Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лабораторный практикум




Разделы дисциплин и виды занятий

Содержание разделов дисциплины

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции:

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7).

Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности:

- способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

Специальные компетенции:

- способность к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка (СК-1);

- способность выделять и анализировать единицы разных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций (СК-2);

- владение основными понятиями о функциях языка в обществе, языковых универсалиях и законах (СК-3);

- способность ориентироваться в дискуссионных вопросах языкознания и этапах его развития (СК-5);

 

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- предмет, задачи, методы исследования фонетической стороны языка;

- основные лингвистические понятия и термины науки фонетики

уметь: применять полученные знания на практике

владеть: основными методами приемами лингвистического (фонетического) анализа языковых явлений.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц.

Вид учебной работы Всего часов Семестр  
 
Аудиторные занятия (всего)    
В том числе:    
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ)    
Консультации    
Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)    
В том числе:    
-подготовка к практическим занятиям; -написание аннотации на аудиолекцию; -подготовка фрагмента урока по теме; -подготовка к викторине; -конспектирование научной литературы; -подготовка к коллоквиуму -подготовка к контрольной работе; -подготовка к тестированию; - подготовка к терминологическому диктанту; -подготовка к дискуссии на научную тему    
Вид промежуточной аттестации (экзамен)    
№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
МОДУЛЬ №1. ФОНЕМНО-ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ЯЗЫКА (4 ЗЕ)  
Раздел 1. Акустико-артикуляционный аспект изучения звуковых единиц ДЕ №1. Предмет фонетики. Задачи фонетики как раздела языкознания.Общая, описательная, сопоставительная и историческая фонетика. Экспериментальные методы изучения фонетики. Фонетические единицы и основные аспекты их изучения. Сегментные и суперсегментные единицы. Фонетическая транскрипция. Правила транскрибирования гласных и согласных звуков. Транскрипция в объеме школьной программы по фонетике. ДЕ №2. Принципы артикуляционной и акустической характеристики звуков. Органы речи и их функционирование. Сравнительная характеристика гласных и согласных звуков. Характеристика гласных по степени подъема языка, по зоне образования и по наличию / отсутствию лабиализации. Характеристика согласных по участию в их образовании голоса и шума, по месту и способу образования, по наличию отсутствию палатализации. Характеристика согласных звуков, предусматриваемая школьной программой
Раздел 2. Характеристика суперсегментных единиц   ДЕ№1. Слог и слогораздел в русском языке. Экспираторная теория слога. Сонорная теория слога. Динамическая теория слога. Разновидности слогов. Закон открытого слога. Слогораздел. Законы слогоделения в современном русском языке. Вопрос о слоге и слогоразделе в школьной программе ДЕ №2. Ударение. Фонетическая природа ударения. Место ударения в слове. Клитики. Слабое ударение. Побочное ударение. Фразовое, тактовое и логическое ударение. ДЕ №3. Интонация. Типы интонационных конструкций.
Раздел 3. Функциональный аспект изучения звуковых единиц ДЕ №1. Фонологическая система языка. Понятие фонемы Конститутивные и переменные признаки фонем. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Сигнификативная и перцептивная функции фонем. Архифонема. Гиперфонема. Понятие сильной и слабой позиции согласной фонемы. Состав и система согласных фонем в современном русском языке. Понятие сильной и слабой позиции гласной фонемы. Состав и система гласных фонем в современном русском языке. Фонематическая транскрипция. Основные фонологические концепции. Концепция фонемы Бодуэна де Куртенэ. Московская фонологическая школа. Ленинградская (С-Пб) фонологическая школа. Концепция Н.С. Трубецкова. ДЕ №2. Фонетические чередования.Общая характеристика фонетических процессов. Ассимиляция. Диссимиляция. Редукция. Аккомодация. Коартикуляция. Диэреза. Законы сочетаемости звуков. Позиционные и непозиционные чередования.
Раздел 4. Орфоэпическая система русского языка ДЕ №1. Орфоэпия как раздел языкознания. Понятие орфоэпической нормы. Нормы современного русского литературного произношения в области гласных и согласных звуков. Орфоэпические нормы отдельных грамматических форм. Орфоэпические нормы заимствованных слов. Вопросы орфоэпии в школьной программе Современные акцентологические нормы. Тенденции развития.
МОДУЛЬ №2 ГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА. ОРФОГРАФИЯ (1 ЗЕ)
Раздел 1. Графические средства языка. ДЕ №1. Графика как раздел языкознания. Буквенные и небуквенные графические средства. Фонематический принцип графики. Позиционный (слоговой) принцип графики. Обозначение на письме фонемы <j>. Обозначение на письме твердости/мягкости согласных. Значения букв. Школьный фонетический анализ слова.
Раздел 2. Орфография. ДЕ №1. Орфография как раздел языкознания. Орфограмма. Передача буквами фонемного состава слова. Фонематический принцип русской орфографии. Морфематический (морфологический) принцип орфографии. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания. Основные разделы русской орфографии и их содержание. Слитные, раздельные и дефисные написания слов. Употребление прописных и строчных букв. Перенос Перенос части слова на другую строку. Графические сокращения. Сведения из истории русской графики и орфографии. Графика и орфография русского языка допетровского периода. Орфографическая реформа Петра 1. Реформа русского правописания 1917-18 г.г. «Правила русской орфографии и пунктуации» 1956 г. и перспективы их совершенствования. Проект реформы орфографии 2002 года.

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ. зан. Конс.. СРС Использов. интеракт. форм (ч.) Всего
1. Акустико-артикуляционный аспект изучения звуковых единиц         Коллоквиум  
2. Характеристика суперсегментных единиц            
3. Функциональный аспект изучения звуковых единиц         Аудиолекция  
4. Орфоэпическая система русского языка         Социоанкетирование, прогнозирование  
5. Графические средства языка.           Коллоквиум  
6. Орфография.         Дискуссия  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.