КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кодификационный процесс в области прав человека
Разработка и принятие Всеобщей Декларации прав человека были началом кодификационного процесса в области прав человека. Как было показано выше, перед Комиссией по правам человека стояла задача разработать декларацию и конвенцию. Однако рабочая группа по подготовке проекта конвенции сразу столкнулась с большими трудностями из–за разности позиций западных стран и социалистических государств относительно содержания будущей конвенции и квалификации социально–экономических и гражданско–политических прав человека. Представители западных стран в ГА ООН настаивали на том, чтобы конвенция ограничивалась только трактовкой гражданских и политических прав, рассматривая их как юридические права, закрепленные в национальных конституциях. Социально–экономические права они считали программными, возможность реализации которых зависит от экономических и финансовых ресурсов государства.[50] Представители социалистических стран, особенно СССР, отстаивали точку зрения, согласно которой гражданские и политические права и экономические, социальные и культурные права взаимосвязаны и человек, лишенный социальных, экономических и культурных прав, не может считаться личностью, соответствующей, согласно Всеобщей Декларации, идеалу свободного человека».[51] Однако затянувшаяся разработка проекта конвенции из–за невозможности согласования позиций западных и социалистических стран заставила ЭКОСОС в 1954 г. внести предложение в ГА ООН о пересмотре прежнего решения. В результате Генеральная Ассамблея приняла новую резолюцию 423 (VI), в которой предложила Комиссии по правам человека разработать проекты двух конвенций и одновременно представить их государствам для подписания и ратификации. В качестве компромиссного варианта в резолюции предлагалось, чтобы конвенции содержали как можно больше идентичных статей. Более 10 лет потребовалось Комиссии по правам человека для разработки двух конвенций, и лишь 16 декабря 1966 г. Эти конвенции под названием Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах были одобрены ГА ООН [резолюция 2200 А (XXI)]. Получив 35 ратификаций государств, Пакты в 1976 г. вступили в юридическую силу.[52] Республика Беларусь стала участницей Пактов в 1973 г. Пакты 1966 г. вместе со Всеобщей декларацией 1948 г. известны в современных международных отношениях как Билль о правах человека. На содержание Пактов оказали влияние как позиции социалистических, так и западных стран. Хотя каждый Пакт имеет самостоятельный объект регулирования, как бы подчеркивая делимость основных прав и свобод и их принадлежность к различным категориям, структура и ряд статей Пактов аналогичны по содержанию. Это касается преамбулы и статей 1, 3–5. Причем, в преамбуле прямо провозглашается взаимосвязь гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод и утверждается со ссылкой на Всеобщую декларацию прав человека, что «идеал свободной человеческой личности, свободной от страха нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами так, как и своими гражданскими и политическими правами». В первой статье обоих Пактов закреплялись не включенные во Всеобщую декларацию права народов на самоопределение, на распоряжение своими богатствами и ресурсами что и было отражением позиции советской дипломатии и поддерживающих ееразвивающихся стран. В статье 3 обоих Пактов устанавливалось равенство мужчин и женщин в пользовании всеми правами и свободами, закрепленными в Пактах. Идентичная по содержанию статья 5 Пактов запрещала деятельность государств, какой–либо группы лиц либо лица, направленную на уничтожение любых прав и свобод, признанных в Пактах, либо прав и свобод человека, закрепленных в законе страны, конвенции или обычае, под тем предлогом, что они не признаются в Пактах, либо допускаются в меньшем объеме. Отражением западного понимания концепции гражданских, политических и экономических, социальных, культурных прав явилось закрепление в Пактах различных механизмов их реализации (ст. 2). Если в Пакте о гражданских и политических правах государствам предписывается принять «необходимые меры в соответствии со своими конституционными процедурами для принятия таких законодательных или других мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых... в Пакте», то в Пакте об экономических, социальных и культурных правах государствам предлагается индивидуально или в порядке международной помощи в экономической и технической областях «принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер». Следует отметить, что хотя Пакты базируются на Всеобщей Декларации прав человека, что подчеркивается в их Преамбулах, они отличаются как более детальной формулировкой прав и свобод, так и их объемом. Это объясняется, в первую очередь, различным юридическим статусом и целями указанных документов. Всеобщая Декларация имеет рекомендательный характер и является моделью для законодательной деятельности государства в области прав человека. Пакты – юридически обязательный документ для государств, ратифицировавших их. Отсюда столь явно выраженная конкретизация закрепляемых прав и свобод, формулирование обязательств государств по отношению к каждому из них. Это особенно ярко проявляется в регламентации прав и свобод Пактом об экономических, социальных, культурных правах, где каждая статья в структурном плане состоит из двух частей: в первой