![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экологические права и обязанности граждан и иных субъектов. Государственное экологическое управление
Понятие и виды экологических прав человека Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой. По уровню правового регулирования эти права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды. Основные права часто называются конституционными и фундаментальными. В Российской Федерации они закреплены Конституцией, а также международно-правовыми документами по правам человека, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. К международным документам относятся, в частности. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.). Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.). Европейская социальная хартия (1961 г.). Так,основными конституционными являются право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Перечень прав дается в гл. 2 Конституции РФ. Закон РФ «Об охране окружающей среды» только закрепил право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, но и предусмотрел ряд важных полномочий граждан, способствующих обеспечению его защиты. В частности, он предоставил гражданам право: а) создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды; б) принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, петиция, референдумах по охране окружающей природной среды, излагать свое мнение, обращаться с письма ми, жалобами, заявлениями по вопросам охраны окружающее природной среды, требовать их рассмотрения; в) требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране; г) требовать в административном или судебном порядке отмен решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, атака возмещения экологического вреда; д) ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещен вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями (ст. 11). Ряд существенных прав граждан в области охраны окружающей среды установлен иными законодательными актами России так, по Закону РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 5) граждане имеют право: - на благоприятную среду обитания (включая окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или используемую продукцию народного хозяйства), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущих поколений; - на своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за собой возникновение массовых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний и отравлений людей, а также профессиональных заболеваний; - при обращении на предприятия и в организации — на получение от них в пределах их компетенции полных и достоверных сведений: а) о состоянии среды обитания и здоровья населения, эпидемиологической обстановке, действующих санитарных правилах; б) о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и их результатах; в) о качестве выпускаемых товаров народного потребления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды; - непосредственно или через своего представителя, или через общественные объединения участвовать в разработке, обсуждении и принятии органами государственной власти и управления решений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В системе экологических прав граждан можно выделить прав на природопользование, т.е. на использование природных ресурсе для удовлетворения разнообразных потребностей человека — экономических, оздоровительных, рекреационных, эстетических, научных, культурных. Права граждан на природопользование регулируются природоресурсными актами законодательства —Земельным. Водным, Лесным кодексами, законами «О недрах», «животном мире» и др. Таким образом, объем и содержание экологических прав граждан, предусмотренных в Конституции РФ, не только соответствует объему этой разновидности прав, содержащихся в специальных международных конвенциях и иных документах, но и устанавливает более широкие права граждан в области охраны окружающей среды. Право на благоприятную окружающую среду Это одно из основных естественных прав человека. Оно, как и право на жизнь, признанное ст. 20 Конституции России, — право, данное самой природой. Право каждого на благоприятную окружающую среду, как и право на жизнь, впервые закреплены в России в Конституции 1993 г. Как отмечалось выше, на международном уровне право на жизнь было закреплено во Всеобщей декларации прав человека, а позже и в Международном пакте о гражданских и политических правах. В той части, в какой право на жизнь связано с охраной природной среды, оно может защищаться способами и средствами, предусмотренными законодательством о защите экологических прав граждан. Право на жизнь объективно будет обеспечиваться, и защищаться посредством обеспечения реализации и защиты права наблагоприятную окружающую среду. Благоприятная окружающая среда означает также способность удовлетворять эстетические и другие потребности человека, сохранять видовое разнообразие. Поддержание благоприятного состояния окружающей среды с целью удовлетворения этих потребностей и сохранения способностей природы обеспечивается созданием и регулированием режима особо охраняемых природных территорий и объектов, рекреационных зон и иных территорий. Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в законодательстве об окружающей среде критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (не загрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства. Право на благоприятную окружающую среду — одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни. Другие экологические права граждан — требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, — предусмотренные Конституцией РФ и иными законами, по существу, служат средствами реализации права на благоприятную окружающую среду. В Российской Федерации соблюдение права на благоприятную окружающую среду должно обеспечиваться в рамках экологической функции государства и природоохранительной деятельности природопользователей на основе последовательного осуществления системы правовых, организационно-управленческих, технических, хозяйственных, научных, воспитательных и иных мер по охране природы и рациональному природопользованию.
Понятие и общая характеристика экологического управления Управление как социальное явление представляет собой процесс упорядочения каких-либо отношений для достижения определенных целей. В зависимости от классификационных признаков существует несколько видов управления. По направлениям деятельности различают политическое, социально-экономическое, экологическое управление. Управление также выступает в виде государственного, муниципального, общественного управления, управления в хозяйствующих субъектах (производственное управление). Государственное и муниципальное виды управления близки по своей природе, поскольку, во-первых, их можно объединить понятием публичного управления (властного, действующего в интересах большинства населения, проживающего на определенной территории) и, во-вторых, органам местного самоуправления передан ряд функций государственного управления, что само по себе не позволяет противопоставлять эти два вида управления. Роль и значение государственного управления в жизни общества трудно переоценить, поскольку государство, государственность (а наличие государственного управления есть неотъемлемая черта государства) «остаются пока единственным всеобъемлющим арсеналом средств организационного воздействия на упорядочение социальных процессов, на постановку целей и реализацию механизмов их достижения». Государственное экологическое управление, являясь составной частью государственного управления социально-экономическим развитием страны, а в идеале и его коррелятором, в то же время обладает рядом специфических черт. Как и любой иной вид социального управления, государственное экологическое управление характеризуется в первую очередь наличием объекта и субъектов управленческой деятельности, содержанием (функциями), формами и методами его реализации. Государственное экологическое управление представляет собой процесс воздействия на общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы, имеющей своей задачей их упорядочение, координацию и развитие для достижения определенных целей — поддержания оптимального состояния окружающей среды, ее оздоровления, рационального использования природных ресурсов и в конечном счете создания благоприятных условий для жизнедеятельности людей. Объект государственного экологического управления должен рассматриваться через призму объекта экологического права как отрасли права и применительно к исследуемому институту включать те общественные отношения, в которых участвуют субъекты управления, — имущественные отношения, возникающие при предоставлении природных объектов в пользование или собственность; отношения в области природопользования, поддержания качества окружающей среды, ликвидации последствий антропогенной деятельности и негативных природных явлений; некоторые отношения, связанные с применением мер юридической ответственности. Субъектами государственного экологического управления, т. е. органами, наделенными административно-властными полномочиями, выступают органы исполнительной власти, а в некоторых случаях и органы местного самоуправления. Содержание данного вида деятельности представлено функциями — направлениями деятельности, реализуемой субъектами государственного экологического управления. Под формами государственного управления понимается внешнее выражение деятельности субъектов управления. Они подразделяются, например, на правовые и неправовые (организационные). Формы государственного управления представляют собой нормативные правовые акты и акты индивидуального характера. По содержанию они могут быть процессуальными и материальными. Их делят также на коллегиальные и индивидуальные; регулятивные и правоохранительные; императивные и диспозитивные. Под методами государственного управления имеются в виду способы управленческого воздействия или средства реализации функций исполнительной и распорядительной деятельности для достижения управленческого результата. Как правило, их делят на экономические и внеэкономические. В основе государственного экологического управления лежат общеправовые принципы, принципы, присущие системе государственного управления социально-экономическим развитием, а также специфические принципы, вытекающие из объективных законов развития общества и природы и учитываемые при организации процесса управления. К принципам экологического управления относятся также иные принципы, предусмотренные ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», например принцип научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды и др. К специфическим принципам охраны окружающей среды и управления данной областью общественных отношений относится принцип учета природных условий. Он иногда выступает в виде экосистемного принципа, суть которого заключается в том, что для некоторых природных объектов устанавливается система государственного управления с учетом их географического расположения (по водным бассейнам, крупным месторождениям полезных ископаемых и т. д.). Муниципальное экологическое управление представляет собой деятельность органов местного самоуправления в пределах полномочий, установленных законодательством, причем их объем зависит от вида муниципального образования. Так, ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения относит организацию мероприятий по охране окружающей среды и полномочия в области обращения с отходами производства и потребления. Общественное экологическое управление основывается на принципах, закрепленных в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Это принцип обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды наряду с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами общественных и иных некоммерческих объединений, а также принцип участия граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды. Их права и обязанности при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды предусмотрены ст. 12 названного Закона, другими законодательными и подзаконными актами, уставами указанных общественных формирований. Производственное экологическое управление основывается на принципе, закрепленном в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», — обязательности участия, в том числе юридических лиц, в деятельности по охране окружающей среды. Юридические лица как основная и наиболее многочисленная группа субъектов права природопользования в первую очередь обязаны соблюдать требования по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, содержащиеся в экологическом законодательстве. Из смысла п. 2 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует, что ряд субъектов хозяйственной и иной деятельности обязаны создавать собственные экологические службы, а также возлагать соответствующие обязанности на отдельных работников.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |