Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Линейное судоходство




 

Линейное судоходство обслуживает главным образом ту часть междуна­родной торговли, для которой необходима регулярность перевозок и где постав­ка товара осуществляется небольшими партиями, не требующими целых судов.

Одна из особенностей линейного судоходства - организация работы флота по заранее опубликованному расписанию. Помимо обязательных (базовых) пор­тов захода, часть заходов обычно предусматривается в расписании факультативно, то есть, в зависимости от наличия для этих портов или в этих портах гру­за для выполняемого рейса.

Необходимость соблюдения расписания требует особенно четкой системы транспортно-экспедиторского обслуживания в портах. Суда линейного судоходства пользуются обычно правом внеочередной обработки в портах захода, за ними закрепляются причалы и склады. Нередко судоходные компании, обслуживающие определенные линии, имеют в портах захода собственные или арендованные причалы и склады.

Назначение линейного судоходства - обеспечение скоростной и высоко со­хранной доставки мелких партий ценных генеральных грузов. Между крупными портами различных стран со стабильным мощным грузовым потоком организуется регулярное движение морских транспортных судов.

Морской тоннаж в линейном судоходстве состоит из универсальных сухо­грузных судов и специализированного тоннажа - рудовозов, наливных судов, контейнеровозов, ролкеров, лихтеровозов, автомобилевозов, паромов. В на­стоящее время примерно четверть мирового торгового флота эксплуатируется в режиме линейного плавания.

Универсальные сухогрузные суда в линейном судоходстве составляют око­ло 2/3 общего тоннажа.

Из специализированного флота выделяются суда ячеистого типа для пере­возки универсальных контейнеров. Доля контейнеровозов составляет в различных странах (Япония, США и Великобритания) от 35% до 50%. Морские контейнерные линии используются в интермодальных перевозках, то есть перевоз­ках с участием различных видов транспорта по единому транспортному доку­менту,,от двери до двери". Кроме контейнерного тоннажа в линейных перевоз­ках применяются ролкерные - автомобилевозы, паромы и суда,,Р0 - РО" (на­кат-выкат).

Грузовые линии данного вида судоходства могут быть односторонними, эксплуатируемые судовладельцами одной страны; двухсторонними, обслужи­ваемые судами компаний двух торгующих сторон; конференциальными, когда участвуют на определенных согласованных условиях судовладельцы многих стран.

Для организации работ по перевозке грузов какого-либо направления судовладелец разрабатывает расписание, в котором указываются: наименования работающих судов, базовые, промежуточные обязательные и факультативные порты захода; дни и в некоторых случаях часы захода (отхода) судов.

Базовыми портами считается начальные и конечные порты линии, заход в факультативные порты осуществляется по мере накопления в них груза.

Организация линейного судоходства осуществляется под руководством судоходных объединений типа международных картелей. Такие объединения получили название судоходные линейные конференции.

Судоходные линейные конференции - это объединения судовладельцев, состоящие из юридически, экономически и организационно самостоятельных судоходных компаний, имеющие своей целью монополизацию перевозок и стабилизацию тарифов на конкретном направлении, ограничение конкуренции внутри конференции борьбу с конкуренцией судовладельцев, не входящих в конференцию (аутсайдеров).

Судоходные компании, входящие в линейную конференцию, сохраняют полную хозяйственную самостоятельность, за исключением тех вопросов, которые регламентируются конференцией. К этим вопросам могут относиться:

· объем перевозок или число отходов, устанавливаемых для каждого члена конференции на календарный период;

· уровень тарифов (иногда минимально допустимый), система скидок для грузоотправителей, общие типовые условия перевозки:

· порты обслуживания и последовательность заходов.

В настоящее время насчитывается около 400 линейных конференций. На мировом рынке линейных перевозок по географическим сферам деятельности выделяют шесть регионов:

Европейский - 30,5 %;

Североамериканский -14,2 %;

Латиноамериканский - 5,8 %;

Азиатский - 37,0 %;

Африканский -- 8,0 %;

Австралийский - 4,5 %.

(проценты - это доля общего количества конференций)

Лидирующее место на рынке линейного судоходства занимают судоходные компании США, Японии. Великобритании, ФРГ, Норвегии, Швеции, Дании. Судоходная компания может входить в один или сразу в несколько конференций, количество судоходных компаний в одной конференции колеблется от 5 - до 50 и более.

Конференции подразделяются на открытые и закрытые, вступление в открытую - свободно для любого судовладельца с определенным членским денежным взносом. Вступление в закрытую конференцию требует согласия всех членов объединения. Члены конференции по объему прав и обязанностей могут быть полноправными и ассоциированными, то есть имеется ограничение дан­ному члену со стороны конференции. Параллельно с конференцией работают судовладельцы, не являющиеся ее членами. Это, так называемые, линии аутсайдеры. Существуют терпимые аутсайдеры, которые перевозят оставшуюся часть груза и соблюдают конференциальные условия; и нетерпимые, ведущие конкурентную борьбу с конференциями.

Пулы. Другой формой картельного соглашения в линейном судоходстве является пул. Различают несколько видов пулов. Это, например, пулы по рас­пределению прибылей, по распределению доли (квоты) перевозок грузов или пассажиров, по постановке части флота на прикол и т.д.

Пул по распределению прибылей отличается от конференции тем, что чле­ны пула не могут самостоятельно распоряжаться своими доходами. Доходы каждого участника пула поступают в общую кассу, а затем, после вычета из них расходов по погрузке, выгрузке груза и других затрат, оставшаяся часть распре­деляется между членами по заранее установленным квотам. Доля каждого участника в прибылях зависит от удельного веса его флота, капитала и других факторов. В связи с тем, что доходы между участниками пула распространяются в твердо установленной пропорции, ни один из них не заинтересован, особенно в том, чтобы занимать дополнительной перевозкой или привлекать грузы путем предоставления скидок или какими-то другими способами.

В пуле, основанном на распределении объема перевозок, члены его догова­риваются о доле перевозок грузов или пассажиров, которая будет выполняться каждым из них. Контроль за выполнение установленных квот осуществляется путем проверки грузовых манифестов или пассажирских списков, периодически получаемых от всех членов.

К объединениям типа пула относятся и соглашения, в которых участники договариваются о постановке части флота на прикол. Участник соглашения, чей флот ставится на прикол, получает компенсацию от членов, флот которых работает. Ожесточенная борьба между членами этого вида объединения чаще всего возникает при установлении принципа распределения прибылей. Доля каждой компании обычно устанавливается ежегодно, так как в течение года нередко возникают изменения в объеме флота и капитала отдельных участников пула.

Пул - прочная организационная форма объединения судовладельцев, он может состоять из части членов конференции, а также в одной конференции могут быть несколько пулов грузовых, по фрахту или пул охватывает и то, и дру­гое.

Органом управления конференциями и пулами является собрание принципалов, собирающиеся несколько раз в год.

Текущие вопросы конференции между собраниями решает аппарат управ­ления или секретариат конференции.

Международные морские правила, которые регулируют взаимоотношения линейных конференций, были разработаны ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Данный документ получил название „Конвенция о Кодексе пове­дения литейных конференций". В документе впервые сделана попытка упорядочить на равноправной основе деятельность судовладельческих монополий на рынке линейного тоннажа.

Основой финансовых взaимоoтнoшeний при линейных перевозках является цена транспортной продукции, которая выражается в виде тарифа, объявляемо­го судоходной линией или конференцией. Уровень тарифа (min и max) строится не только на базе издержек судовладельца и планируемой прибыли, но и с уче­том дополнительных факторов, основными из которых являются конкуренто­способность в работе и платежеспособность грузовладельцев.

Политика и практика тарификации перевозок линейными конференциями является центральным вопросом кодексов вопросов линейных конференций.

Кодекс обязывает придерживаться следующих общих вопросов положений:

· уровень тарифов должен устанавливаться на таком уровне, который позволяет получить от перевозок разумную прибыль;

· тарифы должны базироваться на эксплуатационных расходах конференции (по круговому рейсу в прямом и обратном направлении):

· тарифные ставки необходимо строить с учетом свойств грузов, веса, объема и его ценности.

3. 2Трамповое и фидерное судоходства

В отличие от линейной формы организации перевозки грузов, суда трампового судоходства работают без расписания, по режиму, согласованному только между перевозчиком и грузовладельцем.

Основа трампового судоходства - перевозка массовых, крупнопартионных грузов целыми судами (зерно, руда, уголь, лес, цемент, сахар-сырец, нефтегрузы и т. п.).

Провозная плата (цена морской перевозки) формируется в трамповом судоходстве на так называемом открытом фрахтовом рынке, в условиях относительно свободной конкуренции, под непосредственным влиянием спроса и предложений на тоннаж и грузы. Эта цена перевозки устанавливается по соглашению сторон договора фрахтования для каждой конкретной сделки и фиксируется в чартере в виде ставки фрахта.

За последние десятилетия в связи с появлением многих новых источников промышленного, энергетического, стратегического и тому подобного сырья и значительной отдаленностью мощных промышленных предприятий от своих сырьевых баз возникла настоятельная потребность в регулярном снабжении поставщиками своих потребителей, то есть в организации регулярной доставки массовых грузов от сырьевых баз к промышленным предприятиям (например, доставка сырой нефти из Персидского залива в порты Японии и Европейского континента, из Алжира в порты Франции, зерна из Канады, Аргентины и Австралии в Европу и Азию и т. д.).

Таким образом на устойчивых направлениях грузопотоков массовых грузов на базе трампового судоходства возникла его особая разновидность, известная как регулярное трамповое судоходство, характерными особенностями которого является долгосрочное фрахтование, использование в нем преимущественно крупнотоннажноспециализированных судов (танкеров, рудовозов, фруктовозов и т. п.) и принадлежность значительной части флота торгово-промышленным монополиям (металлургическим, химическим, нефтяным и другим.

Что касается традиционной формы трампового судоходства по договорам фрахтования на единичные или ограниченное число последовательных рейсов, то она сохраняет свое значение в отношение тех перевозок, объемы и географическое распределение которых испытывают неустойчивость в силу климатических, сезонных и конъюнктурных колебаний. Сюда, в частности, относится сельскохозяйственное сырье, уголь, лес и ряд товаров, в торговле которыми существует большая конкуренция.

За этой формой организации судоходства остается и та часть перевозок, которая не покрывается собственным тоннажем промышленных монополий и флотом линейного судоходства и по тем или иным причинам не может быть охвачена долгосрочными договорами фрахтования.

Bзaимоoтнoшeния сторон в трамповом судоходстве регулируются чартером, коносамент же выполняет только функции товарораспорядительного документа и расписки в приеме груза к перевозке.

Чаше всего в трамповом судоходстве используются типовые формы чартеров, применяемые по отдельным видам грузов и направлениям перевозок.

По оценке ЮНКТАД международные морские перевозки коммерческих грузов распределяются примерно следующим образом:

сухогрузы около 50% ~ линейное судоходство;

-"- - - регулярное трамповое судоходство.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.