Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Литературные




Нормативно-правовые

Источники

Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995г. по делу о толковании ст.105 (ч.3) и ст.106 Конституции Росийской Федерации // СЗ РФ.1995.№13.Ст.1207.

Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995г. по делу о толковании ст.103 (ч.3) и ст.105 (ч.2 и 5),ст.107 (ч.3), ст.108(ч.2),ст.117 (ч.3)., ст.135 (ч.2) Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 1995.№16.Ст.1451.

Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996г. по делу о толковании отдельных положений ст.107 Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. №18.Ст.2253.

Постановление Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996г. по делу о проверке конституционности положений ст.18(ч.1 и 2), ст.19 и ст. 20 (ч.2) Федерального закона от 8 мая 1994г. «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ.1996.№9.Ст.828.

О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 148 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. №32. С.3336.

О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 11 января 1995 // СЗ Российской Федерации. 1995. №3. Ст.167.

О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 8 мая 1994г. в ред от 5 июля 1999г. // СЗ РФ. 1994. №2.Ст.74; СЗ Российской Федерации. 1999. № 28. Ст. 3466.

О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания РФ: Федеральныый закон РФ от 14 июня 1994 // СЗ РФ.1994.№8.Ст.801.

Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998г, с изм от 29.12.2003 // СЗ РФ

Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002г.: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 33-СФ (с изменениями от 29 марта, 29 мая, 11 декабря 2002 г., 12 февраля, 26 марта 2003 г.)

О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 21 июля 2005г. № 93-ФЗ (ст. 2) // СЗ Российской Федерации. 2005. № 30 (ч.I). Ст.3104.

 

 

Баглай М.Б. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. М.: ИНФРА-НОРМА, 2001.С.423- 553.

Баглай М.Б.,Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. М.:1996. С.296 –319.

Башимов М.С. Становление и перспективы института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Журнал Российского права. 1998..№7.

Горобец В.Д. Система комитетов и комиссий палат Федерального Собрания // Государство и право, 1998.№8.

Конституционное право Российской Федерации: Учеб. / Под ред. М.И.Кукушкина. Екатеринбург,1995. С.296-319.

Крестьянинов Е.В. Процедурные особенности рассмотрения Советом Федерации федеральных законов, подлежащих и не подлежащих обязательному рассмотрению // Государство и право. 1997. № 9. (см. 95 №12)

Котелевская И.В.Современный парламент//Государствои право.1997.№3.

**Погосян Н.Д. Формирование статуса Счетной палаты Российской Федерации // Государство и право. 1998.№ 4. (См. также 1997, №11).

Степанов И.М. Российское парламентское право: сущностные и регулятивно-ценночтные орнентиры функционирования // Государство и право, 1994. № 11.

Хашнева Н.Ю. Специальный правовой статус Уполномоченного по правам человека // Государствои право.1997.№ 9.

Аналитические вопросы и задания.

1. Ст. 97 (ч.2), 98 (ч.1) Конституции Российской Федерации говорят о членах Совета Федерации, а п.9 Заключительных и переходных положений, - о депутатах Совета Федерации. Это тождественные понятия или противоречие в тексте Конституции?

2.Назовите источники «парламентского права» в Российской Федерации. Что такое парламентский прецедент? Может ли конституционное соглашение стать источником парламентского права в России? Вправе ли палаты принять единый Регламент Федерального Собрания Российской Федерации?

3.Является ли Совет Федерации представительным органом власти?

4. Французский исследователь М.Дюверже выделяет следующие полномочия парламента: законодательные, финансовые, внешнеполитические, контрольные, судебные полномочия по вопросам принятия и пересмотра конституции. Все ли полномочия (и в какой мере) реализуются Федеральным Собранием РФ? Обладает ли российский парламент учредительными полномочиями?

5. *Составьте таблицу следующего содержания:

Полномочия Федерального Собрания Закреплено в Конституции в ст. (гл.):
   

6. Определите формы представительства, реализуемые каждой из палат и мандат парламентариев в каждой палате. Изменился ли мандат депутата, если его полномочия прекращаются в случае выхода из фракции?

