Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности регулирования труда иностранных граждан




Особенности правового регулирования труда иностранцев в Российской Федерации касаются прежде всего такого института трудового права, как трудовой договор, и связаны с особым порядком его заключения, ограничениями при его изменении и особыми основаниями прекращения.

Закон устанавливает общие правила, касающиеся условий участия иностранных граждан в трудовых отношениях, которые сводятся к следующему:

255. иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 13 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»);

256. работодатель, использующий труд иностранных работников, должен получить в установленном порядке разрешение на их привлечение и использование (п. 4 ст. 13 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»);

257. иностранец, если иное не установлено федеральным законом, должен получить в установленном порядке подтверждение на право работы в РФ (п. 4 ст. 13 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»);

258. трудовая деятельность иностранного работника должна осуществляться на основании заключенного с ним трудового договора.

Особенности заключения трудового договора с иностранными работниками связаны с:

• ограничениями при использовании труда иностранных работников;

• необходимостью получения разрешения на использование труда иностранных работников работодателем:

• необходимостью в определенных случаях иметь разрешение на работу иностранным гражданам, намеревающимся заключить трудовой договор;

• ограничением в определенных случаях численности иностранных работников в организации.

Ограничения при использовании труда иностранцев могут затрагивать как всех иностранных граждан, так и только некоторые их категории, и касаются видов деятельности, которые могут осуществлять иностранцы в России. Поскольку в соответствии со ст. 4 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранцы пользуются всеми правами наравне с гражданами России, такие ограничения в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ могут быть установлены только федеральным законом.

Так, согласно Конституции РФ иностранцы не могут быть избраны Президентом РФ (ст. 81 Конституции РФ), депутатом Государственной Думы и Федерального собрания РФ (ст. 97 Конституции РФ), быть судьями (ст. 119 Конституции РФ). В соответствии с законодательством РФ иностранцы не могут также занимать должность Председателя Правительства РФ (ст. 7 федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 2 марта 2007 г.),13 находиться на государственной гражданской (ч. 1 ст. 1 федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (в ред.6 июля 2007 г.) «О системе государственной службы Российской Федерации»)14 и муниципальной службе РФ (ч.1 ст.1 федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»),15 быть принятыми на службу в органы внутренних дел РФ (п. 1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (в ред. федерального закона от 2 марта 2007 г.),16 быть назначенными на должность нотариуса (ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. (в ред. федерального закона от 29 декабря 2006 г.)17 и т. д.

Ограничения, установленные при привлечении иностранных граждан к определенным видам деятельности, предусмотрены также и ст. 14 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ (в ред. от 6 января 2007 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в соответствии с которой иностранцы не могут:

137. замещать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (ст. 56 Кодекса торгового мореплавания РФ);

138. быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна (например, таможенного судна, пограничного корабля, судна, осуществляющего охрану водных биологических ресурсов и пр.);

139. быть членом экипажа летательного аппарата государственной (т.е. используемой для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно-оборонных задач) или экспериментальной (т.е. используемой для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники) авиации;

140. быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ. Перечень таких объектов и организаций, утверждаемый Правительством РФ, в настоящее время включает объекты и организации Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований; структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций; организации, в состав которых входят радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий (см. Перечень объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу, утвержденный постановлением правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 755). 18

Особым образом решается вопрос о возможности включения иностранных граждан в состав экипажа воздушного судна гражданской авиации. Пункт 4 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в состав летного экипажа (т.е. в качестве командира судно и других лиц летного состава) воздушного судна, относящегося к коммерческой авиации (в соответствии с п. 2 ст. 21 Воздушного кодекса РФ это гражданская авиация, используемая для предоставления услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов, почты, в отличие от авиации общего назначения, не используемой для осуществления коммерческих перевозок и выполнения авиационных работ) могут входить только граждане Российской Федерации. Исключение сделано только для одной категории иностранцев – тех, кто проходит подготовку в целях получения допуска к летной работе, однако и они не могут исполнять обязанности командира воздушного судна РФ. Эта формулировка, предусмотренная в соответствии с федеральным законом от 18 июля 2006 г. № 115-ФЗ «О внесении изменения в статью 56 Воздушного кодекса РФ»19 отличается от того положения, которое содержится в подп. 4 ст. 14 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ (в ред. от 6 января 2007 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в соответствии с которым иностранец не может быть лишь командиром воздушного судна. Поскольку ст. 56 Воздушного кодекса принята в более позднее время, чем подп. 4 ст. 14 указанного федерального закона, в настоящее время иностранцы не могут быть членами летных экипажей коммерческой гражданской авиации на любых должностях.

Кроме того, Правительством РФ могут быть установлены ограничения для замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов акций или долей принадлежит Российской Федерации (п. 2 ст. 14 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»)..

Помимо ограничений, устанавливаемых непосредственно в законах, могут быть и ограничения, вытекающие из содержания международно-правовых договоров. Поскольку в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ (в ред. от 6 января 2007 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установление любых ограничений для иностранных граждан может быть предусмотрено только на основании федерального закона, указание на возможность таких «договорных» ограничений также должно быть предусмотрено федеральным законом. Так, в ст. 27 закона РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-1 (в ред. от 18 декабря 2006 г.) «О космической деятельности»20 установлено, что иностранные организации и граждане, осуществляющие космическую деятельность под юрисдикцией РФ, пользуются правовым режимом, установленным для организаций и граждан РФ, в той мере, в какой такой режим предоставляется соответствующим государством на своей территории организациям и гражданам РФ. Подобное правило установлено также ст. 45 федерального закона от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ (в ред.18 декабря 2006 г.) «О племенном животноводстве»,21 ст. 3.1 федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ (в ред.18 декабря 2006 г.) «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»22 и пр.

Особый порядок установлен для допуска иностранных граждан к государственной тайне. В соответствии со ст. 21 закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О государственной тайне»23 допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Этот порядок установлен Положением о допуске лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1003.24 В отношении допуска к государственной тайне иностранных граждан предусмотрено два ограничения. Во-первых, такой допуск возможен лишь при наличии международного договора, предусматривающего обязательства иностранного государства по защите передаваемых ему сведений, составляющих государственную тайну. Во-вторых, и в этом случае возможен допуск только к тем сведениям, в отношении которых выполнены процедуры, предусмотренные Положением о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 августа 1997 г. № 973. 25

Наличие специального разрешения, выдаваемого работодателю для использования труда иностранцев и являющегося частью разрешительной системы привлечения к труду иностранцев, закон связывает лишь с работой иностранных работников, под которыми, как уже говорилось, понимаются только иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации. Следовательно, заключение трудового договора с иностранцами, постоянно или временно проживающими в России, такого разрешения не требует.

Заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование труда иностранных работников подается работодателем одновременно с ходатайством о выдаче приглашения на въезд в Россию иностранного гражданина.

Правила выдачи разрешений установлены постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 681. 26

Разрешение выдается Федеральной миграционной службой или ее территориальными органами при наличии заключения органа исполнительной власти субъекта РФ, ведающего вопросами занятости населения, при привлечении и использовании иностранных работников в организациях, подведомственных Министерству обороны РФ – при наличии заключения этого Министерства, а при привлечении иностранных работников в составе экипажей российских морских судов – при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами транспорта.27 Работодатель или уполномоченное им лицо, обращающееся за разрешением, представляет ряд документов, касающихся организации-работодателя (копии свидетельств о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и о постановке на налоговый учет) или работодателя – индивидуального предпринимателя (копии свидетельств о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, о постановке на налоговый учет и копии документов, удостоверяющих личность и место регистрации индивидуального предпринимателя), а также проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников. 28

Форма разрешения утверждена приказом Федеральной миграционной службы от 25 декабря 2006 г. № 369. В разрешении, помимо данных о работодателе (наименование юридического лица, адрес, регистрационный номер и дата регистрации; фамилия, имя, отчество, документ, удостоверяющий личность физического лица, его домашний адрес), указывается территория, на которой действует разрешение, численность привлекаемых иностранных работников, рабочие места по профессиям, страна происхождения (обычного проживания) привлекаемых иностранных работников. Эти критерии влияют на содержание заключаемых трудовых договоров. Например, иностранный работник может работать только по той профессии, которая указана в разрешении; его рабочее место может находиться только на указанной территории и пр.

Действие выданного работодателю разрешения может быть приостановлено (п. 17 Правил выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 681) или аннулировано (п. 19 тех же Правил). В этом случае иностранный работник имеет право заключить новый договор с другим работодателем на период, оставшийся до истечения срока действия разрешения на работу, при условии, что до истечения этого срока остается не менее трех месяцев, и при наличии у нового работодателя разрешения на привлечение и использование иностранных работников (п. 13 ст. 18 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».)

От обязательного получения разрешения освобождены работодатели, привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных работников, прибывших в Россию в безвизовом порядке, однако они обязаны уведомить о таком привлечении и использовании территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Иностранный работник должен иметь разрешение на работу. Порядок его выдачи также установлен постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 681. Он различается в зависимости от того, прибывает ли иностранный гражданин в Россию в визовом или безвизовом порядке.

В случае, если иностранный гражданин прибывает в Россию в порядке, требующем получения визы, обязанность обратиться за получением разрешения на работу несет работодатель, и сделать это он должен одновременно с ходатайством о выдаче приглашения на въезд в Россию (п. 2 ст. 18 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). К заявлению о выдаче разрешения должны быть приложены:

96. копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, срок действия которого должен заканчиваться не ранее шести месяцев со дня подачи заявления;

97. цветная фотография иностранного гражданина;

98. копия документа о профессиональном образовании, квалификации, полученных иностранным работником в иностранном государстве, или справка об эквивалентности такого документа российскому диплому (свидетельству) о профессиональном образовании;

99. медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством РФ,29 а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

В случае, если иностранный гражданин прибывает в Россию в безвизовом порядке, за разрешением на работу должен обратиться он сам, его представитель или организация, осуществляющая в установленном порядке трудоустройство иностранных граждан. Помимо указанных выше документов, он должен представить также миграционную карту.

Разрешение на работу оформляется на бланке, имеющем многоуровневую систему защиты и являющемся документом строгой отчетности. Этот бланк имеет вид пластиковой карты. Форма заявления о выдаче разрешения и бланка разрешения на работу утверждены приказом Федеральной миграционной службы от 25 декабря 2006 г. № 370.30

Важным является то обстоятельство, что разрешение на работу выдается лишь лицам, достигшим 18 лет. Следовательно, трудовой договор с иностранным работником может быть заключен только по достижении им 18 лет, в изъятие из общего правила, установленного ст. 63 ТК РФ, о минимальном возрасте приема на работу. В ряде международных договоров установлен и предельный возраст иностранных работников. Так, в Соглашении между Российской Федерацией и Вьетнамом от 29 сентября 1992 г.31 установлено, что на работу в российские организации принимаются вьетнамские граждане в возрасте от 18 до 40, а специалисты – до 50 лет.

Разрешение на работу выдается в пределах установленной Правительством РФ квоты для выдачи иностранным гражданам приглашений на въезд в Россию в целях осуществления трудовой деятельности32 или для выдачи разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Россию в порядке, не требующем получения виз.33

Временно пребывающему в РФ иностранному гражданину разрешение на работу выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции только при условии внесения работодателем на специально открываемый федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции счет средств, необходимых для обеспечения выезда иностранного работника соответствующим видом транспорта из России. В случае административного выдворения иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность в Российской Федерации без разрешения на работу (ст. 18.10 КоАП РФ) средства, затраченные из федерального бюджета на обеспечение его выезда соответствующим видом транспорта из Российской Федерации, подлежат взысканию в судебном порядке с работодателя или заказчика работ (услуг), привлекших указанного иностранного гражданина к трудовой деятельности, по иску органа, исполнявшего постановление об административном выдворении указанного иностранного гражданина (п. 5 ст. 18 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Если же иностранный работник выезжает за пределы России после прекращения трудового договора в связи с истечением его срока, эти средства возвращаются работодателю (п. 7 ст. 18 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Таким образом, процедура приглашения на работу иностранцев является довольно сложной, она включает в себя необходимость получения трех основных документов:

• разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

• приглашение иностранцев на въезд в РФ;

• разрешение на работу для иностранного работника.

Вместе с тем, из общих правил о разрешительном порядке заключения трудовых договоров с иностранными работниками есть ряд исключений, вытекающих из содержания международно-правовых обязательств Российской Федерации. Так, например, согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан, заключенному в г. Москве 25 декабря 1998 г.,34 граждане республики Беларусь также имеют осуществлять трудовую деятельность на территории РФ без оформления разрешения на работу (ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан).

Кроме того, не требуется получение разрешения на работу и в случаях, указанных в п. 4 ст. 13 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а именно для иностранных граждан:

• постоянно проживающих в Российской Федерации;

• являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;35

• являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в России, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

• являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

• являющихся журналистами, аккредитованными в России;

• обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

• обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

• приглашенных в Россию качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Россию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Ограничение численности иностранных работников устанавливается ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан России в виде допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории Российской Федерации. На 2007 год эти доли установлены постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 68336 для хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю алкогольными напитками, включая пиво, фармацевтическими товарами, розничную торговлю в палатках и на рынках, а также розничную торговлю вне магазинов и составляют ноль процентов общей численности работников, т. е. в этих сферах хозяйственной деятельности прием на работу иностранных работников не допускается. В дальнейшем подобные доли на следующий год должны устанавливаться Правительством РФ по представлению Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Особенности содержания трудового договора с иностранными гражданами таковы.

Поскольку на иностранцев распространяется трудо-правовой режим, установленный российским трудовым законодательством, содержание трудового договора с ними подчиняется общим правилам, установленным ст.ст. 56-60 ТК РФ, но при этом учитываются и специальные правила, установленные законодательством о правовом положении иностранцев в России.

Сведения о работнике указываются в точном соответствии с документами, удостоверяющими его личность. В случае, если фамилия, имя, отчество работника в документе указаны на иностранном языке, в трудовом договоре следует указать и иностранный, и русский вариант их написания.

При определении трудовой функции следует учитывать те ограничения, которые установлены для иностранных граждан с точки зрения характера их деятельности. Например, иностранный гражданин может работать в российской организации, занимающейся авиаперевозками, но при этом он не может быть членом летного экипажа. Кроме того, при выдаче работодателю разрешения на привлечение к труду иностранных работников определяются те профессии, по которым они могут работать, и те должности, которые они могут замещать (п. 15 Положения о порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 681), поэтому их использование на иных условиях запрещено.

При определении места работы следует исходить из того, что, временно пребывающие и временно проживающие в России иностранцы могут работать только в пределах того субъекта РФ, в котором им соответственно выдано разрешение на работу или разрешено проживание (п. 4.2 и п. 5 ст. 13 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Следовательно, если организация-работодатель имеет обособленные структурные подразделения на территории иных субъектов РФ, работа там иностранных работников или работников-иностранцев, временно проживающих в России, невозможна.

Правда, из этого правила могут быть исключения, вытекающие из содержания п. 6 ст. 13 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в соответствии с которым с учетом особенностей региональных экономических связей Правительство РФ может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности иностранцев за пределами указанных субъектов РФ. Такие случаи установлены постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. № 97.37 Для временно пребывающего в России иностранца это возможно, например, при направлении в служебную командировку, однако общая продолжительность пребывания за пределами субъекта федерации при этом ограничена суммарно 10 календарными днями в течение срока действия разрешения на работу. Возможна работа за пределами субъекта РФ и тогда, когда она в соответствии с трудовым договором носит разъездной характер или осуществляется в пути, и тогда суммарное ограничение составляет 60 календарных дней. Для временно проживающего в России иностранца эти ограничения составляют соответственно 40 и 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев. Помимо ограничения продолжительности возможного пребывания вне пределов субъекта федерации ограничен и круг должностей и профессий, при которых это возможно. Такой список должен быть установлен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию занятости населения, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативному правовому регулированию в соответствующих сферах экономической деятельности, с учетом региональных особенностей рынка труда, потребности в привлечении иностранных работников и необходимости трудоустройства в приоритетном порядке граждан Российской Федерации.

Еще одной особенностью содержания трудового договора является то, что он может носить срочный характер. Эта особенность касается всех категорий иностранных граждан, включая постоянно проживающих в России и имеющих вид на жительство. Такой вывод вытекает из содержания ч. 2 ст. 58 ТК РФ, поскольку мы имеем дело со случаем невозможности установления трудовых отношений на неопределенный срок с учетом условий выполнения работы. Дело в том, что нахождение иностранного гражданина на территории Российской Федерации будет законным только тогда, когда он имеет соответствующие документы – вид на жительство, разрешение на проживание или миграционную карту и разрешение на работу. Но все эти документы выдаются на определенный срок, по истечении которого иностранец должен либо покинуть пределы России (соответственно, оставив работу), или получить подтверждение законности своего пребывания в стране. А поскольку трудовое законодательство не содержит оснований прекращения трудового договора по этим причинам, единственно законным будет увольнение в связи с истечением срока срочного трудового договора. При этом следует также иметь в виду возможность аннулирования данных документов до истечения срока их действия. Л.В.Щур-Труханович предлагает заключать в этих случаях трудовой договор, срок действия которого ограничен не календарной датой, а наступлением определенного события – срока действия соответствующих документов.38 Это предложение следует поддержать.

Максимальный срок срочного трудового договора с иностранцами определяется следующим образом. Для постоянно проживающих в России он ограничивается сроком действия вида на жительство, т.е. 5 годами (п. 3 ст. 8 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Для временно проживающих в России иностранцев он должен быть ограничен сроком, на который им выдано разрешение на проживание, т.е. 3 года в соответствии с п. 1 ст. 6 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а для временно пребывающих – сроком действия визы (но не долее срока, на который выдано разрешение на работу) или 90 суток при безвизовом режиме. Последний срок может быть продлен до окончания срока действия трудового договора, заключенного по установленным правилам, но не более чем на один год со дня въезда иностранного гражданина в Россию (п. 5 ст. 5 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), следовательно, максимальный срок трудового договора в этом случае будет составлять 1 год.

Иные правила, касающиеся сроков действия трудового договора, могут быть установлены международными договорами Российской Федерации. Так, в Соглашении между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 16 октября 2004 г.39 установлено, что граждане Республики Таджикистан осуществляют временную трудовую деятельность на территории Российской Федерации на основании разрешения, выдаваемого в соответствии с российским законодательством не более чем на один год (ст. 4). Подобное правило установлено в соглашениях между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 3 ноября 2000 г. (п. 2 ст. 4),40 Российской Федерацией и Литовской Республикой от 29 июня 1999 г. (п. 2 ст. 6)41 и ряде других договоров. В аналогичном соглашении между Российской Федерацией и Чешской Республикой от 25 июня 1998 г. установлен другой срок: либо до одного года с возможностью его продления до шести месяцев, либо шести месяцев в течение календарного года для выполнения сезонных работ либо на срок каникул для работы учащейся молодежи (ст. 3).42 Есть в международной практике и иные способы установления срока действия разрешения на работу.

На иностранных работников в полной мере распространяется российское трудовое законодательство, в том числе и в части запрета дискриминации. Поэтому условия трудового договора с иностранным работником, включая условия оплаты труда, не могут быть хуже, чем у российского гражданина, выполняющего аналогичную работу у того же работодателя.

При оформлении трудового договора с иностранным работником надо иметь в виду, что иностранный работник может не владеть русским языком, но он должен иметь возможность ознакомиться с содержанием заключаемого им договора. Поэтому встает вопрос о том, на каком языке должен быть составлен договор? Никаких требований на этот счет трудовое законодательство не устанавливает, но они содержатся в иных нормативных правовых актах. В деятельности организаций всех форм собственности, включая деятельность по ведению делопроизводства, в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»43 обязательному использованию подлежит русский язык как государственный. В соответствии с ч. 2 этой же статьи возможно использование также и государственных языков республик в составе РФ, других языков народов РФ или иностранных языков. Кроме них могут использоваться и иные языки. Они используются не вместо, а наряду с государственным языком РФ, и тексты, выполненные на разных языках, должны быть идентичными по содержанию и техническому оформлению. Это означает, что трудовой договор должен быть составлен на русском языке и при необходимости переведен на иной язык с сохранением полной идентичности текстов. Поскольку официальным в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О государственном языке РФ» будет русскоязычный вариант, текст, переведенный на иной язык, будет его копией, и верность перевода должна быть удостоверена нотариально. Оба варианта договора должны быть у каждой стороны.

Среди документов, предъявляемых иностранцем при заключении трудового договора помимо тех, которые перечислены в ст. 65 ТК РФ, будет также разрешение на работу (если это иностранный гражданин, временно пребывающий в России в безвизовом режиме), а также документы, подтверждающие эквивалентность его документа об образовании российским стандартам. Формы соответствующих свидетельств утверждены приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 9 января 1997 г. № 15 (в ред. от 15 марта 2007 г.).44

Трудовые книжки иностранных работников ведутся по общим правилам.

Особенности изменения трудового договора с иностранными гражданами вытекают из особенностей его содержания. Так, иностранный работник не может быть переведен, даже с его согласия, на другую работу за пределами тех должностей и профессий, которые указаны в разрешении на работу. Не может он быть переведен на работу за пределами соответствующего субъекта федерации (это касается не только временно пребывающих, но и временно проживающих в России иностранцев).

Особенности прекращения трудового договора с иностранными работниками проявляются в следующем:

• в наличии специальных оснований прекращения трудового договора;

• в наличии особых обстоятельств, приводящих к прекращению трудового договора в связи с истечением его срока;

• в наличии особенностей при прекращении трудового договора по общим основаниям, в том числе и в процедуре увольнения.

Специальные основания прекращения трудового договора предусмотрены прежде всего п. 12 ст. 83 ТК РФ. Это основание увольнения сравнительно новое, оно появилось в связи с внесением изменений в федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в России и связано с упорядочиванием их трудовой деятельности в определенных сферах.

Как уже говорилось, Правительство РФ с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан России вправе ежегодно устанавливать предельную долю иностранных работников в определенных отраслях экономики. Если такая доля окажется меньше, чем доля, установленная на предыдущий год, у хозяйствующего субъекта образуется излишек работников - иностранных граждан, сохранение трудовых отношений с которыми будет невозможно. Поскольку данное обстоятельство находится за пределами воли работодателя, соответствующее основание увольнения относится к основаниям, не зависящим от воли сторон, а не к связанным с инициативой работодателя. Именно поэтому при проведении соответствующих процедур не действуют те гарантии, которые установлены для работников при увольнении по инициативе работодателя, в том числе для беременных женщин, женщин, имеющих детей и лиц, воспитывающих детей без матери (ст. 261 ТК РФ) и для работников, имеющих преимущественное право оставления на работе при сокращении численности или штата работников (ст. 179 ТК РФ).

Срок увольнения по этому основанию установлен в ч. 3 ст. 83 ТК РФ – увольнение должно состояться не позднее срока, установленного Правительством РФ для приведения численности иностранных работников в соответствие с их допустимой долей. При пропуске этого срока у работодателя возникает административная ответственность на основании ст. 18.16 КоАП РФ.

Прекращение трудового договора в связи с истечением его срока может быть связано как с наступлением определенной даты, так и с наступлением определенного события. Таким событием может стать окончание срока действия разрешения на работу, разрешения на проживание или вида на жительство.

Однако разрешение на работу, разрешение на проживание и вид на жительство могут быть аннулированы в установленном порядке и ранее срока окончания их действия.

Разрешение на работу в соответствии с п. 9 ст. 18 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» аннулируется, если иностранный работник:

• выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

• финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

• представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

• осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

• неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;

• выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;

• находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;

• является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждены постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. № 188;

• в течение тридцати суток со дня получения разрешения на работу в порядке, предусмотренном ст. 13.1 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», не представил в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

Разрешение на работу может быть аннулировано также по ходатайству работодателя, если иностранный работник нарушил условия трудового договора (п. 2 ст. 32 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Разрешение на временное проживание, в соответствии со ст. 7 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» аннулируется в тех же случаях, а также если данный иностранный гражданин:

• по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

• заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным;

• прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не представил в установленный срок документы, указанные в п. 5 ст. 6.1 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

Разрешение на временное проживание может быть также аннулировано в порядке, определяемом Правительством РФ, если квоты, установленные для разрешения на временное проживание иностранным гражданам, исчерпаны или уменьшены Правительством РФ.

Вид на жительство в соответствии со ст. 9 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» может быть аннулирован в тех же случаях, а также если иностранный гражданин не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным.

Аннулирование этих документов приводит к тому, что иностранный гражданин обязан в установленные законом сроки покинуть территорию России. При аннулировании вида на жительство и разрешения на проживание этот срок составляет 15 календарных дней (п. 2 ст. 31 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Трудовой договор, заключенный с таким иностранцем, должен быть прекращен. Поскольку специального основания его прекращения трудовое законодательство не содержит (что следует считать явным пробелом), для преодоления этой ситуации рекомендуется заключать с иностранными гражданами срочный трудовой, ограниченный сроком действия указанных разрешений, и расторгать его в связи с истечением срока.

Особенности при прекращении трудового договора по общим основаниям могут быть следующими.

Поскольку полученное работодателем разрешение на привлечение и использование иностранных работников не может быть передано другому работодателю, привлекаемые на его основе иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю. Следовательно, прекращение трудового договора по п. 5 ст. 77 ТК РФ помимо общих правил требует также получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников тем работодателем, к которому осуществляется перевод.

Иностранный работник не может быть переведен на другую работу, если она не предусмотрена тем разрешением, которое выдано работодателю. Следовательно, если работа противопоказана иностранному работнику, о чем есть соответствующее медицинское заключение, он не подлежит переводу на другую работу, даже с его согласия, а должен быть уволен по п. 8 ст. 77 ТК РФ.

Невозможность использовать труд иностранного работника за пределами того субъекта федерации, в котором ему разрешена работа, делает неизбежным увольнение иностранного работника по п. 9 ст. 77 ТК РФ в том случае, если работодатель меняет место своего нахождения, покидая пределы субъекта федерации.

Наконец, нарушение правил, связанных с разрешительным порядком привлечения к труду иностранных работников (отсутствие разрешения у работодателя или работника) обязывает работодателя расторгнуть трудовой договор по ст. 84 ТК РФ без учета содержания ч. 2 ст. 84 ТК РФ, т. е. независимо от того, возможен или нет перевод работника на другую работу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.