КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кто слушает утреннее шоу
Значение утреннего шоу УТРЕННЕЕ ШОУ НА МУЗЫКАЛЬНОМ РАДИО Утреннее шоу очень важно для радиостанции. Опыт американских коллег показывает, что ни одна солидная, уважающая себя радиостанция не может без него обойтись. И российская практика сегодня это подтверждает. Очевидно, что накал конкурентной борьбы во многом зависит от наполнения утреннего сегмента. Во-первых, утро — это время, когда радио выигрывает у других СМИ, потому что оно не отвлекает «картинкой», на которую надо смотреть (как телевидение), позволяет слушателю заниматься своими делами, получать информацию и музыку в фоновом режиме. Утренний сегмент на радио по популярности и рейтингам превосходит аналогичный сегмент на телевидении, что обеспечивает интерес рекламодателей и становится источником финансовой прибыли компании. Утром (в так называемый «prime time» — рейтинговое время) самые высокие расценки на рекламу, и если шоу наполнить рубриками, играми, конкурсами, специальными выпусками новостей, то их можно выгодно продавать рекламодателю. Во-вторых, утром радио слушает самая обширная и разнообразная по социальному статусу и возрастным характеристикам аудитория. И глупо ее упускать. В-третьих, как показывают исследования, если утреннее шоу нравится, то достаточно большая часть аудитории остается на выбранной утром частоте и в течение дня. Что, в свою очередь, увеличивает про- ' Ольга Максимова окончила Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (филологический факультет). На радио с 1992 года. Работала на радиостанции «Авторадио» директором службы информации. С 1993 года ведущая первого утреннего шоу на русском языке «Взлетная полоса» на радио «Максимум». С 1998 года ведущая 48 утренней программы «шЫзгара-шоу» на «Нашем Радио». должительность прослушивания радиостанции (есть такой раздел в рейтингах), и, соответственно, вес компании в глазах рекламодателя. В-четвертых, успешное утреннее шоу может «увести» аудиторию у конкурентов. И пусть она по окончании утренней программы вернется обратно. Но в самое рейтинговое время эти слушатели были «проданы» рекламодателю как аудитория нашей радиостанции. К тому же утреннее время — лучшее для эфирного промоушна программ, которые будут выходить на протяжении дня или в выходные, новых спецрубрик, концертов или акций, которые проводит радиостанция. Для того, чтобы выстроить успешное шоу, нужно хорошо представить себе, кто он, утренний слушатель, попытаться почувствовать себя в его «шкуре», посмотреть на происходящие события его глазами. Во многом это определит манеру ведения эфира, образ ведущего, употребляемый им сленг, темы, которые он будет затрагивать в программе и т.д. Так, например, делая утреннее шоу «Взлетная полоса» на радио «Максимум», мы ориентировались, в основном, на подростковую аудиторию, поэтому те утренние эфиры сильно отличались от нынешних эфиров «шЫзгары». Аудитория «Нашего Радио» — это слушатели 20—35 лет, в большинстве своем мужчины. И это не может не сказываться на том, каким образом мы производим свой продукт. Прежде чем приступить к подготовке утреннего шоу, надо попытаться создать психографический портрет вашей аудитории: пол, возраст, манера поведения, даже стиль одежды, социальный статус и прочее. На многих западных радиостанциях фигура с таким среднестатистическим портретом вырезается из картона и ставится в студии. Это позволяет ведущему более ясно представлять себе человека, к которому он обращается. Часто опытные ведущие советуют ставить на пульт фотографию любимого человека или даже любимую игрушку и общаться непосредственно с ней. Таким образом достигается эффект искренности, симпатии, интимности, близости, дружеского расположения: ведущий обращается к слушателю уже не как к составной части аудитории, а как к личности. Следующее, что стоит сделать после того, как стало ясно, кто будет Готовя «шЫзгара шоу», мы пытались представить себе нашу целевую аудиторию с утра и исходили из следующего. Первое — утром человек просыпается во враждебный мир и чувствует себя предельно дискомфортно. У него может быть похмелье, гайморит, мигрень, он не выспался, ему не хочется вставать с постели и мчаться на холодную улицу, если на то, конечно, нет крайней необходимости, а крайняя необходимость — это работа. Поэтому мы решили, что с утра радио не должно вызывать негативных эмоций. Наоборот, нужно нежно и аккуратно вернуть человека в комфортное состояние. Включив приемник, он должен в эфире услышать знакомую музыку, приятных, неглупых и интересных ведущих, лаконичные выпуски понятных и действительно главных новостей. Утренняя спешка вызывает у слушателя раздражение, поэтому надо заставить сонного человека улыбнуться. Исследованиями доказано, что заряд юмора, который слушатель получает утром из радиоприемника, воспринимается с огромной благодарностью. Второе — с утра люди живут не по своим часам, а подстраиваются под свое начальство, которое заставляет их быть на работе в определенное время. Этим обусловлен и утренний дискомфорт — людей заставляют жить по навязанному им графику. Поэтому нужно спрограммировать утреннюю программу так, чтобы облегчить слушателям подстраивание под чужой ритм. Нужно выстроить эфир, максимально вписываясь в график слушателя. Сетка часа должна быть неизменна. Ключевые блоки — новости, игровые рубрики, реклама — должны выходить в эфир в одно и то же строго отведенное им время. В итоге слушатель привыкает к структуре утреннего шоу и начинает ориентироваться не только по часам, но и по тому, что происходит в эфире. Допустим: «Сейчас идут новости, значит, мне пора выходить». Или: «А вот сейчас пошла следующая игра, значит, у меня не осталось времени на кофе, успею только почистить ботинки». Третье — у слушателя с утра очень велика сила привычки, и он довольно редко меняет свое расписание. Он знает: во сколько нужно встать, сколько времени уходит на душ, на завтрак. А так как утренний режим человека рваный, состоящий из четко запрограммированных, предельно хронометрированных рутинных действий, то и шоу должно состоять из коротких отрезков, которые заполняются музыкой, сводкой погоды, рекламой, новостями и т.д. Большие, растянутые по времени программы не для утреннего шоу. Итак, мы поняли, кто наш слушатель и что ему нужно. После этого прогнозируется типовой распорядок дня потенциальной аудитории. Американские радиостанции проводят специальные исследования для выяснения того, что их целевая аудитория делает в утреннее время. Такое расписание есть у всех утренних ди-джеев. Вот типовой образец подобного расписания. 5:30 — первый раз включается будильник; 5:45 — будильник включается повторно; 5:50 — подъем; 5:51 — поход в туалет, где американец почему-то задерживается на четыре минуты. От выхода из туалета до кормления собаки у него тоже почему-то проходит пять минут; 6:02 — отправляется в душ; 6:08 — утренние процедуры: бреется, чистит зубы, сушит волосы; 6:20 — завтракает, читает газетные заголовки; 6:21 — начинает по радио ловить сводку погоды и ловит ее до 6:32 (отрадно, что у слушателя «Нашего Радио» на это уходит значительно меньше времени); 6:32 — будит детей; 6:35 — умывает и одевает их; 6:58 — кормит завтраком; 7:15 — готовит завтрак; 7:20 — обсуждает планы детей на день; 7:25 — корректирует собственные планы и целых десять минут ищет потерянный детский носок; 7:35 — осматривает дом перед выходом, одевается, проверяет бумажник, ключи, закрывает дверь, выходит наружу; 7:40 — отъезжает на работу. Использование таких сеток способствует налаживанию контакта с аудиторией. Это те необходимые детали, которые помогают приблизиться к ее образу жизни и не сделать ошибку при программировании шоу. Хотя эта сетка тоже вещь достаточно относительная, потому как огромная аудитория — не пионерский лагерь и не может жить по единому расписанию. Другой вопрос, как ее использовать. Конечно, можно, сверившись с сеткой, выйти в эфир в 5:51 и сказать: «Я знаю, что сейчас вы все поголовно сидите в туалете и поэтому не услышите этой чудесной песни. Она как раз будет играть ровно четыре минуты». Согласитесь, звучать это будет, по меньшей мере, странно. Но если вы знаете, что, к примеру, с 7:30 до 8:00 большинство слушателей уже выходят из дома, то проявите свою осведомленность: «Тому, кто уже выбегает на работу, еще раз напомним захватить с собой зонт. С утра идет дождь». Усвоив и осмыслив всю эту информацию, можно приступать к выбору концепции программы, подбору элементов шоу, к наполнению его рубриками, а также думать над тем, по какому принципу должны «строиться» и «разводиться» образы ведущих и как они должны взаимодействовать. Этапы построения шоу Прежде чем выйти в эфир, каждое шоу проходит несколько этапов. Сначала придумывается концепция программы, потом определяется время ее выхода в эфир, затем ищутся ведущие и устраивается совместный «мозговой штурм». Придумываются название программы, псевдонимы ведущих, в чер Во время таких мозговых штурмов обычно обсуждаются все детали программы. Но, разработав какой-либо элемент вашего утреннего шоу, подумайте и о том, кто ваш слушатель и будет ли ему в принципе интересно то, что вы придумали. Конкурс на лучший рецепт пирожных — это, конечно, круто, но вспомните, что ваша радиостанция играет жесткую альтернативную музыку. Организационная структура утреннего шоу Почти на всех крупных радиостанциях команда утренней программы примерно одинаковая. Это один-два ведущих, продюсер, звукорежиссер, саунд-продюсер, дежурный инженер, ведущий(ие) новостей, корреспонденты, водители, телефонисты. У нас в утреннем шоу, к сожалению, телефониста нет. Его обязанности по мере возможности выполняет продюсер. Но, тем не менее, это очень важная должность, потому что телефонист — проводник между ведущими, эфиром и слушателями. Во многом успех шоу и отношение к станции в целом зависит от того, насколько бережно и тщательно телефонист отвечает на утренние звонки. В команде американских утренних шоу есть даже человек, который следит за тем, чтобы все структурные элементы программы, включая рекламу, вовремя выходили в эфир, а ведущие уделяли креативной работе максимальное внимание. В зависимости от организационной структуры радиостанции участники утреннего шоу могут быть закреплены за разными отделами: ведущие и продюсер — за программным, водители и телефонисты — за административным, инженеры — за техническим, новостные ведущие и корреспонденты — за информационным отделом. В последнее время на многих, российских в том числе, радиостанциях организуются про-дюсерские отделы, потому что для эфира готовятся разные шоу, требующие специальной серьезной работы по их созданию, и логично эту работу систематизировать. Структура и наполнение шоу Главный элемент утреннего шоу на музыкальной радиостанции — это музыка. Персоналии ведущих, безусловно, очень важны, но все же вторичны, не говоря уже о новостях, рубриках, играх, джинглах и т.д. Время старта программы зависит от того, когда просыпается ваша целевая аудитория. Если вы определились с тем, какого слушателя хотите привлечь, тогда проведите исследование, узнайте, во сколько он встает. В разных городах, в зависимости от портрета и стиля жизни целевой аудитории, эти данные разнятся. Например, в рабочем районе время подъема одно. Если вы хотите получить эту аудиторию, то глупо начинать шоу в 8 или 9. Вы опоздаете, рейтинги уже разберут конкуренты, потому что гудок в рабочей слободе звучит в 6. А если вы гонитесь за очень узким, но весьма денежным кругом удачливых предпринимателей и богемы, не стоит начинать утреннюю программу в 6 утра — это слишком рано, многие только легли спать. В Америке стандартное утреннее шоу начинается около 5:30 утра и длится до 9. (Очень многие живут в пригородах мегаполисов и издалека ездят на работу). В Москве люди встают позже. Поэтому «шЫзгара-шоу» начинается в 7 утра и длится до 11. Утреннее шоу лучше и удобнее разбить по часам. И внутри каждого часа строить еще одно утреннее шоу. Потому что, если сравнивать аудиторию, слушающую вас в 7 утра, с той, которая слушает в 10, то выяснится, что она полностью поменялась. Каждую секунду кто-то включается в шоу, потому что проснулся, и кто-то отключается, потому что уже добрался до офиса, дома, школы, института. Безусловно, найдутся и те, кто слушает вас «от и до», но процент этих людей на фоне общей аудитории ничтожно мал. Ваша же задача — обслужить большинство, постараться заставить каждого максимально долго оставаться с вашей радиостанцией и продолжить слушать ее в течение всего дня, впоследствии сознаться в этом на социологических опросах и поднять вашей программе и вашей компании рейтинг. У нас (помимо почасового деления) четырехчасовое утреннее шоу разбивается на два примерно одинаковых блока: с 7 до 9 и с 9 до 11. По наполнению (в том числе и музыкальному) и темпу сегменты с 7 до 9 и с 9 до 11 значительно отличаются друг от друга. Хотя все часы разбиваются на четыре четверти. Рубрики идут в одно и то же время, плюс-минус одна минута. Час открывает единый и главный джингл/лайнер радиостанции (о них ниже), так называемое «лого», то есть звуковой логотип. Он может состоять из разных элементов, но главное — он должен содержать в себе четкое название радиостанции и, если станция не сетевая (то есть работает только на один город), частоту вещания. После лого мы обычно даем песню. Затем выходим в эфир, приветствуем слушателей, делаем анонсы выпусков новостей, рубрик, музыки, которая будет звучать в течение ближайшего часа. Также даем информацию о точном времени, погоде фактической и на день (отлично, если есть прогноз на несколько дней вперед), напоминаем о дне недели, сегодняшнем числе и о том, как с нами можно связаться, т.е. телефон, номер пейджера, электронный адрес, адрес сайта в интернете. Все это, вместе с анонсом новостей, занимает приблизительно 2-3 минуты. До ближайшего рекламного блока (в четверть часа) мы ставим музыку, комментируем ее, рассказываем о погоде и точном времени. Когда в восьмичасовом клоке появляется первый выпуск новостей, он идет тоже в этом сегменте — до рекламы. После рекламы (от 2 до 5 минут) традиционно идет рубрика. Потом — до половины часа и рубрики «Небесная канцелярия» — две-три песни. Затем, через песню, рубрика-игра, далее снова песня, спортивные новости, рекламный блок, песня, подведение итогов игры и в конце часа рекламный блок. Мы постоянно идентифицируем «Наше Радио», обязательно между песнями в «шЫзгаре» звучат лайнеры с названием радиостанции. (Слушатель не должен забывать, какую волну он слушает!) В утреннем шоу ведущие должны присутствовать постоянно. Особенно в первые два часа работы. Буквально каждый элемент должен быть связан с голосом эфирной персоналии. Это не значит, что каждый выход в эфир должен сопровождаться непременно искрометным юмором. Достаточно ограничиться информацией о точном времени и погоде на день. Структуру клока каждая радиостанция выстраивает под свою аудиторию и в зависимости от того, как строят свои клоки основные конкуренты. Например, можно отследить время выхода новостей и рекламы (тех блоков, которые обычно раздражают некоторую часть аудитории) на конкурирующей радиостанции и выдавать в это время какой-нибудь яркий хит на собственной волне. Оптимальный вещательный шаг — 15 минут — четыре четверти. Для многих станций половина часа и четверти являются неким структурирующим фактором, обозначенным рекламой, которая тоже образует костяк программы. Ведь рекламодатель должен быть уверен, что купленное им время будет с минимальными погрешностями соответствовать реальному. Еще один важный момент, который следует учитывать при создании клока: он должен быть выстроен так, чтобы у слушателя не возникало ощущение перегруженности программы тем, что он называет «болтовней». «Болтовня» должна максимально равномерно разбавляться музыкой. Если вам предстоит прерваться на значительный отрезок «болтовни» (например, новости, затем реклама), то ведущему очень важно приложить максимальные усилия, чтобы заинтриговать слушателя, удержать от желания переключиться за это время на другую волну или хотя бы заставить его потом вернуться обратно. Для этого и существуют анонсы, именуемые на профессиональном жаргоне «крючками» (англ. hooks). Для ведущего, в том числе и информационного, обучиться умению закидывать правильный «крючок» — уже половина успеха. Любопытство — большая человеческая слабость. Тому пример — заголовки бульварной прессы, на которые каждый из нас когда-нибудь покупался. Сегмент с 7 ло 9 утра С 7 до 9 утра — самый высокий темп сбора слушателя на работу, его внимание максимально сконцентрировано на том, чтобы не опоздать, ничего дома не забыть и, соответственно, ему не до особых развлече- ний, если, конечно, он не завтракает. Понятное дело, что в это время нет никакой необходимости в длинных комментариях, монологах ведущих на пять минут, в пространных интервью и т.д. Мы стараемся это учитывать, и, как нам кажется, этот сегмент у нас построен более жестко, лаконично и сухо, чем все остальные. В него заложено меньше рубрик, больше музыки, информации о погоде и точном времени. Манера ведения, соответственно, тоже более сдержанная, лаконичная. Мы пытаемся настроить слушателей на хороший лад скорее тембром голоса, доброжелательными интонациями. Музыка — самая энергичная и хитовая. Эдакий «эфир-будильник». С 7 до 8 утра общественно-политические новости в их традиционной форме не выходят. Это, в основном, анонсы грядущих выпусков, так называемые «хедлайнз» (англ. headlines, дословный перевод — «газетные заголовки», на радиосленге «новость одной строкой»), информация об истории сегодняшнего дня, именинах, юбилеях, знаменательных датах. В конкурсах, которые проходят в семичасовом клоке, между заданием и объявлением имени победителя проходит не более 12 минут. (Хотя я считаю, что это все равно много: слушатели в это время особенно спешат и не могут долго задерживаться у приемников.) В часе с 8 до 9 утра уже появляются полноценные выпуски новостей. И промежуток между объявлением конкурса и подведением итогов увеличивается до 20—25 минут, поскольку многие находятся по дороге на работу и располагают временем для прослушивания.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |