Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды таможенно-правовых норм




 

Таможенно-правовая норма— это юридически обяза­тельное правило, установленное и санкционированное государством в соответствующих правовых актах, которое регулирует определенныеотношения в сфере таможенного дела и нарушение которого влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством.

Таможенное право, как и право вообще, — прежде всего «система юридических норм, которая в наиболее полном и общем виде выражает в этих нормах государственную волю, ее общечеловеческий … характер, пронизана едиными закономерностями и принципами, обусловленными экономической, политической и духовной структурой общества»[Байтин М.И. Нормы права // Теория государства и права. М., 1977. С. 313.]. Норма таможенного права, в отличие от социальных норм вообще, — это достаточно самостоятельное и независимое понятие, которое обладает своими специфическими особенностями и признаками. К наиболее важным из них, можно отнести следующие.

Во-первых, нормы таможенного права, в отличие от других социальных предписаний (за некоторыми исключениями), сами выступают в виде целостных правовых образований и сообразно воли государства призваны регулировать специфический вид отношений в обществе таможенные отношения. Особенность таких отношений состоит в том, что они предполагают наличие не только правовых субъектов и объектов воздействия, но и социально-экономических, организационных и иных взаимоотношений и фактов в широком смысле этого слова.

Во-вторых, нормы таможенного права всегда готовятся и издаются с санкции государства и выражаются в установленной в законодательстве либо в общепризнанной форме. Например, они могут выступать в форме норм Конституции Республики Беларусь, законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, постановлений и распоряжений Правительства Беларуси.

В-третьих, нормы таможенного права всегда охраняются государством, и государство заинтересовано в их правовом качестве и в действительном исполнении в ходе правового воздействия на таможенные отношения.

В-четвертых, нормы таможенного права, в отличие от других социальных норм, всегда содержат общеобязательные установки и предписания. Сама норма в этом свете есть некая правовая модель, мера, эталон, масштаб поведения тех или иных участников таможенных отношений. Помимо общепризнанных компонентов данная норма может включать нечто, противоположной гипотезе, логический результат либо без такового, программную и прогностическую информацию[Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. М.: Юридическая литература, 1981. С. 71-79.].

В норме таможенного права всегда выражается определенное предписание о том, как должны поступать участники рассматриваемых правоотношений в различных ситуациях. Такое предписание, или веление, заключается в любой норме таможенного права независимо от того, выражена ли она в законе, подзаконном акте, или в обычае, или в ином положении.

Но как и любым правовым нормам, нормам таможенного права характерны общие признаки: 1) всеобщность, т.е. данные нормы распространяются на всех участников отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу; 2) общеобязательность, т.е. нормы таможенного права обязательны для всех участников таможенных правоотношений; 3) за неисполнение норм таможенного права наступает юридическая ответственность [Андриашин Х.А. Свинухов В.Г. таможенное право: учебник для вузов М: Юстицинформ ].

По характеру правил поведения участников таможенных правоотношений, составляющих содержание таможенно-правовой нормы, нормы таможенного права могут быть различных видов. Это, прежде всего, материальные и процессуальные нормы.

Материальные нормы таможенного права регламентируют структуру таможенного законодательства, систему таможенно-правового пространства Беларуси, права и обязанности физических и юридических лиц в таможенной сфере, их поведение, то есть закрепляют материально правовое содержание прав и обязанностей участников таможенных отношений.

Процессуальные нормы таможенного права устанавливают порядок и действие норм материального права. Так, Закон Республики Беларусь от 3 февраля 1993 г. № 2151-XІІ «О таможенном тарифе»устанавливает порядок формирования и применения Таможенного тарифа Республики Беларусь — свода ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь, а также правила обложения товаров таможенными пошлинами при их перемещении через таможенную границу Республики Беларусь. В данном законе законодатель определяет совокупность ставок таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с принятой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.

По форме предписания или способам воздействия на участников таможенных отношений рассматриваемые нормы можно классифицировать на: обязывающие, запрещающие и управомочивающие. Их различие основано на том, на что делается акцент: на возложение обязанности, установление запрета или предоставление права [ ОТП Вишневский с. 255].

Норма таможенного права может прямо предписывать участникам правоотношений совершение определенных действий, то есть непосредственно возлагать на них определенные обязанности (например, ст. 55 Таможенного кодекса обязывает перевозчика уведомить таможенный орган о прибытии товаров после размещения товаров в зоне таможенного контроля пункта ввоза; ст. 254 Таможенного кодекса обязывает таможенные органы по требованию плательщика выдать подтверждение уплаты таможенных платежей в письменной форме и др.).

Норма таможенного права, может запрещать участникам таможенных отношений совершение определенных действий. Эти нормы называются запрещающими нормами таможенного права. Так, ст. 7. Таможенного кодекса гласит: «1. Любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с законодательством, может использоваться такими органами исключительно для таможенных целей, в том числе для пресечения правонарушений.2. Таможенные органы и иные государственные органы, их должностные лица, иные лица, получившие доступ к информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, в силу акта законодательства, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственные секреты, коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных Кодексом, иными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь».

Данную норму можно считать запрещающей нормой таможенного права.

Многие нормы таможенного права вообще не предписывают определенных действий и не запрещают их, а предоставляют участникам таможенно-правовых отношений возможность совершать те или иные действия, управомочивают их на совершение данных действий. Эти нормы называются управомочивающие нормы таможенного права (например, ст. 261 Таможенного кодекса устанавливает, что Правительство Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, вправе устанавливать фиксированный размеробеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении отдельных видов товаров с учетом требований, установленных пунктами 1 и 2 указанной статьи; ст. 277 Таможенного кодекса предоставляет возможность начальнику таможенного органа, лицу, его замещающему, либо иному должностному лицу таможенного органа продливать срок проведения отдельных операций таможенного контроля; ст. 288 Таможенного кодекса управомочивает таможенный орган при осуществлении таможенного контроля мотивированно запрашивать дополнительные документы и сведения в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах и др.).

Следовательно, указанные статьи устанавливает управомочивающую норму таможенного права.

Нормы таможенного права могут быть классифицированы по степени определенности выражения в них правил поведения участников таможенных правоотношений.

Значительное число данных норм устанавливает вполне определенные правила поведения, подлежащие соблюдению. Такие нормы называются определенными.

Некоторые нормы таможенного права самого содержания правил поведения участников таможенных отношений не определяют, а предоставляют это другим — специальным органам, лицам и иным субъектам права. Такие таможенно-правовые нормы называются бланкетными. К бланкетным нормам можно отнести: ст. 282 Таможенного кодекса, которая определяет, что порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к ним устанавливаются Правительством Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь; с. 278 Таможенного кодекса, согласно которой владение, пользование и распоряжение иностранными товарами, находящимися под таможенным контролем, допускаются в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом и (или) актами Президента Республики Беларусь и др.

В этом контексте следует также назвать и отсылочные таможенно-правовые нормы. Отсылочные нормы таможенного права отличаются тем, что их структурные элементы не располагаются в одном акте, в связи с чем делается ссылка на другие статьи нормативного правового акта. Так п. 5 ст. 282 Таможенного кодекса гласит: в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь ограничения на осуществление производственной и иной коммерческой деятельности в пределах зон таможенного контроля, перемещение товаров, в том числе транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля действуют только в рамках режима, установленного в соответствии с законодательством о Государственной границе Республики Беларусь.

По вопросам производства таможенными органами дознания по соответствующим уголовным делам и ведения административного процесса статьи 321 и 324 Таможенного кодекса отсылают нас к нормам Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Иногда отсылочные таможенно-правовые нормы мало чем отличаются от бланкетных, поскольку первые, и вторые содержат указание на какую-либо иную норму, положение, пункт и др. В то же время отсылочные таможенно-правовые нормы ссылаются на другие, уже принятые и используемые на практике нормы; и в итоге норму отсылочной делает лишь законодатель. А можно было бы повторить в ней положения закона, на который она ссылается, не меняя содержание нормы. Отсылочную норму таможенного права можно рассматривать как определенную, а не бланкетную. Бланкетные же нормы ссылаются на другие нормы, которые нередко не установлены, и при этом говорится о том, кто и как рассматриваемую норму устанавливает.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.