Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет поступления и использования запасов




Состав запасов бюджетных учреждений и задачи их учета

ТЕМА 7 УЧЕТ ЗАПАСОВ

7.1.Состав запасов бюджетных учреждений и задачи их учета

7.2.Учет поступления запасов

7.3.Учет использования запасов

7.4.Особенности учета продуктов питания

7.5.Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов

Порядок учета запасов БО регулируется «Инструкцией по учету запасов бюджетных учреждений», утв-й Приказом ГКУ от 08.12.2000 г. №125. Запасы|припасы| это оборотные|обратимые| активы в материальной форме, которые|какие| принадлежат учреждению и обеспечивают его функционирование (или находятся|перебывают,пребывают| в процессе производства продукции, выполнения работ, предоставления услуг) и будут использованы, как ожидается, на протяжении одного года.

Срок ожидаемой эксплуатации запасов|припасов| учреждения устанавливается центральным органом исполнительной власти по ведомственной подчиненности или (если такие нормативные документы отсутствуют) учреждением самостоятельно в момент приобретения запаса|припаса|.

Запасы|припасы| учреждений распределены на группы, которые соответствуют счетам, предусмотренным Планом счетов:

20 “Производственные запасы|припасы|";

21 “Животные на выращивании и откорме";

22 “Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" (МБП);

23 “Материалыа и продукты питания";

24 “Готовая продукция";

25 “Продукция сельскохозяйственного производства”.

В бюджетных организациях запасы могут поступать в результате:

- Приобретения за плату

- Безвозмездного получения

- Изготовления собственными силами.

Материальные ценности, поступающие на склад бюджетной организации, приходуются на основании надлежащим образом оформ­ленных первичных документов поставщиков (товарных накладных, товарно-транспорт­ных накладных и других документов).

При получении материальных ценностей со склада поставщика уполномоченному лицу выдается доверенность (типовая форма №М-2) на получение ценно­стей. Выписка доверенности производится в соответствии с Инструкцией о порядке регистрации выданных, возвращенных и ис­пользованных доверенностей на получение ценностей, утвержденной приказом Мини­стерства финансов Украины от 16.05.96 г. № 99, с изменениями и дополнениями.

Поступившие на склад бюджетной орга­низации запасы оформляются первичными документами, типовые формы которых утвер­ждены приказом Государственного казначей­ства Украины от 18.12.2000 г. № 130. Приемка и оприходование материальных ценностей оформляются на­кладной, которая составляется на основании товаросопроводительных документов в двух экземплярах.

Материальные ценности, поступающие на склад бюджетной организации, подвергаются проверке в отношении соответствия их ассортименту, количеству, указанным в сопрово­дительных документах. При получении запасов материально ответ­ственное лицо на документе поставщика или на акте приемки запасов должно расписаться в получении этих ценностей и принять их на ответственное хранение.

В случаях выявления расхождений между данными первичных документов и факти­ческим наличием материальных ценностей составляется акт сдачи-приемки материалов (форма № З-1). Акт составляется приемной комиссией в двух экземплярах с обязатель­ным участием заведующего складом и пред­ставителя поставщика, а в случае неявки последнего — представителя незаинтересо­ванной организации. Один экземпляр акта используется для учета принятых материаль­ных ценностей, а второй — для направления претензионного письма поставщику.

В целях обеспечения сохранности и пра­вильной постановки учета запасов необхо­димо обеспечить надлежащую организацию складского учета. Хранение материальных ценностей должно производиться в специ­ально приспособленных помещениях (скла­дах). Порядок размещения материальных ценностей в складских помещениях должен обеспечить быстроту операций по их прием­ке, выдаче и проведению инвентаризации. Ответственность за приемку, хранение и от­пуск материальных ценностей возлагается на материально ответственных лиц, назна­ченных приказом руководителя учреждения. С должностными лицами, отвечающими за сохранность материальных ценностей, за­ключается письменный договор о полной индивидуальной материальной ответственно­сти.

В учреждениях запасы учитываются по месту их ответственного хранения (нахож­дения) и в бухгалтерии.

Для аналитического учета запасов, в том числе материалов в пути, бухгалтерией и (или) материально ответственными ли­цами бюджетных учреждений применяются следующие учетные регистры:

Книга количественно-суммового учета (форма №З-6) - применяется для аналитического учета запасов в количественном и стоимост­ном выражении в бухгалтерии бюджет­ной организации. Открывается на год на основании ос­татков на начало года. В течение месяца записи в книге осуществляются на основании данных документов о приходе и расходе запасов (актов о приемке материалов, наклад­ных, заборных карточек, меню-требова­ний на выдачу продуктов питания). Для каждого наименования (сорта) в книге открываются отдельные аналитические счета. Ведется в одном экземпляре.

Книга количе­ственно-сум­мового учета (форма №З-6а) применяется в централизованных бухгалтериях для аналитического учета материальных ценностей в количест­венном и суммовом выражении. Открывается на год на основании ос­татков на начало года. Ведется в одном эк­земпляре. Открывается в разрезе аналитических счетов по каждому наименованию (сорту) запасов как в целом по всем обслуживае­мым учреждениям, так и с выделением по каждому учреждению (материально ответственному лицу).

Карточка коли­чественно-сум­мового учета (форма № З-7) применяется в учреждениях, где аналитический учет в бухгалтерии ведется не в книгах, а на карточках. Назначение карточки и порядок ее ведения аналогичны Книге количе­ственно-суммового учета ф. № З-6 и ф. № З-6а.

Книга склад­ского учета за­пасов (форма №З-9) - применяется для учета материалов, продуктов питания, готовых изделий и других запасов (кроме драгоценных металлов для протезирования, меди­каментов и перевязочных средств) на складе (в кладовой). Ведется материально ответственным лицом по наименованию, сортам и количеству запасов. В течение месяца записи в книге осу­ществляются на основании данных до­кументов о приходе и расходе запасов (актов о приемке материалов, наклад­ных, заборных карточек, меню-требо­ваний на выдачу продуктов питания). После каждой записи определяется остаток материалов. Не реже одного раза в квартал бух­галтерия сверяет свои записи по учету запасов с записями, ведущимися на складе (в кладовой), о чем в конце книги выполняет соответствующие за­писи, а также приводит свои замеча­ния и предложения по ведению книги. На каждое наименование (вид) запасов в книге открывается отдельная страница. Ведется в одном эк­земпляре. При ведении записей по номенклатурным но­мерам в книге допол­нительно указывается номенклатурный номер.

Оборотная ве­домость (форма № З-11) - применяется для сверки данных по уче­ту запасов в бухгалтерии и на складе (в кладовой). Открывается на год и составляется ежемесячно на основании данных бух­галтерского учета по каждой группе аналитических счетов, объединенных соответствующим синтетическим сче­том. Ведется в количественном и стои­мостном выражении по наименованиям и номенклатурным номерам. По каждому субсчету в ведомости подсчитываются обороты и выводятся остатки на начало месяца, которые должны соответствовать данным синте­тических счетов. Ведется в одном эк­земпляре.

Опись карточек по учету запа­сов (форма № З-14) - применяется для регистрации карточек учета запасов в учреждениях, где ана­литический учет в бухгалтерии ведется не в книгах, а в карточках. Регистрация карточек в описи осуще­ствляется на дату их открытия. Ведется в одном эк­земпляре.

Типовые формы указанных регистров утверждены приказом Государственного ка­значейства Украины от 18.12.2000 г. № 130.

Инструкцией № 125 предусмотрено, что аналитический учет запасов, приобретенных за счет средств специального фонда, ведется в тех же учетных регистрах, но отдельно от запасов, приобретенных за счет средств общего фонда.

Согласно Инструкции № 125 учреждение может дополнительно вести учет запасов по номенклатурным номерам.

Номенклатурный номер — это условный числовой код учета, который присваивается группе предметов одного наименования, ка­чества и цены.

Номенклатурный номер имеет семь знаков: первые три знака означают субсчет, четвер­тый — подгруппу, три последние — поряд­ковый номер предмета в подгруппе.

В бухгалтерии учет запасов ведется в ко­личественном и суммовом выражении по наименованиям запасов и материально ответ­ственным лицам. Бухгалтерия систематиче­ски осуществляет контроль за поступлением и расходованием запасов, находящихся на складе, а также проводит проверку данных бухгалтерского учета с данными, ведущими­ся на складе, о чем делает соответствующую отметку в книгах или карточках складского учета запасов.

В бухгалтерском учете приобретенные запасы зачисляются на баланс бюджетной организации по первоначальной стоимости, которая подразделяется на:

- первоначальную — стоимость приобре­тения, получения, изготовления запасов;

- справедливую — первоначальная стои­мость запасов, полученных учреждением безвозмездно;

- восстановительную — измененная пер­воначальная стоимость после проведения переоценки.

