Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Теоретический материал. Тема: Предмет и задачи фонетики




МОДУЛЬ 1. ФОНЕТИКА. ФОНОЛОГИЯ. ОРФОЭПИЯ.

РАЗДЕЛ 1. АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВЫХ ЕДИНИЦ

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Предмет и задачи фонетики.

Продолжительность 2 часа

Цель занятия:

1. Сформировать понятие о фонетической системе языка.

2. Познакомить с методами исследования звуковой стороны языка.

 

1. Предмет и задачи фонетики.

2. Понятие о системе.

3. Методы исследования звуковой стороны языка.

Ответьте на вопросы:

1. Что является критерием для выделения любой научной дисциплины?

2. Можно ли считать фонетику научной дисциплиной?

3. Что является объектом изучения фонетики?

4. Можно ли изучать звуки вне системы? Что такое система?

5. Какие задачи решаются лингвистами на фонетическом уровне?

6. Каковы методы исследования звуковой стороны языка? (конспект №1)

 

К шестому вопросу напишите конспект и подготовьте сообщение, используя материал следующих учебных пособий:1) Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. - М., 1976.С.45-59; 2) Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. - М., 1998; 3) Зиндер Л.Р. Общая фонетика. - М., 1987.

Литература к занятию:

1. Современный русский язык: теория, анализ языковых единиц в двух частях / Под ред. Е.И. Дибровой. Ч.1 - М., 2006. - С.16-17; 20-22; 25.

2. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. - М., 2004. С.288-291.

3. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фонетика. - М., 2004. С.16-28.

4. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. - М., 1976. С.45-59.

5. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. - М., 1998.

6. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. - М., 1987.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Членение потока речи: сегментные единицы. Фонетическая транскрипция.

Продолжительность 2 часа

Цель занятия:

1. Выявить единицы речевого потока.

2. Сформировать навыки фонетического транскрибирования текста.

 

I. Теоретический материал

1. Фраза с точки зрения фонетической формы.

2. Речевой такт, или синтагма.

3. Фонетическое слово.

4. Звук. Основные аспекты звука:

а) акустический – высота, сила, длительность, тембр, тоны, шумы.

б) артикуляционный – понятие об артикуляции, речевом аппарате, его устройстве и функции отдельных частей;

в) функциональный – звук и значение;

г) перцептивный – звук с точки зрения слушающего;

д) стилистический – звук как изобразительное средство.

5. Основные правила фонетической транскрипции.

 

II. Практические задания:

1. Анализ текста.

 

Увалы хищной тишины, шатанье сумерек нетрезвых,–

Но льдин ножи обнажены. И стук стоит зелёных лезвий.

Немолчный, алчный, скучный храп, тоскливый лязг и стук ножовый,

И сталкивающихся глыб скрежещущие пережёвы.

(Б.Пастернак «Ледоход»)

 

Выполните задания по тексту:

– затранскрибируйте текст,

– обозначьте фразы, такты, фонетические слова;

– выявите функциональные признаки звука;

– определите стилистическую функцию звука.

 

*2. Выполните упражнения № 1, 6, 7, 11 из сборника под ред. В.А. Белошапковой «Современный русский язык». Сборник упражнений. – М.: Высшая школа,1990.

 

Литература к занятию:

1. Современный русский язык: теория, анализ языковых единиц в двух частях / Под ред. Е.И. Дибровой. Ч.1 - М., 2006. - С.32-34, 34-35, 64-65.

2. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. - М., 2004. - С.303-305, 305-307.

3. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фонетика. - М., 2004. - С.29-34.

4. * Современный русский язык. Сборник упражнений /Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Высшая школа,1990.

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

Тема: Классификация гласных и согласных звуков

Продолжительность 2 часа




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.