Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты, осуществляющие публичную финансовую деятельность




Межотраслевое значение публичной финансовой деятельности, которая призвана создать финансовую базу для реализации любых задач и функций публичной власти, обусловливает множественность государственных и муниципальных органов, участвующих в ее осуществлении. Помимо государственных и муниципальных органов в осуществлении публичной финансовой деятельности могут участвовать и иные субъекты, если они уполномочены занимать место властной стороны в организуемых публичным субъектом отношениях по формированию публичных фондов денежных средств, распоряжению средствами этих фондов и осуществлению контроля за их использованием. В частности, такими субъектами являются органы управления государственных внебюджетных фондов (например, Пенсионного фонда РФ). Хотя упомянутые внебюджетные фонды формально не являются органами государственной власти, на них возложены властные полномочия по управлению соответствующей частью публичных финансов (так, органы управления Пенсионного фонда РФ управляют средствами соответствующего целевого внебюджетного фонда денежных средств, предназначенного для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение).

Среди органов, осуществляющих публичную финансовую деятельность, могут быть выделены, с одной стороны, те, финансовая деятельность которых составляет лишь часть их компетенции, и с другой – те, которые специально созданы для осуществления финансовой деятельности.

К органам, финансовая деятельность которых составляет лишь часть их компетенции, могут быть отнесены Президент РФ, законодательные (представительные) органы власти, все органы исполнительной власти общей и отраслевой компетенции (кроме тех, которые специально созданы для осуществления именно финансовой деятельности). Так, Президент РФ, на основе выработанных им направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации, обращается к Федеральному Собранию РФ с ежегодным Бюджетным посланием, на котором основывается составление федерального бюджета на очередной финансовый год.

Органы законодательной (представительной) власти устанавливают и вводят налоги и сборы, рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов.

Органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, управление государственным и муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с финансовым законодательством.

Участие в финансовой деятельности тех органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления, которые осуществляют управление во вверенной им конкретной отрасли или сфере деятельности, выражается, прежде всего, в распределении выделенных им на решение соответствующих задач и функций средств бюджета между подведомственными органами и учреждениями. В частности, устанавливая для подведомственных образовательных учреждений задания на предоставление государственных или муниципальных образовательных услуг, орган, осуществляющий управление в сфере образования на соответствующем уровне власти или местного самоуправления, должен обеспечить эти учреждения и необходимым бюджетным финансированием.

<quest6< font="">Особое место в системе субъектов публичной финансовой деятельности занимают те из них, для которых осуществление такой деятельности составляет их специальную компетенцию. Прежде всего, к таким субъектам следует отнести контрольно-счетные органы законодательных (представительных) органов. На федеральном уровне это Счетная палата РФ, создание которой предусматривает п. 5 ст. 101 Конституции РФ. Статус Счетной палаты РФ регулируется Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации". В Санкт-Петербурге Контрольно-счетная палата имеет статус структурного подразделения Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Ее правовое положение определяется Законом Санкт-Петербурга от 26 мая 1995 г. № 57-8 "О Контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга». Контрольно-счетные органы законодательных (представительных) органов осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, целевых программ и иных нормативных актов по налогово-бюджетным вопросам.</quest6<>

В системе исполнительных органов власти к числу органов, специально созданных для осуществления публичной финансовой деятельности, относятся, прежде всего, финансовые органы, которые формируются как Российской Федерацией, так и субъектами РФ и муниципальными образованиями. На федеральном уровне финансовым органом является Министерство финансов РФ, статус которого регламентирован Бюджетным кодексом РФ (ст.165), а также Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации". Оно осуществляет выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в налоговой, бюджетной и иных сферах, непосредственное составление проекта федерального бюджета и организацию его исполнения, разрабатывает программы государственных заимствований и управляет государственным долгом Российской Федерации, осуществляет методологическое руководство в области бюджетного планирования, бюджетного учета и отчетности об исполнении бюджетов.

Изменение в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 системы федеральных органов исполнительной власти в рамках административной реформы привело к изъятию у Министерства финансов РФ, в частности, функции бюджетного контроля и правоприменительной функции по обеспечению исполнения федерального бюджета. Для целей осуществления этих функций были созданы самостоятельные федеральные службы, отнесенные к ведению Министерства финансов РФ.

<quest7< font="">Во-первых, статус федеральной службы получило Федеральное казначейство, правовое положение которого определяется Бюджетным кодексом РФ (ст. 166.1) и Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 "О Федеральном казначействе». Возглавляя единую централизованную систему территориальных органов, оно осуществляет правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы, а также осуществлению предварительного и текущего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета распорядителями и получателями.</quest7<>

Наряду с этим была создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, на которую возложены функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля, осуществляемые службой как непосредственно, так и через территориальные органы, действующие на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Ее правовой статус регламентирован Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора".

К ведению Министерства финансов РФ отнесена также Федеральная налоговая служба, правовой статус которой регулируетсяНалоговым кодексом РФ (ст.ст. 30-32), а также Законом РФ от 21 марта 1991 г. № 943-I "О налоговых органах Российской Федерации" иПостановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе». Она возглавляет единую централизованную систему органов контроля за соблюдением налогового законодательства, а в предусмотренных законодательством случаях, за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения в бюджетную систему иных обязательных платежей. Помимо этого на Федеральную налоговую службу возложены и иные функции, в том числе, осуществление контроля за соблюдением валютного законодательства.

<quest8< font="">В Санкт-Петербурге финансовым органом является Комитет финансов Санкт-Петербурга, правовое положение которого определяетсяПостановлением Правительства Санкт-Петербурга от 5 мая 2004 г. № 721 "О Комитете финансов Санкт-Петербурга". Он осуществляет проведение единой государственной финансовой, налоговой, бюджетной политики в Санкт-Петербурге и координацию в этой сфере иных органов исполнительной власти Санкт-Петербурга. Комитет финансов Санкт-Петербурга составляет проект бюджета Санкт-Петербурга, осуществляет организацию исполнения и исполнение бюджета Санкт-Петербурга, управляет государственным долгом и является единственным уполномоченным органом на осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий Санкт-Петербурга, а также выполняет методологическую функцию. В отличие от Министерства финансов РФ, лишенного в рамках административной реформы специальных контрольно-надзорных полномочий, Комитет финансов Санкт-Петербурга уполномочен осуществлять государственный финансовый контроль за осуществлением операций со средствами бюджета Санкт-Петербурга, для чего имеет в своем составе Ревизионное управление.</quest8<>

Особое место в системе субъектов, осуществляющих публичную финансовую деятельность, отводится Центральному Банку РФ, правовое положение которого определяется Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Статус Центрального Банка РФ отличает известная двойственность. С одной стороны, он является юридическим лицом, которое может совершать гражданско-правовые сделки с коммерческими банками и государством. С другой, – это главный банк государства, реализующий государственную политику в денежно-кредитной и банковской сферах и наделенный поэтому широкими государственно-властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой. Специфика статуса Центрального Банка РФ приводит к ограничению его функции банковского обслуживания: клиентами Центрального Банка РФ по общему правилу могут быть только банки и публично-территориальные образования. При этом именно на Центральный Банк РФ возлагается функция по обслуживанию счетов бюджетов всех уровней, а также по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.

<quest9< font="">Вместе с тем пределы участия Центрального Банка РФ в публичной финансовой деятельности весьма ограничены. Такое участие сводится, главным образом, к организации Центральным Банком РФ денежного обращения, поскольку без этого не может быть обеспечено нормальное функционирование публичных финансов. Представляется необоснованным отнесение к публичной финансовой деятельности выполнения Центральным Банком РФ операций по обслуживанию счетов бюджетов, поскольку такое облуживание осуществляется на основе заключения договора, имеющего гражданско-правовую природу.</quest9<>

<quest10< font="">Весьма специфический статус в системе субъектов, участвующих в осуществлении публичной финансовой деятельности, имеют и государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования). Все они создавались как самостоятельные государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, то есть юридические лица, имеющие собственные органы управления с однотипной структурой. Вместе с тем, не являясь государственными органами, они наделяются государственно-властными полномочиями по управлению соответствующими целевыми публичными денежными фондами. В рамках административной реформы статус государственных внебюджетных фондов не претерпел существенных изменений, а координация их деятельности была возложена в соответствии со ст. 19 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" на Министерство здравоохранения и социального развития РФ.</quest10<>


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.