Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие таможенного права




План

Принципы, цели, содержание и структуратаможенногодела

 

Несмотря на различия по характеру и месту в системе таможенных отношений, все составные части таможенного дела в совокупности составляют органическое единство, поскольку служат реализации целей таможенной политики государства[Пилюткевич с. 7]. Единство проявляется в структурном и функциональном отношениях и неразрывно связано с принципами, на которых основывается организация и осуществление таможенного дела, — единства таможенной и внешнеэкономической политики, единства таможенной территории и таможенной границы, единого таможенного законодательства, единства экономических интересов государства и участников внешнеэкономической деятльености (ВЭД), единого тарифного регулирования в сочетании с мерами экономической политики.

Цели таможенного дела (таможенной деятельности):

экономические — взимание таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь.

регулятивные — установление ставок экспортных и импортных пошлин на товары, а также запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирование, квотирование, применение тарифных преференций.

правоохранительные — защита государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, борьба с контрабандой и административными правонарушениями[Игнатюк А.З. таможенное право республики Беларусь/ А.З. Игнатюк. — минск: Амалфея, 2002. — 400с. С. 7].

Для уяснения сущности какого-либо процесса важно иметь четкое представление о содержании основополагающих категорий, его характеризующих. В понятийном аппарате таможенного дела каждый термин несет в себе строго определенное значение, выход за рамки которого нередко меняет содержание норм таможенного права и может стать причиной принятия неверных решений при регулировании таможенных отношений [Пилюткевич В.С.Таможенное дело: Учеб. пособие / В.С.Пилюткевич. — Гродно:ГрГУ, 2002. — 131 с. С. 5].

Основная терминология, используемаядля целей Таможенного кодекса содержится в соответствующей норме Таможенного кодекса.Иные термины используются в значениях, определенных налоговым, гражданским и иным законодательством Республики Беларусь. Отдельные нормы Таможенного кодекса специально регламентируют сожержание понятий таможенного дела: таможеная территория (ст. 3 ТК), таможенная граница (ст. 3 ТК), таможенная политика (ст. 1 ТК), страна происхождения товаров(ст. 16 ТК), Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ст. 25 ТК) и др.

В целом структуру таможенного дела можно представить следующим образом:

таможенные органы и правовая регламентация их деятельности;

ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры ВЭД;

принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь;

таможенное оформление;

таможенные процедуры;

таможенные режимы;

таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;

таможенный и валютный контроль;

контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела, дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов;

правовая регламентация ответственности за нарушения в сфере таможенного дела и др.

Указанные элементы в Таможенном кодексе 1998 г. определялись как средства реализации таможенной политики.

Надо иметь в виду также неоднородность компонентов таможенного дела. Одни его элементы не подвержены радикальным изменениям, например, институты таможенного оформления, таможенной статистики и т.д. Другая же часть таможенного дела – таможенные платежи, режимы, формы и методы таможенного контроля и др. – очень подвижна, регулирование ее во многом обусловлено изменяющейся обстановкой в обществе. Все это должно приниматься во внимание при издании норм таможенного права, характеристике предмета последнего и рассматривать обособленно понятия «таможенное дело», «таможенная политика», «таможенное право» и «таможенное законодательство»[Максимцев В.А., Габричидзе Б.Н. Вступительная статья // Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. М.: Норма-Инфра М. 1998. С. 13-15].

 

1.3 Таможенная политика, цели и методы ее осуществления

 

Первым правовым документом, в котором упоминается о подготовке к проведению Беларусью самостоятельной таможенной политики, стало Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 20 сентября 1991 г. «О таможенной службе Республики Беларусь», которое предписывало Совету Министров внести на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета предложения по концепции таможенной политики республики. Такая концепция была одобрена Постановлением Верховного Совета от 13 марта 1992 г. и имела своей целью заложить на основе анализа сущности и основных принципов организации таможенной системы, возможных вариантов сотрудничества государств политико-экономическую, организационную и правовую основы развития таможенного дела в республике на современном этапе.

Логическим продолжением этой концептуальной посылки, учитывающей важность для Беларуси международного экономического сотрудничества, стало участие в Соглашении о принципах таможенной политики, которое было подписано в Москве 13 марта 1992 г. [Постановление Верховного Совета Республики Беларусь «О ратификации Соглашения о принципах таможенной политики от 3 февраля 1993 г. Мн., 1993.].

Упоминание термина «таможенная политика» в тексте Соглашения встречается лишь дважды: в преамбуле, в понимании согласованной таможенной политики в отношении третьих стран, и в статье 5, как «общая таможенная политика», где он применяется без последующих разъяснений.

Необходимо отметить, что Решение об основах таможенных законодательств государств — участников Содружества Независимых Государств, подписанное в г. Алматы 10 февраля 1995 г., содержит статью, которая регламентирована таможенную политику как составную часть внутренней и внешней политики государства[Закон Республики Беларусь от 8 мая 1997 г. «О ратификации Решения об основах таможенных законодательств государств — участников Содружества Независимых Государств»].

Подходы к определению места национальной таможенной политики в системе государственной политики, ее характера, целей можно проследить на примере соответствующих статей таможенных кодексов, принятых в разные годы в Республике Беларусь.

В первой статье Таможенного кодекса от 3 февраля 1993 г. законодатель определяет таможенную политику как систему мер, применяющуюся государством с целью повышения эффективности внешнеэкономической деятельности и являющуюся составной частью государственной внешней и внутренней политики.Кодексом устанавливаются государственные органы, в компетенцию которых входит определение основных направлений таможенной политики, — это высшие органы власти и управления.

Законодатель определил, что к основным средствам реализации таможенной политики относятся: установление тарифных и нетарифных мер государственного таможенного регулирования, осуществление государственного таможенного надзора таможенными органами, участие республики в таможенных союзах и других формах экономического межгосударственного сотрудничества.

В очередной редакции Таможенного кодекса от 6 января 1998 г., законодатель, как и ранее, не приводит понятия таможенной политики, определяя лишь ее основные цели. В качестве таковых указываются: обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории, участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие в проведении структурной перестройки и решении других задач экономической политики, иные цели, определяемые Президентом, Парламентом и Правительством Республики Беларусь.

Таможенная политика вместе с порядком и условиями перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взиманием таможенных платежей, таможенным оформлением, таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики в жизнь определяются законодателем как составляющие части таможенного дела.

В литературе имеется мнение о том, что определение таможенной политики как составляющей части таможенного дела является не совсем аргументированным. Основное возражение против такого подхода связано с общепринятой соподчиненностью названных понятий, при которой политика в какой-либо сфере государственного регулирования всегда первична, а дело, как совокупность средств и методов реализации политики, всегда вторично. Устранить смысловые несоответствия возможно, если установить однозначный приоритет таможенной политики над таможенным делом и определить таможенное дело «как совокупность средств и методов реализации таможенной политики»[Петров, А. Эволюция трактовки термина «таможенная политика» в законодательстве Республики Беларусь //Белорусский журнал международного права и международных отношений. — 2001. — № 3. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.evolutio.info/index.php?option=com_ontent&task=view&id =438& Itemid =52].

В настояще время в действующем Таможенном кодексе под таможенным делом понимается совокупность методов и средств, обеспечивающих соблюдение таможенного законодательства.

Таможенная политика всегда была тесносвязана с государственной политикой в целом.Содержание таможенной политики обычно менялось сосменой государственной правящей элиты и отражало их подходы к регулированию внешней торговли.

С появлением на постсоветском пространстве новых независимых государств и переходом к формированию рыночных отношений, предполагающих свободу экономической деятельности, возобладала тенденция к либерализации внешнеэкономических связей.

Проводимая государством политика в области внешней торговли напрямую определяет характер таможенных отношений.

Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарооборота на таможенной территории, участие в осуществлении торгово-политических задач по защите белорусского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию проведению структурной перестройки и других задач экономической политики (ст. 1 ТК).

В таможенном деле присутствует довольно сложное переплетение экономической, правовой, организационной и нравственно-психологической деятельности. Соответственно таможенная политика характеризуется правовыми, экономическими, организационными и психологическими составляющими (мерами).

Правовая составляющая таможенной политики включаетмеры, направленные на создание и развитие нормативной правовой базы регулирования таможенных отношений.

Организационная составляющая означает то, что таможенная политика формируется через государственные организациии институты, в которых она разрабатывается, определяется иреализуется. Это прежде всего законодательные и исполнительные органы власти, соответствующие министерства и ведомства, разрабатывающие разрешительные или ограничительно запретительные системы по перемещению товаров черезтаможенную границу и организующие их контроль.

Экономические аспекты таможенной политики связаны спроведением в жизнь внутренней и внешней политики страны,основанной на протекционизме, свободной торговле или на сочетании этих двух направлений. Современная таможенная политика Беларуси направлена на защиту экономических интересов государства и участников внешнеэкономической деятельности, развитие форм интеграции экономических связей сдругими государствами[Пилюткевич В.С. С. 7].

К средствам реализации таможенной политики относятся:

установление тарифных и нетарифных мер государственного таможенного регулирования;

осуществление государственного таможенного контроля таможенными органами Республики Беларусь;

участие Республики Беларусь в таможенных союзах и иных формах интеграции экономических связей с другими государствами[шматков Минск, 2005и игнатюк С.10].

Основными из указанных средств являются таможенно-тарифное регулирования (применение импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифное регулирование (квотирование и лицензирование) внешнеторговой деятельности. Меры тарифного регулирования ограничивают поступление иностранных товаров на внутренний рынок лишь коссвенно — путем удорожания импорта в результате таможен­ного обложения. Нетарифные ограничения устанавливают иные барьеры (например, ограничения, связанные с происхождением товара; ограничения, связанные с участием государства в импортных отношениях; дискриминация импортных товаров при внутреннем обложении, количественные ограничения и лицензирование) [Богданчук В.П. Таможенное право: ответы на экзаменац. вопр. / В.П. Богданчук. — 2-е изд. — Минск: ТетраСистемс, 2009. — 112 с. С. 9].

Методами таможенно-тарифного регулирования не всегда удается достичь желаемого результата по защите экономических интересов государства. Кроме того, данные методы не позволяют осуществлять регулирование перемещения товаров через таможенную границу, направленное на обеспечение безопасности, охраны здоровья и жизни людей, животных ирастений. Для этих целей существует сложный комплекс мер,получивший обобщенное название «нетарифные меры регулирования» или «нетарифные ограничения».

Нетарифные методы регулирования можно разделить на следующие группы:

—валютные — любые налоги на операции с иностранной валютой;

—технические — их целью является контроль за качеством и безопасностью ввозимых товаров. Кроме таможенной службы контроль осуществляют различные государственные органы. Выделяют ветеринарный, фитосанитарный контроль, а для ввоза, например, лекарственных препаратов необходимо получить разрешение Министерства здравоохранения Республики Беларусь;

антидемпинговые — препятствуют появлению на рынке товаров по демпинговым ценам (товаровпо цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране экспорта в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Республике Беларусь);

административные — введение определенных ограничений при перемещении товаров через таможенную границу (лицензирование, квотирование, эмбарго, запрет импорта или экспорта)[Богданчук С. 9.]

Кроме этого, меры нетарифного регулирования выделяют в определенные группы.

Нетарифные меры государственного таможенного регулирования – меры, применяемые таможенными органамив целях выполнения возложенных на них задач. В даннуюгруппу могут входить требования к таможенному оформлению, декларированию, требования к товаросопроводительным, транспортным, платежным документами т.п.

Нетарифные меры неэкономического характера — запреты и ограничения на перемещение товаров через таможеннуюграницу, устанавливаемые в целях обеспечения государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животныхи растений, охраны окружающей природной среды, защитыхудожественного, исторического и археологического достоянияРеспублики Беларусь.

Нетарифные меры экономического характера — ограничения на проведение внешнеэкономических операций, устанавливаемые в интересах экономической политики. В данную группу входят требования валютного регулирования, включая валютный контроль, налоговые нетарифные меры и мерыэкономической политики[Пилюткевич].

Как уже было сказано выше, таможенная политика должна содействовать обеспечению экономической безопасности страны. Под экономической безопасностью имеется в виду такое состояние экономики, которое гарантирует достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития страны, неуязвимость и независимость ее политических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Как важнейшее средство обеспечения экономической безопасности государства таможенная политика непосредственно определяется целями и задачами общей экономической стратегии государства. С этой точки зрения различаются два основных вида таможенной политики: протекционистская и политика свободной торговли.

Протекционистская таможенная политика направлена на создание условий, способствующих развитию национальной экономики путем ограждения ее от иностранной конкуренции. Это установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых на внутренний рынок страны иностранных товаров, ограничение или полное запрещение ввоза определенных товаров, форсирование экспорта, его государственное субсидирование и кредитование, финансирование экспортных отраслей и т.д. Таможенный протекционизм впервые стал применяться в XVI веке в Англии во время промышленного переворота. Для защиты создаваемых в стране промышленных предприятий от конкуренции иностранных товаров (прежде всего голландских и французских) были введены высокие ставки пошлин на товары, которые Англия начала производить у себя. Кроме того, были введены количественные ограничения на ввоз товаров в Англию.

Благодаря протекционизму, Англия к началу XIX века по своему экономическому развитию вышла на первое местов мире, когда технологический процесс в промышленности стал самым высоким, а себестоимость выпускаемой продукции — самая низкая в мире. В этих условиях Англия перешла от политики протекционизма к фритредерству, то есть к свободной торговле. Линия протекционизма в нашей таможенной политике просматривается со времен царствования Петра I и вплоть до начала XX века.

Политика свободной торговли направлена на всемерное поощрение импорта иностранных товаров на внутренний рынок страны. Она достигается путем установления минимального уровня таможенных пошлин. С целью проведения активной таможенной политики, содействующей повышению эффективности и расширению внешнеэкономических связей, государство разрабатывает новые инструменты таможенной политики (например, лицензирование, квотирование) и адаптирует старые средства (например, тарифное регулирование) к новым условиям. Административные инструменты регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга.

Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах — торговых партнерах [Ноздрачев А.Ф. Административная организация таможенного дела: учебно-практическое пособие. - М.: МЦФЭР, 2005. - 479 с, с.238]

Итак, таможенная политика — основа таможенного дела. Цели таможенной политики — защита рынка товаров и стимулирование развития национальной экономики. Осуществление поставленных целей возможно с помощью финансовых и административных инструментов таможенного дела.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какими нормативными актами СССР закреплялось понятие «таможенное дело»?

2. Раскройте сущность и значение понятия «таможенное дело». Кто осуществляет общее руководство таможенным делом?

3. Когда была введена в действие Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь?

4. Дайте определение понятию «таможенное регулирование».

5. Раскройте структуру таможенного дела. Проанализируйте, можно ли выделить какие-либо элементы в качестве основных?

6. Что относится к основным средствам реализации таможенной политики?

7. Охарактеризуйте методы таможенно-тарифного регулирования. Приведите пример.

8. На какие группы можно разделить нетарифные методы таможенного регулирования?

9. В чем заключается сущность протекционистской таможенной политики?

10. В каких случаях применяется таможенная политика свободной торговли?

 

 

ТЕМА2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННОГО ПРАВА

1. Понятие таможенного права

2. Предмет таможенного права

3. Методы таможенного права

4. Система и источники таможенного права

5. Основные принципы таможенного права

6. Связь таможенного права с другими отраслями права

 

Развитие рыночных отношений в экономике Республики Беларусь, либерализация внешнеэкономической деятельности способствовали активизации связей белорусской экономики с мировым хозяйством. В связи с этим возникла необходимость в развитии таможенного дела, законодательства о нем, а также решении проблем развития таможенного права.

Таможенное право является одной из отраслей права в общей системе права Республики Беларусь. Помимо этого, оно рассматривается как отрасль законодательства, наука и учебная дисциплина.

В трудах многих авторов таможенное право исследовалось какотрасль законодательства [Козырин, А.Н. Таможенное право России. Общая часть / А.Н. Козырин. – М.], формирующаяся отрасль права [Халипов, Игнатюк,Бакаева О. Ю.Таможенноеправо:курслекций/О.Ю.Бакаева,Г.В.Матвиенко.—М.:РАП,Эксмо,2009.—272с.С. 12-13]и юридическая наука [Воробьев. Ю.А. Основы таможенного дела / Ю.А. Воробьев. – М.: РТА, 1995.; Таможенное право. Общая и особенная части / В.Г. Драганов, А.Ф. Ноздрачев, М.М. Рассолов, И.И. Шматков. – М.: Закон и право, 2001.].

Как отрасль законодательства таможенное право представляет собой совокупность зако­нов и иных нормативных актов, направленных на правовое ре­гулирование общественных отношений в области перемеще­ния через таможенную границу товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Как отрасль права таможенное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих таможенные отношения.

Следует заметить, что единого подхода к определtнию места таможенного права в общей системе права не существует. В трудах отдельных авторов можно встретить позицию о том, что таможенное право — это подотрасль администартивного права [Сандровский К.К. Таможенное право. Киев, 1974 С. 19-20, Марков Л. Л. Таможенное право СССР: учеб. пособие. Иркутск, 1973. С. 23], институт административного права [Бахрах Д. Н. Таможенное право как институт административного права // Государство и право. — 1995. — №3. — С.13].

Другие авторы, принимая во внимание тот факт, что отдельные (схожие посвоей правовой природе) отрасли права, например финансовое право, налоговое право, своим происхождением обязаны — административному, выдвигают гипотезу о необходимости и целесообразности выделения из административного права таможенного права,как самостоятельной отрасли[Халипов С. 47]. При этом они, пользуясь предложенным делением всех отраслей права на базовые, специальные и комплексные, относят таможенное право к специальной отрасли права, основаннойна административных нормах и приспособленной к особой сфережизни общества, которая связана с перемещением товаров итранспортных средств через таможенную границу РоссийскойФедерации.

Существует также позиция относительно того, что таможенные отношения составляют единое целое и выделяются в качестве самостоятельного предмета комплексной отрасли таможенного права [Таможенное право: Учебник / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М: Юрист, 1998 С.45]. Следовательно, таможенное право — не вторичное образование в системе права, а такое же первичное комплексное правоотраслевое образование, как и базовые отрасли права: конституционное, администартивное, гражданское и др. Однако в отличие от них присутствие норм, входящих в состав других отраслей права, но принадлежащих таможенному праву, придает ему характер комплексной отрасли права, наряду, например, с предпринимтельским правом, воздушным правом, банковским правом, экологичесим правом и др. [ игнатюк С. 38].

Таможенное право является весьма значительной по объему и сложной по содержанию комплексной отраслью права. Это связано со сложной структурой и многоаспектностью внешнеэкономической деятельности, которая регулируется нормами конституционного,администартивного, финансового, хозяйственного, банковского, а также международного права.

Как наука таможенное право изучает совокупность норм права (законов и иных правовых актов), регулирующих таможенные отношения в современном обществе и содержащих предписания, относящиеся ко всемнаправлениям таможенной деятельности.

В этом смысле можно рассматривать таможенное право как учебную дисциплину, изучающую теоретические юридические положения, имеющие отношение к таможенной деятельности, т.е. вопросы, которые относятся к таможенному праву как совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере таможеноного дела.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.