КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы таможенного права
Суть метода таможенного права характеризуется как: 1. Установление определенного порядка действий — предписание к действию в определенных условиях надлежащим образом, предусмотренным конкретной нормой таможенного права; 2. Запрещение определенных действий под страхом применения конкретных юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности); 3. Предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных нормами таможенного права; 4. Предоставление возможности действовать или бездействовать по своему усмотрению, то есть совершать или не совершать предусмотренные нормами таможенного права действия на определенных ею условиях [Сандровский К.К. Таможенное право. С. 19-20. Петровский К. Анализ факторов риска – что это? // Таможенный вестник (для Беларуси и России).— № 8.— 2000. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М.: Зерцало. М. 2001. С. 19, 23-24.]. Основнойметод таможенного права,—императивныйметод—методвластныхпредписаний. Императивный или предписывающий метод присущ не только для таможенного права, но и для других отраслей права. Поэтому важным для понимания является то, как проявляет себя императивность на примере конкретных (специальных) методов таможенного регулирования внешнеторговой деятельности.Указанные методы определены в Законе Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»:таможенно-тарифного регулирования (ст. 11 Закона);нетарифного регулирования (ст. 12 Закона);запретов и ограничений внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности (ст. 13 Закона);мер экономического и административного характера, содействующих развитию внешнеторговой деятельности (гл. 7 Закона), [Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» [http://zakon.by/webnpa/text.asp?RN=H10400347#&Chapter=7]. Согласно указанного нормативного правового акта таможенно-тарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь, а нетарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения, прекращения действия количественных ограничений и иных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, отличных от мер таможенно-тарифного регулирования; Тарифное и нетарифное регулирование, а также иные запреты и ограничения, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, дают основание утверждать, что таможенное право в большей части своих норм относитсяк публичному праву. Это обусловливается тем, что упомянутые выше методы регулирования призваны обеспечивать, прежде всего, государственные(публичные интересы), то есть интересы общества, государства, экономической, экологической, информационной и иной безопасностистраны[Халипов СВ. Таможенное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: «Зерцало-М», 2006. — 440 с.]. С другой стороны, с целью пополнения бюджета, развития отраслей экономики, расширения внешнеэкономических связей, а в целом стимулированияразвития внешнеторговой деятельности таможенным законодательством предусмотрены отдельные дозволения, предоставляющие участникам таможенных правоотношений (участникам ВЭД) право выбора вариантовсвоих действий. Так, например, инициатива ввоза товаров на территорию Республики Беларусь либо вывоза за ее пределы исходит отлица, в интересах которого перемещается товар. Более того, все, что относится к количеству перемещаемоготовара, его видам, стране происхождения (при учете существующих запретов и ограничений), условиям поставки товаров и т.п.,также основано на праве перемещения товара через таможеннуюграницу.Реализуя данное право, лицо самостоятельно выбирает (изменяет выбранный) приемлемый для неготаможенный режим или таможенную процедуру, правовые требования которых определяют дальнейшие взаимоотношения участников ВЭД с таможенными органами. Отдельные элементы дозволительности проявляются и в конкретных таможенно-правовых институтах, например, таможенномоформлении, услугах таможенных агентов, выборе конкретного таможенного склада или склада временного хранения. Как видим, кромеимперативногометода, втаможенномправеприменяетсяидиспозитивныйметод,однакопределыегодействиясущественноограничены.Вобластитаможенногоделаониспользуетсялишьвтехслучаях,когдаповедениесубъектоврегламентируетсягражданско-правовыминормами[Бакаева]. Указанное подчеркивает комплексный характер общественных отношений, регулируемых таможенным правом. Императивный и диспозитивный методы отдельные авторы именуют административно-правовым и гражданско-правовым методами соответственно в их различных формах выражения. Административно-правовой метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности волеизъявления. Гражданско-правовой метод регулирования основан на принципе равенства сторон и исходит из принципа «разрешено все, что не запрщено» [Игнатюк С. 44]. В учебных целях немаловажным будет являтся уяснение средств, приемов и способов изучения соответствующих таможенных норм, процессов, т.е. методов таможенного прва как науки и учебной дисциплины. Любая наука не существует без собственных методов исследования и чем совершеннее методы изучения явлений и чем больше таких методов, тем шире возможности науки [Рассолов М.М., Экимов А.И. Предмет и метод науки теории государства и права // Теория государства и права. М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2000.] Поэтому таможенное право как наука придает первостепенное значение совершенствованию и обогащению совокупности используемых ею методов. Как и в теории государства и права, методы таможенного права должны подразделяться на общие, распространяемые на многие юридические науки и все направления самого таможенного права, и частные, используемые для изучения разнообразных аспектов и сторон таможенного законодательства и таможенного права в целом. Ведущее место в ряду общих методов изучения проблем таможенного права принадлежит историческому и сравнительному методу, которые в свою очередь прослеживают динамику явления от предпосылок возникновения до современного уровня развития. История таможенного права — это самостоятельный и довольно сложный предмет, изучение которого необходимо производить обладая некоторыми запасами знаний по истории таможенного дела и таможенной политики, по теории права и истории отечественного и зарубежного права[Блинов Н.М., Кисловский Ю.Г., Козырин А.Н. и др. История таможенного законодательства // Таможенное право. М. Экономика, 1999. С. 16-17] В роли общих методов изучения проблем таможенного права могут выступать также м етод типологии, который требует из всего наблюдаемого правового материала отбирать и выделять характерное, типичное, м етод актуализма, состоящий в использовании современных знаний для изучения прошлого таможенного права и, наоборот, в использовании знаний прошлого для понимания настоящего таможенного права и предсказания его будущего, системный подход, представляющий собой совокупность теоретических принципов и положений, позволяющих рассматривать все нормы таможенного права как систему, как единое целое в тесной связи и взаимодействии с другими правовыми нормами, институтами, прослеживать их изменения во времени и делать обоснованные выводы относительно закономерностей развития всего механизма правового регулирования таможенных отношений в обществе, а также методы системных анализа и синтеза. Наряду с общими методами познания таможенное право сегодня использует также частные научные способы воздействия своих норм на поведение людей, на регулируемые этой отраслью таможенные отношения. Среди таких методов можно выделить следующие: — разрешительный метод правового регулирования, при котором участникам предоставляется свобода в реализации своих прав (например, всем лицам на равных основаниях предоставляется право на ввоз в Республику Беларусь и вывоз из нее товаров и транспортных средств). — рекомендательный метод правового регулирования. Суть данного метода состоит в предоставлении права выбора вариантов поведения самими участниками правоотношений. — ограничительно-запретительный метод регулирования таможенных отношений состоит в регламентации и установлении обязанностей субъектов таможенно-правовых отношений. Данный метод позволяет установить рамки возможного и должного поведения участников. — делегирующий метод — способ, при котором участникам таможенных правоотношений предоставляются определенные права и свободы.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |