Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика правового положения иностранных граждан в России




Тема 17. Труд отдельных категорий работников: особенности правового регулирования труда иностранцев и лиц без гражданства в РФ

Проблема трудовой миграции в настоящее время актуальна не только для России, но и для всех стран мира. Проведение эффективной миграционной политики направлено на решение целого ряда экономических и социальных задач, связанных с обеспечением рабочей силы отраслей российской экономики, защитой российского рынка труда, обеспечением охраны трудовых прав российских граждан и приезжающих на заработки иностранных граждан.

В соответствии со ст. 17 закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (в ред. от 29 декабря 2006 г.) «О занятости населения в Российской Федерации» привлечение и использование на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации., причем в соответствии с п. 5 ст. 12 федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ (в ред.от 9 мая 2005 г.) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»1 привлечение и использование в Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются с учетом мнения соответственно общероссийских объединений (ассоциаций) профсоюзов или территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов.

Российской законодательство о труде иностранных работников основывается на положениях п. 3 ст. 62 Конституции РФ о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации, а также на международно-правовых нормах о трудящихся-мигрантах.

В соответствии с ч. 5 ст. 11 ТК РФ нормы трудового права распространяются на территории Российской федерации на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ. Таким образом, субъектами трудового права являются не только граждане России, но и граждане иностранных государств и лица без гражданства.

Под иностранным гражданином в России понимается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а под– физическое лицо, не имеющее гражданства России и не имеющее доказательств лицом без гражданства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ (в ред. от 6 января 2007 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). В указанном федеральном законе предусмотрено, что на лиц без гражданства распространяются те же правила, что и на иностранных граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила. Следуя этому указанию, в дальнейшем будем использовать термин «иностранный гражданин» или «иностранец», понимая, что имеем в виду также и лиц без гражданства.

В международно-правовых актах наряду с указанными выше терминами используются также термины «мигрант», «трудящийся-мигрант» «работник-мигрант», «нелегальный мигрант». О соответствии этих терминов лексике российского законодательства подробно написано в работе Г. А. Скачковой «Труд иностранцев в России: правовое регулирование».2

Как известно, в Российской Федерации признается двойное гражданство (ст. 6 федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред.18 июля 2006 г.) «О гражданстве Российской Федерации»),3 и граждане с двойным гражданством рассматриваются Россией только как граждане РФ, т.е. на них распространяется общий правовой статус граждан без учета наличия у них гражданства иностранного государства. Следовательно, и в сфере трудовых отношений для этих лиц не установлено никаких специальных правил, отличающихся от тех, которые применяются при регулировании труда граждан России.

Трудо-правовой статус иностранцев в РФ во многом зависит от режимов и оснований их пребывания в РФ. В соответствии с Законом о правовом положении иностранных граждан в РФ можно выделить следующие режимы пребывания их в РФ:

252. временное пребывание;

253. временное проживание;

254. постоянное проживание.

Кроме того, следует учитывать, что въезд иностранных граждан на территорию РФ возможен в визовом порядке и в порядке, не требующем получения виз.

Временное пребывание иностранного гражданина в России ограничивается сроком действия выданной ему визы, а в случаях, когда виза не требуется, этот срок ограничен 90 сутками. Срок пребывания может быть продлен в следующих случаях:

• при роме того, установлена возмодность преодления срока пребывания в случае, когда с иностранным граджланином хзакоючен удового празаклюзаклю заключении с иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением установленных требований - на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год со дня въезда в Россию (п. 5 ст. 5 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»);

• в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики по решению Правительства РФ – до 180 суток (ст. 5.1 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Срок временного пребывания может быть также и сокращен при изменении условий или отпадении обстоятельств, в связи с которыми был разрешен въезд (п. 3 ст. 5 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). При сокращении срока временного пребывания иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней (п. 1 ст. 31 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), в противном случае он подлежит депортации.

Документом, содержащим сведения об иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке его временного пребывания в России, является миграционная карта (см. Положение о миграционной карте, утвержденное приказом МВД РФ № 1095, МИД РФ № 16531, Минтранса РФ № 143, МПС РФ № 49, ГТК РФ № 1189, ФПС РФ № 692 от 11 ноября 2002 г. 4

Следует подчеркнуть, что иностранными работниками закон называет именно иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации (абз. 13 п. 1 ст. 2 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), а по отношению к иным иностранцам этот термин не используется. Тем не менее в правовом регулировании труда иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации на иных, нежели временное пребывание, основаниях, также есть определенные особенности.

Временное проживание в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ограничено сроком в три года. Временное проживание возможно на основании разрешения на временное проживание, которое выдается территориальным органом Федеральной миграционной службы по предполагаемому месту проживания либо в пределах квоты, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации, либо без учета квоты. Квота устанавливается по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в субъекте и возможностей субъекта по обустройству иностранных граждан, включая перспективы их трудоустройства.

Порядок выдачи разрешений на временное проживание утвержден постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. № 789 (в ред. от 27 января 2007 г.)5. Оно устанавливает орган, выдающий разрешение (пп. 3-4), 6документы, которые должны быть представлены (пп. 5-13), порядок подачи заявлений и их рассмотрения уполномоченными на это органами (пп. 14-21), порядок оформления разрешений (пп. 22-29) и особенности выдачи разрешений некоторым категориям лиц (пп. 30-35).

Квота на выдачу разрешений на временное проживание устанавливается по федеральным округам и субъектам Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 6 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», разрешение на временное проживание может быть выдано и без учета квоты следующим категориям иностранцев:

129. родившимся на территории РСФСР и состоявшим в прошлом в гражданстве СССР или родившимся на территории РФ;

130. признанным нетрудоспособными и имеющим дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ;

131. имеющим хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ;

132. состоящим в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в РФ;

133. осуществляющим инвестиции в РФ в размере, установленном Правительством РФ;

134. поступившим на военную службу на срок военной службы;

135. являющимся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи, переселяющимся совместно с ним в Российскую Федерацию

136. в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Разрешение на временное проживание выдается на 3 года. В пределах указанного срока иностранный гражданин обязан ежегодно (в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание) лично подавать в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации. К уведомлению должны быть приложены справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание (п. 9 ст. 6 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Иностранный гражданин, временно проживающий в РФ, может свободно передвигаться в личных или деловых целях, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение (перечень таких территорий, организаций и объектов утвержден постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 754 (в ред. от 14 июля 2006 г.).7 Однако он лишен возможности по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации.

Разрешение на временное проживание может быть аннулировано в случаях и в порядке, указанных в ст. 7 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Разрешение на временное проживание оформляется двумя способами: либо в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина (таким документом в соответствии с ч. 1 ст. 10 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации является паспорт иностранного гражданина или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ8 в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина), либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Постоянное проживание иностранного гражданина в Российской Федерации предполагает, что иностранный гражданин имеет вид на жительство.9 Вид на жительство может быть получен в течение срока временного проживания при наличии к тому оснований и не ранее чем через один год проживания в России на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается на пять лет, и затем срок его действия может неоднократно продлеваться. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган ФМС по месту получения им вида на жительство (п. 6 ст. 8 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Вид на жительство может быть аннулирован в случаях, указанных в ст. 9 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Иностранным гражданам, постоянно проживающим в России, предоставлено право на свободу передвижения, с запретом посещать объекты и территории, для въезда на которые требуется специальное разрешение.

Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в России территориальный орган ФМС по месту получения им вида на жительство. Подача уведомления осуществляется лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, а также его вида на жительство. Требование предоставления иностранным гражданином иных документов или других сведений, помимо подлежащих внесению в указанное уведомление, не допускается. В указанное уведомление, помимо прочего, вносятся сведения о размере и источниках дохода иностранного гражданина за очередной год со дня получения им вида на жительство.

Особую категорию иностранных граждан составляют беженцы. Беженцами признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, которые в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой вследствие таких опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не могут или не желают вернуться в нее вследствие таких опасений. Правовое положение беженцев в Российской Федерации определяется федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 (в ред. от 30 декабря 2006 г.) «О беженцах».10 Среди прав, которыми пользуются беженцы, ст. 8 этого закона указывает право на содействие в трудоустройстве, а также право на работу по найму наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных российским законодательство и международно-правовыми договорами. Поскольку беженцы по определению не имеют российского гражданства, на них распространяются те ограничения на замещение должностей и выполнение определенных работ, которые установлены для иностранцев. В остальном же их трудовые права аналогичны трудовым правам российских граждан, включая общий, а не разрешительный порядок привлечения их к труду.

Еще одной особой категорией иностранцев являются лица, попросившие у России политического убежища. Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища утверждено указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746.11

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и исполняет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором. Их трудовые права аналогичны, в целом, правам иностранных граждан, постоянно проживающих в РФ.

Наконец, есть особенности в правовом положении и тех лиц, которые являются соотечественниками. В соответствии с федеральным законом от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ (в ред. от 18 июля 2006 г.) «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»12 Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии. Во время пребывания на территории Российской Федерации соотечественники, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных Конституцией РФ, международными договорами, федеральными законами (ст. 13 федерального закона от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ (в ред. от 18 июля 2006 г.) «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»). В сфере трудовых отношений их правовой статус аналогичен статусу иностранцев, постоянно проживающих на территории России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.