1. Федонін О.С., Рєпіна І.М., Олексюк О.І. Потенціал підприємства: формування та оцінка: Навчальний посібник. – К.: КНЕУ, 2004. – 316 с.
2. Федонін О.С., Рєпіна І.М., Олексюк О.І. Потенціал підприємства: формування та оцінка: Навч.-метод. Посібник для самост. вивч. дисц. – К.: КНЕУ, 2005. – 261 с.
3. Краснокутська Н.С. Потенціал підприємства: формування та оцінка: Навчальний посібник. – Київ: Центр навчальної літератури, 2005. – 352 с.
4. Бачевський Б. Є., Заблодська І. В., Решетняк О. О. Б 32 Потенціал і розвиток підприємства: Навч. пос. — К.: Центр учбової літератури, 2009. — 400 с.
Дополнительная
5. Гавва В.Н., Божко Е.А. Потенціал підприємства: формування та оцінювання: Навчальний посібник. – Київ: Центр навчальної літератури, 2004 г. – 224 с.
7. Лапин Е.В. Оценка экономического потенциала предприятия: Монография. – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2004. – 260 с.
8. Міжнародні стандарти оцінки: принципи, стандарти та правила / За ред. О.Драпіковського, І.Іванової. – К.: УКРелс, 1999. – 105 с.– 2001, - 320 с.
9. Мендрул А., Пузий Ф, Галкин И., Скринько С. И др. Учебное пособие для подготовки к сдаче квалификационного экзамена по экспертной оценке имущества, недвижимости, имущественных и неимущественных прав, бизнеса, техники и оборудования (категория А, В, С). – К.: Эксперт-Л, 2000. – 323с.
10. Щербаков В.А., Щербакова Н.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). — М.: Омега-Л, 2006. — 288 с.
11. Чеботарев Н.Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). — М.: Издательско-торговая корпорація «Дашков и Ко», 2009. — 256 с.
1.1. Потенциал предприятия как экономическая категория
1.2. Классификация видовых проявлений потенциала предприятия
1.3. Структура потенциала предприятия
Потенциал (от лат. «potentia» - «мощность, сила, скрытые возможности») - это возможности системы ресурсов и компетенций[3] предприятия создавать результат для заинтересованных лиц с помощью реализации бизнес-процессов.
Внутренние ресурсы
(ценные бумаги, кадры, информация и др.)
Компетенции
(способности, навыки, опыт)
Рыночные
возможности
ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ
Рыночный (внешний)
Внутренний
Компетенции и ресурсы как главные составляющие предприятия предопределяют внутренние возможности предприятия и должны обеспечить его конкурентные преимущества в рыночной среде, в связи с чем модель потенциала предприятия может иметь такое графическое изображение (рис. 1.1.)
Рис. 1.1. Модель потенциала предприятия
Классификация видовых проявлений потенциала предприятия осуществляется по таким направлениям (рис. 1.2.): 1) по объектам исследования; 2) по степени реализации; 3) по сфере реализации; 4) по принципу иерархии; 5) по функциям управления.
При формировании и использовании потенциала предприятия проводится его декомпозиция на компоненты, устанавливаются их функции и связи, то есть осуществляется структуризация.
рассматривает потенциал предприятия как способность хозяйственной системы осваивать, перерабатывать ресурсы для удовлетворения общественных потребностей и создания определенного результата. Оценка его величины в этом случае заключается в определении максимального количества благ, которые предприятие способно произвести при условиях данного количества, качества и структуры ресурсов.
рассматривает потенциал как совокупность ресурсов предприятия, оценка которых осуществляется по стоимости их привлечения
Фактический
потенциал
Перспективный
потенциал
текущий, реализованный, достигнутый в данный момент
стратегический, ориентированный на достижение долгосрочных целей
Внешний (рыночный)
потенциал
Внутренний
потенциал
характеризует возможности предприятия, ориентированные на рынок, и определяется потенциальным объемом спроса, неудовлетворенным сформированным им предложением
представлен ресурсами и компетенциями, которые позволяют реализовать рыночные шансы
Потенциал
предприятия
система глобального уровня
Потенциал
бизнес-единиц
подсистема низшего уровня
Маркетинговый
потенциал
способность маркетинговой системы предприятия обеспечить его постоянную конкурентоспособность
Производственный
потенциал
способность производственной системы обеспечить выпуск продукции в объеме, отвечающему потенциалу спроса
Финансовый
потенциал
Организационный
потенциал
способность финансовой службы обеспечить основные звенья цепочки «сбыт-производство-закупки» финансовыми ресурсами по принципунаиболее эффективного их распределения
способность менеджмента создать эффективную систему взаимодействия между всеми элементами потенциала
Рис. 1.2. Классификация видовых проявлений потенциала предприятия
Оптимальная структура потенциала должна иметь минимальное количество
компонентов, но, вместе с тем, они в полной мере должны выполнять заданные функции. Существует несколько возможных подходов к структуризации потенциала предприятия:
1. Блочно-модульная структуризация;
2. Функциональная структуризация.
Блок ресурсов
П
Р
К
Блок системы управления
А
П
К
Блок системы управления:
П –планирование;
Р – реализация;
К – контроль.
Блок деятельности персонала:
А –аналитическая;
П – производственная;
К – коммуникационная.
Блочно-модульная структуризация (рис.1.3.)потенциала предприятия основана на взаимодействии трех составляющих, которые охватывают все стратегические компоненты предприятия, позволяющие достичь поставленных целей, и наиболее полно характеризуют внутреннее состояние предприятия: блока ресурсов, блока системы управления и блока деятельности персонала.
Рис. 1.3. Блочно-модульная структуризация потенциала предприятия
Потенциал
предприятия
Объектные
составляющие
Субъектные
составляющие
производственный потенциал
инновационный
потенциал
финансовый потенциал
потенциал
воспроизводства
информационный потенциал
инфраструктурный потенциал
научно-технический потенциал
маркетинговый потенциал
потенциал организ. структуры управления
кадровый потенциал
управленческий потенциал
В рамках функциональной структуризации потенциала предприятия происходить структуризация потенциала на объектные и субъектные составляющие (рис.1.4.).
Рис. 1.4. Функциональная структуризации потенциала предприятия
Объектные составляющие связаны с материально-вещественной формой потенциала предприятия. Субъектные составляющие связаны с общественной формой их проявления. Характеристика объектныхи субъектныхсоставляющихсвязаныпредставлены в табл.1.1.
Таблица 1.1
Составляющие
Характеристика
Объектные
Производствен-ный потенциал
имеющиеся и скрытые возможности предприятия по привлечению и использования факторов производства для выпуска максимально возможного объема продукции (услуг)
Инновационный потенциал
возможности предприятия в сфере разработки и внедрения инноваций
Финансовый потенциал
объем финансовых ресурсов предприятия, которыми оно может распоряжаться для осуществления текущих и перспективных расходов
Потенциал воспроизводства
возможности действующей системы формирования и воспроизводства основных фондов к обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности продукции предприятия
Информацион-ный потенциал
возможности информационной базы гарантировать своевременное и полноенасыщение предприятия достоверной информацией дляпринятия решений и достижения целей
Инфраструктур-ный потенциал
привлекательность места расположения предприятия с точки зрения развития рыночной инфраструктуры, транспортных коммуникаций и т.д.
Субъектные
Научно-технический потенциал
способностьработников предприятия осуществлять научные исследования иразработки, направленные на усовершенствование производственных и технологических процессов, дифференциацию видов продукции
Маркетинговый потенциал
способность предприятия систематически и планомерно направлять все свои функции на удовлетворение потребностей потребителей и использование потенциальных рынков сбыта
Потенциал организационной структуры
возможности сформированной организационной структурыуправления обеспечивать высокий уровень эффективностифункционирования предприятия в условиях изменчивости внешней среды
Кадровый потенциал
совокупность способностей и возможностей кадров обеспечивать эффективное функционирование организации
Управленческий потенциал
совокупность возможностей системы управления обеспечивать достижениестратегических целей деятельности
Тема 2: «Формирование потенциала предприятия»
2.1. Потенциал предприятия как экономическая система
2.2. Общие подходы к формированию потенциала предприятия
2.3. Основные факторы формирования и развития потенциала предприятия
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление