КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Право собственности на недра
Первое, с чего следует начинать рассмотрение правового режима недропользования, — это вопрос о собственности на недра. Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы (куда входят и недра) могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Это не означает, что они в обязательном порядке должны находиться в данных формах собственности. Закон «О недрах» решает вопрос о собственности на недра следующим образом. В ст. 1, 2 сказано, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство, и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Что касается прав пользования недрами, то они согласно закону могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собственности. Особо следует сказать о государственном фонде недр, который составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории РФ и ее континентального шельфа. Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории РФ в интересах народов, проживающих на соответствующей территории, осуществляются совместно РФ и ее субъектами. Закон «О недрах» регулирует также порядок добычи общераспространенных полезных ископаемых собственниками, владельцами земельных участков. Они имеют право (по своему усмотрению) в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу этих полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 1.3. Органы государственной власти и государственного управления, регулирующие недропользование, подразделяются на органы общей и специальной компетенции. Систему органов государственной власти и государственного управления недрами общей компетенции составляют: · Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ; · органы государственной власти республик в составе РФ; · органы государственной власти и управления краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; · органы государственной власти и управления автономных образований; представительные и исполнительные органы муниципальных образований (районов, городов, сел и т.д.). Что входит в компетенцию этих органов, детально раскрывается в ст. ст. 3-5 настоящего Закона. Из перечисленных в них функций непосредственно экологическое значение имеют следующие: · введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды; · государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его проведения; · составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых, учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; · участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории, при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков; · введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб окружающей природной среде; · регулирование других вопросов в области использования и охраны недр в рамках соответствующей компетенции. Систему органов специальной компетенции государственного управления недрами составляют: · Министерство природных ресурсов Российской Федерации, которое является органом управления государственным фондом недр, использованием и охраной водного фонда и специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды; · Федеральное агентство по недропользованию, структурное подразделение Министерства природных ресурсов РФ Их полномочия, права, обязанности и порядок работы определяются положениями о каждом из них, утвержденными Правительством Российской Федерации. согласно Положению: · организует и обеспечивает государственное геологическое изучение недр на всей территории Российской Федерации и ее континентального шельфа; · разрабатывает стратегию и основные направления воспроизводства минерально-сырьевой базы с целью удовлетворения потребностей экономики в минерально-сырьевых ресурсах; · осуществляет организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами, организует проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами, в том числе на условиях раздела продукции, осуществляет в установленном порядке выдачу, регистрацию, приостановление действия и аннулирование лицензий на пользование недрами по всем видам минерального сырья включая подземные воды, участвует в пределах своей компетенции в подготовке соглашений о разделе продукции; · подготавливает в установленном порядке предложения о порядке и об условиях взимания платежей за пользование недрами, установлении их предельных размеров, а также об отчислениях на воспроизводство минерально-сырьевой базы и их ежегодном распределении между бюджетами разных уровней, принимает в установленном порядке совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решения о предоставлении отсрочек, частичном или полном освобождении от платежей при пользовании недрами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; · обеспечивает проведение геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр на основе, утверждаемых Министерством методик; · утверждает классификацию запасов полезных ископаемых и на ее основе организует составление и ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, устанавливает порядок постановки запасов на государственный баланс, а также по согласованию с органами государственного горного надзора порядок их списания с государственного баланса; · обеспечивает функционирование федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, а также банка данных по вопросам недропользования, определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок сбора, обработки, хранения и учета геологической информации о недрах и условия ее использования; · участвует в установленном порядке в принятии решений о выдаче разрешений на экспорт информации о недрах, а также коллекционных минералогических и палеонтологических материалов, полудрагоценных камней и изделий из них; · участвует в подготовке предложений и организации проведения исследовательских работ по установлению границ континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, изучению, использованию и охране минерально-сырьевых ресурсом, континентального шельфа Российской Федерации, принимает участие в международных переговорах по этим вопросам; · определяет совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области горного надзора региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых; · организует работы по составлению и изданию в установленном порядке государственных карт геологического, геофизического, геохимического, гидрогеологического, инженерно-геологического, геоэкологического содержания; · осуществляет подготовку материалов по государственным и поощрительным денежным вознаграждениям за открытие и разведку месторождений полезных ископаемых, за выявление признаков месторождений полезных ископаемых и в установленном порядке принимает решения по соответствующим видам вознаграждений. Права и обязанности недропользователей. Законом «О недрах» определено несколько видов пользования ими в зависимости от целей их предоставления. В Законе оговорено, что недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если законодательством РФ и законодательством ее субъектов они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами. Пользователями недр для добычи радиоактивного сырья и захоронения отходов и токсичных веществ могут быть только государственные предприятия. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента получения лицензии на пользование недрами. Она является документом, удостоверяющим право ее владельца пользоваться участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий. К основным обязанностям пользователя недрами экологического характера относятся: · соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод; · приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования, и др. К пользователям недрами или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации (и опыта), подтвержденной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности. Конституция Российской Федерации, предоставляя право свободного владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, в то же время ставит вполне определенное экологическое условие: «если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц» (ст. 36, п. 2). Основные требования по рациональному использованию и охране недр изложены в разд. III Закона РФ «О недрах». Экологически важными из них являются: · предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; · предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 945; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |