Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 17. Труд отдельных категорий работников: особенности правового регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях




Тема 17. Труд отдельных категорий работников

Географическое положение России, значительные территории которой имеют дискомфортные для проживания и работы природные и климатические условия, традиционно вызывало необходимость территориальной дифференциации правового регулирования труда1. Специальный нормативный правовой акт - закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 (в ред. от 29 декабря 2004 г.) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»2 - установил гарантии и компенсации лицам, проживающим и работающим в северных районах и стал первым комплексным нормативным правовым актом, определяющим повышенные меры социальной защиты северян, в том числе и в сфере их трудовой деятельности. Этот закон продолжает действовать и сейчас в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ, глава 50 которого также посвящена труду лиц, занятых в этих регионах. Кроме того, действует и ряд подзаконных актов, определяющий порядок предоставления северных льгот. Одним из них является Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севере, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденная приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 2 (в ред. от 11 июля 1991 г. с изм. от 3 августа 2006 г.), которая также действует в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.

В последние годы участие в нормотворческой деятельности по установлению гарантий и компенсаций стали принимать и субъекты Российской Федерации, территории которых относятся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которые в соответствии со ст. 6 и ч. 2 ст. 313 ТК РФ вправе устанавливать дополнительные гарантии и компенсации исходя из собственных финансовых возможностей. Устанавливаются дополнительные гарантии и компенсации и в социально-партнерских соглашениях.

Льготы, предоставляемые работающим на Севере, связаны не только с экономикой страны. Будучи малонаселенными в силу естественных причин, эти регионы обладают огромными природными ресурсами, освоение которых необходимо для экономики, и поэтому государство всегда принимало определенные меры для привлечения туда трудоспособного населения. Однако в настоящее время политика государства в отношении этих регионов несколько изменилась, и стратегическая задача состоит в расширении вахтовых методов работы, которые позволяют существенно сократить расходы на содержание непроизводственной сферы.

Местности, географически относящиеся к Северу, т. е. к высокоширотной части территории РФ с суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечения населения, имеют различный правовой статус. Часть из них относится к районам Крайнего Севера, часть – к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Перечень территорий, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержден постановлением Совета Министров СССР № 1029 от 10 ноября 1967 г.3 Последние изменения в этот перечень были внесены в 1994 году. Остальные северные районы, не отнесенные к первым двум группам территорий, но также имеющие особый правовой статус, именуется «другими районами Севера». Льготы, предоставляемые жителям и работникам этих территорий, различаются.

Особенности правового регулирования труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях установлены гл. 50 ТК РФ и касаются следующих институтов трудового права:

247. трудовой договор

248. рабочее время

249. время отдыха

250. оплата труда

251. гарантии и компенсации.

Трудовой договор с работающими на Севере лицами может заключаться как на неопределенный, так и на определенный срок. Возможность заключения срочного трудового договора для работы на Крайнем Севере, если это связано с переездом к месту работы, предусмотрена абз. 4 ч. 2 ст. 59 ТК РФ. Следовательно, с коренным населением Крайнего Севера срочный трудовой договор тоже может заключаться, но только в тех случаях, когда это предусмотрено другими нормами ст. 59 ТК РФ. Кроме того, в тех случаях, когда ст. 59 ТК РФ связывает возможность заключения срочного трудового договора с поступлением на работу в организацию, расположенную в районах Крайнего Севера, она не будет распространяться на работодателей – физических лиц.

Работающие на Севере – это как местное население этих районов, так и лица, специально приезжающие сюда на работу. Для последних установлено дополнительное ограничение при приеме на работу – трудовой заключается лишь при наличии у них медицинского свидетельства об отсутствии противопоказаний для работы и проживания в данных районах и местностях (ст. 324 ТК РФ). Однако необходимость прохождения предварительного (до заключения трудового договора) и периодического (в период работы) медицинского осмотра (обследования) предусмотрена и для некоторых категорий работников, в том числе и из числа коренного населения, труд которых протекает на Севере. Так, приказом Минздравсоцразвития РФ от 16 августа 2004 г. № 83 «Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований)»4 предусмотрены обязательные медицинские осмотры (обследования) для лиц, работающих в организациях нефтяной и газовой промышленности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для работающих на гидрометеорологических станциях, сооружениях связи, расположенных в полярных, таежных и других областях со сложными климатическими условиями, для выполняющих геологоразведочные, топографические, строительные и другие работы в малонаселенных, отдаленных труднодоступных, тундровых, заболоченных районах (а таких районов на Севере предостаточно),

Содержание трудового договора с работающими на Севере должно отражать специфику работы в этих регионах. Для оказания практической помощи организациям при заключении трудовых договоров с работниками, привлекаемыми на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, Министерство труда разработало специальные Рекомендации и Примерную форму трудового договора.5 Несмотря на то, что этот документ был издан до принятия Трудового кодекса, он сохранил свое практическое значение. В частности, в нем указано, какие именно условия труда, наряду с теми, которые определены ст. 57 ТК РФ, должны быть оговорены в трудовом договоре – условия выплаты районных надбавок и коэффициентов, дополнительный отпуск и порядок его использования, компенсация расходов по переезду и т. д.

При расторжении трудового договора действуют общие правила. Однако в случае увольнения в связи с ликвидацией организации или сокращением штата или численности работников, средняя заработная плата сохраняется на период трудоустройства, но не более шести месяцев (а не трех, как по общему правилу). Эта норма распространяется на работников организаций, а на лиц, работавших у работодателя - физического лица, - лишь при условии, что это предусмотрено трудовым договором (ч. 2 ст. 307 ТК РФ). Есть и еще одно отличие от общего правила предоставления гарантий лицам, уволенным по этому основанию, которые установлены чч. 1 и 2 ст. 178 ТК РФ: средняя заработная плата в данном случае сохраняется независимо от того, трудоустроен уволенный работник или нет. Другими словами, даже если работник нашел другую работу вскоре после увольнения и не имел перерыва в работе, он все равно имеет право на сохранение средней заработной платы по прежнему месту работы в течение шести месяцев.

В сфере рабочего времени определенные особенности предусмотрены не для всех работников, а только для женщин, для которых коллективным договором или трудовым договором может быть установлена сокращенное рабочее время - 36-часовая рабочая неделя с оплатой как за нормальное рабочее время. При применении этой нормы важно учитывать несколько важных моментов:

• во-первых, если раньше право женщин на сокращенное рабочее время предусматривалось федеральным законом (ст. 22 закона РФ от 19 февраля 1993 г.), то теперь оно связывается с содержанием коллективного договора или трудового договора. Следовательно, если ни в коллективном договоре, ни в трудовом договоре такой нормы нет, у женщин нет и права на сокращение рабочего времени;

• во-вторых, меньшая продолжительность рабочего времени для женщин может быть предусмотрена федеральными законами. Так, несовершеннолетние женщины, в том числе и работающие на Крайнем Севере, имеют сокращенную продолжительность рабочего времени в соответствии со ст. 92 ТК РФ. Сокращение рабочего времени для кормления ребенка предусмотрено ст. 258 ТК РФ. До 24 часов в неделю сокращается рабочее время при работах с химическим оружием (ст. 5 федерального закона от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»6). От 24 до 36 часов в неделю может продолжаться рабочее время медицинских работников (постановление Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности»7) и т. п. Следовательно, во всех этих случаях в коллективных договорах или в трудовом договоре может быть предусмотрена еще меньшая продолжительность рабочего времени для женщин;

• в-третьих, при сокращении рабочего времени размер заработной платы уменьшаться не должен. Об этом прямо сказано в ст. 320 ТК РФ, и именно поэтому данный вид рабочего времени относится к сокращенному рабочему времени.

Основная особенность в сфере времени отдыха это право на дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого зависит от местности, в которой осуществляется трудовая деятельность. Для лиц, работающих на Крайнем Севере, продолжительность дополнительного отпуска составляет 24 календарных дня, а для лиц, работающих в приравненных к Крайнему Северу местностях – 16 календарных дней (ст. 321 ТК РФ). Если работник часть рабочего года проработал в районе Крайнего Севера, а другую часть – в приравненной местности, то продолжительность отпуска определяется пропорционально отработанному времени в соответствующем районе и местности. При увольнении работника в первый год работы до использования им права на дополнительный отпуск он имеет право на денежную компенсацию за неиспользованный отпуск, включая компенсацию за дополнительный отпуск пропорционально отработанному времени. Инструкция от 22 ноября 1990 г. устанавливала иное правило на сей счет – если работник увольнялся до истечения первого рабочего года, не использовав отпуск, он терял право на денежную компенсацию. Незаконность этого пункта Инструкции была установлена решением Верховного Суда РФ от 5 ноября 1999 г. № ГКПИ 99-832.

Право на дополнительный отпуск возникает через шесть месяцев после начала работы у данного работодателя. Этот стаж исчисляется по правилам, установленным ст. 121 ТК РФ, и включает не только периоды работы, но и некоторые иные периоды, указанные в абз. 3-5 ч. 1 ст. 121 ТК РФ. При этом не имеет значения, где находился работник в периоды вынужденного прогула, отпусков и других дней отдыха и пр. – в северных районах или за их пределами.

Если работник имеет право на несколько видов дополнительных отпусков, например, на отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу с ненормированным рабочим днем и т. д., то все отпуска суммируются (ч. 2 ст. 322 ТК РФ), и их общая продолжительность не ограничена (ч. 1 ст. 120 ТК РФ).

Особые правила установлены для суммирования отпусков. Если по общему правилу перенесение отпуска на следующий рабочий год возможно только в исключительных случаях (ст. 124 ТК РФ), то северяне могут в любое время и в любом случае соединить их полностью или частично, но не более чем за два года и с таким расчетом, чтобы общая продолжительность отпуска не превысила шести месяцев. Часть соединенного отпуска, «не укладывающаяся» в этот шестимесячный период, должна быть присоединена к отпуску за следующий год (ч. 3 и 4 ст. 322 ТК РФ). Смысл этой нормы предельно прост: отдаленность северных регионов от традиционных мест отдыха и большая стоимость проезда к месту отдыха заставляет многих северян не уезжать из дома в отпуск, а это, с учетом дискомфортных условий проживания на севере, неблагоприятно сказывается на их здоровье. Данная мера позволяет как минимум раз в два года иметь хорошие условия для отдыха.

Для обеспечения права на использование отпуска и проезда к месту проведения отпуска раз в два года работнику компенсируются расходы на такой проезд и провоз багажа. Для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, порядок компенсации этих расходов устанавливается Правительством РФ (в настоящее время такой акт еще не принят) на основании правил, закрепленных в ст. 325 ТК РФ, которые сводятся к следующему.

Во-первых, оплачивается только проезд к месту использования отпуска и обратно в пределах Российской Федерации. Это означает, что если работник намерен провести отпуск за пределами России, он получит компенсацию за проезд только до точки пересечения границы и обратно от этой же точки. По соглашению с работником может быть оплачен и проезд за пределами России, но в этом случае встанет вопрос о налогообложении этой суммы. В своем письме от 19 августа 2005 г. N 03-05-02-04/159 Минфин РФ разъяснил, что согласно ч. 2 ст. 9 закона РФ от 01 апреля 1993 № 4730-1 (в ред. от 26 июня 2007 г.) «О Государственной границе Российской Федерации»8 под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное, специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Исходя из этого определения работник, направляющийся на отдых в иностранное государство воздушным транспортом, пересекает пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в здании аэропорта, открытого для международных сообщений (международных полетов). Однако иная позиция содержится в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16 октября 2006 г. по делу № А26-3750/2006-29, и от 09 октября 2006 г. по делу № А26-4199/2006-217: суд считает несостоятельной ссылку на Закон № 4730-1, не разъясняющий понятие «проезд в пределах территории Российской Федерации», используемое в ст. 325 ТК РФ, а толкует это понятие буквально, считая, что авиаперелет проходит в пределах Российской Федерации до тех пор. пока самолет не пересечет Государственную границу РФ. Поэтому компенсации подлежит стоимость авиаперелета до ближайшего к государственной границе Российской Федерации аэропорта и обратно. На наш взгляд, позицию ФАС СЗО следует признать обоснованной.

Во-вторых, компенсируется стоимость проезда любым видом транспорта (кроме такси), в том числе личным транспортом. Проезд на общественном транспорте компенсируется по фактически понесенным расходам, а на личном транспорте – по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем (ч. 3 ст. 325 ТК РФ). Вопрос о кратчайшем пути должен решаться организацией в каждом конкретном случае, исходя из транспортных маршрутов в регионе

В-третьих, компенсируется также провоз багажа весом до 30 килограмм.

В-четвертых, компенсации подлежат также расходы по проезду и провозу багажа (в пределах 30 килограммов на каждого) неработающих членов семьи работника. Круг этих членов семьи определен в ч. 2 ст. 325 ТК РФ и включает только мужа, жену и несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником. В том случае, если указанные члены семьи работают или проживают отдельно от обратившегося за компенсацией работника, права на оплату их проезда к месту отпуска работник не приобретает. В то же время, если указанные члены семьи, проживающие совместно с работником, направляются в отпуск отдельно от самого работника, он может получить компенсацию за их проезд.

В-пятых, право на компенсацию расходов работник приобретает одновременно с получением ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в организации, однако реализовать его он может только один раз в два года. Следовательно, если работник получит такую компенсацию в первый год работы (т. е. при использовании отпуска за первый рабочий год), то следующую компенсацию он получит только при получении отпуска за третий рабочий год и т. д. Если двухлетний период истек, а работник за компенсацией не обратился, он теряет право на нее (ч. 6 ст. 325 ТК РФ)

В-шестых, выплата компенсации производится в два этапа. По заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда ему выплачивается первая часть компенсации исходя из примерной стоимости проезда, По возвращении из отпуска на основании проездных документов, других документов о расходах (например, багажных квитанций) и документов, подтверждающих фактическое пребывание в месте проведения отпуска (такие документы могут выдавать органы внутренних дел по месту проведения отпуска, органы местного самоуправления, туристические организации, санатории и дома отдыха и пр.) производится окончательный расчет суммы компенсации.

Наконец, в седьмых, эти компенсации производятся только по основному месту работы (ч. 7 ст. 325 ТК РФ).

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами (ч. 8 ст. 325 ТК РФ).

В ч. 5 ст. 322 ТК РФ закреплено еще одно специальное право северян - по просьбе одного из работающих родителей (опекуна, попечителя) работодатель обязан предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребенка в возрасте до восемнадцати лет, поступающего в образовательные учреждения среднего или высшего профессионального образования, расположенные в другой местности. При наличии двух и более детей отпуск для указанной цели предоставляется один раз для каждого ребенка. Это обстоятельство должно быть учтено работодателем при составлении графика отпусков.

Помимо особенностей, связанных с отпусками, специфика регулирования рабочего времени рассматриваемой категории работников заключается также в праве одного из родителей (опекуна, попечителя, приемного родителя), имеющего ребенка в возрасте до 16 лет, на один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы (ст. 319 ТК РФ). Этот выходной день предоставляется по заявлению работника. По соглашению сторон трудового договора эти дни могут быть суммированы. Если ребенок является инвалидом, его родители имеют право также и на тот дополнительный выходной день, предоставление которого предусмотрено ст. 262 ТК РФ.

Наиболее сложными являются условия оплаты труда лиц, работающих на Севере. Оплата их труда осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Районные коэффициенты носят компенсационный характер и представляют собой выплаты, имеющие целью компенсировать более высокую стоимость жизни в местностях с неблагоприятными условиями, что, в свою очередь, вызвано различием в наборе потребительской корзины в зависимости от местности и более высокими ценами на товары и услуги. Районный коэффициент – это относительная величина, на котрую должна увеличиваться заработная плата. В соответствии со ст. 316 ТК РФ размеры районных коэффициентов для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и порядок их выплаты устанавливаются Правительством РФ. Такой нормативный правовой акт еще не принят, и поэтому в соответствии со ст. 423 ТК РФ следует руководствоваться нормами, принятыми еще в СССР. Сейчас действует более тридцати таких актов, и установленные ими районные коэффициенты колеблются от 1,2 до 2,0 (в редких случаях – до 3,0). Органы исполнительной власти субъектов федерации и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов могут устанавливать и иные, более высокие, районные коэффициенты. Нормативным правовым актом субъекта федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого муниципальными образованиями.

Коэффициент применяется по месту фактической работы независимо от места расположения организации-работодателя. Право на него имеют все работники, занятые по трудовому договору. Величина заработка, на который начисляется районный коэффициент, максимальным размером не ограничена. Выплаты районного коэффициента учитываются при всех случаях исчисления среднего заработка.

Процентные надбавки к заработной плате имеют стимулирующий характер, направленный на создание материальной заинтересованности в работе в тех регионах, где имеется общественная потребность в развитии производства и недостаток рабочей силы. Следует учитывать, что данная функция процентных надбавок в настоящий момент во многом утратила свой смысл, поскольку государство ставит иную задачу – закрыть убыточные и малорентабельные северные предприятий и переселить избыточное северное население в иные регионы. На иную природу процентных надбавок указано и в определении Верховного Суда РФ от 23 декабря 2004 года, к которому мы вернемся чуть позднее.

В соответствии со ст. 317 ТК РФ процентные надбавки и порядок их выплаты устанавливаются Правительством РФ. Так же, как и в отношении районного коэффициента, размер процентной надбавки может быть увеличен органами государственной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления.

Процентные надбавки выплачиваются с учетом стажа работы в организациях, расположенных на Севере. В соответствии со ст. 314 ТК РФ порядок установления и исчисления стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, определяется Правительством РФ в соответствии с федеральным законом. Как следует из текста этой статьи, стаж должен быть критерием предоставления всех гарантий и компенсаций, или как минимум тех, условием приобретения права на которые закон называет стаж. Пока такой закон не принят, да и правила исчисления стажа закреплены только в целях начисления процентных надбавок. В соответствии со ст. 423 ТК РФ следует руководствоваться разд. 3 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севере, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденная приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 2 (в ред. от 11 июля 1991 г. с изм. от 3 августа 2006 г.), а также постановлением Совета Министров РФ от 7 октября 1993 г. № 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера»9. Этот порядок изменился с 1 июня 1993 года: если до этого времени в расчет брался непрерывный стаж, то теперь стаж суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений. Не является исключением и увольнение за виновные действия, хотя в тексте указанного постановления Правительства о них и говорится как об основании «погашения» имеющегося стажа. Однако определением Верховного Суда РФ от 23 декабря 2004 г. № КАС04-59610 эта норма признана недействующей и не подлежащей применению как ограничивающая право работника на вознаграждение за труд, допускающая снижение установленного на основании закона размера оплаты труда на величину имевшейся у работника процентной надбавки, исключая возможность учета стажа работы в особых климатических условиях за период, предшествующий увольнению за виновные действия. По сути, сказано в этом судебном акте, имеет место установление в отношении работника, подвергнутого дисциплинарному взысканию за виновные действия, дополнительной не предусмотренной законом ответственности в виде лишения его права на процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях. Проанализировав положения ст.ст. 146, 148, 315 и 317 ТК РФ, суд пришел к выводу, что процентная надбавка к заработной плате является составной частью оплаты труда и по своему характеру относится не к стимулирующим выплатам за достижение определенных результатов, а к гарантиям и компенсациям, предоставляемым за работу в особых климатических условиях.

Общие правила начисления надбавки одинаковы: она составляет по 10 процентов заработка за каждый «стажевый» период и увеличивается вплоть до достижения ею предельного размера. «Стажевый» период и предельный размер надбавки зависят от того, к какой категории отнесен тот или иной регион. С этой точки зрения их четыре: с наиболее тяжелыми климатическими условиями (острова Северного Ледовитого океана и его морей, Чукотка, Эвенкия, некоторые территории Камчатки), остальные районы Крайнего севера, местности, приравненные к Крайнему Северу, южные районы Сибири и Дальнего Востока. Например, в большинстве районов Крайнего Севера надбавка составляет 10 процентов заработка по истечении первых шести месяцев работы (первый «стажевый» период), увеличивается на 10 процентов за каждые последующие шесть месяцев работы (следующие «стажевые» периоды), а по достижении 60 процентов – на 10 процентов заработка за каждый последующий год, пока не достигнет максимального размера – 80 процентов заработка. Максимальные размеры надбавки составляют 100 процентов заработка для первой группы территорий, 80 процентов – для второй группы, 50 процентов – для третьей группы и 30 процентов – для четвертой группы.

Иные правила установлены для молодежи. Лицам в возрасте до 30 лет процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет. Для молодежи, прожившей в районах Крайнего Севера не менее года и вступившей в трудовые отношения, предусмотрен более быстрый рост размера надбавки, чем для лиц более старшего возраста: за каждый «стажевый» период надбавка возрастает не на 10, а на 20 процентов, но при этом она ограничена тем же максимальным размером.

При переходе работника, имеющего необходимый для получения процентной надбавки стаж работы, на работу на предприятие, расположенное в другом районе или местности, работа в которых дает право на процентную надбавку, перерасчет процентной надбавки к заработной плате производится пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах в порядке, установленном по новому месту работы.

Специальные компенсации, установленные для работников северных районов, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, наряду с теми, которые предусмотрены ст. 169 ТК РФ, – это компенсации расходов, связанных с переездом в эти районы из других регионов России (ст. 326 ТК РФ). Лицам. заключившим рудовой договор с организацией, расположенной в районных Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и в связи с этим меняющих место жительства, т. е. прибывающим на Север, за счет средств работодателя выплачиваются:

126. единовременное пособие («подъемные») в размере двух месячных тарифных ставок (окладов);

127. единовременное пособие в размере половины месячной тарифной ставки (оклада) на каждого прибывающего с работником члена семьи;

128. стоимость проезда работника и членов его семьи в переделах территории России по фактическим расходам, а также стоимость провоза багажа не свыше пяти тонн на семью.

Кроме того, работнику предоставляется оплачиваемый отпуск продолжительностью в семь календарных дней для обустройства на новом месте.

Порядок выплаты этих средств и из возврата в случае увольнения работника такой же, как и в соответствии со ст. 169 ТК РФ.

После прекращения работы на Севере по любым основаниям (кроме увольнения за виновные действия) и отъезде из этих районов работник также имеет право на оплату проезда и провоза багажа (ч. 3 ст. 326 ТК РФ).

Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами (ч. 5 ст. 326 ТК РФ).

Особенности правового регулирования труда в других районах Севера (к ним относятся южные районы Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, а также Республика Хакассия) заключаются в следующем.

Дополнительный отпуск для работающих в этих регионах установлен ст. 14 закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Он составляет 8 календарных дней. Эта норма соответствует ч. 1 ст. 116 ТК РФ, предусматривающей возможность установления дополнительных отпусков федеральными законами.

Указанная норма связывает предоставление дополнительного 8-дневного отпуска с установлением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, т. е. с территориальным регулированием оплаты труда в соответствии со ст. 148 ТК РФ, устанавливающей повышенную оплату труда в районных с тяжелыми климатическими условиями.

Процентная надбавка к заработной плате, в соответствии со ст. 11 закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях», постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. № 255 (в ред. от 25 февраля 1994 г.) «О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР»11 и постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 9 января 1986 г. № 53 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области» исчисляется с учетом трудового стажа, исчисленного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 октября 1993 г. № 1012 и постановлением Минтруда РФ от 16 мая 1994 г. № 37 (в ред. от 12 декабря 2006 г.) «Об утверждении разъяснения «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакассия» 12

Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 9 января 1986 г. № 53 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области» оспаривалось в Верховном Суде РФ. Заявитель просил признать его противоречащим Трудовому кодексу РФ, который предусмотрел возможность установления районных коэффициентов и надбавок к заработной плате только доля лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и его распространение на другие районы Севера влечет неправомерное завышение фонда оплаты труда, уменьшение прибыли, взыскание штрафных санкций, и тем самым нарушает имущественные права и свободы заявителя. Однако Верховный Суд РФ признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст. 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Указанная норма носит императивный характер и не содержит запрета на возможность установления повышенного размера оплаты труда работников, занятых в любых районах с особыми климатическими условиями. Именно это – повышение размера оплаты труда путем введения процентных надбавок к заработной плате – и предусматривает оспариваемое постановление. Ссылку заявителя на то, что та часть территории Приморского края, на которой находится заявитель, не является местностью с особыми климатическими условиями, нельзя признать состоятельной, поскольку основная часть территории данного субъекта Российской Федерации отнесена к районам Крайнего Севера.13

В организациях угольной промышленности, расположенных в районах Республики Бурятия, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, не вошедших в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, один раз в три года оплачивается проезд к месту использования отпуска и обратно работнику и двум членам его семьи (супругам, детям). Эта норма установлена постановлением Кабинета Министров СССР 3 апреля 1991 г. № 135 (с изм. от 8 апреля 1991 г.) «О дополнительных льготах работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и отдельных районах Дальнего Востока»14.

Особенности правового регулирования труда лиц, работающих в иных регионах с особыми условиями проживания. К регионам с особыми условиями проживания, помимо северных, относятся также высокогорные районы, пустынные и безводные местности, отдаленные местности и некоторые другие регионы Саратовской, Ростовской, Астраханской, Вологодской областей, Алтая, Урала, Башкирии и т. д. Для работающих там лиц установлено повышение оплаты труда путем введения районных коэффициентов и процентных надбавок. Общие правила назначения и выплаты районных коэффициентов и процентных надбавок такие же, как и для лиц, работающих на Севере.

Дискомфортные условия проживания могут быть связаны не только с неблагоприятными природно-климатическими условиями, но и с экологическими факторами. Примером этого могут служить дискомфортные экологические условия работы на территориях, загрязненных в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»:

94. лица, работающие в населенных пунктах, относящихся к зоне отчуждения, имеют право на повышенную оплату (ч. 1 ст. 16);

95. лица, работающие в населенных пунктах, относящихся к зонам отселения, с правом на отселение или с льготным социально-экономическим статусом, имеют право на ежемесячные денежные компенсации (п. 5 ст. 18, п. 2 ст. 19 и п. 3 ст. 20).

Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержден постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 1582 (в ред. от 7 апреля 2005 г.)15.

Доплаты производятся организациями независимо от форм их собственности за фактически отработанное работником время, а также за время нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в других случаях, когда по действующему законодательству за работниками сохраняется средний заработок.

Финансирование расходов, связанных с реализацией Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", осуществляется из федерального бюджета РФ и является строго целевым.

Некоторым категориям лиц, пострадавшим от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (получившим или перенесшим лучевую болезнь, эвакуированным из зоны отчуждения, переселенным из зоны отселения и пр.) предоставляется право использовать ежегодный отпуск в удобное для них время, право на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью до 14 календарных дней, преимущественное право оставления на работе при увольнении по сокращении численности или штата работников, право на доплату до прежнего заработка при переводе на другую нижеоплачиваемую работу по медицинским показаниям и т. д. Лица, занятые на работах в зоне отчуждения, имеют право на сокращенные рабочий день и дополнительный отпуск.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.