Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет финансового права




Тема 2. Финансовое право в системе российского права

 

Финансовое право создает правовой режим публичной финансовой деятельности, являясь важнейшим условием организованности и упорядоченности в этой сфере.

Предметом финансово-правового регулирования являются, прежде всего, имущественные отношения, связанные с осуществлением у физических лиц и организаций налоговых и неналоговых изъятий публичного характера, накоплением денежных средств в публичных фондах и их последующим распределением в целях финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках реализации задач и функций государства или местного самоуправления. Речь идет о создании финансовой основы обеспечения обороны, безопасности и правопорядка, реализации социальных программ, воздействия на экономику и т. п.

Важной особенностью этих отношений является та, что они невозможны вне государственной (муниципальной) деятельности и организуются публичным субъектом в односторонне-властном порядке. Государство и муниципальные образования организуют имущественные (денежные) отношения с собственным участием, в которых им отводится роль властвующего субъекта, уполномоченного принимать в одностороннем порядке решения, обязательные для других субъектов. Тем самым создается правовой режим, позволяющий государству и муниципальным образованиям накапливать денежные средства в необходимом количестве и обеспечивать их использование в публичных интересах.

Таким образом, имеются все основания для характеристики финансовых отношений как властно-имущественных. Не случайно высказывается мнение о том, что тесная взаимосвязь организационной и имущественной сторон в финансовых отношениях дает основания считать их самостоятельным видом общественных отношений. В частности, такую позицию высказывал С. Н. Братусь(Предмет и система советского гражданского права. М., 1963. С.122.)

<quest1< font="">Вместе с тем, предмет финансового права не исчерпывается включением в него только властно-имущественных отношений. Распределительно-денежные процессы настолько сложны, что обусловливают создание таких механизмов, которые предотвращали бы злоупотребления в этой сфере и обеспечивали строгий контроль за движением финансовых потоков, своевременностью и полнотой налоговых изъятий, эффективностью вложения публичных финансовых ресурсов и т. д.</quest1<>

Все это приводит к моделированию публичным субъектом многочисленных связей и отношений, хотя и лишенных непосредственного имущественного содержания, но признаваемых неотъемлемым элементом финансового механизма, в частности, отношений по осуществлению налогового и бюджетного контроля. Поэтому в предмет финансового права включаются также и организационные отношения, связанные с осуществлением органами исполнительной власти управленческой деятельности в финансовой сфере.

Имеются также основания утверждать, что собственно организационные отношения в финансовой сфере возникают в связи с деятельностью не только исполнительных, но и представительных органов власти. Речь идет об отношениях по установлению и введению налогов, а также рассмотрению и утверждению бюджетов. На первый взгляд, эти отношения следует отнести к конституционным отношениям по принятию соответствующих актов законодательства.

Вместе с тем существенное влияние на правовую природу этих отношений оказывает то, что путем принятия таких актов публичный субъект регулирует властно-имущественные отношения с собственным участием, в рамках которых занимает позицию властной стороны. Поэтому закрепление специальных правил, обеспечивающих соблюдение требований конституционности при установлении и введении налогов, рассмотрении и утверждении бюджета становится существенным элементом финансового механизма в государстве, претендующем на статус демократического и правового. А это дает известные основания для включения соответствующих отношений в предмет финансового права.

<quest2< font="">Для современного периода развития финансового права характерно возобновление острых дискуссий относительно его предмета. Они связаны со стремлением целого ряда специалистов включать в предмет финансового права банковские, страховые, расчетные отношения, которые традиционно включались в предмет советского финансового права. В частности, подобные подходы обозначены в учебниках, выпущенных под редакцией Н. И. Химичевой (Финансовое право / Под ред. Н. И. Химичевой, 2-е изд. М., 1999. С.48.) и О. Н. Горбуновой (Финансовое право / Под ред. О. Н. Горбуновой. 2-е изд. М., 2000. С.455-470.)</quest2<>

Вместе с тем следует согласиться с мнением тех представителей финансово-правовой науки, которые полагают, что в условиях изменения структуры экономических отношений, разгосударствления экономики отпадают основания для подобного расширения предмета финансового права. Такую позицию активно отстаивает, в том числе, Д. В. Винницкий (Винницкий Д. В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб, 2003. С.82-83). Действительно, банковские, страховые, расчетные отношения в современных условиях напрямую не связаны с формированием публичных фондов денежных средств и в значительной мере составляют предмет гражданско-правового регулирования. Поэтому, основываясь на традиционных подходах, можно ставить вопрос о включении в предмет финансового права лишь отношений по организации денежного обращения, поскольку без этого невозможно существование публичных финансов.

Таким образом, представляется, что предметом финансового права охватываются властно-имущественные и связанные с ними организационные отношения по перераспределению в пользу государства и муниципальных образований части совокупного общественного продукта посредством налоговых и неналоговых публичных изъятий, формированию публичных денежных фондов, распоряжению средствами этих фондов, а также осуществлению контроля за их использованием в целях финансового обеспечения задач и функций публичной власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.