Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коллективные трудовые правоотношения




Понятие, виды и содержание коллективных трудовых правоотношений. Как мы уже отмечали ранее, в сфере труда возникают и реализуются самые различные интересы – индивидуальные, корпоративные, общесоциальные. Будучи упорядоченными правом, эти интересы приобретают юридическую форму соответствующих правоотношений.

В рамках трудовых правоотношений реализуются, главным образом, индивидуальные (частные) интересы двух субъектов – работника и работодателя,78 связанные с использованием работодателем в своих хозяйственных целях способности работника к труду.

Однако сфера субъективного трудового права не ограничивается только отношениями, связанными с применением труда, она включает в себя правоотношения, в которых выражаются в виде субъективных прав (юридических обязанностей) и реализуются иные социально значимые интересы. В числе последних – коллективные (корпоративные) интересы, опосредуемые трудовым правом. Соответственно, наряду с индивидуальными можно говорить о коллективных трудовых отношениях. (При этом нужно еще раз заметить, что эти отношения именуются трудовыми, или социально-трудовыми, не потому, что они опосредуют применение труда, а в силу того, что будучи тесно связанными и обусловленными трудовыми отношениями, они входят в сферу трудового права).

Коллективные трудовые правоотношения возникают в тех двух областях, которые опосредуются нормами трудового права – это а) рынок труда и б) сфера управления трудом (хозяйская сфера работодателя).

Соответственно, указанные правоотношения складываются в связи с упорядочением интересов, возникающих и реализуемых как на рынке труда, так и в сфере управления трудом. Поскольку, таким образом, их целевое назначение – обеспечить взаимоувязывание и примирение в границах права различного рода интересов, зачастую не просто несовпадающих, но противоречащих друг другу, причем все эти интересы признаются социально значимыми, – постольку носители этих отношений должны рассматриваться как социальные партнеры, а вся система такого рода отношений – социальным партнерством в сфере труда.

Участниками коллективных трудовых правоотношений наше законодательство признает: а) работодателей; б) объединения работодателей; в) коллективы работников, действующих через своих представителей; г) профессиональные союзы и д) государство.

Поскольку, как уже отмечалось, интересы каждой из перечисленных групп субъектов признаются существенными в равной степени, юридической формой возникающих с их участием отношений является договор. Следовательно, одностороннее обязывание в рамках этих отношений одним субъектом другого – невозможно.

Впрочем, следует отметить, что действующее на сегодняшний день в нашей стране трудовое законодательство устанавливает исключение из общего правила для одного из субъектов, а именно, – профессиональных союзов. Государство наделяет профсоюзы властными полномочиями в отношениях последних с работодателем в сфере управления трудом. Поскольку эти права являются статутными, они безусловно обязывают работодателя перед профсоюзом или его выборным органом. Соответственно, в настоящее время государство, сложившее с себя самого функцию непосредственного (прямого) управления трудом, легализовало в нормах трудового законодательства в качестве субъекта такого управления профессиональный союз, превратив его тем самым в своего публичного агента. Такое положение вещей плохо согласуется с природой указанной общественной организации, вряд ли является логичным и требует пересмотра.

Принимая во внимание указанные категории участников коллективных трудовых правоотношений, мы можем выделить их отдельные виды. Итак, с точки зрения субъектного состава можно различать коллективные трудовые отношения, возникающие:

47. Между отдельным работодателем и коллективом работников организации работодателя, а также обособленного структурного подразделения (филиала, представительства), и т. д. Правовая связь между указанными субъектами имеет форму коллективного договора. Следует подчеркнуть, что в данное правоотношение трудовой коллектив вступает не непосредственно, а через соответствующего представителя, причем институт такого представительства нельзя отождествлять с институтом представительства в гражданском праве. В качестве представителя выступает действующая в предприятии профсоюзная организация либо «иной представительный орган» трудового коллектива.
Данная юридическая конструкция смоделирована действующим законодательством, и она вряд ли может быть признана удачной. 
Дело заключается прежде всего в том, трудовой коллектив не может выступать в качестве субъекта права. Будучи элементом организационной структуры (организации) хозяйской сферы работодателя, он настолько же субъект права, насколько им является любой другой элемент данной организационной структуры (скажем, правление, совет директоров, собрание акционеров в акционерном обществе); т. е., иными словами, как и все остальные органы юридического лица, он не является субъектом права. Соответственно несуществующим субъектом права является и его выборный представительный орган. Не будучи субъектом права, трудовой коллектив как таковой не может быть ни субъектом (объектом) управления, ни субъектом юридической ответственности.
Но, в то же время, нельзя исключить наличия однородных интересов у отдельных работников – членов трудового коллектива. Эти интересы, будучи общественно значимыми, могут и должны быть выявленными, представленными и защищенными. В качестве субъекта, призванного и способного сделать это, выступают во всем мире профессиональные союзы, которые в лице соответствующих своих организаций и должны представлять интересы работников в рамках коллективно-договорных правоотношений.79

48. Между объединением работодателей и объединением работников. В ряде случаев в качестве третьей стороны в возникающих правоотношениях выступает также и государство в лице своих исполнительных органов. Юридической формой такого правоотношения является коллективное соглашение.
 Содержанием указанных правоотношений являются права и обязанности их участников, в том числе: а) права и обязанности, возникающие в связи с ведением коллективных переговоров и заключением коллективного договора (соглашения); б) права и обязанности, устанавливаемые сторонами в самом коллективном договоре (соглашении) и в) права и обязанности, возникающие в конфликтной форме социального партнерства (в ходе разрешения коллективного трудового спора).

Характеризуя указанные права и обязанности с точки зрения их источника, следует отметить, что их система сочетает в себе как акты воли государства (статутные), так и результат договорного компромисса сторон (договорные права и обязанности). Так, например, в системе прав и обязанностей, принимаемых на себя сторонами в ходе ведения коллективных переговоров, очевидно превалируют статутные права и обязанности, причем устанавливаемые императивными нормами законодательства о труде (стороны коллективных переговоров могут лишь конкретизировать, уточнить эти права и обязанности с учетом специфики места и времени ведения переговоров). То же самое можно сказать и о процедурах разрешения коллективного трудового спора.

Что касается прав и обязанностей, составляющих содержание соответствующего договора или соглашения, то понятно, что их источником является согласованная воля сторон, и государство влияет на это содержание, скорее в декларативно-рекомендательном, нежели в императивном плане.

Правоотношения с участием профессиональных союзов. Конкуренция на рынке труда является несовершенной конкуренцией. Проявлением этого, в частности, является то обстоятельство, что рынок труда функционирует не только как саморегулирующаяся система, но подвергается регулятивному воздействию со стороны лиц, которые, сами по себе не являются его субъектами. В числе таких субъектов наиболее активную роль играют профессиональные союзы.

Таким образом, профсоюзы, вне зависимости от своей политической ориентации, во-первых, являются порождением и проявлением известного противоречия между трудом и капиталом; во-вторых, они не могут не исповедовать идеологии активного вмешательства в саморегуляцию рынка труда, проведения активных интервенционистских методов воздействия на экономику. Профессиональные союзы вступают на рынок труда на стороне работников в целях определения условий применения труда этих работников, являющихся членами профсоюза. Основной формой, в которой выражается деятельность профессиональных союзов, является ведение коллективных переговоров с предпринимателями, давление на предпринимателей посредством объявления забастовки, а основным результатом такой деятельности является коллективный договор, соглашение между профсоюзом и работодателем. Поскольку основным пунктом коллективных переговоров и заключаемых соглашений выступают условия оплаты труда наемных работников - членов профессионального союза, профсоюзы пытаются урегулировать рынок труда посредством, с одной стороны, давления на спрос на рабочую силу, т. е. посредством оказания давления на предпринимателей при заключении коллективного договора, а с другой стороны, дисциплинирования каким-то образом предложения труда с тем, чтобы создать наиболее выгодную конъюнктуру рынка труда. С этой целью профсоюзы стремятся объединить свои силы перед предпринимателем, а также увеличить численность работников, охваченных членством в профсоюзе, либо устранить с рынка труда лиц, не являющихся членами данного профсоюза. Одновременно политика профсоюзов если не всех, то значительной части индустриально развитых стран имеет целью унифицировать условия применения наемного труда по возможности в масштабах всей национальной экономики, ориентируясь на заключение так называемых генеральных тарифных соглашений (генеральных договоров). Например, Ф. Шмидт указывает, что ЦОПШ (Центральное объединение шведских профсоюзов) заинтересовано в том, чтобы система генерального договора обеспечивала единую политику в области заработной платы, т. е. равный труд должен оплачиваться одинаково независимо от того предприятия (сектора промышленности), где осуществляется конкретная работа. Эта система также предполагает, что рабочим, получающим заработную плату ниже среднего национального уровня, будет пропорционально увеличена оплата с тем, чтобы уменьшить существующие различия между высоко- и низкооплачиваемыми работниками.80 Насколько можно судить, сходные цели преследуют профессиональные союзы и других промышленно развитых стран. По мнению французских профсоюзов сфера коллективных переговоров должна быть как можно шире, чтобы для максимального числа трудящихся были созданы одинаковые условия.81 Как свидетельствует опыт, основной областью, которая интересует профсоюзы при регулировании рынка труда, является политика заработной платы. П. Самуэльсон указывает на три основных способа, выработанные американскими профсоюзами для повышения размеров заработной платы82 (по-видимому, они являются характерными для всех профсоюзов стран с рыночной экономикой):

• ограничение предложения труда;

• в процессе переговоров с предпринимателями оказание на них давления путем использования своего экономического могущества;

• повышение производственного спроса на труд.

Ограничение предложения труда (1) осуществляется профсоюзами посредством требований о введении иммиграционных барьеров, законодательного ограничения продолжительности рабочего времени, установлением высоких вступительных взносов в профсоюз, продолжительного срока обучения кадров по данной профессии. Используется и такая мера, как отказ от приема в профсоюз новых членов и закрепление в коллективных договорах запрета принимать на работу лиц, не состоящих в данном профсоюзе. Впрочем, замечает П. Самуэльсон, это - история профсоюзного движения.

С целью ограничения предложения труда профсоюзами используются и более тонкие способы, в частности, скрытое ограничение трудовой нагрузки (установление норм переноски тяжести в смену, ограничение ширины малярной кисти или количества одновременно обслуживаемых ткацких станков и т. д.) либо косвенного характера мероприятия, направленные на ограничение интенсивности труда.

Повышение ставки заработной платы (2) в результате коллективных переговоров применяется американскими профсоюзами постольку, поскольку ими осознано, что ограничение предложения труда - задача производная: при высоких стандартных ставках заработной платы предприниматели будут нанимать столько рабочих, сколько посчитают нужным, а любое число желающих поступить на работу, остающееся сверх этого, будет автоматически устраняться с рынка труда.

Повышение спроса на труд (3) обеспечивается профсоюзами путем применения всякого рода средств, таких, как реклама товаров, - и тем самым повышение потребительского спроса на них, помощь предпринимателям в поддержании монопольно высоких цен с направлением части сверхприбыли на повышение заработной платы.

Необходимо сказать, что специалистами отмечается тесная взаимосвязь величины заработной платы и уровня занятости - чем выше ставки заработной платы, устанавливаемые в результате коллективных переговоров с участием профессиональных союзов, тем ниже уровень занятости. Правда, в реальной действительности такая взаимосвязь не имеет очевидного характера, поскольку указанная зависимость осложняется множеством дополнительных факторов (например, степенью охвата членством в профсоюзах рабочих данной профессии, потребность в выпускаемой продукции и т. п.).83

Итак, анализируя деятельность профсоюзов как фактор, обеспечивающий воздействие на рынок труда, мы можем дать весьма неоднозначную оценку этой деятельности. В целом такая оценка сводится к тому, что профсоюзы стремятся играть активную роль на рынке труда и в обществе в целом (поскольку вплоть до последнего времени профсоюзы многих европейских стран в качестве стратегической задачи ставили изменение организации общества). Основное направление деятельности профессиональных союзов во всех странах - это оказание влияния на заработную плату. Притом профсоюзы, как правило, стремятся решить две задачи: во-первых, различными способами обеспечить рост заработной платы членам профсоюза и, во-вторых, исходя из соображений социальной справедливости, по возможности унифицировать условия оплаты труда. В целях решения указанных задач профсоюзы стремятся монополизировать рынок труда, прежде всего посредством образования общенациональных ассоциаций.

Вместе с тем деятельность профсоюзов создает дополнительные проблемы на рынке труда как для общества в целом, так и для отдельных его членов. В деятельности профессиональных союзов прослеживается своего рода «корпоративный эгоизм», отражающий наличие корпоративных профсоюзных интересов. В частности, требование повышения заработной платы для членов профсоюза влечет за собой устранение с рынка труда определенного числа социально активных граждан, т. е. уровень заработной платы взаимосвязан с уровнем занятости, причем действия профсоюзов оказывают отрицательное влияние на состояние занятости. В ряде случаев деятельность профессиональных союзов ограничивает права человека (например, в случае введения системы «закрытого цеха»). Поэтому не случайно политика профессиональных союзов подвергается критике в западной юридической литературе. Как отмечается в литературе, уязвима политика профсоюзов в области тарифов заработной платы: они игнорируют интересы недостаточно производительных работников, не очень молодых и не очень здоровых, и это одна из причин безработицы; они не принимают во внимание опасность, существующую для деятельности определенных отраслей (например, сталелитейной); стремление немедленно отразить в тарифных соглашениях рост производительности труда лишь ускоряет рационализацию и ведет к сокращению числа рабочих мест; профсоюзы между тем выступают против увеличения сменности и других мер, предлагаемых предпринимателями для лучшего использования производства.84 Стремление профсоюзов унифицировать условия оплаты труда и господство на рынке картелеподобных объединений ведут к нежелательным тенденциям - например, к утрате рынком гибкости. Тем самым во многом утрачивается важная в народнохозяйственном отношении регулирующая функция тарифной системы в виде дифференцированных тарифных соглашений, учитывающих требования рынка труда и особенности отраслей и регионов. В результате условия труда приобретают закостенелую форму. В этих условиях профсоюзы теряют своих членов и вынуждены менять свою стратегию. Следует отметить, что тенденция к сокращению численности профсоюзов наметилась не только в Германии, она характерна и для других индустриально развитых стран. Например, во Франции к концу прошлого столетия профсоюзы объединяли менее 10 процентов работающих по найму, в то время как десять лет назад их было минимум в два раза больше.85 Как видим, тенденция к падению численности членов профсоюзов наметилась по крайней мере с конца 70-х годов. По данным И. Липсица, число членов профсоюзов США и Турции составляет около 20 процентов, Японии, Германии и Италии - от 30 до 40 процентов. Наибольшее количество работников наемного труда объединяли до последнего времени профессиональные союзы северных стран Европы.86

Основные (статутные) права и обязанности профессиональных союзов. Основу содержания правосубъектности профсоюзов составляет, во-первых, их способность выявлять и закреплять (фиксировать в определенной форме) интересы своих членов, а во-вторых, способность представлять и защищать эти интересы. Соответственно можно говорить об отношениях двух видов с участием профсоюзов - это отношения внутриорганизационные и отношения профсоюза с внешними субъектами. Отношения первого вида имеют своим содержанием главным образом взаимные права и обязанности профсоюза и его членов. Субъектами указанных отношений выступают отдельные члены профсоюзов, звенья его организационной структуры и профсоюз в целом. Основное назначение внутриорганизационных отношений - обеспечение функционирования профсоюза для выполнения им своей социальной роли. Поэтому задачей этих отношений является выявление общих интересов членов профсоюза и их фиксация в установленном порядке, а также получение имущественных средств, необходимых для жизнедеятельности профсоюза. Конкретный набор взаимных прав и обязанностей профсоюза и его членов (элементов организационной структуры) определяется уставом профсоюза, который, следовательно, является системой корпоративных норм. Поскольку российское законодательство декларирует независимость профсоюза от различных социальных структур, в том числе от органов исполнительной власти государства (п. 1 ст. 5 Закона о профсоюзах), возникает вопрос о возможности регламентации прав и обязанностей, возникающих в рамках внутриорганизационных отношений профсоюза, нормами статутного права (законодательства). Такая регламентация возможна, допустима и, более того, необходима для обеспечения социально значимых интересов граждан и общества в целом. Поэтому законодательство совершенно оправданно определяет, например, права граждан, связанные с организацией и членством в профессиональном союзе (возраст вступления в профсоюз, добровольность членства), основы организационной структуры и правосубъектности профессионального союза.

Что касается отношений с внешними субъектами, то мы не имеем возможности дать им здесь исчерпывающую характеристику, да, собственно, это и не входит в нашу задачу. В целом эти отношения могут быть охарактеризованы следующим образом: а) цель их установления – представительство и защита интересов членов профсоюза, в силу чего всю совокупность прав, возникающих в рамках указанных отношений, можно было бы определить как представительские права; б) основный принцип, определяющий их возникновение и содержание - это принцип социального партнерства; в) их содержание, в общем, может быть подразделено на три группы прав - права участия, права контроля и права, условно говоря, давления (характерный пример такого рода права - право на забастовку). В связи с указанной классификацией прав профсоюза необходимо отметить три момента. Во-первых, граница между правами участия и правами контроля достаточно условна, ибо, с одной стороны, реализация контрольных полномочий есть само по себе не что иное, как участие в организации деятельности соответствующей социальной структуры; с другой стороны, участие в деятельности какой-либо социальной структуры имеет, помимо прочих, своей целью осуществление контроля за этой деятельностью. Во-вторых, в силу того, что сама по себе правосубъектность профессионального союза носит служебный характер, ибо ориентирована на обеспечение представительства интересов работника, все права профсоюза с этой точки зрения являются правами участия: профсоюз наряду с другими социальными образованиями, включая государство, своей деятельностью участвует в реализации социально значимых интересов трудящихся. В-третьих, из сказанного выше вытекает, что если не все, то весьма значительная часть прав профсоюзов, приобретаемых и реализуемых ими во взаимоотношениях с внешними субъектами, одновременно являются и их обязанностями. Иными словами, если профсоюз создан в целях защиты законных интересов своих членов, то такая защита в различных областях общественной жизни составляет его обязанность по отношению к членам профсоюза, однако реализована эта обязанность в отношениях с внешними субъектами может быть только в рамках тех статутных прав, которые установлены для профсоюзов действующим законодательством. Правовая природа такого рода прав-обязанностей, характер взаимосвязи составляющих эту категорию элементов - эти и другие вопросы составляют чрезвычайно сложную и интересную проблему.

По субъектному составу отношений с участием профессионального союза выделяются (ст. 15, ст. 16 Закона о профсоюзах): а) отношения с работодателями и объединениями радотодателей (как на внешнем рынке труда, так и на внутреннем, т. е. в сфере управления трудом); б) отношения с государством и органами местного самоуправления; в) трехсторонние отношения с участием профсоюзов, работодателей и государства; г) отношения с работниками, не являющимися членами профсоюза; д) отношения с другими представительными органами работников.

Значительный объем прав и обязанностей профсоюзы реализуют в своих отношениях с работодателями. Реализуя идею социального партнерства, профессиональные союзы представляют интересы работников при установлении условий труда и заработной платы. Основная организационная форма такого участия – ведение коллективных переговоров, заключение договоров (соглашений) с работодателями на всех уровнях структуры общества, начиная от уровня предприятия и кончая федеральным уровнем. Следует отметить, что за пределами предприятия идея социального партнерства реализуется в рамках трехсторонних отношений (с участием государства), т. е. на основе принципа трипартизма. Права участия в реализации принципа социального партнерства сопровождаются контрольными правами профсоюза (право контроля за соблюдением заключенных коллективных договоров и соглашений), а также правом на участие в урегулировании коллективных трудовых споров.

Значительный объем прав профсоюзов законодательство устанавливает в сфере управления трудом. Как мы уже имели возможность отметить ранее, общее право работодателя на управление трудом работника (его хозяйская власть) предполагает наличие правомочий трех видов: во-первых, это нормотворческая власть, во-вторых, это административно-диспозитивная власть, в-третьих, это дисциплинарная власть. Профессиональные союзы (первичные профсоюзные организации) в силу закона имеют и реализуют свои права участия и контрольные права при осуществлении работодателем всех указанных трех разновидностей своей хозяйской власти. Кроме того, поскольку в силу закона на работодателя возлагается обязанность надлежащим образом организовать труд работника, включая создание для него соответствующих условий труда, профессиональные союзы осуществляют контроль за выполнением работодателем этой своей обязанности, т. е. они наделены правом контроля за соблюдением законодательства о труде (ст. 19 Закона о профсоюзах) и обеспечением охраны труда работников (ст. 20 Закона). При этом как участие, так и контроль реализуются в двух организационно-правовых формах: условно говоря, извне организационных структур работодателя и изнутри упомянутых структур. В первом случае профсоюзы (профсоюзные организации) либо специализированные органы профсоюзов – инспекции труда вступают во взаимодействие с работодателями как автономные субъекты права. Во втором случае профсоюзы по уполномочию работников вводят своих представителей в соответствующие коллегиальные органы управления организацией, которые, таким образом, принимают участие в выработке и реализации решений этих коллегиальных органов. Такого рода форма участия (и контроля) профсоюзов предусмотрена действующим законодательством (п. 3 ст. 16 Закона о профсоюзах), что в общем соответствует мировой практике (в частности, этот вопрос регулируется законодательством Швеции), однако очевидно, что организационно-правовой механизм реализации указанного права еще ждет своей разработки.

Профессиональные союзы вступают в отношения с государством, в рамках которых также реализуют определенный объем правомочий. Прежде всего, профсоюзы в качестве представителей интересов работников принимают участие в ведении трехсторонних переговоров (при участии работодателей и объединений работодателей, а также государства) и заключении коллективных соглашений. Однако помимо этого они участвуют в отношениях с государством и двустороннего характера. Как уже отмечалось, связь профсоюзы - государство проявляется при осуществлении государственной регистрации профсоюзных организаций в качестве субъекта права - юридического лица. Наряду с этим профессиональные союзы реализуют ряд субъективных статутных прав и обязанностей в отношениях с различными звеньями государственной структуры. Права участия сводятся к участию в формировании самих органов государственной власти и органов местного самоуправления (п. 2 ст. 15 Закона о профсоюзах), их деятельности (п. 3 ст. 15), а также к участию в выработке нормативных актов различного уровня, разработке социально-экономических программ и их реализации. Здесь следует прежде всего отметить, что если действовавшее до сих пор трудовое законодательство закрепляло за профессиональными союзами в лице их федеральных органов право законодательной инициативы (ч. 5 ст. 226 КЗоТ РФ), то ни Закон о профсоюзах, ни Трудовой кодекс РФ не упоминают об этом праве. Согласно ст. 11 Закона органы государственной власти, исполнительные и муниципальные органы рассматривают проекты нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников с учетом предложений или мнения соответствующих профсоюзов. Кроме этого профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Профессиональные союзы принимают участие в разработке государственных программ занятости (ст. 12 Закона), по охране труда и окружающей природной среды (ст. 20), формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня (ст. 22), в реализации программ приватизации государственного и муниципального имущества. Принимая участие в выработке и реализации соответствующих программ, профсоюзы выполняют и свои контрольные функции, реализуя соответствующие статутные права контроля.

В соответствии с Законом профессиональные союзы выступают представителями интересов не только своих членов, но и работников, не являющихся их членами. Согласно Закону (ст. 11) профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают коллективные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах. Такое представительство и защита осуществляются профессиональными союзами «в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке».

Наконец, профсоюзы вступают в отношения с другими представительными органами работников. Такие отношения строятся на основе сотрудничества, причем наличие иных представительных органов работников в организации не может использоваться для воспрепятствования деятельности профсоюзов (п. 1 ст. 16 Закона о профсоюзах). Профсоюзы вправе выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания в иные представительные органы работников в организации, однако участие профсоюзных представителей в работе этих органов не лишает их права непосредственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза (п. 2, п. 4 ст. 16 Закона).

Перечисленные выше и некоторые другие статутные права профессиональных союзов характеризуют его социально-правовую природу как организации, призванной представлять и защищать общественно значимые интересы определенной социальной группы общества и соответственно как субъекта социального партнерства. Все остальные статутные права могут быть определены в широком смысле как гарантии, обеспечивающие возможность правомерной деятельности профсоюзов.

Говоря о гарантиях деятельности профсоюзов, необходимо сделать два предварительных замечания. Во-первых, все такие гарантии могут быть разделены на две большие группы - юридические и неюридические. Будучи облеченными в правовую форму, гарантии в силу этого обстоятельства приобретают форму соответствующих субъективных прав, присваиваемых профсоюзам на том или ином правовом основании. Во-вторых, нужно учитывать целевое назначение самого статутного профсоюзного права: законодательствуя в отношении профессионального союза, государство тем самым определяет те формы легального правомерного поведения данного субъекта, которое он вправе осуществлять, а соответственно, государство тем самым гарантирует возможность такого поведения. Следовательно, вся совокупность статутных профсоюзных прав есть не что иное, как система юридических гарантий, то правовое поле, в пределах которого может действовать профсоюз в качестве субъекта права.

Что касается собственно видов гарантий профсоюзной деятельности, то они могут быть разделены на определенные группы по целому ряду оснований.

С точки зрения своего содержания гарантии подразделяются на организационные, экономические (имущественные) и собственно правовые. В числе организационных гарантий деятельности профсоюзов следует выделить права, связанные с созданием профсоюза, различного рода профсоюзных объединений, организаций в структуре профсоюза, участием в деятельности различных социальных институтов и т. д. Важнейшими организационными гарантиями, закрепляемыми Законом о профсоюзах, является право на получение информации (ст. 17), участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров. Весьма интересна правовая природа работодательской правосубъектности профессионального союза: способность иметь права и обязанности в рамках трудового правоотношения, как уже отмечалось, носит не самостоятельный характер, а производна от его способности выявлять, закреплять представлять и защищать интересы своих членов, являясь условием, обеспечивающим возникновение такой способности. Таким образом, в данной сфере можно выявить достаточно своеобразную логическую цепочку – способность профсоюза быть работодателем есть условие его способности пребывать в качестве субъекта права как такового и, соответственно, может трактоваться как организационно-правовая гарантия его общей правосубъектности. В то же время, как мы уже отмечали ранее, деятельность профессионального союза в качестве субъекта права является служебной по отношению к работнику, т. е. может рассматриваться в качестве организационно-правовой гарантии правомерной деятельности последнего.

Экономическая (имущественная) правосубъектность и основанные на ней субъективные права также носят служебный характер, а следовательно, могут трактоваться в качестве юридических гарантий деятельности профессионального союза. Показательным в этом плане является то, что его основные статутные имущественные права Законом о профсоюзах закреплены в разделе, трактующем гарантии прав профессиональных союзов (ст. 24 главы III Закона). Вместе с тем упомянутая статья Закона предусматривает юридические гарантии самих имущественных прав профсоюзов (признание, неприкосновенность и защита прав собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами, запрет финансового контроля за средствами профсоюза со стороны органов исполнительной власти, исключая контроль за средствами от предпринимательской деятельности, недопустимость ограничения независимой финансовой деятельности профсоюзов и т. д.).

Собственно правовыми гарантиями деятельности профессионального союза могут считаться, в частности, право на объединение в профсоюзы, равенство прав профсоюзов (п. 1 ст. 2 Закона о профсоюзах), запрещение дискриминации граждан по признаку принадлежности или непринадлежности к профсоюзам (ст. 9 Закона) и ряд других прав.

Юридические гарантии деятельности профсоюзов могут быть классифицированы по субъектам, т. е. по адресатам этих гарантий. В качестве таких субъектов выступают трудящиеся (работники), которым Конституция и ряд иных нормативных актов предоставляют и обеспечивают право на объединение в профессиональные союзы; сами профсоюзы, а также профсоюзные организации и профсоюзные объединения (организации); наконец, профсоюзные деятели (функционеры), как не освобожденные, так и освобожденные от основной работы (ст. 25, 26, 27 Закона о профсоюзах).

Юридические гарантии деятельности профессиональных союзов могут быть классифицированы и по другим основаниям. В их числе, например, сфера отношений (гарантии, реализуемые в отношениях с работодателем, с другими общественными, самодеятельными организациями, политическими партиями, а также с государством), объект (предмет) обеспечения (гарантии правосубъектности, правообладания и правореализации профсоюза).

Будучи юридически формализованными, все перечисленные гарантии приобретают вид субъективных прав, причем прав, по большей части, не абсолютных, а относительных. Соответственно указанные права реализуются в системе правоотношений имущественного и организационного характера.

Коллективно-трудовые и трудовые правоотношения: проблемы взаимосвязи. В общей теории права в системе договоров как источников права принято выделять так называемые договоры с нормативным содержанием. Под последними понимаются договоры, которые устанавливают права и обязанности не только для сторон этого договора, но и для третьих лиц, выступающих участниками соответствующих правовых отношений. Таким образом, содержание указанных договоров представляет собой, с этой точки зрения, систему правовых норм.

Коллективные договоры (соглашения) как раз и относятся к категории договоров с нормативным содержанием. Нормы коллективного договора (соглашения) непосредственно порождают соответствующие права и обязанности у участников трудового правоотношения. Следовательно, в данном аспекте коллективный договор выступает для сторон трудового правоотношения одновременно и как источник их субъективных прав и обязанностей, и как юридический факт, порождающий эти права и обязанности (во втором случае точнее было бы говорить о факте вступления коллективного договора (соглашения) в силу.

Действие коллективных договоров (соглашений) имеет и еще один аспект, аналогичный действию норм статутного права. Суть его заключается в том, что само существование соответствующего коллективного договора (соглашения) определяет пределы усмотрения сторон трудового правоотношения, за которые они не могут выйти. Так, например, если коллективное соглашение с участием соответствующего работодателя, предусматривает определенные минимальные ставки заработной платы работников соответствующих профессий, то он ни при заключении коллективного договора, ни в рамках трудового правоотношения не может установить иные, более низкие, тарифы заработной платы. С экономической точки зрения допущение обратного означало бы легализацию недобросовестной конкуренции среди хозяйствующих субъектов (работодателей), в юридическом же аспекте мы вновь сталкиваемся здесь с тем, что определяется как «рефлекс права».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 8108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.