КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Задачи изучения дисциплины
ЦЕЛЬ. ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ. МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЮМЕНЬ - 2010 МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ»
Руководство подготовлено: сотрудниками кафедры нормальной физиологии Тюменской государственной медицинской академии: д.м.н., проф. В.В.Колпаковым, доц., к.б.н. Т.Н.Рыбцовой ассистентами Е.А.Томиловой, Т.Э.Шторк Под редакцией заведующего кафедрой нормальной физиологии, д.м.н., профессора В.В.Колпакова и заведующего кафедрой общей стоматологии д.м.н. А.В.Брагина
Данное руководство рекомендуется студентам стоматологического факультета для самостоятельной работы на занятиях по нормальной физиологии и подготовки к зачетам и экзаменам
ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ» Специальность «врача-стоматолога» требует глубокого изучения особенностей формирования функций и механизмов регуляции физиологических процессов в организме, протекающих в тесной взаимосвязи с центральной нервной системой. В связи с этим преподавание нормальной физиологии должно быть приближено к практическим задачам медицины в этой области. Современная медицина опирается на достижение всех теоретических дисциплин на основе системного подхода и законов теории управления. Преподавание физиологии должно быть построено не только в плане уплотнения информации за счет единого системного подхода во всех разделах (что облегчает усвоение материала), но и перераспределения материала со смежными дисциплинами. Для врача очень важны практические умения, которые необходимо формировать с первых курсов обучения. Изложение общей физиологии человека, частной физиологии всех систем, а также профилизация в преподавании нормальной физиологии уже на младших курсах будет способствовать развитию профессионального мышления, необходимого врачу.
Усвоение студентами стоматологического факультета особенностей физиологии челюстно-лицевой области, получение представления об основных закономерностях функционирования челюстно-лицевой области и ее органов, о механизмах регуляции их функций.
1. Овладение теоретическими знаниями особенностей физиологии челюстно-лицевой области у детей. 2. Формирование целостного представления о здоровом организме человека, воспитание в будущем враче необходимости в профилактической направленности медицины. 3. Ознакомление с системой профилактических мероприятий. 4. Обеспечение теоретической базы, необходимой при изучении последующих дисциплин, в том числе по специальности «Стоматология».
4.ВОПРОСЫ БАЗОВЫХ ДИСЦИПЛИН, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ. 1. Морфологическое строение костного аппарата челюстно-лицевой области (анатомия). 2. Мышечный аппарат челюстно-лицевой области (анатомия). 3. Секреторные органы полости рта (анатомия). 4. Крово-лимфообращение в органах челюстно-лицевой области (анатомия). 5. Иннервация органов челюстно-лицевой области (анатомия). 6.Топографическая анатомия головы. Топографическая анатомия шеи (топографическая анатомия, оперативная хирургия). 7. Развитие челюстно-лицевой области. Пищеварительная система (гистология) 8. Общие вопросы, учение о реактивности, воспаление (патологическая физиология). 9. Функциональная система питания. Пищеварение в ротовой полости (нормальная физиология).
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ иЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Методы изучения предмета: – теоретический (на лекциях, семинарах и практических занятиях); – экспериментальный (проведение практических работ); – демонстрация учебных видеофильмов по всем разделам; – контроль исходного уровня знаний студентов: собеседование, входной программированный контроль.
Изучение дисциплины включает освоение лекционного курса и материалов занятий, а также самостоятельную работу студентов. Посещение лекций кафедра считает обязательным. Материал лекций включен в тестовый контроль и обсуждается на коллоквиумах. Пропущенные лекции (по неуважительным причинам) предоставляются преподавателям группы в виде конспектов и рефератов. На практических занятиях проводится: входной контроль знаний на ЭВМ, либо тестовый контроль в письменной форме, обсуждение основных теоретических положений темы, разбор методик для выполнения практических работ, практикум, обсуждение результатов и выводов. На итоговых занятиях по темам (коллоквиум) проводится компьютерное тестирование с использованием обычных и визуализированных тестов, письменная работа и собеседование по теме. Зачет проводится в письменной или устной форме.
А. Примерная структура практического занятия: – демонстрация учебного видеофильма; – компьютерный тестовый контроль исходного уровня знаний; – устное собеседование; – самостоятельная работа студентов; – контроль усвоения темы (тесты, ситуационные задачи); – организация и возможность отработки пропущенных занятий (лекций и практических занятий); Б. Контроль уровня освоения содержания дисциплины: – тестовый контроль (исходного уровня знаний в начале семестра, в начале каждого практического занятия; итоговый зачетный); – коллоквиумы по разделам материала семестров; – собеседование на зачетном занятии; – зачетное занятие; 6.СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ.
1) Введение в предмет «Физиология челюстно-лицевой области». Системный и аналитический подходы в изучении физиологических функций. Предмет «Физиология челюстно-лицевой области». Объект изучения. Функции челюстно-лицевой области: пищеварительная, сенсорная, защитная, коммуникативная, всасывательная, выделительная и другие. Организм и челюстно-лицевая область, их взаимосвязь. Системный и аналитический подходы в изучении функций челюстно-лицевой области. 2) Функциональный элемент – основа полифункциональности органов челюстно-лицевой области Функциональная система в стоматологии. Учение о функциональном элементе в стоматологии. Функциональный элемент, как структурная основа полифункциональности. Полифункциональность органов челюстно-лицевой области и полости рта. 3) Сенсорная функция челюстно-лицевой области. Понятие о ротовом или оральном анализаторе (И.П. Павлов). Функциональные и топографические особенности различных видов чувствительности челюстно-лицевой области. Характеристика проводникового и коркового отделов орального анализатора. Современные представления о сенсорных системах. 4) Пищеварительная функция. Механическая обработка пищи в полости рта. Функциональная система, обеспечивающая формирование адекватного для проглатывания пищевого комка, характеристика ее компонентов. Полезный приспособительный результат жевания. Аппараты контроля. Характеристика аппаратов реакции, обеспечивающих механическую обработку пищи в полости рта: жевательной мускулатуры, различных групп зубов, пародонта, височно-нижнечелюстного сустава. Регуляция жевания. Центры жевания. Рефлексы жевания: периодонто-мускулярный, гингиво-мускулярный, миотатический. Их характеристика и значение. Биомеханика жевания. 5) Пищеварительная функция. Химическая обработка пищи в полости рта. Характеристика аппаратов реакции, обеспечивающих химическую обработку пищи в полости рта. Слюнообразование и слюновыведение. Регуляция слюнообразования. Приспособительный характер слюноотделения к пищевым и отвергаемым веществам. Влияние ферментов слюны на пищеварительную активность ферментов желудка и кишечника. Особенности обработки пищи в полости рта в различные возрастные периоды. 6) Коммуникативная и дыхательная функции челюстно-лицевой области. Функциональная система формирования речи, ее центральные и периферические компоненты. Мимика и ее значение в социальной жизни индивида. Мимические мышцы и их роль в речеобразовании. Врожденные и приобретенные мимические реакции, их регуляция. Речь и ее функции. Органы челюстно-лицевой области, участвующие в речеобразовании. Зависимость звукообразования от состояния органов челюстно-лицевой области, прикуса, врожденных аномалий. Дислалии. 7) Защитная функция челюстно-лицевой области. Функциональная система, обеспечивающая целостность тканей и органов челюстно-лицевой области. Характеристика ее компонентов. Оборонительное поведение, его активные и пассивные формы. Условно- и безусловно-рефлекторные механизмы защитных реакций. Буферные, бактерицидные и антитоксические свойства слюны. Микрофлора полости рта. Барьерная функция слизистой оболочки полости рта. Факторы специфического и неспецифического иммунитета. Боль как компонент функциональной системы, обеспечивающей целостность тканей челюстно-лицевой области. 8) Взаимодействие органов челюстно-лицевой области с другими областями организма. Челюстно-лицевая область как источник коррегирующих влияний на различные системы организма. Значение афферентации с рецепторов полости рта в формировании восходящих активирующих влияний на различные отделы центральной нервной системы. Коррекция деятельности пищеварительного конвейера афферентными влияниями с рецепторов полости рта. Роль рецепторов полости рта в проявлении специфически-динамического действия пищи. Изменение висцеральных функций под влиянием процессов, протекающих в полости рта. Особенности психоэмоционального состояния человека при изменениях функций челюстно-лицевой области и принципы их коррекции. Вкусовая сенсорная система как индикатор функционального состояния организма. Гастролингвальный рефлекс. Зависимость вкусовых ощущений от деятельности обонятельной, тактильной, температурной и других сенсорных систем. 9) Системогенез жевательной и речеобразовательной функций. Формирование функции жевания в пренатальном и неонатальном периодах. Сосание как необходимый акт, предшествующий формированию жевательной функции. Физиологические механизмы и особенности становления молочного и постоянного прикусов, становление речеобразовательной функции. Геронтогенез челюстно-лицевой области и ее функций. 10) Проблемы адаптации и компенсации в стоматологии. Понятие адаптации и компенсации с позиций аналитического и системного подходов. Физиологические механизмы компенсации функций челюстно-лицевой области. Адаптация к зубным протезам, ее зависимость от характерологических особенностей личности. Тактика врача стоматолога в вопросах адаптации и компенсации функций челюстно-лицевой области. 11) Интегративная деятельность организма. Понятие об интеграции и интегративных функциях организма. Взаимосвязь органов и систем. Взаимодействие и взаимосодействие.
7. ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПРИ САМОПОДГОТОВКЕ.
1. Особенности строения костного аппарата челюстно-лицевого отдела. 2. Особенности мышечного аппарата челюстно-лицевой области. 3. Зубы 4.Слюна 5. Связь с двигательной активностью. 6. Сенсорная функция. 7. Болевая сенсорная система 8. Защитная функция 9. Пищеварительная функция 10. Коммуникативная функция 11. Возрастные особенности челюстно-лицевой области 12. Взаимодействие органов челюстно-лицевой области с различными системами организмами 13. Адаптация и компенсация
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |