Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право собственности на недра




Первое, с чего следует начинать рас­смотрение правового режима недропользования, — это вопрос о собственно­сти на недра. Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы (куда входят и недра) могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Это не означает, что они в обязательном порядке должны находиться в данных формах собственности. Закон «О недрах» решает вопрос о собственности на недра следующим обра­зом.

В ст. 1, 2 сказано, что недра в границах территории Российской Федера­ции, включая подземное пространство, и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной соб­ственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами на­ходятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, насле­дования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Что касается прав пользования недрами, то они согласно закону могут отчуждаться или перехо­дить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается фе­деральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собст­венности.

Особо следует сказать о государственном фонде недр, который составля­ют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории РФ и ее континен­тального шельфа.

Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории РФ в интересах народов, проживающих на соответст­вующей территории, осуществляются совместно РФ и ее субъектами.

Закон «О недрах» регулирует также порядок добычи общераспространен­ных полезных ископаемых собственниками, владельцами земельных участ­ков. Они имеют право (по своему усмотрению) в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу этих полезных ископаемых, не чис­лящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооруже­ний для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и экс­плуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, ус­танавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации.

1.3. Органы государственной власти и государственного управления, ре­гулирующие недропользование, подразделяются на органы общей и специ­альной компетенции.

Систему органов государственной власти и государственного управления недрами общей компетенции составляют:

· Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ;

· органы государственной власти республик в составе РФ;

· органы государственной власти и управления краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

· органы государственной власти и управления автономных образований; представительные и исполнительные органы муниципальных образова­ний (районов, городов, сел и т.д.).

Что входит в компетенцию этих органов, детально раскрывается в ст. ст. 3-5 настоящего Закона. Из перечисленных в них функций непосредст­венно экологическое значение имеют следующие:

· введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей при­родной среды;

· государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его проведения;

· составление территориальных балансов запасов и кадастров месторожде­ний и проявлений полезных ископаемых, учет участков недр, используе­мых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

· участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории, при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;

· введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб окружающей природной среде;

· регулирование других вопросов в области использования и охраны недр в рамках соответствующей компетенции.

Систему органов специальной компетенции государственного управления недрами составляют:

· Министерство природных ресурсов Российской Федерации, которое является органом управления государственным фондом недр, исполь­зованием и охраной водного фонда и специально уполномоченным го­сударственным органом в области охраны окружающей природной сре­ды;

· Федеральное агентство по недропользованию, структурное подразделение Министерства природных ресурсов РФ

Их полномочия, права, обязанности и порядок работы определяются по­ложениями о каждом из них, утвержденными Правительством Российской Федерации.

согласно Положению:

· организует и обеспечивает государственное геологическое изучение недр на всей территории Российской Федерации и ее континентального шель­фа;

· разрабатывает стратегию и основные направления воспроизводства ми­нерально-сырьевой базы с целью удовлетворения потребностей экономи­ки в минерально-сырьевых ресурсах;

· осуществляет организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами, организует проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами, в том числе на условиях раз­дела продукции, осуществляет в установленном порядке выдачу, регист­рацию, приостановление действия и аннулирование лицензий на пользо­вание недрами по всем видам минерального сырья включая подземные воды, участвует в пределах своей компетенции в подготовке соглашений о разделе продукции;

· подготавливает в установленном порядке предложения о порядке и об условиях взимания платежей за пользование недрами, установлении их предельных размеров, а также об отчислениях на воспроизводство мине­рально-сырьевой базы и их ежегодном распределении между бюджетами разных уровней, принимает в установленном порядке совместно с орга­нами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решения о предоставлении отсрочек, частичном или полном освобождении от пла­тежей при пользовании недрами в случаях, установленных законодатель­ством Российской Федерации;

· обеспечивает проведение геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр на основе, утвер­ждаемых Министерством методик;

· утверждает классификацию запасов полезных ископаемых и на ее основе организует составление и ведение государственного баланса запасов по­лезных ископаемых, устанавливает порядок постановки запасов на госу­дарственный баланс, а также по согласованию с органами государствен­ного горного надзора порядок их списания с государственного баланса;

· обеспечивает функционирование федерального и территориальных фон­дов геологической информации о недрах, а также банка данных по во­просам недропользования, определяет в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации порядок сбора, обработки, хранения и учета геологической информации о недрах и условия ее использования;

· участвует в установленном порядке в принятии решений о выдаче разре­шений на экспорт информации о недрах, а также коллекционных минера­логических и палеонтологических материалов, полудрагоценных камней и изделий из них;

· участвует в подготовке предложений и организации проведения исследо­вательских работ по установлению границ континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, изучению, использованию и охране минерально-сырьевых ресурсом, континенталь­ного шельфа Российской Федерации, принимает участие в международ­ных переговорах по этим вопросам;

· определяет совместно с органами исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области горного надзора региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых;

· организует работы по составлению и изданию в установленном порядке государственных карт геологического, геофизического, геохимического, гидрогеологического, инженерно-геологического, геоэкологического содержания;

· осуществляет подготовку материалов по государственным и поощри­тельным денежным вознаграждениям за открытие и разведку месторож­дений полезных ископаемых, за выявление признаков месторождений полезных ископаемых и в установленном порядке принимает решения по соответствующим видам вознаграждений.

Права и обязанности недропользователей. Законом «О недрах» опреде­лено несколько видов пользования ими в зависимости от целей их предостав­ления. В Законе оговорено, что недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых.

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской дея­тельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если законодательством РФ и законодательст­вом ее субъектов они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами. Пользователями недр для добычи радиоактивного сырья и захоронения отходов и токсичных веществ могут быть только государственные предприятия.

Права и обязанности пользователя недр возникают с момента получения лицензии на пользование недрами. Она является документом, удостоверяю­щим право ее владельца пользоваться участком недр в определенных грани­цах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий.

К основным обязанностям пользователя недрами экологического характе­ра относятся:

· соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного возду­ха, земель, лесов, вод;

· приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования, и др.

К пользователям недрами или привлекаемым ими для пользования недра­ми другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации (и опыта), подтвержденной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятель­ности.

Конституция Российской Федерации, предоставляя право свободного вла­дения, пользования и распоряжения природными ресурсами, в то же время ставит вполне определенное экологическое условие: «если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц» (ст. 36, п. 2).

Основные требования по рациональному использованию и охране недр изложены в разд. III Закона РФ «О недрах». Экологически важными из них являются:

· предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;

· предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на пло­щадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.