части провозглашается соответствующее право; во второй – закрепляются обязательства, налагаемые на государство по его реализации. Так, в статье 12 устанавливается, что участвующее в Пакте государство признает «право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья», и перечисляются меры, которые должны быть приняты государствами для полного осуществления этого права». Они включают: а) «обеспечение сокращения мертворождаемости и детской смертности; б) улучшение всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности». Что касается объема регламентируемых прав, то, как уже отмечалось, Пакты закрепили не только индивидуальные права, но и коллективные права народов (ст. 1). Пакт о гражданских и политических правах дополнительно включил право религиозных, этнических, языковых меньшинств (национальных меньшинств) пользоваться своей культурой, религией, обрядами (ст. 27). Среди новых индивидуальных прав, зафиксированных в Пакте, следует указать на право всех лиц, лишенных свободы, «на гуманное обращение, уважение достоинства, присущего человеческой личности» (ст. 10 п. 1); недопустимость лишения свободы за «невыполнение какого–либо договорного обязательства» (ст. 11), право ребенка на приобретение гражданства, право каждого ребенка на такие меры защиты со стороны семьи, общества, государства, которые требуются ему как малолетнему». Еще больше новаций по сравнению со Всеобщей декларацией содержит Пакт об экономических, социальных и культурных правах. К ним относятся такие права, как: право каждого человека на создание профсоюзов для защиты своих социальных и экономических интересов (ст. 8), право на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст. 9), право на создание семьи и «предоставление ей самой широкой охраны и помощи», включая право на защиту материнства, защиту детей от социальной и экономической эксплуатации (ст. 10), право на защиту от голода путем улучшения «методов производства, хранения и распределения продуктов, обеспечения справедливого распределения мировых запасов продукта» (ст. 11). Более широким и детализированным является институт правомерного ограничения прав и свобод государством, особенно в Пакте о гражданстве и политических правах. Предусматривается право государства ограничивать права и свободы во время чрезвычайного положения (ст. 4), закрепляются специальные ограничения, относящиеся к конкретным правам (ст. 1, 8–22). К новациям Пактов следует отнести и учреждение контрольных органов за их соблюдением, что привело к разработке и принятию одновременно с пактом о гражданских и политических правах Первого факультативного протокола, регламентирующего компетенцию Комитета по правам человека. Хотя Пактами предусмотрен более широкий каталог прав и свобод по сравнению со Всеобщей декларацией, не все права получили в них закрепление. В частности, это касается права на собственность. Отсутствие данного права в Пактах объясняется различными идеологическими подходами социалистических и западных стран к понятию права на собственность как индивидуальному праву человека. Еще при разработке Всеобщей декларации представители Советского Союза в Комиссии по правам человека и в III Комитете Генеральной Ассамблеи резко возражали против включения в Декларацию статьи, провозглашающей, что «каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими» и запрещающей произвольно лишать имущества (ст. 17), ссылаясь на то, что право собственности является коллективным правом, трактовка права собственности как одного из важнейших прав индивида приемлема только для капиталистических стран. Под давлением социалистических стран при обсуждении проектов Пактов в III Комитете ГА ООН право владеть имуществом было исключено из Пактов.[53] В целом принятие Билля о правах свидетельствовало о важном этапе в кодификации и прогрессивном развитии права прав человека. Кодификация шла по следующим направлениям: а) разработка деклараций и конвенций, закрепляющих основные фундаментальные права человека (Всеобщая декларация прав и свобод человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.); б) разработка международных конвенций, направленных на борьбу с грубыми и массовыми нарушениями прав человека (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г., Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Конвенция о пресечении апартеида и наказания за него 1973 г. и др.); в) разработка конвенций, регулирующих права отдельных социальных групп (Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Конвенция МОТ о защите представителей трудящихся на предприятиях и предоставляемых им возможностях 1971 г., Конвенция МОТ о профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов 1975 г., Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации женщин 1979 г., Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г., Конвенция ООН о трудящихся–мигрантах и членов их семей 1990 г. и др.; г) разработка международных соглашений, направленных на защиту от злоупотреблений со стороны должностных лиц (Конвенция ЮНЕСКО о ликвидации дискриминации в области образования 1960 г., Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1984 г., Кодекс медицинской этики 1982 г., Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1979 г., Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью 1985 г. и др.). Параллельно с регламентацией прав и свобод в универсальных международно–правовых документах шел кодификационный процесс на региональном уровне. В 1950 г. Совет Европы принял первый международный договор в области прав человека – Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, закрепившую гражданские и политические права. Совету Европы принадлежит приоритет в области конвенционной регламентации социально–экономических прав. В 1961 г. им была принята Европейская социальная хартия. Под непосредственным влиянием Европейской конвенции 1950 г. в 1989 г. Европейским Сообществом были приняты Декларация основных прав и свобод и Хартия об основных правах социальных работников. Организация американских государств в 1969 г. разработала Американскую конвенцию о правах человека. В рамках Организации Африканского единства в 1981 г. была принята Африканская хартия прав человека и народов. В настоящее время кодификационный процесс продолжает идти как в направлении выработки международных соглашений, касающихся прав и свобод отдельных социальных групп, так и разработки норм относительно фундаментальных прав. Так, в 1998 г. принята Декларация о праве и обязанностях отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права и свободы, регулирующие статус правозащитников и правозащитных правительственных организаций в международном праве. В 1999 г. резолюцией ГА ООН был одобрен факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., который предоставил право контрольному органу Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин рассматривать индивидуальные и коллективные жалобы на нарушение прав женщин, закрепленных в конвенции. В 2000 г. ГА ООН одобрила два факультативных протокола к Конвенции о правах ребенка 1989 г. Первый протокол запрещает использование в военных действиях лиц, не достигших 18–летнего возраста, второй – направлен на борьбу с торговлей детьми, детской проституцией и детской порнографией. На региональном уровне в 1994 г. в рамках Лиги Арабских государств была принята Арабская хартия об основных правах, еще не вступившая в силу. Новацией кодификационной деятельности Европейского Союза было принятие в 2000 г. Хартии об основных правах. Хартия отличается не только оригинальной структурой и содержанием, включая весь каталог основных прав и свобод, но и нетрадиционностью способа разработки и принятия. Она одобрена и утверждена высшими органами Европейского Союза и не нуждается в ратификации государств–членов для вступления в силу.[54]
Контрольные вопросы 1. Раскройте процесс разработки философской концепции прав человека и ее закрепления в национальном законодательстве. 2. Каковы особенности международно–правовой доктрины и международного сотрудничества в области прав человека в XVI–XIX вв.? 3. Покажите специфику международного сотрудничества в области прав человека в рамках Лиги Наций. 4. Какой вклад внесла Международная организация труда в защиту социально–экономических прав? 5. Назовите причины и определите этапы развития международного сотрудничества в рамках ООН. 6. Раскройте процесс разработки Всеобщей декларации прав человека 1948 г., определите ее роль и статус как базового документа по правам человека. 7. По каким направлениям развивается кодификационный процесс в рамках ООН? 8. Раскройте содержание Пактов о правах человека и выявите их особенности по сравнению со Всеобщей декларацией прав человека 1948 г.
Литература Владимиров В. Л. Международная организация труда. М., 1959. Всеобщая Декларация прав человека. 45–я годовщина. 1948–1993. ЮНЕСКО. Париж. 1995. Гроций Г. О праве войны и мира. Т. 3. М., 1956. Действующее международное право. Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Т.1. М., 1996. Джонсон Г. Мандат Организации Объединенных Наций в области прав человека // Всеобщая Декларация прав человека. 45–я годовщина. 1948–1993 гг. ЮНЕСКО. Париж, 1994. Иванов С. И. Проблемы международного регулирования труда. М., 1982. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII–XIX вв. М., 1957. Конституция Республики Беларусь с изменениями, внесенными в 1996 г. Мн., 2002. Кочарян В. В. Международное право и национальные меньшинства. Ереван, 1999. Мюллерсон Р. А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991. Нерсесянц В. С. Права человека в истории политической и правовой мысли (от древности до Декларации 1789 г.) // Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989. Общая теория прав человека / Под ред. Е. А. Лукашевой. М., 1996. Павлова Л. В. Современная концепция прав и свобод человека и ее трактовка Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. // Бел. журн. междунар. права и междунар. отношений. 1998. № 5. Пейн Т. Избранные произведения. Изд–во АН СССР. М., 1959. Права человека: Сб. международно–правовых документов / Сост. В. В. Щербов. Мн., 1999. Сокол С. Ф. Социологическая и политическая мысль в Белоруссии во второй половине 16 в. Мн., 1974. Статут Вялікага Княства Літоўскага 1588. Мн., 1998. Хартия Европейского Союза об основных правах. Комментарии / Отв. ред. С. Ю. Кашкин. М., 2001. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Сост. В. Н. Садиков. М., 1973. Цицерон. О старости, о дружбе, об обязанности. М., 1993. Черони У. Права человека. Демократия. Светская этика // Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989. Lindholm T. Active I A new beginning // The Universal Declaration of Human Rights. A commentary Scandinavian University Press. 1992.
ГЛАВА III
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |