 г. Эти документы провозглашают защиту прав уязвимых социальных групп в качестве целей международного сообщества (п. 18). Они призывают государства придавать большое значение «поощрению и защите прав человека лиц, принадлежащих к уязвимым группам населения, включая трудящихся мигрантов, ликвидации всех форм их дискриминации, а также укреплению и более эффективному осуществлению действующих договоров о правах человека», и обязуют государства разработать и применять на национальном уровне адекватные меры в области образования, здравоохранения и социальной поддержки в интересах поощрения и защиты прав лиц в уязвимых группах (п. 24).

Важность принципа справедливости подчеркивается в Декларации тысячелетия ООН 2000 г. Декларация провозглашает коллективную ответственность всех государств за утверждение принципов человеческого достоинства, справедливости и равенства на глобальном уровне [ст. 1 (2)]. Принцип справедливости рассматривается в контексте таких фундаментальных ценностей XXI в., как свобода (свобода мужчин и женщин жить и растить своих детей, свободных от голода, страха, насилия, угнетения и несправедливости) и солидарность (решение глобальных проблем должно основываться на справедливом распределении издержек и бремени в соответствии с фундаментальными принципами равенства и социальной справедливости: те, кто страдает и находится в менее благоприятном положении, должны получать помощь от тех, кто находится в более благоприятном положении [ст. 1(6)]. В качестве ключевой цели провозглашается искоренение таких крайних проявлений несправедливости, как нищета. Для этого предлагается содействовать удовлетворению потребностей наименее развитых стран, особенно Африки (реализация расширенной программы по облегчению долгового бремени таких стран), бороться со всеми формами насилия в отношении женщин, принимать меры по обеспечению прав трудящихся–мигрантов и членов их семей, защите уязвимых социальных групп (необходимо, чтобы детям, а также гражданскому населению, испытывающему наибольшие страдания во время стихийных бедствий, геноцида, вооруженных конфликтов, предоставлялась помощь и защита с целью возвращения их к нормальной жизни (ст. 3–6).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.