Инструкцией № 125 определено, что не относятся на увеличение первоначальной стоимости запасов:

1) расходы, связанные с наймом транс­порта для перевозки запасов. Эти затраты от­носятся на фактические расходы учреждения и отражаются по коду экономической клас­сификации расходов 1135 «Оплата транс­портных услуг и содержание транспортных средств»;

2) суммы НДС, уплаченные при приобре­тении запасов. В зависимости от источника приобретения, указанные суммы относятся:

- на расходы учреждения по соответст­вующим кодам экономической классифика­ции расходов — при приобрете­нии запасов за счет средств общего фонда сметы;

- в состав налогового кредита — при приобретении запасов за счет средств спе­циального фонда. При этом суммы НДС, уплаченные при приобретении запасов, могут быть отнесены в состав налогового кредита только в том случае, если бюджет­ная организация зарегистрирована в ка­честве плательщика НДС. Если же она не является плательщиком НДС, то эти суммы относятся на расходы по соответствующим кодам экономической классификации рас­ходов;

Операции по приобретению запасов бюд­жетными организациями в бухгалтерском учете отражаются такими записями:

 

Таблица 7.1 - Операции по приобретению запасов

№ п/п Содержание хозяйственной операции Дебет субсчета Кредит субсчета  
Приобретение запасов за счет средств общего фонда  
  Оприходованы запасы:  
оборудование для отопительной системы      
продукты питания      
хозяйственные материалы      
горюче-смазочные материалы      
  Отнесена на расходы учреждения сумма НДС, упла­ченного при приобретении запасов 801, 802      
  Перечислена оплата:  
за полученные запасы   311, 321  
за транспортные услуги   311, 321  
  Списана на расходы учреждения стоимость транс­портных услуг 801, 802    
Приобретение запасов за счет средств специального фонда
Бюджетная организация не является плательщиком НДС
  Оприходованы запасы:
материалы для учебных целей    
продукты питания    
канцелярские принадлежности    
  Отнесена на расходы учреждения сумма НДС, упла­ченного при приобретении запасов 811 -813    
  Перечислена оплата:
за полученные запасы   313, 323
за транспортные услуги   313, 323
  Списана на расходы учреждения стоимость транс­портных услуг 811 —813    
Бюджетная организация является плательщиком НДС
  Перечислена предоплата поставщику   313, 323
  Отражена сумма налогового кредита по НДС   641/1*
  Оприходованы запасы:
материалы для учебных целей    
продукты питания    
канцелярские принадлежности    
  Списана сумма налогового кредита по НДС 641/1  
  Перечислена оплата за услуги по транспортировке запасов   313, 323  
  Отражена сумма налогового кредита по НДС (в час­ти услуг по транспортировке)   641/1  
  Списана на расходы учреждения стоимость услуг по транспортировке запасов 811 -813    
  Списана сумма налогового кредита по НДС 641/1  
           

* Поскольку Планом счетов не предусмотрен отдельный субсчет для учета сумм налогового кредита по НДС, считаем целесообразным для учета этих сумм открыть дополнительный субсчет к субсчету 641.

 

Одним из источников получения запасов для бюджетных организаций является благо­творительная помощь, а также безвозмездно предоставленные другими организациями, предприятиями товарно-материальные цен­ности.

Запасы, полученные бюджетной организа­цией безвозмездно, принимаются комиссией, созданной приказом руководителя учреж­дения, в состав которой обязательно долж­ны быть включены работник бухгалтерии и представитель вышестоящей организации. Приемка ценностей производится путем пе­ресчета, взвешивания в присутствии мате­риально ответственного лица. На принятые материальные ценности комиссия составляет акт приемки, в котором указывает наимено­вание, количество и стоимость полученных материальных ценностей по рыночным сво­бодным ценам на их аналогичные виды. Дан­ные акта приемки являются основанием для отражения в учете поступивших запасов.

Согласно требованиям Инструкции № 125 первоначальной стоимостью запасов, получен­ных бюджетной организацией безвозмездно, является их справедливая стоимость, которая и должна быть указана в акте приемки.

Учет запасов, полученных в качестве гуманитарной помощи, в бухгалтерии и у материально ответственных лиц ведется в об­щем порядке, однако отдельно от запасов, приобретенных учреждением за счет средств общего фонда или специального фонда сметы доходов и расходов.

В бухгалтерском учете операции по без­возмездному получению запасов бюджет­ными организациями отражаются такими записями:

Таблица 7.2 - Операции по без­возмездному получению запасов

№ п/п Содержание хозяйственной операции Дебет субсчета Кредит субсчета
  Получены спонсорские, благотворительные взносы и прочая гуманитарная помощь (в том числе в нату­ральной форме) 318, 324    
  Получены материалы и продукты питания как гумани­тарная помощь 231-236, 238, 239  
  Израсходованы спонсорские и благотворительные взносы   318, 324  
  Списаны использованные материалы и продукты пита­ния на основании подтверждающих документов   231 -236, 238, 239



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.