7. 28 апреля 2005г. депутаты Законодательного Собрания Челябинской области практически единогласно (39 из 40 присутствующих на заседании депутатов) проголосовали за досрочное прекращение полномочий сенатора Владислава Жиганова. Жиганов был избран членом Совета Федерации в феврале 2004г., но депутаты регионального парламента посчитали необходимым досрочно прекратить его полномочия. Главной причиной отзыва стал так называемый «наградной» скандал: Жиганова обвинили в присвоении Ордена Красной Звезды.

Заместитель прокурора Челябинской области Анатолий Ваганов сообщил депутатам ЗСО, что прокуратура располагает сведениями, что к Ордену Красной Звезды Жиганова не представляли.

Но заместитель председателя комиссии Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Олег Пантелеев дал понять, что Владислав Жиганов останется членом верхней палаты, даже несмотря на то, что челябинское Законодательное собрание почти единогласно высказалось за досрочное прекращение его полномочий. В документах за подписями областного прокурора и начальника регионального УФСБ, которыми спикер челябинского Законодательного собрания сопроводил свое представление на имя Сергея Миронова, в Совфеде не нашли ничего такого, что послужило бы причиной для отставки.

Должен ли В.Жиганов прекратить свои полномочия в качестве члена Совета Федерации, - представителя Законодательного Собрания Челябинской области?

Каким образом каждая из сторон конфликта (ЗАКС ЧО, СФ) может защитить вои права?

Справка «Нового Региона»:

В документах Владислава Жиганова значится, что 9 декабря 1999 года получил Орден Красной Звезды № 1625960. Однако челябинское Агентство журналистских расследований выяснило, что Орден Красной Звезды № 1625960 был вручен 19 августа 1945 года Лебедеву Павлу Егоровичу – санитару госпитального взвода 397 отдельного медико-санитарного батальона 238 стрелковой дивизии. В конце войны Лебедев был контужен и жил в деревне Воробьево Калининской области.

Справка Н.Ф.: Состав Законодательного Собрания, согласно Уставу Челябинской области, - 45 депутатов.

8. Составьте схему осуществления контрольных полномочий российского парламента, выделив полномочия, которые вправе осуществлять отдельные депутаты (сенаторы), палаты Федерального Собрания и Федеральное Собрание в целом. Предусмотрен ли российским конституционным законодательством опосредованный парламентский контроль?

9. Составьте схему проведения парламентского расследования в России.

10.*Составьте таблицу следующего содержания:

Стадии законодательного процесса Порядок реализации Федеральным Собранием согласно Конституции Российской Федерации и Регламентам палат
   

 

11. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 1995г. № 2-П по делу о толковании статей 103 (ч.3), 105 (ч.2 и 5), 107 (Ч.3), СТ.108 (Ч.2), 117(Ч.3) И 135 (Ч.2) Конституции Российской Федерации было установлено, что под «общим числом» депутатов Государственной Думы следует понимать число, установленное ст.95 (ч.3) Конституции, т.е. 450 депутатов.

Будут ли пересмотрены принятые ранее (до оглашения Постановления Конституционного Суда) постановления Государственной Думы, если они были приняты в соответствии с иным пониманием «общего числа» – как числа фактически избранных депутатов?

-Да, потому что…._______________________________________________________________

-Нет, потому что…______________________________________________________________

Проанализируйте особое мнение судьи Конституционного Суда Гаджиева Г.А. по указанному выше вопросу и определите: А) Какие виды Постановлений принимает Государственная Дума? Б) В каких случаях, по мнению судьи Конституционного Суда Российской Федерации Гаджиева Г.А., «общее число» депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации следует понимать как «число фактически избранных» депутатов? Почему?

Сформулируйте собственную позицию по данному вопросу.

12. В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 1 февраля 1999г. поступил принятый Государственной Думой закон «О валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации». В срок до 15 февраля 1999г. Совет Федерации готовил данный закон к пленарному рассмотрению. 25 февраля 199г. после неоднократных обсуждений Совет Федерации принял решение об отложении рассмотрения закона на одну неделю для проведения согласительных консультаций по его тексту с профильным комитетом Государственной Думы. 4 марта 1999г. Совет Федерации одобрил названный закон в целом, внеся в него только одну редакционную поправку.

Оцените имевшую место процедуру рассмотрения закона с точки зрения ее соответствия Конституции; сопоставьте нормы Конституции и Регламента Совета Федерации.

Куда далее будет направлен закон?

13. В Совет Федерации 15 февраля 1999г. поступил принятый Государственной Думой федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Поскольку в течение 14 дней Совет Федерации данный закон не рассмотрел, председатель Государственной Думы принял решение направить его как одобренный Советом Федерации без рассмотрения Президенту Российской Федерации. Совет федерации, однако, выразил несогласие с этим решением государственной Думы.

В чью пользу был решен указанный спор?

14. 1 апреля 2001 года Совет Федерации получил из Государственной Думы федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании». 10 апреля профильный комитет Совета Федерации, рассмотрев закон, рекомендовал одобрить его и не выносить на пленарное заседание Совета Федерации. Председатель Совета Федерации согласился с мнением комитета, однако на пленарном заседании палаты 16 апреля 2001 г. оба представителя от Республики Тыва потребовали вынести закон на обсуждение палаты.

Каким должно было быть решение Председателя Совета Федерации (Е. Строева)?

15. 1 апреля 2001 года Совет Федерации получил из Государственной Думы федеральный закон «Об основах взаимоотношений краев, областей с входящими в их состав автономными округами». 7 апреля на пленарном заседании за одобрение закона высказалось 83 из присутствующих 160 сенаторов. Был ли закон одобрен палатой? Куда он далее должен поступить, - к Президенту Российской Федерации или обратно в Государственную Думу? В какой срок направляется Президенту федеральный закон, одобренный Советом Федерации? В какой срок направляется в Государственную Думу федеральный закон, отклоненный Советом Федерации?

16. Федеральный закон, принятый Государственной Думой, был отклонен Советом Федерации. Государственная Дума, рассмотрев возражения верхней палаты, согласилась с большинством из них. Однако некоторые из предложений, внесенных Советом Федерации, были отклонены при повторном рассмотрении закона в Государственной Думе. Каким числом голосов должен приниматься закон, - 226 или 300? Будет ли он вновь рассматриваться в Совете Федерации?

17. Может ли отдельный депутат Государственной Думы и отдельный член Совета Федерации стать субъектом законодательной инициативы? Вправе ли они инициировать запрос в Конституционный Суд РФ?

18. Определите формы работы парламентария, закрепленные ст.7 ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в редакции от 5 мая 1999г. Сравните процедуры «парламентского запроса» и «депутатского запроса» согласно этому закону.

19. Сравните ст.98 Конституции Российской Федерации и ст.19 ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Может ли депутат быть допрошен без лишения депутатской неприкосновенности? Какова процедура лишения депутата парламентского иммунитета? Будет ли производство по уголовному делу продолжено в том случае, если палата парламента проголосовала против лишения депутата парламентской неприкосновенности?

20. В сентябре 2007г. власти Тьмутараканска разрешили шествие «Марша несогласных» по главному проспекту города. Однако накануне акции ее руководители были задержаны без объяснения причин, впоследствии некоторые из задержанных были привлечены к административной ответственности, а один из манифестантов, - к уголовной.

16 независимых депутатов Государственной Думы ФС Российской Федерации заявили инициативу о проведении парламентского расследования в отношении действий правоохранительных органов.

Возможно ли проведение парламентского расследования?

Какова возможная численность комиссии, если в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 4 фракции?

 

Тема 7: Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. (2ч.)

1. Общая характеристика системы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

2. Понятие, состав и структура Правительства Российской Федерации.

3. Формирование и отставка Правительства Российской Федерации. Взаимоотношения Правительства с Президентом и Федеральным Собранием Российской Федерации.

4. Правовые основы взаимоотношений Правительства Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. Компетенция Правительства Российской Федерации.

6. Законопроектная деятельность Правительства Российской Федерации.

7. Правовые основы организации и деятельности Правительства Российской Федерации. Регламент правительства. Акты Правительства.

8. Правовые основы взаимоотношений Правительства с подчиненными ему федеральными органами исполнительной власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.