Курс «уроки толерантности» в средней школе. Соответствие федеральному и региональному компоненту примерного государственного стандарта в области образования. Гражданское образование в системе воспитательной работы ОУ: внеклассной и учебной.
Лекция
2. Понятие толерантности (3 часа)
2. 1. Толерантность как понятие
Философское понимание толерантности. «Толерантность» и «терпимость». Индивидуальность. Отличия людей друг от друга. Равенство. Чувство собственного достоинства.
Работа с карточками. Мозговой штурм.
2.2. Педагогические основы воспитания толерантности.
Основные методические принципы воспитания толерантности. Личностно-ориентированная педагогика. Деятельностный подход.
Лекция
3. Проявления нетерпимости (9 часов)
3.1. Большинство и меньшинство.
Большинство и меньшинство. Демократия и меньшинство. Толерантность в демократическом обществе.
Меньшинства: религиозные, национальные.
Ролевая игра «Блондины и брюнеты».
Упражнение «Пустите меня в круг».
3.2. Богатые и бедные.
Богатые и бедные. Теория справедливого неравенства. Равенство в распределении благ, равенство «возможностей», равенство перед законом. Причины имущественного расслоения.
Ролевая игра «Справедливое неравенство».
3.3. Инвалиды и здоровые люди.
Инвалиды и здоровые люди. Понятие «инвалид». Могут ли и здоровые люди и люди с ограниченными возможностями иметь равные права.
Нетерпимость по отношению к инакомыслящим. Понятие инакомыслия. Свободы мысли, совести религии, слова: их границы и значение для создания толерантного общества.
Деловая игра «Сокращение отпуска»
3.5. Нетерпимость к асоциальным группам.
Нетерпимость к асоциальным группам. Бомжи – социальная проблема или личная проблема отдельных людей. Мировой опыт борьбы с нищенством и бездомностью. Право на достойный уровень жизни.
Дискуссия (микрофон по кругу).
3.6. Проблемы межнациональных отношений.
Проблемы межнациональных отношений. Расизм. Патриотизм, национализм и нацизм – соотношение понятий. Защита от дискриминации.
Упражнение «Национальности вокруг нас».
«Паутина национального конфликта».
3.7. Столица и провинция.
Столица и провинция. «Комплекс провинциала». Большой город и «деревня». Москва и Россия. Пермь: столица или провинция?
Дискуссия.
3.8. Отцы и дети.
Взрослые и дети: причины непонимания.
Социализация личности в семье и вне ее.
Упражнение
«Шкала отношений».
Упражнение
«Кто есть кто?».
Ролевая игра «Семейные проблемы».
3.9. Мужчины и женщины.
Мужчины и женщины. Гендерное равенство. Феминизм и толерантность.
Дискуссия по группам.
4. Я и толерантность вокруг меня. Воспитание толерантности в школьной образовательной среде (10 часов)
4.1. Стереотипы и предрассудки (2 часа)
Стереотипы и предрассудки: причины их возникновения и влияния на нашу жизнь. Роль СМИ в создании предрассудков и стереотипов.
Работа с текстом.
Групповая работа.
«Образ врага» – как один из самых устойчивых стереотипов.
Упражнение «Портрет».
4.2. Как противостоять нетерпимости (2 часа)
Как противостоять нетерпимости. Роль гражданского общества и правового государства в борьбе с проявлениями нетерпимости.
Проектирование гражданской акции
Гражданская активность.
Реализация гражданской акции
4.3. Декларация принципов толерантности.
Декларация принципов толерантности. Система международного права и ценности толерантности.
Инсценировка статей Декларации
4.4. Насколько я толерантная личность (2 часа)
Черты толерантной личности. Самоанализ и самоопределение в деятельности учителя как важный фактор в воспитании толерантности.
Упражнение «Черты толерантной личности».
Толерантность как положительное и негативное качество. Всегда ли толерантность – это благо для человека и общества.
Работа с текстом.
4.5. Толерантность вокруг меня (2 часа).
Международные конфликты. Проявления нетерпимости и толерантность в России и Пермском крае. Основы конфликтологии. Простейшие пути выхода из конфликтов.
Ролевая игра «конфликтная ситуация»
Диагностика сформированности толерантности у школьников.
Групповая разработка критериев мониторинга толерантности в образовательной среде школы.
4.6. Воспитание толерантности у школьников в педагогической деятельности (2 часа).
Определение места воспитания толерантности учащихся в деятельности педагога и в деятельности школы.
Подготовка минипроектов «Воспитание толерантности в моей педагогической деятельности».
Защита минипроектов.
5. Подведение итогов.
Оценка курса
Рефлексия, анкетирование
Список литературы
Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность. М., 2000.
Асмолов А.Г, Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия толерантность // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М., 2001. С. 8-18.
Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
Джуринский А.Н. Поликультурное образование в современном мире. М., 2002.
Прутченков А.С. Учим и учимся, играя. М., 1997.
Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.
Бондырева С.К. Колесов Д.В. Толерантность Введение в проблему. М., 2003.
На пути к толерантному сознанию/ Отв.ред. А.Г.Асмолов. – М., 2000
Нетерпимость в России / под ред. Г. Витковской, А. Малашенко. М., 1999.
Нетерпимость и враждебность в российском обществе. Рабочие материалы для учителя. Вып. 1-5. М., 2000-2001.
Первые шаги. Лондон, 1997.
Права ребенка и толерантность использование сообществ в рамках обучающего процесса: Пособие для учителя 8-10 классов. Ростов-на-Дону, 2002.
Права человека: Методика преподавания в школе (9-11 классы). Пермь, 2004.
Преподавание прав человека в 6 – 8 классах средней школы: Книга для учителя. Т. 1. М., 2000.
Солдатова Г.У. Шайгерова Л. А. Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. М., 2000.
Толерантность – мой шаг. Информационный сборник для учащихся 8-10 классов. Ростов-на-Дону, 2002.
Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.
Уолцер М. О терпимости. М., 2000.
Уроки прав человека. Пермь, 2002.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М., 1998.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление