Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и система экологического права. Основные этапы развития экологических право­отношений в России. Источники экологического права




Вступление

Мы начинаем изучать предмет "Экологическое право". Цель учебной дисциплины "Экологическое право" заключается в том, чтобы перевести философию выживания на язык правового поведе­ния, уяснить законодательные предписания, проконтролировать их осуществление, принять посильное участие в функционировании природо­охранного механизма. Познав законы природы, совместив их с законода­тельством, выполняя задачу "не навредить", соблюдая свои обязанности - общечеловеческие, челок может многое, но не может остановить прогресс с этих позиций правовая экология нужна всем независимо от возраста, социального положения, места проживания и рода занятия, она всеобще, является актуальной для всех, требует компетентности и конкретных знаний, приложения их на практике.

Учение о взаимодействии общества и природы.

Вся Вселенная, от мельчайших частиц ее и до величайших по раз­мерам небесных тел, находится в вечном процессе возникновения и исчезновения, в непрерывном течении, в неустанном движении и изменении. Это особая сфера материального бытия с ее специфическими законами, существенно отличающимися от законов развития общества, но обуслов­ливающими последние.

Несмотря на всю сложность природной сферы, недостаточный уровень естествознания, наукой был выработан ряд основных положений, касаю­щихся взаимодействия общества и природы и являющихся стратегическими для разработки научно-методологической основы экологического права.

Эти положения можно свести к следующему:

1. Невозможность человеческого бытия без обеспечения оптимальных природных условий.

Любая человеческая деятельность неизбежно сопряжена с взаимодействием с окружающей природной средой; и общество обязано принимать решения с оглядкой на природу.

2. Неизбежность воздействия человеческой деятельности на окружающую среду. Животное только пользуется внешней природой, производя в ней изменения, не затрагивающие ее основ. По подсчетам некоторых специалистов, природа не может выдержать индустриального прессинга более трети века. Поэтому необходимо не только сопровож­дать производственно-хозяйственную деятельность общества охранитель­ными мероприятиями, но и создавать единую программу природоохранительных действий, обязательную для исполнения всем населением страны.

3. Историческая обусловленность взаимодействия общества и природы. В последние десятилетия общество, испытывая все возраста­ющую потребность в природном сырье (древесине, воде, полезных иско­паемых), столкнулось с проблемой ограниченности запасов природных богатств. Например, при нынешних темпах потребления разведанные за­пасы каменного угля будут израсходованы через 100-150 лет, нефти и природного газа - через 300 лет и т.д.

4. Экономическая обусловленность взаимодействия общества и природы. В общественном труде неизбежно проявляется действие объек­тивных экономических законов, переплетающихся с законами природы, вызывая возникновение целого конгломерата экономико-экологических отношений, требующих особого подхода.

5. Природа представляет собой единую систему, а производственные операции замкнуты в рамках ведомств и предприятий. Ведомственное разделение труда, необходимое в производственной сфере, если не вес' плановой согласованной работы в сфере экологопользования, неизбежно наносить вред единой и целостной природе. Поэтому с 1974 г. состав­ляются планы природоохранных мероприятий, которые включаются в систему народохозяйствонного планирования.

Необходимость разработки новой экологической концепции Росси­йской Федерации - ноосферного пути развития - диктуется следующими причинами:

1. До последнего времени в России вообще отсутствовала какая-либо государственная политика в области экологии. Такое положение вещей становится недопустимым в период перехода к рыночным отноше­ниям, когда экологические и экономические интересы вступают в особ острые противоречия.

2. Условия выживания человечества диктуют переход его на ноосферный путь развития - разумно управляемое развитие человека, общества и природы, перехода всего человечества в новую эпоху -ноосферу впервые предсказал академик В.И. Вернадский. Фундаментом ноосферного развития является понимание того, что человек является частью природы и обязан подчиняться ее законам. Переход к ноосферному развитию - единственный путь спасения современной цивилизации от гибели.

3. Существует необходимость приведения норм экологического права Российской Федерации в соответствие с нормами международного права, что предполагает освоение и восприятие российскими наукой и правом наиболее Эффективных международных концепций и идей в области охраны окружающей среды.

4. Основные положения новой экологической концепции РФ должны стать основой для конструктивного взаимодействия органов государ­ственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комп­лексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды.

Они должны явиться базой для разработки долгосрочной госу­дарственной политики, обеспечивающей устойчивое экономическое раз­витие страны при соблюдении экологической безопасности общества.

России необходимо:

а) ориентироваться не на увеличение количества предметов потребления и непрерывный, безудержный рост материальных потребностей, а на функциональность и качество товаров, способных удовлетворить практические и творческие запросы человека;

б) перейти на ресурсосбережение и природовосстановительные технологии, осуществляемые и контролируемые в общепланетарном масштабе;

в) осуществить научную разработку и тщательную корректировку глобальных и региональных хозяйственно-информационных и социально-демографических программ развития, подчинив их задачи сохранения и приумножения богатств биосферы, интересам физического и духовного развития человека;

г) перейти к новому типу управления и регулирования обществен­ных процессов, сделав ставку на всесторонний научный анализ и прог­нозирование, подкрепленные силой нравственной и авторитетной власти

д) развивать процессы взаимодействия и взаимообогащения различных национальных культур и традиций.

Основными приоритетами, призванными обеспечить экологически безопасное и устойчивое развитие экономики и общества в целом, являются:

1. Укрепление системы государственного управления и совер­шенствование методов регулирования в сфере экологопользования и контроля за качеством окружающей среды. При этом должен быть выделен единый государственный орган, ответственный за регулирование экологопользования, координацию действий ведомств, предприятий, органи­заций и учреждений по оздоровлению окружающей среды - Госкомитет РФ по охране окружающей среды.

 

2. Четкое закрепление в законодательстве всех органов, осу­ществляющих государственное регулирование экологопользования и охраны окружающей среды, разграничение сфер их деятельности.

3. Установление ответственности данных органов за неблаго­приятное качество окружающей среды на территории Российской Феде­рации.

4. Комплексный подход к решению вопросов, связанных с охраной окружающей среды, со стороны органов государственного регулирова­ния экологопользования.

5. Организация государственного регулирования экологопользо­вания должна осуществляться с учетом национально-территориального и природно-географического устройства Российской Федерации.

Экологически обоснованное размещение производительных сил, законодательное закрепление обязательных экологических требований и запретов предполагают обязательное проведение государственной

Понятие и сущность экологического права.

Экологическое право - как комплексная отрасль права представ­ляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов, их улучшению, воспроизводству возобновляемых природных ресурсов и охраны окружающей природной среды для удовлетворения жизнеобеспечивающих потребностей общества с учетом интересов настоящего и будущего поколений людей.

Предмет и метод экологического права.

Самостоятельность той или иной отрасли в системе права обычно связывается с наличием специфического предмета правового регулиро­вания.

Под предметом эколого-правового регулирования понимаются те волевые общественные отношения, которые имеют своим объектом охраны и использование окружающей природной среды и ее отдельных объектов в процессе взаимодействия между обществом и природой и урегу­лированы нормами экологического законодательства.

Под методом правового регулирования мы понимаем совокупность закрепленных в юридических нормах способов воздействия на общественные отношения.

Особенным, присущим данной отрасли права методом, считается метод экологизации, направленный на гармонизацию отношений общест­ва и окружающей среды.

Метод экологизации заключается в том, что любой вид экологопользования связан с применением законов природы, а для успешной реализации этого необходимо подчиняться этим законам.

В действующей, системе права используются два основных способа воздействия на поведение граждан - административно-правовое и гражданско-правовой.

Административно-правовой метод используется для обеспечения порядка управления и поэтому исходит из неравного положения сторон, из отношений власти и подчинения.

Гражданско-правовой метод регулирования основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования.

Система экологического права.

Под системой экологического права понимается совокупность институтов, расположенных в определенной последовательности в соответствии с экологическими закономерностями.

Система экологического права состоит из двух основных частей общей и особенной.

I Общая часть

а) правовой статус природных ресурсов;

б) правовой механизм ООПС;

в) государственное управление и контроль в области экологопользования и охраны окружающей среды;

г) эколого-правовая ответственность.

2. Особенная часть

а) правовой режим использования и охраны отдельных объектов природы (земли, недр, вод, лесов и т.д.);

б) правовой режим особой охраны;

в) правовой режим ООПС городов и др. населенных пунктов;

г) экологические требования в промышленности, с/х, энергетике и на транспорте;

д) охрана курортных и лечебно-оздоровительных зон.

3.Специальная часть

Посвящена вопросам международного сотрудничества в области ООПС.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.