Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники. Нормативные правовые:




Нормативные правовые:

Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993г. (по состоянию на 1 января 2006г).

По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов голода Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1996г. № 9-П // СЗ РФ. 1996. № 16. Ст. 1909.

По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997г. № 5-П // СЗ РФ. 1997. № 13. Ст.1602.

О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах: Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3231; О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений: Федеральный закон от 20 августа 2004г. № 120-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 34. Ст. 3535.

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ
(с изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 20 августа, 23, 28, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 1 июля, 12 октября, 19, 22, 26, 27 декабря 2005 г., 3 января, 2 февраля, 16 октября, 3 ноября, 4, 19, 30 декабря 2006 г., 20, 26 апреля, 24 июля, 2, 8 ноября 2007 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2000, N 32, ст. 3339; 2003, N 52, ст. 5036; 2004, N 34, ст. 3535; 2005, N 1, ст. 8, 21; 2006, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117. – ст. ст. 50,56, 130-133, 168.1 -168.3, 201 -205.

О принципах и порядке разграничения предмета ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июня 1999г. № 119–ФЗ (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации.1999. № 26. Ст.3176.

О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 4 июля 2003 № 95-ФЗ // СЗ РФ. 2003. N 27 (ч. II). Ст. 2709

О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований: Федеральный закон от 29 декабря 2004г. № 199-ФЗ (с изм. на 4 декабря 2006г., в ред. от 1 января 2007г.) //Собрание законодательства Российской Федерации. 2005.№ 1 (ч.1). Ст. 25.

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: Федеральный закон от 31 декабря 2005г. № 199-ФЗ (с изм. от 15 февраля, 3 июня, 6, 27 июля 2006г., от 4, 29 декабря 2006г., от 20 апреля 2007г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 1. Ст. 10; № 8. Ст. 852; № 23. Ст. 2380; 2007. № 17. Ст. 1932.

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий (с изм. от 20 апреля, 18 октября 2007г.): Федеральный закон от 29 декабря 2006г. № 258-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 1 (ч.1). Ст. 21; № 17. Ст. 1932.

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: Федеральный закон от 18 ноября 2007г. № 230-ФЗ // СЗ РФ. 2007. N 43. Ст. 5084.

О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005г.: Постановление Правительства Российской Федерации от15 августа 2001г. № 584 // СЗ РФ. 2001. № 34. Ст.3503.

Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах: Распоряжение Правительства от 3 апреля 2006г.№ 467-р // СЗ РФ. 2006. № 15. Ст. 1640.

Литературные:

Безруков, А. Конституция Российской Федерации и институт совместной компетенции / А.Безруков // Федерализм. - 2003. -№ 4. –С.65.

Бланкенагель А. В поисках исчезнувших исключительных полномочий субъектов Российской Федерации //Сравнительное конституционное обозрение. 2007. № 1. С.155.

Грницюк Т.В. Фискальный федерализм и межбюджетные отношения. – М.: Финансы и статистика, 2004.

Добрынин Н.М. Российский федерализм: становление, современное состояние и перспективы. –Новосибирск: Наука, 2005. С.187.

Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А.Четвернин. – М.: Центр конституционных исследований МОНФ, 1997. – С. 336.

Кузнецова О. Экономическое развитие и статус субъектов Российской Федерации // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2002. № 1. С. 120 -121.

Королев С. Финансовый федерализм в начале ХХI века // Сравнительное конституционное обозрение. 2005. № 4. С.145.

Лавров А.М. Мифы и рифы российского бюджетного федерализма – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. С. 33.

Лексин И.Конституционное значение понятия «единая система исполнительной власти» // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 1. С. 119 – 122.

Мейер Г. Распределение финансовой власти в федеративном государстве // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2003. № 3. С. 41.

Рагулина Е.В. Конституционно-правовые проблемы бюджетного федерализма в Российской Федерации. Дисс….. к.ю.н., М.: РГБ, 2006. –С.9-10.

Саликов, М.С. О некоторых проблемах разграничения законодательных полномочий в российской федеративной системе/ М.С.Саликов // Сравнительное конституционное обозрение. – 2005.- № 1. – С.168.

Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федерации. Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2006. № 23 (311).

Хабриева, Т.Я. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации / Т.Я.Хабриева // Право и экономика.-2003.- № 3.- С. 15.

Хвощин А.А. Конституционно-правовые аспекты экономического федерализма в Российской Федерации. Автореферат дис. …к.ю.н. – Тюмень: ИГП ТГУ, 2007. – С. 13.

Хоменко В.В. Концептуальные основы и мировой опыт организации межбюджетных отношений // Казанский федералист. 2005. № 4 (16). –С.33.

Филиппова Н.А. Представительство публичных интересов в федеративном государстве: особенности российской национальной модели. – Екатеринбург: УрО РАН, 2009.

Филиппова Н.А. Бюджетный федерализм и представительное правление: особенности российской конституционной модели // Российский юридический журнал. 2008. № 6. с. 46 -53.

Филиппова Н.А. Федеративная реформа в России: юридическая природа разделенных полномочий и новый баланс публичных территориальных интересов // Право и политика. Научный юридический журнал. 2008. № 5. С. 1073-1081.

Черепанов В.А. Федеративная реформа в России /Монография. - М.: Издательство «Социально-политическая мысль», 2007.

Аналитические вопросы и задания.

1. *Составьте таблицу следующего содержания:

Принципы бюджетного федерализма и их закрепление в законодательстве РФ:

Принципы бюджетного федерализма Закрепление в Конституции РФ Закрепление в Бюджетном Кодексе РФ Примеры конституционного регулирования в зарубежных федерациях
Принцип бюджетной эквивалентности      
Принцип субсидиарности      
Принцип бюджетной автономии и бюджетной ответственности федеральных и региональных органов государственной власти      
Принцип равноправия федерации и субъектов федерации в разграничении первичных доходов бюджетов      
Принцип согласования интересов федерации и субъектов федерации в бюджетном процессе      

 

2. Конституции зарубежных федераций запрещают установление региональных налогов и сборов в форме федеральных законов: они устанавливаются либо непосредственно конституциями этих государств, либо законами субъектов федераций. Это ограничение основано на принципах представительного правления, сформулированных Дж.-Ст. Миллем, - утверждать налоги вправе то собрание, которое представляет налогоплательщиков.

Закреплены ли принципы представительного правления в налоговой сфере в российской Конституции? Вправе ли субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливать собственные налоги? К каким предметам ведения (собственным, исключительным субъектов РФ или совместным) относится полномочие по установлению региональных налогов?

3. Гл. X «Финансы» Основного закона ФРГ устанавливает такие гарантии соблюдения интересов земель в налогово-бюджетной сфере. Во-первых, среди всего массива финансового федерального законодательства конституционным законодателем определены те нормативные правовые акты, которые могут быть приняты исключительно в случае их одобрения Бундесратом. В 13 случаях речь идет о федеральных законах и в одном случае, - об общих административных предписаниях Федерального правительства. Несогласие Бундесрата не может быть преодолено повторным принятием спорного нормативного правового акта. Можно сказать, что конституцией определены те виды потенциальных финансовых конфликтов, в которых земли ФРГ имеют абсолютные конституционные гарантии доминирования их консолидированных интересов над интересами федерального центра. Во-вторых, Бундесрат является влиятельным участником процесса принятия федерального закона о бюджете и имеет тот же объем контрольных полномочий, что и Бундестаг. Так, проект федерального закона о бюджете вносится в оба представительных органа власти одновременно, также предоставляются отчеты министра финансов и Федеральной счетной палаты.

Каким образом Совет Федерации может заблокировать бюджетный процесс (например, в части распределения трансфертов между субъектами РФ), если он принципиально не согласен с позицией федерального Правительства?

4. *Составьте таблицу следующего содержания:

Распределение трансфертов из федеральных фондов регионального развития,

согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации (по состоянию на 01.01 2011г.)

Федеральный фонд регионального развития Целевая характеристика и правовая природа трансфертов Процедура распределения (предоставления) трансфертов Приоста-новление трансферта Участие субъектов Федерации в планировании распределения трансфертов
Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ст.131 БК)        
Федеральный фонд софинансирова-ния расходов (ст.132 БК)        
Федеральный фонд компенсаций (ст.133 БК)        

 

5. Обладают ли субъекты РФ конституционным правом на самостоятельное формирование и исполнение своих бюджетов? Сравните положения Конституции РФ и положения ст. 130 Бюджетного Кодекса РФ.

6. *Заполните таблицу следующего содержания:

Модель разграничения полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

по предметам их совместного ведения (сравнительный анализ Федерального закона от 4.07.2003 № 95-ФЗ

и Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ)

 

  Законода- тельное регули-рование Финан- совое обеспе- чение     Испол- нение Конт- роль Изъятие полномочий в административной процедуре юридический статус, закрепленный ФЗ от 4.07.2003 № 95-ФЗ юридический статус, закрепленный ФЗ от 31.12.2005 № 199-ФЗ
1 группа полно- мочий              
2 группа полно- мочий              

 

7. Составьте перечень тех федеральных министерств и ведомств, территориальные органы которых в ходе федеративной реформы подлежат реорганизации в органы исполнительной власти субъектов РФ.

8. Сравните понятия: «разграничение полномочий», «делегирование полномочий», «передача полномочий для осуществления». Какие механизмы предусматривает Конституция РФ для взаимоотношений Федерации и субъектов Федерации? Органов государственной власти и органов местного самоуправления? Какие механизмы предусматривает федеральный закон от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ» (в действующей редакции)? Вправе ли субъект Федерации отказаться от исполнения передаваемых федеральных полномочий согласно положениям ст.78 Конституции РФ? Положениям действующего федерального законодательства?

 

Тема 3: Конституционно-правовой статус субъектов

Российской Федерации и федеративный процесс в России (4ч.)

1. Юридические свойства субъектов федераций и автономий в составе унитарных государств: сравнительный анализ.

2. Субъекты Российской Федерации: типология и конституционный статус.

3. * Субъекты РФ как соучредители российского федеративного государства.

4. *Правовое регулирование международных связей субъектов Российской Федерации.

5. Республика в составе Российской Федерации: особенности правового статуса.

6. ** Особенности правового положения автономных округов, утративших статус субъектов Федерации в процессе образования новых субъектов РФ.

7. Конституционно-договорный процесс в Российской Федерации.

8. Институт территориальных представителей Президента Российской Федерации.

9. *Функции главы субъекта Федерации в единой системе исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

10. Государственный Совет Российской Федерации: статус, структура, порядок формирования, полномочия.

11. **Институт федерального вмешательства в Российской Федерации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.