КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Своими ресурсами и богатствами
Классификация прав и свобод человека И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
В доктрине международного права нет единых подходов к классификационным критериям. По мнению российского ученого С. В. Бахина, в зависимости от целей классификации различаются систематизация прав и свобод (объединение связанных между собой прав и свобод в отдельные группы) и установление иерархии отдельных прав и свобод (определение приоритетов одних прав над другими).1 Кроме того, выделяется официальная и неофициальная классификация. К первой относится систематизация, предусмотренная конвенциями по правам человека, ко второй – доктринальные концепции по вопросу классификации. При рассмотрении классификации прав и свобод человека будем руководствоваться всеми известными классификационными критериями. Критерий содержания прав и свобод человека По содержанию все права и свободы делятся на гражданские и политические, экономические, социальные и культурные. Указанные права закреплены в различных конвенциях: гражданские и политические – в Пакте о гражданских и политических правах 1966 г., в Европейской конвенции о защите основных прав и свобод 1950 г.; экономические, социальные и культурные – в Пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в Европейской социальной Хартии 1961 г. Под гражданскими правами понимаются права и свободы, которые принадлежат любому члену гражданского общества – как гражданам, так и иностранцам, проживающим на территории государства. К таким правам и свободам относятся: право на жизнь (ст. 6 Пакта), недопустимость рабства и иного подневольного состояния (ст. 8), недопустимость применения пыток или жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство человека обращения и наказания (ст. 7), право на свободу передвижения и свободу выбора местожительства (ст. 12), право на свободу мысли, совести и религии и свободу выражения мнений (ст. 17–19), право на свободу собраний, свободу ассоциаций с другими, право на создание семьи (ст. 21–23), право на судебную защиту и равенство всех перед законом (ст. 26). Политические права включают: пользование избирательными правами, право на занятие государственных должностей. Решающее значение для них имеет наличие гражданства, хотя в настоящее время, особенно в странах–членах Европейского Союза, избирательные права предоставляются и иностранцам для выборов в местные органы власти. К экономическим правам относятся право на труд и справедливое вознаграждение за труд (ст. 6–7 Пакта), право на создание профсоюзов, право каждого на достаточный жизненный уровень (ст. 8, 11). Социальные права включают право на социальное страхование, право на социальное обеспечение семьи и защиту материнства и детства (ст. 10–11), право на наивысший достижимый уровень здоровья (ст. 12), право на образование (ст. 13). К культурным правам относятся право на участие в культурной жизни и право пользования наивысшими достижениями научного прогресса и их практическим применением (ст. 15). Следует отметить, что в западной доктрине гражданские и политические права и экономические, социальные и культурные права долго различались по статусу и юридической природе, что и привело к их регламентации в отдельных международных договорах как на универсальном, так и на региональном уровнях. Еще со времен американского философа Пэйна гражданские права относились к негативным правам, не требующим вмешательства со стороны государства, а экономические, социальные и культурные – к позитивным, реализация которых возможна только с помощью государства.2 Причем первые объявлялись юридическими правами, вторые – программными, имеющими характер рекомендаций и пожеланий. Указанная концепция нашла отражение в разных механизмах реализации гражданских и политических прав и экономических, социальных и культурных прав как в универсальных конвенциях (пактах), так и в Европейских международных соглашениях (Конвенция 1950 г. и Хартии 1961 г.). Если Пакт о гражданских и политических правах обязывает государства принять законодательные и иные меры для реализации его положений (ст. 2), то Пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства постепенно в максимальных пределах имеющихся у них ресурсов осуществлять закрепляемые в Пакте права (ст. 2). В дальнейшем изложенная позиция западной доктрины претерпела изменения, что отразилось в новых международно–правовых документах. Так, Венская декларация и Программа действий 1993 г. провозгласили, что все права человека универсальны, неделимы, взаимосвязаны и взаимозависимы (п. 5). Кроме того, изменениям содержательного характера подверглась Европейская социальная хартия в 1996 г. В Хартии о правах человека, принятых в рамках Европейского Союза в 2000 г., все права человека изложены в одном документе без каких–либо различий их юридической силы и механизма реализации.3 Критерий субъектности В зависимости от субъекта прав и свобод они делятся на индивидуальные и коллективные. Международно–правовые документы посвящены индивидуальным правам и свободам, хотя в Пактах о правах человека имеются статьи, касающиеся коллективных прав. Единственный международно–правовой документ регионального характера – Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. – регламентирует и конкретизирует индивидуальные и коллективные права.4 Инициатором выделения коллективных прав были развивающиеся страны. Иначе коллективные права называются правами третьего поколения (по времени их закрепления в международном праве и национальном законодательстве гражданские и политические права относятся к правам первого поколения, социально–экономические – к правам второго поколения). Рассмотрим подробнее трактовку коллективных прав. В международном праве отсутствует единый документ, в котором бы коллективные права были систематизированы (попытка такого обобщения сделана Африканской хартией прав человека и народов, но она не является вполне завершенной). Исходя из анализа существующих международно–правовых документов, к таким правам относится право наций (и народов) на самоопределение, право народов на свободное распоряжение своими богатствами и ресурсами, право на мир, право на развитие, право на благоприятную окружающую среду. Право нации (народа) на самоопределение впервые было провозглашено в Декларации ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам, где оно трактовалось как свободное установление любым народом своего экономического, социального и культурного развития (п. 2). Право народов на самоопределение подтверждается в идентичной по содержанию статье 1 обоих Пактов о правах человека и во всех документах СБСЕ, начиная с 1975 г. Африканская хартия прав человека и народов 1981 г., подчеркивая, что любой народ имеет безусловное право на самоопределение, толкует это право применительно к народам, находящимся в колониальной зависимости. Она предусматривает, что такие народы имеют право на освобождение от колониального господства путем использования любых мер, признанных международным сообществом, и имеют право на помощь со стороны государств–участников Хартии в деле освободительной борьбы против иностранного государства, будь оно политическим, экономическим или культурным (ст. 20 п. 1, 2, 3). Следует обратить внимание на специфику права народов на самоопределение, которое имеет статус принципа международного права и, следовательно, имеет императивный характер для всех государств, независимо от их участия в международном договоре, где они закреплены. При этом формы самоопределения, как указывается в Декларации о принципах международного права 1970 г., могут быть различны: «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним или установление любого другого политического статуса, свободно определенного этим народом».5 Однако следует отметить, что абсолютизация права народа свободно, без всякого вмешательства из вне, устанавливать свой политический статус, в последующих документах подверглась ограничению. Так, в Копенгагенском документе Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г. подтверждается уважение права друг друга выбирать свои политические, социальные и культурные системы, но акцент делается на «соответствие их международным стандартам в области прав человека» (п. 2).6 Право народа на свободное пользование Право народа на свободное пользование своими природными ресурсами и богатствами было выдвинуто развивающимися странами в ходе их борьбы за независимость против колониального угнетения. Впервые оно было сформулировано в резолюции, принятой на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1952 г., провозглашавшей, что «право народов распоряжаться своими собственными богатствами и ресурсами и свободно их эксплуатировать является их неотъемлемым суверенным правом».7 Связь указанного права с суверенитетом подчеркивалась в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. Право народов на свободное пользование своими ресурсами и богатствами конкретизировано в ст. 1 (ч. 2) обоих Пактов о правах человека, где оно трактуется следующим образом: 1) каждый народ может пользоваться этим правом для достижения своих целей; 2) пользование правом свободного и полного распоряжения своими естественными богатствами и ресурсами не может наносить ущерба обязательствам, вытекающим из экономического сотрудничества, основанного на взаимной выгоде, следующей из международного права; 3) ни один народ не может быть лишен средств к существованию. Акценты, сделанные в Пакте, объяснялись происходившей в период их разработки и принятия национально–освободительной борьбой бывших колоний, стремлением защитить экономические права возникающих новых независимых государств и, с другой стороны, предостеречь их от чрезмерного использования права на национализацию и гарантировать стабильность равноправных экономических договоров. Этим объясняется, что указанное право рассматривалось как неотъемлемый элемент нового экономического порядка, получившего регламентацию в Декларации об установлении нового экономического порядка 1974 г. и Хартии экономических прав и обязанностей государств.8 В Африканской Хартии прав человека и народов 1981 г. было подчеркнуто, что данное право может быть как коллективным, так и индивидуальным. Суверенное право народов пользоваться своими природными ресурсами и богатствами было положено в основу института правопреемства государственной собственности, государственных долгов и архивов, что было закреплено в Конвенции 1983 г. Право народа на мир и безопасность Право народа на мир тесно связано с основной целью и принципами международного права, направленными на поддержание и обеспечение международного мира и безопасности, ибо только в условиях мира возможно эффективное осуществление индивидуальных и коллективных прав и свобод. Пакт о гражданских и политических правах предусматривает такие гарантии реализации этого права, как запрещение пропаганды войны, а также выступления «в пользу национальной расовой или религиозной ненависти», представляющих «подстрекательство к дискриминации, вражде и насилию» (ст. 20). Африканская хартия прав человека и народов рассматривает указанное право как глобальное, провозглашая, что все народы имеют право на мир в национальном и международном масштабах (ст. 23). На обеспечение права народов на мир направлены все системы коллективной безопасности как в рамках ООН, так и других международных организаций (ОБСЕ, СНГ, НАТО). В Декларации о праве народов на мир, одобренной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 39/11 от 12 ноября 1984 г., провозглашалось, что обеспечение мирной жизни для народов является священным долгом каждого государства.9 В Декларации тысячелетия ООН 2000 г. в качестве ключевой цели, которой придается особо важное значение, объявляется освобождение народов «от бедствий войн, будь то внутри государства или между государствами» (разд. II, п. 8). В качестве обеспечительных мер для выполнения поставленной цели Декларация предлагает добиваться устранения угроз, создаваемых оружием массового поражения, выполнять договора, связанные с контролем над вооружениями, а также соглашения по международному гуманитарному праву и правам человека, предпринимать согласованные действия по борьбе с международным терроризмом, с транснациональной преступностью, включая торговлю людьми, контрабандный провоз и торговлю наркотиками, а также повышать эффективность ООН в зоне поддержания мира и безопасности. Право народов на развитие Право народов на развитие имеет особое значение для развивающихся стран и направлено на преодоление отсталости и ликвидацию их зависимого положения. Хотя до сих пор отсутствует общепризнанное определение права на развитие, его разработка с самого начала связывалась с реализацией основных прав и свобод человека. Так, Комиссия международного права ООН еще в 1981 г. подчеркивала, что право на развитие неотделимо от прав человека и должно пониматься как процесс, постоянно создающий условия, при которых каждый человек может законно пользоваться своими экономическими, социальными, культурными и политическими правами.10 Право на развитие впервые получило закрепление в Африканской Хартии прав человека и народов 1981 г., устанавливающей, что все народы имеют право на экономическое, социальное и культурное развитие, сохраняя при этом свободу и индивидуальность (ст. 22). В 1986 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную резолюцию, регламентирующую право на развитие, квалифицируя его как индивидуальное и коллективное право, при котором могут быть «осуществлены все права и основные свободы» (ст. 1).11 Декларация тысячелетия ООН 2000 г. акцентирует внимание на том, с какими проблемами сталкиваются развивающиеся страны в эпоху глобализации при осуществлении права на развитие. Поэтому предлагается предпринять усилия, которые бы включали на глобальном уровне политику и меры, отвечающие потребностям развивающихся стран и стран с переходной экономикой, и разрабатывались и осуществлялись бы при их эффективном участии (разд. I, п. 5). Это меры, направленные на искоренение нищеты и списание всей официальной задолженности на двустороннем уровне, на беспошлинный доступ всех экспортных товаров наименее развитых стран на рынки развитых стран, на оказание более щедрой помощи в целях развития тем странам, которые пытаются использовать свои ресурсы для искоренения нищеты (разд. III, п. 15). Право народов на благоприятную окружающую среду Право народов на благоприятную окружающую среду впервые было отражено в Стокгольмской Декларации принципов 1972 г., где указывалось на необходимость достижения гармонизации развития и охраны окружающей среды, а также на поощрение политики развивающихся государств в области защиты окружающей среды (принципы 8–16).12 В схожей трактовке закрепляет это право Африканская Хартия прав человека и народов 1981 г., статья 24 которой, способствуя развитию народов, гласит, что все народы имеют право на удовлетворительную окружающую среду. Новое понимание права народов на благоприятную окружающую среду было закреплено в Декларации Рио–де–Жанейро 1992 г. по окружающей среде и развитию, связывающей данное право с устойчивым развитием.13 Оно включает ряд требований социально–экономического и экологического характера. Социально–экономические требования касаются мер, направленных на борьбу с нищетой, регулированием роста населения, изменением структуры потребления, сохранением здоровья человека, сотрудничеством в области защиты окружающей среды. К экологическим требованиям относятся меры, направленные на охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, охрану атмосферы, сохранение лесов, биологического разнообразия, рациональное использование водных ресурсов. Указанные требования конкретизированы в специальных конвенциях (Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., Конвенция об изменении климата 1992 г., Конвенция о водно–болотных угодьях, имеющих международное значение, 1971 г.). Декларация тысячелетия ООН 2000 г. провозгласила уважение к природе ценностью XXI в., подчеркнув, что право на благоприятную окружающую среду может быть обеспечено только осмотрительностью, новой этикой бережного и ответственного отношения к пользованию живыми организмами и природными ресурсами. Только таким образом можно сохранить те огромные богатства, которые дарованы природой для наших потомков (раздел I, п. 4). Исходя из критерия субъекта прав и свобод, можно также классифицировать права и свободы по их принадлежности к особым социальным группам. Как было показано выше, в праве прав человека различается категория уязвимых групп, которые в силу физического состояния или статуса должны пользоваться особой защитой, что выражается в обладании ими специальными правами, закрепленными в Конвенциях и Декларациях по правам человека. Так, в Конвенции о статусе беженцев 1951 г. за ними закрепляется право на невысылку в страну их гражданства; в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. – право на уравнивание их прав с мужчинами во всех сферах деятельности; в Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным меньшинствам закрепляется право на культурную автономию, исповедание своей религии и отправление религиозных обрядов. Критерий правомерного ограничения прав и свобод Все права и свободы, исходя из данного критерия, делятся на неограничиваемые ни при каких обстоятельствах и подлежащие правомерному ограничению со стороны государств на основаниях, предусмотренных в конвенциях. В Пакте о гражданских и политических правах 1966 г. и Европейской Конвенции 1950 г. к категории прав и свобод, в отношении которых невозможны ограничения со стороны государства, относятся право на жизнь, недопустимость пыток и жестокого обращения, медицинских экспериментов, рабства и любых форм принуждения, право на судебную защиту, свобода убеждений, право на правосубъектность, недопустимость лишения свободы за невыполнение договорного обязательства. Все остальные права и свободы могут подвергаться ограничениям в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, нравственности, уважения прав и свобод других людей (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека). Приоритетность прав и свобод Неделимость прав и свобод человека, их взаимосвязь и взаимозависимость, провозглашенные Венской Декларацией и Программой действий 1993 г., не означают, что среди них нельзя выделить те, которым нельзя отдать преимущество. Очевидно, что таким преимуществом пользуется право человека на жизнь. Без соблюдения этого права, все другие права и свободы теряют свое значение. Этим объясняется принятие в 1989 г. II Факультативного Протокола к Пакту о гражданских и политических правах и VI Протокола к Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека 1950 г., запрещающих вынесение приговора о смертной казни судом, что делает право на жизнь действительно абсолютным, не подлежащим никаким ограничениям.14
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |